Индивидуальное проектирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальное проектирование



ГПОУ «ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Тема ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. КУРС ЛЕКЦИЙ
Авторы работы Итигечева Мария Александровна, преподаватель дисциплины Индивидуальное проектирование КУРЛЕНЯ ВАСИЛИНА АНАТОЛЬЕВНА, преподаватель дисциплины Индивидуальное проектирование, методист    
Аннотация Курс лекций «Индивидуальное проектирование» предназначен для студентов и преподавателей профессиональных образовательных организаций. Перечень лекций полностью отражает календарно-тематическое планирование по дисциплине «Индивидуальное проектирование». Особенностью настоящего пособия является его комплексный характер: в содержание включены не только теоретические материалы, непосредственно знакомящие обучающихся с содержанием дисциплины «Индивидуальное проектирование», но и вопросы для самоконтроля, позволяющие студентам оценить уровень усвоения материала лекции, а также список источников по темам курса. С целью закрепления материала студентам предлагается выполнить задания для самостоятельной работы, что придает курсу лекций практический характер. Структура лекций имеет системный характер: плана, ключевые понятия по теме, вопросы для самоконтроля. Курс лекций имеет несколько приложений, в которых представлен дополнительный материал, позволяющий грамотно оформить письменную часть проекта, представлены критерии оценки проекта.  

Россия

Юрга, 2021


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУЗБАССА

ГПОУ «ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Итигечева М.А.

Курленя В.А.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КУРС ЛЕКЦИЙ


 

 

2019

СОСТАВИТЕЛИ

 

Преподаватель, методист ГПОУ ЮТК   ______________               В.А. Курленя
  Преподаватель ГПОУ ЮТК     ________________               М.А. Итигечева  

Рекомендовано к изданию методическим советом ГПОУ Юргинский технологический колледж

Зарегистрировано в методическом кабинете

 

_____________ 20__ г.

Заместитель директора по УМР                        ___________________            И.Н.Данилова

 

Рекомендовано студентам специальностей: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям); 09.02.06 Сетевое и системное администрирование; 43.02.12 Технология эстетических услуг; 43.02.13 Технология парикмахерского искусства; 40.02.02 Правоохранительная деятельность; 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и профессии: 43.01.09 Повар, кондитер.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Раздел 1 Общая характеристика индивидуального проекта

7
Лекция 1. Индивидуальное проектирование как особая форма организации деятельности 7
Лекция 2 Классификация индивидуальных проектов. Требования к выбору темы проекта 11
Лекция 3 Этапы проектной деятельности 15

Раздел 2 Требования к содержанию индивидуального проекта

20
Лекция 4 Разработка организационно-подготовительного этапа проекта 20
Лекция 5 Методики определение цели, задач и актуальности проекта 22
Лекция 6 Разработка исследовательского этапа проекта 28
Лекция 7 Разработка заключительного этапа. Требования к защите проекта 35
Лекция 8 Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов 40
Лекция 9 Правила оформления демонстрационных материалов 49
Лекция 10 Оформление слайдов в программе Power Point 51
Лекция 11 Правила публичного выступления 57
Лекция 12 Критерии оценки проектной работы 63

Приложение А Словесные клише

67

Приложение Б Правила использования сокращений в текстах документов

71

Приложение В Краткий словарь «проектных» терминов

75

Список литературы для самостоятельного изучения

79

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Общеобразовательная дисциплина «Индивидуальное проектирование» является учебной дисциплиной, предлагаемой образовательной организацией из списка дополнительных дисциплин ФГОС среднего общего образования. Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Индивидуальное проектирование» предназначена для изучения методологии проектной деятельности. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

При освоении специальностей и профессий СПО технологического, социально-экономического и естественно-научного профилей, дисциплина «Индивидуальное проектирование» изучается на базовом уровне.

       В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· требования образовательного стандарта к организации проектной деятельности;

· методологические основы проектной деятельности

· основные принципы организации проектной деятельности;

· формы и виды организации деятельности и решения проектной задачи;

· логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

· основы организации опытно-экспериментальной работы;

· средства контроля и оценки качества.

· алгоритм выполнения самостоятельной проектной работы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· определять проблему, гипотезу, цели и задачи решения проектной задачи, планировать виды деятельности;

· оценивать постановку цели и задач исследования, определять возможности и эффективность применения различных методов, приемов, форм его организации;

· анализировать факты и явления;

· находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных проблем, повышения эффективности деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

· находить и использовать методическую литературу и др. источники информации;

· проводить контроль, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов проектной деятельности;

· сравнивать эффективность применяемых методов, выбирать наиболее эффективные технологии;

· готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

· определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность;

· использовать методы и методики исследования и проектирования;

· оформлять результаты исследовательской и проектной работы.

       В настоящее время не издан учебник по курсу «Индивидуальное проектирование» для специальностей СПО. Вместе с тем дисциплина является учебным фундаментом для успешного выполнения курсового и дипломного проектов. Такое положение вызывает определенные затруднения при изучении данного курса. Основная задача представленного пособия и заключается в том, чтобы компактно представить содержание программного материала и помочь студенту в успешном изучении этой дисциплины. В каждой лекции определены ключевые понятия, которым должен овладеть обучающийся в ходе изучения курса дисциплины. Особенностью данного пособия является наличие не только вопросов для самоконтроля, но и заданий на закрепление теоретического материала.

Уважаемые студенты!

Курс лекций служит учебной базой для успешного изучения дисциплины Индивидуальное проектирование, благодаря которой вы сможете в сжатые сроки овладеть программным материалом, систематизировать и конкретизировать свои знания по дисциплине. Обращаем ваше внимание, что в каждой лекции выделены «ключевые понятия», которыми в ходе изучения материала важно овладеть. Для закрепления теоретического материала каждая лекция имеет контрольные вопросы. Обязательно ответьте на них, чтобы оценить насколько вы поняли представленный в лекции материал.

 Большинство лекций имеют задания для самостоятельной работы. Этот элемент поможет вам на практике отработать важные компоненты проектной деятельности. Задания имеют специальное обозначение - √ Задание для самостоятельной работы. Выполнять их вы можете в тетрадях для контрольных и самостоятельных работ. Индивидуальное проектирование сложная дисциплина. Представленный курс лекций позволит вам более глубоко осмыслить материал, который представил вам преподаватель на занятии, тем самым быть успешным в практической разработке вашего проекта.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Содержание лекции

ПОНЯТИЕ «ПРОЕКТ»

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста. Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Одним из первых, в начале ХХ века, стал пропагандировать и активно применять идеи исследовательского обучения американский педагог и философ Джон Дьюи.                                                                     

Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков. Выделенные в данном определении слова являются ключевыми и образуют структуру проекта.

Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Слово ― проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

                                Понятие Проект включает в себя:

•     замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического и практического продукта;

•     программу и план действий̆, направленных на создание нового продукта;

•     творческую деятельность по реализации замысла, результатом которой̆ является произведенный̆ продукт.

Индивидуальный проект - это самостоятельная творческая деятельность обучающегося проблемно-реферативного, практического или опытно-экспериментального характера.

Индивидуальный проект выполняется в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразное и результативное исследование. Работа над индивидуальным проектом направлена на приобретение практического опыта по систематизации полученных знаний, практических умений и формирование компетенций.

Разработка индивидуального проекта выполняется и оформляется в соответствии с установленными требованиями под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных дисциплин в любой избранной области деятельности. Выполнение и защита индивидуального проекта обязательны для каждого обучающегося.

КРАТКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Цель учебной дисциплины – формирование профессиональной теоретико-методической компетентности в области организации проектной и исследовательской деятельности студентов, реализации технологий проектного обучения, предусмотренных ФГОС СОО.

Целью проектной деятельности является понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (умение четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (умение выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (умение составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (умение проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «проект»?

2. Кто впервые применил в обучении метод проектов?

4. Кратко обозначьте методологию дисциплины Индивидуальное проектирование.

3. В каких формах может быть представлен продукт проекта?

 

ЛЕКЦИЯ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ ПРОЕКТА.

Цель лекции: классифицировать виды индивидуальных проектов, обозначить требованияк выбору темы индивидуального проекта.

План лекции:

1. Классификация индивидуальных проектов.

2. Требования к выбору темы проекта.

Ключевые понятия по теме: классификация проекта,монопроекты, межпредметные проекты, метапредметные проекты, учебный проект, критерии выбора темы проекта.

Содержание лекции

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Выбор темы индивидуального проекта имеет исключительно большое значение. При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы; научно-теоретическое и практическое значение; степень освещенности данного вопроса в информационных источниках. При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: техникум, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и. предпринимательство, общение.

Проектанту предоставляется право выбора темы индивидуального проекта вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся.

Одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта.

Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.

Вопросы для самоконтроля

  1. По каким признакам можно классифицировать проекты?
  2. Приведите примеры монопредметных, межпредметных и метапредметных проектов. Чем они отличаются?
  3. Назовите виды проектов по доминирующей деятельности. Дайте их определение. Приведите примеры.

 

Содержание лекции

Вопросы для самоконтроля

  1. По каким этапам строится работа над проектом?
  2. Обозначьте суть каждого этапа проекта.
  3. Какие вопросы вы поставите перед собой на каждом этапе работы?
  4. Какой этап вам кажется наиболее трудным?

РАЗДЕЛ 2 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Содержание лекции

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА

Основные критерии выбора темы:

1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней студента и педагога.

3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

 фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях

 экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов

 теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Требования к выбору темы проекта:

· актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

· содержательность, информативность и разработанность в науке;

· возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

· формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные этапы работы на организационно-подготовительном этапе проекта.
  2. Назовите основные критерии выбора темы проекта.

 

Содержание лекции

Вопросы для самоконтроля

3. Как вы понимаете термины: проблема, цели и задачи проекта? Дайте их определение. Приведите примеры.

4. Какие вопросы нужно перед собой поставить, чтобы прояснить цели и задачи проекта? С каких слов начинать формулирование целей и задач?

5. Что такое гипотеза? Назовите основные этапы работы над гипотезой.

6. Какие методики можно использовать в работе над проектом?

ü Задание для самостоятельной работы

Сформулируйте 3 своих проблемы, запишите способы их решения в таблице:

Проблема 1 способ 2 способ
     
     

ü Задание для самостоятельной работы

Есть ли в описанном ниже примере проблемная ситуация? Определите это по следующим параметрам:

· наличие противоречия между действительной ситуацией и желаемой;

· есть ли в ситуации установление сходства и различия.

· определена связь между причиной и ее следствием.

Если, по-вашему, мнению проблемы нет, сформулируйте ситуацию так, чтобы появилась проблематика. Оцените актуальность ситуации, ответ обоснуйте.

СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Поэтому изучение данной темы очень актуально.

ü Задание для самостоятельной работы

Оцените формулировки предложенных целей в соответствии с требованиями, которые к ним предъявляются.

1. Открыть для себя богатство уральской земли

2. Исследовать, опасны или безопасны различные виды пластмасс, из которых изготавливают тару, упаковку и изделия, предназначенные для пищевых продуктов, а также научиться отличать пластмассу, предназначенную для контактирования с пищевыми продуктами и правильно ее использовать

ü Задание для самостоятельной работы

По представленному объекту или предмету исследования определите соответствующий неизвестный параметр.

Пример 1

Объект исследования: чипсы.

Предмет исследования:

Пример 2

Объект исследования:

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 3

Объекты исследования: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования:

ü Задание для самостоятельной работы

Дано: у вас есть намерение, чтобы друзьям на вашем дне рождения было нескучно.

Выполнить: поставьте цель и спланируйте свою деятельность по реализации своего намерения. Сформулируйте цель и запишите ее в тетрадь. Определите задачи по достижению цели и разбейте задачи на конкретные мелкие шаги. Задачи и шаги запишите в тетради в виде таблицы, представленной ниже.

Задачи Шаги

1.

 

1.  
  2.

2.

 

  1.
  2.

Содержание лекции

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЭТАПА ПРОЕКТА. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Составление плана работы над проектом

Для выполнения проекта необходимо составить черновой план работы (определить направления по поиску информации, ее оформлению и представлению в виде напечатанного или написанного от руки текста). Составленный черновой план обязательно, следует показать руководителю. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.

Основная часть, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна включать в себя собственное мнение и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Работа с источниками

Включает в себя отбор и изучение литературы по теме проекта, сбор дополнительного материала, его изучение, анализ и обобщение.

Источниками для написания проектной работы являются:

• нормативно-правовые акты;

• учебники;

• специализированные и научные журналы;

• интернет-источники.

Все необходимые сведения (фамилия, инициалы автора, название, год издания, издательство, количество страниц и др.) о книгах, справочниках, энциклопедиях записываются для последующего составления списка литературы.

Подготовка наглядно — графического материала по проекту

Проект обязательно надо сопроводить фотографиями, рисунками, по необходимости таблицами, графиками, диаграммами и схемами. Можно использовать готовые иллюстрации из книг, журналов, Интернета, тогда их необходимо скопировать или сканировать. Неплохо, если некоторые фотографии, рисунки, схемы сделаны самостоятельно. Лучше всего будет, если они будут помещены после текста в приложении к проекту.

Основная часть проектной работы включает:

– обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

– описание источников информации;

– изложение общей концепции и основных методов исследования;

– содержание теоретических и (или) экспериментальных исследований;

– анализ и обобщение результатов исследований.

 

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором раскрываются основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Целью теоретического раздела является демонстрация ориентированности в проблеме исследования, обоснование гипотезы исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Литературный обзор, теоретическая часть:

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубоко, систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования. Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Предлагаем список доступных методов исследования:

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что вы исследуете;

• познакомиться с кино- и телефильмами;

• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЭТАПА ПРОЕКТА. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

а) Описание методики, если применяется много методик, то только их названия, а методики выносятся в приложения;

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы

Отметим основные особенности указанных выше методов исследования.

1) Подумать самостоятельно

Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:

• Что я знаю об этом?

• Какие суждения могу высказать по этому поводу?

• Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

2) Прочитать книги о том, что вы исследуете

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!

Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.

Запишите все, что вы узнали из книг.     

3) Познакомиться с кино- и телефильмами

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!

Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.

Запишите все, что вам помог узнать компьютер.          

5) Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные программы.

Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка.

2. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

Запишите информацию, полученную от других людей.

6) Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.

Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.        

7) Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.

Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха.

Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов. 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом осуществляется работа с источниками?

2. В чем заключаются основные особенности методов исследования?

3. Что такое тезис? Перечислите основные правила составление тезиса.

4. Что такое цитата? Каковы основные требования к цитированию?

5. Какие методики можно использовать в работе над проектом?

ЛЕКЦИЯ 7. РАЗРАБОТКА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА

Цель лекции: сформировать представление о заключительном этапе работы над проектом: оформление результатов исследования; о формах продуктов проектной деятельности и презентации проекта.

План лекции:

1.Содержание заключительного этапа проекта.

2.Требования к защите проекта.

Ключевые понятия по теме: оценка результатов,корректировка,презентация, публичная защита, публичное выступление

Содержание лекции

СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА

Заключительный этап работы над проектом должен содержать:

1. Результаты и/или выводы:

а) анализ полученных данных;

б) формулирование выводов.

2. Оценку результатов и процесса:

а) оформление конечных результатов;

б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем. После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв (характеризует проделанную работу по всем разделам). Подготовив индивидуальный проект к защите, готовится выступление, наглядная информация (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты. Процедура защиты индивидуальных проектов определяется руководителем проекта. Для выступления основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 5-7 минут. После выступления нужно будет ответить на вопросы по теме проекта. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА

Для защиты индивидуального проекта требуется:

1.Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании.

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Готовясь защищать свою работу, подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего проекта.

2.Классифицировать основные предметы, процесс, явления и события.

       Классификацией называют деление предметов, явлений на основе общих существенных признаков.

3.Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы.

       Парадокс – это утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениям. В современном значении парадоксами называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметить все найденные вами парадоксы.

4.Ранжировать основные идеи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.17 с.)