Тема 11. Древняя философия индии и китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Древняя философия индии и китая



(2 часа)

 

1. Своеобразие философской мысли в Древней Индии иотличительные особенности от западной философской традиции.

2. Самобытность философии Древнего Китая. Основные направления философской мысли: даосизм и конфуцианство.

 

 

Темы рефератов

1. Аюрведа как философия и врачевание.

2. Особенности древнекитайского мировоззрения и медицина.

 

 

Вопрос 1. Связь философии и религии в древнеиндийской традиции. Интровертированность мышления и особый тип философствования. Идея Абсолютного начала, идея перерождения душ - Сансара, доктрина космического нравственного закона – Кармы, проблема Бытия – Небытия.

Вопрос 2. Мировоззренческий характер философии даосизма. Понятие и понимание Дао, специфика определения (парадокс мысли Лаоцзы): «Если Дао могут высказать, Дао не является незыблемым… Безымянность – вот начало Неба и Земли», «Это вид невидимого, образ отсутствия вещей. Оно расплывчато, неясно. При встрече с ним не видят его спереди, а следуя за ним, не видят сзади». Дао и человек: «человек – это одна из десяти тысяч вещей», «самая ценная вещь из тьмы вещей». Понятие «дэ» и принцип «у-вэй» (принцип недеяния) как основание познания Дао: «Тот, кто не заботится о том, чтобы жить, мудрее того, кто ценит жизнь», «К Дао приходят не сами и это относится к невозможному; утрачивают его тоже не сами, но это относится к возможному».

Социально-практический характер философии конфуцианства (проблема жизненных устоев общества, проблема гармоничного существования человека в обществе). Социальная этика и учение о совершенном человеке. Место и значение ритуала в социальной практике и человеческой жизни.

 

 

Основная учебная литература

1. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.,2003.

2. Соколов В.В. Историческое введение в философию.

3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. 

 

Дополнительная литература

1. История философии. Запад – Россия – Восток. Т.1.М., 1996.

2. Конфуций. Беседы и суждения. СПб.,1999.

3. Лаоцзы. Обрести себя в Дао. Любое издание

4. Аюрведа. Любое издание.

5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1996.

6. Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1991.

7. Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности//Вопросы философии.2002.№3.

8. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

9. Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. Любое издание.

 

Литература к рефератам

 

К 1 реферату

1. Аюрведа. Любое издание.

2. Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. М., 1994.

 

 

Ко 2 реферату

1. Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. М., 1994.

2. Катчмер Д. Дао биоэнергетики. Восток – Запад. Киев, 1998.

 

ТЕМА 12.ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

 (4 часа)

Семинарское занятие №1

1. Бытие как фундаментальная категория философии. Бытие как условие существования человека в качестве человека.

2. Возникновение проблемы бытия, ее смысл. Многообразие подходов к проблеме бытия. Понятие онтологии и метафизики

3. Базовые категории онтологии: «бытие», «сущее», «субстанция», «материя». Соотношение бытия и небытия.

 

Семинарское занятие №2

1. Материя как философская категория, ее смысл. Материя как субстанция, материя как субстрат. Уровни организации материи. Системность материи, типы систем, понятия «самоорганизации», «порядок», «структура» «хаос». Материя и дух.

2. Движение как способ существования материи. Философский смысл движения.

3. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи.

 

Тема реферата

1. Феномен небытия.

 

Семинарское занятие №1

Вопрос 1. Определение бытия, парадоксальность понятия о бытии. Бытие как то, что уже есть. Онтологическая проблема как отправная точка любого философствования. Человек и мир в контексте бытия: «Философия - открытие бытия вещей в их полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология» (Х. Ортега – и – Гассет). Мышление о бытии и бытие как мышление. Человеческое вопрошание о бытии, значение и специфика вопрошания. Бытие как то «последнее о чем допустимо спрашивать» человеку. Постижение бытия как попытка приобщения к истинному существованию, обретения самобытности и свободы. Понятие «заботы» о бытии. Прокомментируйте следующее высказывание: «Бытие – это то же самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к тому, чтобы мы были, и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной гордости можно от этого испытать» (М.К. Мамардашвили).  

Вопрос 2. Бытие как «логическая форма», утверждающая существование как таковое. Основной вопрос древнегреческой философии: «Почему есть нечто, а не ничто?» как возникновение проблемы бытия. Поиск субстанциального начала бытия досократиками. «Парменидовское» бытие как открытие нового измерения универсума не сводимое ни к человеку, ни к миру. Прокомментируйте утверждение Парменида: «Небытия не существует. Что существует – может быть мыслимо, что не существует – не может быть мыслимо».

«Бытие по причастию» в средневековой философии, отождествление бытия с Богом. Актуализация гносеологической проблематики и вытеснение онтологической проблематики в Новое время: бытие как субстанция (материя). Кризис метафизической онтологии отождествляющей понятия «сущее» и «бытие». Онтологическая концепция М. Хайдеггера («фундаментальная онтология») как возврат к бытию через человека, тождество онтологии и гносеологии. Бытие как «Объемлющее» (К. Ясперс).

Онтология как система всеобщих определений бытия безотносительно человека и его познания. Онтология как учение о бытии как таковом. Соотношение понятий бытие (esse), сущность (essentia), сущее. Метафизика как учение о сущем, «истина о совокупном сущем», о том, что есть, не исчезая во времени, что есть «через» все вещи и явления. Метафизическое начало (идея, субстанция, Бог, материя) и онтологические модели бытия (материалистическая онтология, объективно-идеалистическая онтология – Августин, Гегель, субъективно-идеалистическая онтология): их значение и взаимообусловленность.

Вопрос 3. Соотношение основных категорий онтологии, специфика и значение каждой категории по отношению к категории «бытие». Диалектика бытия и небытия. Обнаружение бытия через небытие, небытие как потенциальное бытие.

 

 

Семинарское занятие №2.

Вопрос 1. Проблема единства бесконечного разнообразия мира; понятие «материи» и его отличие от понятий «субстрат» и «субстанция». Субстанция как единство многообразия. Материалистическое и идеалистическое понимание субстанции. Субстрат как материал универсума. Материя как единство существующая в самих вещах. Античное представление о материи (Платон, Аристотель). «Материя» как исходный, изначальный, неопределенный материал мира. Новоевропейское представление о материи, субстанциональные характеристики последней. Материя как категория гносеологии (В.И. Ленин), материя как объективная реальность, которая копируется, отображается в сознании. Уровни организации материи (от кварков до метагалактики), строение материи на биологическом и социальном уровнях. Что такое система, какова цель любой системы? Системность материи. Современное представление о материи как информационно-энергетической реальности.

Вопрос 2. Связь движения и материи. Типы движения. Формы движения их связь с уровнями организации материи. Движение как взаимодействие. Движение и покой, их взаимосвязь. Движение с сохранением качества предмета и движение с изменением качества предмета. Развитие как движение. Физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Движение как самоорганизация.

Объясните парадоксальность движения в апориях Зенона: 1 – «Дихотомия»: чтобы пройти даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а, прежде всего – половину этой половины и так без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности, следовательно, пройти эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно. 2 – «Ахиллес и черепаха»: Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, потому, что когда он преодолеет расстояние их разделяющее, черепаха проползет еще немного вперед и так до бесконечности. 3 – «Стрела»: Летящая стрела на самом деле покоится, в каждый момент времени стрела занимает определенное место равное ее величине. Но это означает, что, она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, следовательно, никакого движения нет. Свяжите эти апории с теорией дискретной организации материи.

Вопрос 3. Смысл категорий «пространство» и «время». Развитие понимания этих категорий в мифологическом, религиозном, философском и научном мировоззрении. Пространство как абстракция общих особенностей структурной организации объекта. Время как сравнение процессов движения, квазипериодический отсчет времени. Пространство и время как особые сущности и арена развертывания процессов (Демокрит, И. Ньютон). Пространство и время как особые отношения между объектами и процессами (Г.Лейбниц) Зависимость пространства-времени от характера движения объекта. Пространство-время как инвариант специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна. Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности. Понятие актуальной и потенциальной бесконечности. Формы пространства-времени в неживой природе. Особенности биологического и социального пространства-времени.

 

 

Основная учебная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.

2. Губин В.Д. Философия: Учеб. пособие. М.,2001.

3. Канке В.А. Философия.М., 1999.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

5. Философия: Учебник/Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.М., 2004.

 

 

Дополнительная литература

1. Гаденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии.1997.№7.

2. Гайденко П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII – XVIII вв.//Вопросы философии.2001.№7.

3. Коган Л.А. Закон сохранении Бытия//Вопросы философии.2001.№4.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.,1999.

5. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

6. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.

 

Литература к реферату

1. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии.1990.№10

2. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия//Вопросы философии.2001.№6.

3. Селиванов Н. К вопросу о понятии «ничто»//Вопросы философии.2002.№7.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.61.130 (0.015 с.)