Формами организации коллективных дел являются «события», «ритуалы», «праздники». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формами организации коллективных дел являются «события», «ритуалы», «праздники».



«Событием» в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие становится принадлежностью субъективного мира вовлеченных в него идей.

Совместное событие происходит, как встреча духовных миров его участниками, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении на определенном пространстве и вовлекает в переживание включенности в целостность события.

«Ритуалы» как социально-нормативная форма организации общественного поведения призваны демонстрировать должное (социально необходимое) отношение к лицу, атрибуту, событию или явлению. В силу этого они осваиваются и воспроизводятся по определенным эталонным образцам. Правильно выполненные ритуальные действия оказывают на человека большое эстетическое влияние.

«Праздник», как культурно-эстетическая форма организации совместных действий, вытекает из динамики и ритма социального бытия. Он всегда носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные устремления. Праздник включает комплекс специфических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его пределов не существуют, тем самым он способен на время преобразовать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания.

Праздники сочетают в себе отдых и развлечения. В любом празднике – народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном – человек в какой-то иерее освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств. Праздник – особая жизненная ситуация ребенка, подростка, юноши или девушки, когда без назидательности и упреков они проходят уникальную практику сознательного общения. Огромный воспитательный потенциал праздника состоит в том, что он дает возможность для активного самовыражения, вызванного реакцией на конкретное событие, для творческого самовыражения, вызванного реакцией на конкретное событие, для творческого самоутверждения.

Праздновать можно в масштабе семьи, школы, вуза, клуба, двора, улицы, праздники бывают традиционные, периодически повторяющиеся и разовые (по случаю); общие и для определенного круга людей. В основу организации праздников может быть положен календарный годовой круг.

За счет периодических повторов, цикличности таких праздников внутри воспитательной системы закладываются определенные традиции. Это могут быть явления природы, события, связанные с историей, экологией, этапами школьной жизни и др. В выборе того или иного содержания годового круга проявляется ценностная направленность жизни коллектива образовательного учреждения: патриотическая, национальная, экологическая и т.д. Праздники бывают также связаны с обращением к памятным датам или важным текущим событиям в жизни планеты, страны, города, клуба.

Пример коллективного творческого дела:

«Экологическая тропа»

Цели: выявление и согласование индивидуальных, групповых, коллективных ценностных ориентаций; определение перспектив развития объединения, путей достижения общей цели.

Участники: подростки, педагог, родители, другие взрослые.

Ход проведения:

1. Вступительное слово ведущего, представление экспертной группы. Ведущий с помощью диалога выясняет, как понимают учащиеся, что такое экология и экологическая тропа. Обобщает ответы, дает научное определение этих понятий. Кроме определения данных понятий, необходимо назвать цели создания экологических троп в природе и требования, предъявляемые к ним.

2. Ведущий делает переход к возможному варианту использования отдельного слова данного понятия и понятия в целом в других ситуациях, например, в человеческом сознании дорога, тропа может ассоциироваться с жизненным ориентиром, движением к намеченной цели, поиском смысла, преодолением препятствий и т.д. Под «экологией» мы интуитивно подразумеваем здоровое состояние, чистоту, отсутствие примесей, специальные охранные действия и т.п.

3. «Поразмышляем вместе». Ведущий задает вопросы для обсуждения проблемы «Экология близлежащей рощи. Экологическая тропа»: в чем, на ваш взгляд, может заключаться смысл этих понятий? Возможно ли их использование в данном случае? Что могло бы стать целью создания «экологической тропы»? Какие правила должны действовать на этой тропе?

Эксперты называют этапы и условия обсуждения вопросов в группах и предлагают критерии оценки ответов. В качестве критериев могут быть избраны следующие: оригинальность и ценность идей, логичность изложения, проявление коммуникативных умений и т.п.

4. Работа в микрогруппах, состоящих из 5-7 человек (продолжительность данного этапа – 15-20 минут).

5. Представление и защита микрогруппами своих коллективных ответов.

6. Экспертная оценка выступлений микрогрупп, эксперты комментируют предложенные ответы и добавляют их своими ответами.

7. Ведущий на основе высказанных микрогруппами и экспертами суждений подводит членов объединения к возможному варианту определения основного понятия. Оно может быть таким: экологическая тропа объединения – это способ сохранения уникальности объединения, индивидуальности каждого в нем; это чистота и культура взаимоотношений; это путь к достижению общей цели. Ведущий подчеркивает, что успешность продвижения по этой тропе зависит от соблюдения правил движения и осуществления совместных охранных действий. Он предлагает определить главные правила – ориентиры совместного движения коллектива по экологической тропе.

8. Проходит этап разработки правил-ориентиров жизнедеятельности в объединении. Они определяются при помощи согласования и ранжирования. В число групповых ценностных ориентаций, как правило, входят такие ценности, как личная ответственность, дружба, взаимопомощь и взаимоуважение, социальная значимость деятельности, толерантность, творчество.

9. Ведущий подводит итоги коллективного творческого дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.006 с.)