Монастырское: иллюзии и реальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монастырское: иллюзии и реальность.



 

В жизни всякого человека периодически возникают моменты или даже весьма продолжительные периоды эмоционально-коммуникативного пресыщения. Профессиональная или бытовая вынужденность к непрестанному общению с ближними особенно чревата различными огорчениями, накоплением эмоциональной напряженности, и, наконец, появлением у человека сильного желания и намерения кардинально изменить свой образ жизни: уединиться, заняться простым физическим трудом, заняться чтением духовной литературы...

Если со временем эти кризисные ощущения и размышления не прекращаются, то человек переходит к более практическому осмыслению своих устремлений. Так возникают мысли о возможном уединении в монастыре.

 

Для людей, никогда в монастырях не бывавших, свойственны несколько важных типичных ошибочных умозаключений.

 

1. Якобы монастырь - это место уединения.

2. Якобы монастырь - это наилучшее место для душевного и физического успокоения и восстановления.

3. Якобы монастырь - это наилучшее место для интенсивного неограниченного духовного возрастания.

4. Якобы монастырь - это место пребывания духовно совершенных высоконравственных высококультурных людей.

5. Якобы монастырь - это место независимое и непричастное к порочному внешнему миру.

6. Якобы в любом монастыре (куда б нам только не захотелось прийти) монахи и настоятели нас ждут с величайшим нетерпением.

7. Якобы ИМЕННО монастырский образ жизни - единственно правильный и благословленный богом.

 

  Какова же реальность?

 

1. Обычно, монастыри - это места компактного проживания больших групп людей. И проживание это связано с необходимостью постоянного и тесного (интенсивного, вынужденного, иногда круглосуточного) общения. Большинство монастырей располагается в городах, в местах, где проходят насыщенные миграционные потоки. Даже в периферийных монастырях движение сторонних людей не ослабевает чуть ли не круглый год. Паломники, кающиеся прихожане, строители, просители, нищие, увечные, специалисты-ремонтники... Не редкость, например, когда по человеческому наполнению двора и помещений невозможно сразу определить, какой это монастырь: мужской или женский.

 

Обрести возможность цивилизованного абсолютного уединения в монастыре - это почти фантастика. Нецивилизованное абсолютное уединение (анахоретство) - это путь богопротивного неизбежного истязания тела и минимизации возможностей к духовному саморазвитию. При абсолютном уединении человеку для обеспечения элементарных физиологических потребностей приходится затрачивать в разы больше сил и времени нежели при общественном способе жизни. И даже после этого (после чрезмерной затраты сил и времени) человек не застрахован от частичного иждивенчества, что также противоречит божьей воле.

Абсолютное уединение в перспективе неизбежно сталкивается с проблемой старости, возникновения хронических болезней, немощности. Правомерно в этом плане задаться вопросом: а не является ли старческое абсолютное уединение способом слегка замедленного самоубийства? Всякий анахорет сознательно сокращает длительность своей жизни. А как же это иначе назвать, если не самоубийством?

 

2. Монастыри - уставные (режимные) учреждения. Жизнь в монастырях подчинена весьма строгому дневному и годичному распорядку. Каждая минута жизни монахов расписана и никто из них не вправе распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. Служебно-молитвенная и хозяйственная деятельность в монастырях часто имеет круглосуточный распорядок. Интенсивность и обязательность распорядка, вынужденность непрестанно общаться с ближними часто приводит к таким же ссорам, огорчениям и эмоциональной перенапряженности, как это происходит и в миру. Человеки ведь везде остаются человеками... грешными, несовершенными...

 

3. Все монастыри - учреждения с четкой конфессиональной принадлежностью. В основе духовных занятий монахов - совершенно определенные релегиозно-культовые текстовые кодексы, вероучения, догматы, каноны. Никому из членов монастырского сообщества не позволено выходить за пределы этих норм. Никто вам в монастыре не позволит изучать, скажем, творчество Льва Толстого или нечто подобное. А потому всякий прежде рвавшийся в монастырь за духовным совершенствованием то и дело вынужден будет наталкиваться на всякие утверждения, с которыми он согласиться никак не сможет. Например, в любом христианском монастыре потребуется читать в Библии книгу Исайи:

 

... И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой... (Ис. 34:14)

 

И эти библейские утверждения послушник или же монах обязаны называть святыми и пророческими. А пророки, как известно, это глашатаи воли божьей на земле. Подобное - прийдется принимать как божью истину и еще и заучивать наизусть. Хорошенькое совершенствование, не правда ли?

 

4. Вне всякого сомнения, что в монастырях также пребывают и люди высоко духовные и глубоко верующие. Но значительная часть теперешнего контингента - это люди, оказавшиеся там по безысходности. Домов для престарелых не хватает, психиатрические лечебницы либо переполнены, либо плохо финансируются, в учреждения для бездомных лучше не попадаться... Куда всем этим нужденным идти? Малограмотные, грубые, нечистоплотные, увечные, лукавые, старики, молодежь с поврежденной психикой... Безусловно, что к каждому человеку необходимо относиться с уважением, с любовью, но... Для того, чтобы проявлять уважение и любовь - нужно иметь физические и духовные силы. Если же человек сам ослаблен, пребывает в состоянии духовно-эмоционального кризиса, то идти в монастырь для укрепления своего духа и тела не стоит.

 

5. Монастыри - это составные части церквей (религиозных сообществ). Многие церковные сообщества являются глубоко интегрированными в мирскую жизнь: в политику, в экономику, торговлю, в деятельность спецслужб. Церковные иерархи господствующих ныне конфессий часто вовлекаются в предвыборные компании, занимаются политической агитацией, лоббируют принятие тех или иных законопроектов, участвуют в межконфессиональных имущественных войнах или коммерческих сомнительных операциях, организовуют производства алкогольных напитков и т.д. Возникает вопрос: а кто создает политическую значимость предстоятеля монастыря или церкви? Разве не свита делает короля? Разве не распределяется винА за неблаговидную и греховную активность иерархов на всех прихожан церкви или на всю монастырскую братию? И что же там за праведность в пастве, если пастырь негодный?

 

6. Многие монастыри создаются и существуют для выполнения совершенно конкретных целей. Например, в монастырях нередко размещаются специализированные учебные заведения, которые готовят будущих церковнослужителей. Если вам вдруг захотелось стать членом некоего монастырского сообщества, не надейтесь на то, что вас там обязательно встретят с распростертыми объятиями. Причин и поводов для отказа у монастырей всегда может быть более чем достаточно. Несоответствующий возраст, невладение языком, незнание основ вероучения, отсутствие рекомендаций... Такая вот картина. В одних монастырях собирается (мягко говоря) не очень высокодуховный контингент, а в иные - невозможно попасть.

 

7. В текстовой основе христианства не содержится никаких указаний, которые бы объясняли возникновение и развитие монастырей. Для многих христиан, вероятно, интересно было бы узнать, что в Библии отсутствуют даже упоминания таких слов, как "монах", "монастырь", "инок", "послушник", "игумен" и т.д. Вместе с тем, Библия содержит множество указаний, разъяснений и даже заповедей, которые прямо касаются, например, проблемы создания семьи и регулирования семейных отношений.

 

Несмотря на такое последовательное замалчивание монастырской темы Библией, идея формирования больших самодостаточных людских сообществ на основе духовного единения является чрезвычайно прогрессивной и перспективной. Опыт монастырской жизни привнес и привносит в дело совершенстовавания этой идеи немалую лепту.

 

 

МОНОПОЛИЯ.

Монополия - состояние некой сферы человеческой жизнедеятельности, при котором один или два-три субъекта (явления) приобретают в этой сфере всю полноту специфического влияния. На сегодняшний день в религиозной сфере на отдельных территориях и в рамках человеческого сообщества в целом наблюдается явно выраженная монополия определенных религиозных субъектов и вероучений. Монополизм в религиозной сфере может проявляться, как монополизм естественный (устанавливающийся в условиях полной постоянной свободы выбора) так и мнополизм противоестественный (устанавливающийся в условиях отсутствия полной постоянной свободы выбора). В современном мире и в прежние века противоестественные монополии в религиозной сфере часто устанавливались при протекционистской политической, этно-политической, военной, административной, информационной и финансовой поддержке со стороны нерелигиозных (мирских) лиц, предприятий, организаций, государств и надгосударственных институций, которые проявляли протекционизм для достижения своих часто нерелигиозных целей.

 

 

МУДРОСТЬ.

Мудрость - свойство души, проявляющееся в сравнительно высоком уровне развития умственных, чувственных и волевых способностей человека.

Мудрость в человеках проявляется как синергия разума, культуры чувствования и воли; как синергия человеческого и божьего.

Мудрость возникает в познании трех сущностей: божьей, дьявольской и человеческой.

Мудрость - свойство души, проявляющееся в гармоническом сочетании истинной веры и истинных знаний.

Мудрость возникает в познании добра и зла.

Мудрость достигается глубоким и всесторонним познанием окружающей среды, земной и вселенской реальности.

Мудрость человеками достигается в результате многолетних усилий.

Без индивидуальных целенаправленных усилий (равно как и без божьего благословения и содействия) мудрость человеками не обретается.

Обретенная мудрость - знак божьего благоволения к человеку, результат сотворчества человека и бога, но не случайный дар свыше.

Бог не столько дарует мудрость, сколько благословляет человеков на ее обретение.

Без мудрости не случается ни значимых побед над грехом, ни истинной любви к ближнему.

Кто стремится к приобретению мудрости, тот стремится к жизни вечной.

Мудрость - это особое проявление божьей сущности в человеке.

Обычно, о мудрости отдельного человека идет речь, когда уровень его познаний, уровень его способностей к чувственному восприятию и его волевые качества заметно превосходят соответствующие познания и способности иных людей.

Страх перед богом не является основой человеческой мудрости. Прежде страха божьего в человеках возникает вера в бога, и именно она открывает человекам путь к мудрости. Вера в истинного бога и есть путь к мудрости и жизни вечной.

Без веры в истинного бога человекам открыты лишь сферы знания, но не мудрость.

Словосочетанием "житейская мудрость" обычно называют: 1) способность человеков приспосабливаться к условиям жизни в греховном сообществе (часто вопреки и с нарушением духовных истин и заповедей); 2) социально-бытовые аспекты человеческого опыта.

 

 

МЫШЛЕНИЕ - см. РАЗУМ.

 

 

НАДЕЖДА – см. ОПТИМИЗМ.

 

 

НАКАЗАНИЕ БОЖЬЕ – см. СТРАДАНИЯ, БОГ, БОЛЕЗНЬ, ЛЮБОВЬ.

 

 

НАУКА И РЕЛИГИЯ – см. ЯЗЫК РЕЛИГИИ.

 

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ В РЕЛИГИИ – см. РЕЛИГИЯ.

 

 

НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ – см. АГРЕССИЯ.

 

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ – см. ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ.

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – см. ПУТЬ К БОГУ.

 

 

ОГОРЧЕНИЯ – см. СТРАДАНИЯ, ПРОЩЕНИЕ.

 

 

ОДИНОКОСТЬ ДУХОВНАЯ – см. БОГОИСКАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.

 

 

ОПТИМИЗМ.

Оптимизм и надежда - понятия во многом совершенно различные. Оптимизм это мировидение, согласно которому и существующий мир, и его будущее - прекрасно. Но для всякого умудренного опытом человека очевидно, что существующий ныне мир - порочен, погряз в грехе и находится во власти дьявола. Да не нужно-то и особо мудрым быть, чтобы не замечать зловонных язв этого мира. А потому, оптимизм - это ни что иное, как реальность (ожидаемая реальность), искаженная в кривом зеркале индивидуального разума.

 

Надежда - это нечто иное, почти не зависимое от действительности и связанное исключительно с перспективой. Это нечто неотъемлемое в жизни всякого человека. Присутствие надежды в человеке, как правило, не зависит даже от него самого. Человек надеется пока живет. Надежды - таинственный источник человеческой воли. Надежда всегда свободна, и всегда деликатна. Она ничего не утверждает, не прогнозирует, не искажает, не требует, не топает угрожающе ножкой, а лишь подсказывает путь, стимулирует к деятельности и наполняет нас силами. В надеждах сокрыты стремления каждого к чему-то лучшему, светлому, более совершенному. Однако, следует признать, что надежда не различает добра и зла. Она содействует и в добродеяниях, и в злодеяниях. И злодеи ведь надеются на благополучное (безнаказанное) свершение своих бесчинств и преступлений. Иначе бы никогда не решались на злодеяния. Надежда, как солнце - согревает всех и каждого. Надежда, как солнце, могущее созидать и разрушать. А потому надежда требует непрестанного контроля за собой со стороны разума и веры.

 

В соотношении оптимизма и надежды наблюдается закономерность: Все оптимисты надеются, но не всякий хранящий надежды - оптимист.

 

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ – см. ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ.

 

 

ОТКРОВЕНИЕ.

Путь познания бога посредством познания его проявлений в деяниях духа святого, как внутри человека (в душе) так и вне человека (в окружающем мире), следует называть восприятием откровения божьего.

Откровение божье - это открытие богом для человеков божьих истин и божьей воли в простой форме, доступной для ясного понимания всяким взрослым человеком. Истинное откровение не бывает туманным и многозначным, не представляется в виде сложносимволических образных наслоений, которые можно истолковывать как кому захочется.

Если предположить, что отдельные туманные изъяснения в культово-религиозных источниках являются откровениями божьими, тогда следует признать, что либо бог неспособен доносить до человеков необходимые истины и знания по причине своего (божьего) несовершенства, либо бог, не желая в действительности открывать людям свои истины, морочит людям головы. (???) Учитывая несуразность данного предположения, приходим к убеждению в том, что истинное божье откровение всегда доступно для однозначного четкого понимания. Божья воля в том, чтобы и в материальном мире, и в сознании человека был порядок, была четкость и ясность. Всякий же смысловой хаос, всякое туманное словоблудие - не от бога!

Относительная истинность откровения, воспринятого посредством индивидуального религиозного опыта, приближается к абсолютной истинности в познании коллективного религиозного опыта.

 

 

ОДЕРЖИМОСТЬ.

1. Одержимость - состояние человеческой души, при котором вся она пребывает под властью духа дьявола. Основным признаком одержимости является патологическая постоянная потребность человека в совершении злодеяний.

В отличие от психических заболеваний одержимость не бывает врожденной (наследственной), но только приобретенной.

Противоположное значение - ПРАВЕДНОСТЬ.

2. Одержимость - чрезмерная увлеченность чем-либо.

 

 

ОСУЖДЕНИЕ.

 

«...Не судите, да не судимы будете».

 

О, да! Как велико в человеках желание остаться безнаказанными.

Но увы... От суда божьего нет укрытия. Да и земного (людского суда) не всегда удается избегнуть даже самым верным слугам дьявола.

Так что ж? Какой вывод? Судить всех напрополую без зазрения совести?..

Ко всяким рекомендациям (в том числе библейским) следует относиться рассудительно. Никогда не следует впадать в экстаз буквального трактования многозначных красивых выражений.

Красивых выражений много, а жизнь земная, за которую нам надлежит нести личную ответственность - одна.

Всякое злодеяние должно осуждаться верующими. Речь, конечно, не идет о том, чтобы сообщество верующих занималось строительством т. н. мест лишения свободы и запроториванием всех совершивших злодеяния в некие резервации. В замыслах божьих строительство тюрем не предусмотрено. Всякому злодею нужно разъяснять сущность его злодеяния, оказывать ему всяческое содействие в отыскании пути к искреннему раскаянию. Раскаявшийся человек уже и сам понимает то, что он обязан каким-то образом искупить свой грех. Искренне раскаявшийся и сам себя осуждает.

От всякого упорствующего в своей греховности верующим следует отстраняться.

Но это не все. Зная о том, что кем-то совершено злодеяние, и что оно осталось безнаказанным, что за ним не последовало искреннее раскаяние, всякий верующий должен активно способствовать восстановлению божьей справедливости и недопущению последующих злодеяний. Осознанное бездеятельное допущение верующим совершения злодеяния есть грех. Никакую трудную и неприятную обязанность человек не должен перекладывать на бога, если имеет достаточно сил и возможностей для ее самостоятельного надлежащего исполнения.

 

 

ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВЫЕ – см. СЕМЬЯ.

 

 

ПЕЧАЛЬ – см. СТРАДАНИЯ.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНИ – см. БУДУЩЕЕ.

 

 

ПЛОТЬ = ТЕЛО - см. ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.

 

 

ПОЛИТИКА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.251 (0.06 с.)