Философское учение о мире и бытии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское учение о мире и бытии.



 

Цель занятия: Студенты должны: иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира; знать, как менялись образы космоса в истории культуры; знать, что такое пространство и время; представлять, заключает ли космос в себе какую-либо высшую цель и является ли созерцательное и деятельное отношение к миру взаимоисключающим; знать сходство и различие установлений культуры и законов природы; знать, как взаимодействуют естественные и социокультурные факторы в человеческой жизни.

 

 

Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара.

 

При обсуждении материалов семинара надо помнить о том, что сама постановка основного вопроса философии предполагает наличие разнообразных точек зрения. Более того, многие философы вовсе не считали его таковым.

Старая классическая физика верила в то, что законы физического мира не меняются, что он принципиально одинаков в любом направлении и на любом уровне. Современная наука получила возможность изучить значительное количество уровней организации материи, в каждом из них обнаружив различные закономерности. Оказалось, что учёный-экспериментатор может, изучая явление, воздействовать на него. Таким образом, получается, что объективной реальности не существует. В связи с этим, огромное значение приобретает обсуждение проблемы бытия и понятия «материя». Эти проблемы неизбежно выводят на роль разума в существовании Вселенной. Но на данном семинаре желательно сконцентрировать внимание на проблемах становления Вселенной, истории её развития вплоть до возникновения жизни на Земле.

Новейшие открытия физиков создают естественнонаучную картину мира очень похожую на ту, которая представлялась древним философам. Отсюда – попытка совместить научный и религиозный взгляд на окружающую действительность.

Другой проблемой является образ природы в философии. Молекулярная биология не распутала противоречий эволюции. Парадоксов оказалось гораздо больше, чем предполагали. Так, чрезвычайно ущербной оказалась попытка построить пирамиду эволюции. Дарвиновская попытка вывести один вид из другого на базе «прогрессивного» развития выглядит сегодня достаточно нелепой. Человек вовсе не является абсолютным совершенством. И это было обнаружено не в биологии, а именно в философии.

Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках физики, химии, биологии, истории, астрономии. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии.

Семинар целесообразно начинать с сообщений, подготовленных на основе рефератов:

1. Философское значение теории относительности Альберта Эйнштейна.

2. Современные космологические теории.

3. Современная наука о происхождении жизни на Земле.

4. Проблема происхождения человека в свете новейших открытий науки.

Время каждого сообщения не должно превышать 7 минут.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Что такое «бытие»?

2. Какие вы знаете уровни и формы бытия?

3. Что есть материя?

4. Что представляет собой идеальное?

5. Какими свойствами обладает материя?

6. В чём заключаются особенности каждого из этих свойств?

7. Какие вы знаете формы существования материи?

8. Что вы можете сказать об их свойствах?

9. Каково происхождение Вселенной?

10. Какова история её развития?

11. Какие секреты мироздания можно открыть на основе знания устройства Вселенной?

12. Какие выводы можно сделать исходя из этого знания?

13. Каково возможное будущее Вселенной?

14. Как эти положения науки можно соотнести с религиозными системами?

15. Как происходило формирование Солнечной системы?

16. Какие вы знаете теории происхождения жизни на Земле?

17. Что такое жизнь?

18. Какие вы знаете свойства живого?

19. Какие этапы развития жизни на Земле прослеживаются современной наукой?

20. Каковы особенности биологического круговорота веществ на Земле?

21. Какие вы знаете гипотезы происхождения человека?

22. Каково содержание каждой из них?

23. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.

24. Какие выводы можно сделать из неё?

Проблемные задания.

1. Эпикур утверждал:«Вселенная беспредельна. В самом деле, что имеет предел, то имеет край, а край – это то, на что можно смотреть со стороны, стало быть, края Вселенная не имеет, а значит и предела не имеет. А что не имеет предела, то беспредельно и неограниченно».

Какой приём применяет Эпикур для доказательства беспредельности Вселенной? Как это доказывает современная наука?

2. Джордано Бруно считал: «Миры всегда рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются и состоят из подверженных изменению частей».

Что имел в виду Бруно? Какова точка зрения на этот вопрос у современной науки?

3. Теория Эйнштейна – статистическая. Это значит, что ничего нельзя вычислить точно. Можно только определить вероятности. С помощью теории можно предсказать, что в среднем произойдёт с пучком частиц, но не с каждой отдельной частицей пучка. Нильс Бор – главный сторонник квантовой теории, никогда не разделял этого мнения. Его взгляды на квантовую теорию были диаметрально противоположны взглядам Эйнштейна. Позицию Бора называют копенгагенской интерпретацией. В её основе лежит сформулированный немецким физиком Вернером Гейзенбергом принцип неопределённости, из которого следует, что на атомном уровне имеется некоторая «размытость», а также предложенный Бором принцип дополнительности, поясняющий, как следует рассматривать элементарные частицы. Например, электрон ведёт себя то как частица, то как волна. Принцип дополнительности гласит, что эти аспекты дополняют друг друга, т. е. могут существовать только по отдельности.

Один из вопросов, который следует из копенгагенской интерпретации, звучит так: «Что мы понимаем под реальностью?». Из теории Эйнштейна следует, что объективный мир существует вне нас, т. е. вне зависимости от того, регистрируем ли мы происходящие в нём события. В копенгагенской интерпретации этот вопрос трактуется иначе: всё в окружающем физическом мире зависит от способа измерения.

 Например, электрон может быть волной или частицей в зависимости от способа измерения. Более того, положение и импульс частицы (произведение её массы на скорость) зависят от того, как мы их измеряем. При измерении импульса нарушается положение частицы – она находится уже не там, где раньше. Но тогда возникает вопрос, существуют ли в действительности положение и импульс? Потенциально – да, но каждый из них обретает реальность только после измерения, а так как в каждый момент можно измерить только один из этих параметров, приходится говорить, что другой не существует. Иными словами, вне нас нет объективной реальности – она появляется только тогда, когда мы выполняем измерения.

С какой теорией вы согласны и почему?

 

Тема 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.008 с.)