А.В. Рудакова, Н.А. Козельская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.В. Рудакова, Н.А. Козельская



А.В. Рудакова, Н.А. Козельская

 

 

Практикум-справочник                     по рУССКому ЯЗЫКу

И КУЛЬТУРе РЕЧИ

 

 

 

 

Воронеж

2013

 

 

 

Рудакова А.В., Козельская Н.А.

Практикум-справочник по русскому языку и культуре речи: учебно-метод. пособие для вузов. – Изд. 3, перераб. и испр. – Воронеж: Истоки, 2013. – 56 с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общего языкознания и стилистики филологического факультете Воронежского государственного университета.

Пособие построено в соответствии с программой дисциплины «Русский язык и культура речи». Оно включает в себя материал, посвященный наиболее сложным вопросам данного курса. Основное внимание уделяется нормативным аспектам культуры речи и отработке навыков владения орфоэпическими, лексическими, стилистическими, грамматическими нормами русского литературного языка.

Пособие предназначено для индивидуальной и самостоятельной работы студентов-нефилологов различных форм обучения.

 

© Рудакова А.В., Козельская Н.А., 2013

© Издательство «Истоки», 2013

 

 

Бланк теста по культуре речи

Дата проведения _____________ 2013 г.

      

 

1.     26.    
2.     27.    
3.     28.    
4.     29.    
5.     30.    
6.     31.    
7.     32.    
8.     33.    
9.     34.    
10     35.    
11.     36.    
12.     37.    
13.     38.    
14.     39.    
15.     40.    
16.     41.    
17.     42.    
18.     43.    
19.     44.    
20.     45.    
21.     46.    
22.     47.    
23.     48.    
24.     49.    
25.     50.    

Подпись тестируемого ______________________

Результат: _____ ошибок         зачтено             не зачтено

 

Тема 1. Краткая история русского языка

 

Справочные материалы

Все языки мира делятся по родству на семьи и группы родственных языков (генеалогическая классификация языков мира). Русский язык относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи (кроме славянской группы, в состав индоевропейской языковой семьи входят индоарийская, греческая, романская, кельтская, германская, балтийская и другие группы). Современные славянские языки делятся на три группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский), западнославян-ские (польский, лужицкий, чешский, словацкий) и южнославянские (болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский).

Русский язык – один из древнейших языков и имеет многовековую историю развития. История любого развитого языка начинается с появления письменности. Создателями славянской азбуки являются проповедники христианства, славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий. Письменный литературный язык славян в средние века называется старославянским языком (древнецерковнославянским), который сложился на основе перевода с греческого языка богослужебных книг на южномакедонский диалект. Продолжением старославянского языка как языка литературного стал церковнославянский язык. Распространение письменности на Руси связано с введением христианства 988 г. князем Владимиром Святославовичем.

В истории развития русского языка традиционно выделяют следующие основные периоды.

V (VI) – Х IV (Х V) вв. – выделение восточных славян в особую этническую группу из общеславянского единства. С этого периода ведет свое существование древнерусский язык – язык Киевского государства (восточнославянский).

Х IV -Х V вв. – деление языка восточных славян на три близкородственных (великорусский, малорусский и белорусский). Этот процесс продолжается до середины ХVII века, когда начинает формироваться литературный язык Московского государства.

Середина Х VII века – первая четверть Х I Х в. – формирование русской нации и русского литературного языка, ограничиваются сферы употребления старославянского языка, появляется научная терминология (атмосфера, термометр, электричество и др.), увеличивается количество заимствований из западноевропейских языков (польского, французского, голландского, итальянского, немецкого), русский язык быстро обогащает свой словарный состав.

Особую роль в укреплении и распространении русского языка в этот период сыграл М.В. Ломоносов. Он создал первую на русском языке «Российскую грамматику», в которой впервые была представлена научная система русского языка, создан свод грамматических правил, показано, как пользоваться его богатейшими возможностями. М.В. Ломоносовым была разработана теория о трех стилях (высоком, среднем и низком), которая определила сферу использования старославянизмов.

Х I Х век – формирование современного русского литературного языка. В его формировании значительную роль сыграл А.С. Пушкин, который в своем поэтическом творчестве и в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности. Начавшийся во второй четверти ХIХ века период развития русского литературного языка продолжается и в наши дни. В ХIХ веке происходит небывалый расцвет русской литературы, необыкновенных высот достигает русская публицистика, мировое признание получают достижения русских ученых. Развитие литературы, публицистики, науки способствует дальнейшему становлению и обогащению русского национального языка. Научная и публицистическая литература увеличивает запас интернациональной терминологии. Художественная литература служит базой для пополнения русской фразеологии и образования новых слов.

Одним из важнейших признаков литературного языка как высшей формы общенародного языка является его нормативность. На протяжении всего ХIХ века идет процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических орфографических, орфо-эпических норм. Богатство и разнообразие словарного состава русского языка находит отражение в словарях (исторических, этимологических, синонимических, иностранных слов), которые появляются ХIХ веке. Самым крупным событием было издание в 1863-1866 гг. четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

ХХ в. – развитие современного литературного языка. При характерис-тике русского языка ХХ в. разграничивают два периода: с октября 1917 г. по апрель 1985 г. (советский период) и с апреля 1985 г. по настоящее время.

Октябрьская революция 1917 г. приводит к ломке всего старого, происходят коренные преобразования в государственном, экономическом устройстве страны. Этим обусловлены и процессы в русском языке:

- переход в пассивный запас многих слов, ставших неактуальными (слова, связанные с государственным устройством, церковная лексика);

- пополнение словарного запаса новыми словами, обозначающими новые органы власти, новые общественные организации, изменения в экономике, культуре. Отличительной чертой русского языка этого периода считается наводнение казенными сокращениями слов и словосочетаний;

- идеологизация лексики (введение в лексическое значение слова идеологического элемента – богема, акция, бюрократия и др.);

- переименование денотата (солдат – красногвардеец, полицейский – милиционер и др.) – один из принципов номинации в годы советской власти.

С апреля 1985 г. в русском языке действуют другие процессы:

- возврат в активный словарный запас многих слов, ушедших в пассив в советский период (гимназия, трест, департамент);

- появление новых слов, связанных с различными сферами жизни общества: политикой (госструктура, авторитаризм); экономикой (бизнес-центр, бартер); медициной (иглорефлексотерапия, хоспис); религией (иеговизм, кармический); наукой, техникой (клон, килобайт); бытом (йогурт, кейс) и т.д.;

- деидеологизация лексики (переориентировка слов из характеризующих социальные явления капиталистического строя в наименование явлений российской действительности последних десятилетий);

- либерализация языка проявляется в использовании в публичной речи ненормированных средств языка.

 

Задания

 

Задание 1. Охарактеризуйте русский язык с точки зрения генеалогической классификации (языковая семья, группа, подгруппа).

 

Задание 2. Определите, какой язык ближе к русскому языку в соответствии с отнесенностью к языковой семье, группе и подгруппе, подчерните. Устно объясните свой выбор.

Польский – итальянский; болгарский – молдавский; чешский – украинский; китайский – шведский; армянский – азербайджанский; венгерский – английский; испанский – финский.

 

Задание 3. Подберите к словам старославянского происхождения исконно русские слова с тем же корнем.

Прах; враг; власть; бредить; гражданин; ладья; един; горящий; Млечный (путь); освещение; прохладный; равный; агнец.

Задание 4. Подберите к исконно русским словам старославянизмы с тем же корнем.

Голова; надёжа; ворота; дерево; чужой; шелом; колючий; короткий; здоровье; середина; полонить; лодка; одёжа.

 

Задание 5. Для характеристики языка (лексики) советского периода приведите примеры 1) советизмов; 2) слов, ушедших в пассив; 3) переиме-нований; 4) аббревиатур.

Задание 6. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Древнерусский язык – это…

а) восточнославянский язык; б) южнославянский язык; в) западносла-вянский язык.

2. Создание славянской азбуки связано с именем (именами) …

а) Ярослава Мудрого; б) Кирилла и Мефодия; в) князя Владимира.

3. Старославянский язык – это …

а) язык древнерусской народности; б) древний письменный язык славян; в) язык-предок всех славянских языков.

4. Время распространения письменности на Руси – …

а) 863 год; б) 988 год; в) 1720 год.

5. Формирование современного русского литературного языка происходило…

а) в V-XIV веках; б) в XVII-XVIII веках; в) в XIX веке.

6. Основоположником современного русского литературного языка является …

а) М. Горький; б) М.В. Ломоносов; в) А.С. Пушкин.

7. В истории развития русского языка традиционно выделяют …

а) два периода; б) три периода; в) четыре периода.

8. Славянская азбука называется…

а) латиницей; б) кириллицей; в) глаголицей.

9. На славянских языках говорят …

а) болгары, украинцы, латыши; б) поляки, белорусы, молдаване;        в) македонцы, чехи, хорваты.

10. Для лексики советского периода характерны следующие слова…

а) губернатор, большевик, КГБ, гимназия, Ленинград, колхозник;      б) уезд, красногвардеец, домком, благочестие, бригада; в) пионер, РСДРП, комиссар, ударник, милиционер.

11. Активные процессы в лексико-фразеологической системе современ-ного русского языка…

а) идеологизация, перераспределение лексики активного и пассивного состава, переименование, стилистическая дифференциация; б) деидеоло-гизация, перераспределение лексики, жаргонизация, либерализация языковой нормы; в) деидеологизация, переосмысление слова, ужесточение речевой нормы, стилистическая дифференциация, жаргонизация.

12. Наибольшие языковые изменения произошли …

а) в научном стиле речи; б) в публицистическом стиле речи; в) в разго-ворной речи.

13. Язык, который не входит в состав индоевропейской семьи, – …

а) английский язык; б) литовский язык; в) французский язык; г) финский язык.

 

Задание 7. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Сл и вовый (сл и ва), гр ý шевый (гр у ша); валов ó й, грунтов ó й, кладов á я; нам é рение, обесп é чение (обесп é чить).

 

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Возр…ждение, д…лина, уд…ляться, насл…ждаться, сокр…щение, обн…жённый, уд…виться, оч…рование, ут…мительный, укр…щение, ум…лять значение, деревенский ст…рожил, пок…рать злоумышленника, скр…пя сердце, заг…релый, з…рница, оз…рённый, покл…ниться, покл…нение, тв…рить, утв…рь, изл…гать, предл…жение, выр…стить, выр…сший, зар…сли, соск…чить, обск…кать, заск…чу (на минуту), заск…чу (от радости), переск…чу (канаву), переск…чу (соперника), уб…рать, зап…реть, прит…реться, бл…снуть, выж…гать, к…сательная, пром…кательная бумага, непром…каемый плащ, вым…кать сметану, пром…кнуть губы, ср…внять счёт, выр…вненная площадка, ср…внение, пл…вец, выпл…ву.

 

Задание 9. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Разноцветные заросли образованные одиночными и колониальными кораловыми полипами хорошо видны сквозь прозрачные воды теплых тропических морей в тихий солнечный день.

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французкий посол писал что когда он увидел балет то был потрясен талантом крепостных людей. С одной стороны талантливые крепостные графа Шереметьева были признаными артистами музыкантами художниками а с другой бесправными и несвободными людьми живущими в определенной зависимости.

 

 

Тема 2. Формы существования

Современного русского языка

 

Справочные материалы

Современный русский язык охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, профессии, места жительства. Национальный русский язык существует в нескольких формах (разновидностях). Выделяют литературную форму (литературный язык) и нелитературные формы (территориально ограниченные формы, социально ограниченные формы и просторечие).

Нелитературные формы существуют только в устной форме, обслуживают обиходно-бытовое общение.

Территориально ограниченные формы существуют в виде территориальных диалектов – форма существования языка, характерная для жителей определенного региона (кочет, ихний, грядушка, мастерка).

К социально ограниченным формам существования языка относят социальные диалекты и социальные жаргоны.

Социальный диалект – особенности речи определенных социальных групп. К социальным диалектам могут быть отнесены профессиональные диалекты (особенности речи представителей определенных профессий; возникают из необходимости назвать предметы труда и операции с ними, в основном они состоят из специальных терминов), гендерлекты (особенности речи мужчин и женщин в пределах одного национального языка).

Социальный жаргон – это совокупность сниженных, экспрессивных (т.е. отличающихся яркостью, выразительностью, необычностью) языковых единиц, характерных для устной непринужденной речи определенной социальной группы (наличка, препод, чайник). Сленг – общенародный жаргон (тусовка, тачка).

Просторечие – форма языка, характеризующая речь малообразованных горожан, не владеющих нормами литературного языка (ехай, афёра, грушовый, с повидлой, большой мозоль).                                         

Высшей формой национального русского языка является литературный язык – строго нормированная форма языка, существующая в устной и письменной форме, закрепленная в словарях и справочниках. Литературный язык обслуживает все сферы общественной и культурной жизни нации.

Задания

 

Задание 10. Соедините левую и правую части таблицы. Установите соответствия между терминами и определениями.

Таблица 1

1. Просторечие А. Разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей, объединенных общими интересами, родом деятельности, профессией
2. Национальный язык Б. Речь малообразованных горожан, не владеющих нормами литературного языка
3. Литературный язык В. Форма языка, характерная для жителей определенного региона, существующая только в устной форме и обслуживающая обиходно-бытовое общение людей
4. Территориаль-ный диалект Г. Высшая форма существования национального языка; строго нормированная форма языка, существующая в устной и письменной форме, закрепленная в словарях и справочниках и обслуживающая все сферы общественной и культурной жизни нации
5. Социальный диалект Д. Сложная разноаспектная система, обеспечивающая коммуникацию во всех сферах жизни человека независимо от его образования, воспитания, места жительства, профессии

______________________________________________________________

Задание 11. Укажите, какой из форм национального русского языка соответствуют приведенные ниже признаки:

1) обязательность для всех образованных людей; 2) распространенность на определённой территории; 3) наличие системы функциональных стилей; 4) закреплённость за определёнными группами людей; 5) норми-рóванность (закреплённость в словарях); 6) отнесённость к речи малообразованных людей; 7) традиционность и устойчивость; 8) быстрая изменяемость; 9) образцовая форма языка; 10) самая древняя форма языка; 11) наличие устной и письменной форм существования.

 

Задание 12. Определите, в чём отличие таких понятий, как жаргон, сленг, арго. Приведите примеры каждого явления. Объясните значение жаргонных слов и выражений, «переведя» их на литературный язык.

Наличка (бизн.); чувак (мол.); клава (комп.); бомбить (таксист.); стрелка (крим.); хвост (студ.); крыша (крим.); двушка (риэлтор.); тормозить (мол.); лох (угол., мол.); облом (мол.); чайник (комп.); оттягиваться (мол.); стипуха (студ.); лабать (муз.); тусовка (угол., мол.); фишка (мол.); халява (угол., мол.); глюк (комп.); гражданка (солдат.); навороты (мол.); препод (студ.).

Задание 13. Прочитайте газетные заголовки, в которых используется сниженная лексика (просторечия, жаргон, сленг).

1. Кидалы из муниципалитета (_). 2. Передел с беспределом (_).                     3. Виртуальный кирдык Америке (_). 4. Чисто конкретный сериал (_).   5. Лох – это судьба (_). 6. Бзики политиков (_). 7. Мордовороты от шоу-бизнеса (_).

Как называется процесс огрубления языка, стилистического снижения лексики? ________________________________________________________

Задание 14. Приведите 10-15 слов из какого-либо жаргона (укажите, из какого), объясните их значения:

Задание 15. Замените диалектные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот).

Кочет, утирка, грядушка, колидор, транвай, какáва, знаютЪ, у сестре, чё, пинджак, кыляется кофта, ихний, текёт, кура.

 

Задание 16. Замените просторечные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот).

Свеклá, красивше, уплóчено, юристконсульт, мукулатура, тубаретка, друшлаг, скурпулёзный, подчерк, рубель, битончик, журавель, теперича, спечь, манатки, шибко, пузо, тутошний, зубодер, облапошить, расфуфыриться, укокошить, барахло, небось, убивец, смотаться, притащиться, башка, дермантин, экскалатор, дивиденты, комфорка, приедь, 1 кг печеньев, правый туфель, ляжь, протвень, ложит.

 

Задание 17. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Язык – это …                                        

а) система правил; б) система знаков; в) система моделей.

2. Основные функции языка – …            

а) эмоционально-экспрессивная, эстетическая, коммуникативная;       б) когнитивная, коммуникативная, фатическая; в) когнитивная, коммуникативная, эмоционально-экспрессивная.

3. Литературный русский язык – это …

а) язык художественной литературы; б) строго нормированная форма языка; в) книжный вариант русского языка.

4. В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает …

а) язык от Ломоносова до наших дней; б) язык от Пушкина до наших дней; в) язык от Толстого до наших дней.

5. Гендерлект – это особенности речи …

а) отдельного человека; б) целой группы людей; в) мужчин и женщин в пределах одного национального языка.

6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы – …

а) научная сфера; б) обиходно-бытовое общение; в) СМИ.

7. Корпоративный жаргон – это …

а) особенности экспрессивно сниженной речи временных объединений людей; б) особенности речи людей, относящихся к одной фирме;           в) профессиональный язык.

8. Профессиональный диалект – это …

а) профессиональный жаргон; б) территориально ограниченная форма языка; в) профессиональные термины.

9. В предложении «Пора обувь на машине поменять» слово «обувь» относится …

а) к местному диалекту; б) к профессиональному диалекту; в) к профессиональному жаргону.

10. Произнесение слов «звóнит», «сливóвый», «катáлог» является …

а) нормативным, литературным; б) жаргонным; в) просторечным.

11. К ненормативным формам языка не относится…

а) территориально ограниченная форма; б) литературный язык;          в) социально ограниченные формы.

12. Сленг в современном русском языке – это …

а) молодежный жаргон; б) уголовный жаргон; в) общенациональный жаргон.

Задание 18. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Звон и ть – звон и шь, звон и т, звон и м, звон и т, звон я т, позвон и шь, созвон и мся, перезвон и т, перезвон и шь.

Повтор и ть – повтор и шь, повтор и т, повтор и м, повтор и те, повтор я т; повтор ё нный.

Вруч и ть – вруч и шь, вруч и т, вруч и м, вруч и те, вруч а т, поруч и шь, поруч а т, поруч и м: вруч ё нный, вруч ё н.

Включ и ть – включ и шь, включ и т, включ и м, включ и те, включ а т, подключ и мся, заключ и шь, отключ и т; включ ё нный, включ ё н.

Углуб и ть – углуб и шь, углуб и т, углуб и м, углуб и те, углуб я т, углубл ё нный; углубл ё нно.

Облегч и ть – облегч и шь, облегч и т, облегч и м, облегч а т; облегч ё нный.

 

Задание 19. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Пр…творить в жизнь – пр…творить дверь, пр…подать урок – пр…падать – к земле, пр…бывать в заблуждении – пр…бывать поездом, пр…ступить к исполнению – пр…ступить закон, пр…емник идей – радиопр…ёмник, пр…ходящие ценности – пр…ходящий работник, пр…терпеть изменения – пр…терпеться к трудностям; пр…мировать, пр…учить, пр…стиж, пр…беречь, пр…думать, пр…мадонна, пр…зидент, пр…мудрость, пр…мат, пр…налечь, пр…зент, пр…одолеть, пр…вилегия, пр…поднять, пр…парат, пр…следовать, пр…ломить, пр…митивный, пр…амбула, пр…валировать, пр…зидиум, пр…смиреть, пр…совокупить, пр…общение, пр…оритетный, пр…охочивать, непр…менный.

 

Задание 20. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Случается что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время ученые не могли объяснить такое явление но впоследствие было выяснено что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий кит или дельфин плывет посылает звуковые сигналы улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае когда дно повышается к берегу постепенно по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны посылаемые животным ударяясь о пологое дно не возвращаються к нему а уходят в воздух и неполучая «эха» киты и дельфины плывут вперед и оказываются на мели.

 

 

Справочные материалы

Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются закономер-ности использования средств языка в процессе коммуникации.

Функциональные стили – это исторически сложившиеся разновид-ности литературного языка, обслуживающие коммуникацию в различных сферах общественной деятельности и наиболее адекватно выражающие характерные для этой сферы смыслы. Каждый стиль имеет свою систему языковых средств и единую норму их употребления.

С 50-х годов ХХ в. выделяется пять функциональных стилей русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический (язык СМИ), разговорный и художественный (художественно-беллетрис-тический). С 90-х годов к традиционно выделяемым пяти функциональным стилям добавляется церковно-религиозный стиль.

Тексты научного стиля обслуживают сферу научной деятельности. Типовое содержание – научная информация. Цель коммуникации – изложение и передача научного знания (сообщение); доказывание (обоснование). Подстили научного стиля – научно-популярный, научно-учебный, собственно научный, технический. Общие стилевые черты текстов научного стиля: обобщенно-отвлеченный характер, точность, объективность, подчеркнутая логичность изложения, неличный характер.

Научный стиль реализуется в письменной форме, но также и в устном общении (дискуссии по научным проблемам, доклады, лекции и т.д.).

В научных текстах выделяются первичные, которые представляют собой оригинальные сочинения исследовательского характера (монография, статья), и вторичные, которые создаются на основе исходного текста-первоисточника (конспект, тезисы, реферат,  аннотация, рецензия,  отзыв).

Тексты официально-делового стиля обслуживают сферу права, управления, коммерции, внутри- и межгосударственных отношений. Содержание деятельности, которая соотносится с такой формой сознания, как право, – выработка законов, решений, обеспечение их выполнения, регулирование отношений внутри государства, а также между государствами. Цели и задачи официально-деловых текстов – выражение предписаний государства, властных структур, лиц, констатация состояния кого-либо, чего-либо (общение). Осуществляется в основном в письменной форме. Общие стилевые черты официально-деловых текстов: точность, исключающая инотолкования; стандартизованность в оформлении, в использовании языковых средств; предписывающе-долженствующий, императивный характер изложения; неличный характер.

В рамках официально-делового стиля выделяют следующие подстили: законодательный (обеспечивает координацию деятельности людей в сфере создания нормативных актов); юрисдикционный (действует в сфере применения законов в практике правоохранительных органов); административный (собственно административный и административно-коммерческий) – в сфере управления; дипломатический.

Тексты публицистического стиля обслуживают сферу массовой информации и пропаганды. Цель и задачи коммуникации – повышение уровня массового общественного сознания (сообщение и воздействие). Условия создания текстов – оперативность. Публицистический стиль осуществляется в письменной и устной форме. Общие стилевые черты – документализм (журналист говорит о конкретных фактах); обобщенность, абстрагированность (факты подвергаются анализу, осмыслению в контексте времени, жизни страны или мира в целом); экспрессивность (эмоциональность и субъективная оценочность); доступность и ясность изложения, логичность, последовательность повествования.

Подстили публицистического стиля: язык СМИ, политический, рекламный. Основные жанры публицистического стиля: информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж); аналитические (статья, корреспонденция, рецензия); художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет, эссе).

Тексты художественно-беллетристического стиля связаны со сферой эстетической деятельности, которая соотносится с искусством как формой общественного сознания. Цель – эстетическое воздействие на читателя. Главные стилевые черты художественных текстов – художественно-образная конкретизация (достигается посредством детализации, выдвижения, акцентирования каких-нибудь моментов повествования; динамики); эмоциональность, экспрессивность.

Церковно-религиозный стиль – это функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая сферу церковно-религиозной общественной деятельности, соотносящейся с религиозной формой общественного сознания. Цели и задачи – просвещение аудитории, предложение вариантов решения общественных проблем в соответствии с положениями вероучения. Общие стилевые черты: экспрессивность, приподнятость, отсутствие категоричности, архаичность.

Разговорный стиль обслуживает сферу бытового общения; соотносится с обыденным сознанием. Осуществляется в устной форме (устный диалог), а также находит отражение в бытовых письмах, в том числе и через Интернет; его особенности воспроизводятся в диалогах художественных произведений. Коммуникативные цели и задачи – передача информации о внешнем мире, о личных переживаниях, а также воздействие на собеседника. Неофициальность общения, его личный характер, спонтанность речи, тесная связь речевого события с ситуацией обусловливает следующие черты разговорного стиля: чувственно-конкретный характер речи; непосредственность, фамильярность; эмоциональная насыщенность; оценочность; экспрессивность; логическая непоследовательность; роль невербальных средств общения (интонация, жесты, мимика, поза). Речевые жанры – монолог, диалог, полилог.

 

Задания

 

Задание 21. Определите стилевую принадлежность текстов. Какие характерные признаки того или иного стиля можно в них обнаружить? Аргументируйте свой ответ.

1. Снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок. Последние представляют собой шестиугольные пластинки и шестилучевые звездочки. Снег выпадает из облака при температуре воздуха ниже 0º С.

2. Густейший снег шел 14 декабря 1918 года и застилал Город.

А в верстах в восьми от предместья Города, на севере, в сторожке, заваленной наглухо белым снегом, сидел штабс-капитан. На столике лежала краюха хлеба. В печке догорал огонек.

Кругом капитана, верст на пять, не было ничего, кроме тьмы, густой метели и сугробов.

Еще час просидел штабс-капитан, а потом вышел в снежную тьму. Очень сильно мело, крутило и вертело, и капитан тыкался в холодном визге метели, как слепой… Так, утопая в снегу, он дошел до шоссе, ведущего в Город…

3. По сведениям Гидрометцентра в Москве ожидается снегопад и ме-тель. Возможны заносы на дорогах. Температура воздуха минус 18-20º С.

 

Задание 22. Определите стилевую принадлежность слов и сочетаний, распределите слова и сочетания по четырем группам (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).

Нижеследующий, каюк, военщина, газировка, формулировать, сгущенка, дифференциальный, температура кипения, вояж, иметь место, подвергать анализу, драндулет, вверенный, стать на вахту, шаром покати, блажь, привлечь к ответственности, в истекшем году, вывести формулу, зачетка, припарадились, чаяния, таковой, дисперсия, изотермический, маловат, самоотверженный, вышеназванный, шумиха, завалить (экзамен), оказать содействие, закатить выговор, в случае неявки, постоянная величина.

 

Задание 23. Напишите тексты различной стилевой принадлежности на тему: «Спорт», «Мода», «Театр», «Смысл жизни», «Образование», «Информатика», «Личность человека» и др.

 

Выделяют типы речи.

Описание – тип речи, который служит для выражения качественной определенности предмета путем перечисления его признаков, сосуществующих в одно и то же время. Отвечает на вопрос: «Предмет – какой?»

Повествование – тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Мир в повествовании предстает изменяющимся во времени. Отвечает на вопрос: «Что произошло?»

Рассуждение – тип речи, в котором ставится цель убедить читателя в существовании причинно-следственных отношений между явлениями, аргументировать высказанную мысль. Отвечает на вопрос: «Почему?»

 

Задание 24. Прочитайте тексты. Определите стиль и тип речи каждого текста.

1. В сухой листве под оградой из фуксий жили паучки совершенно иного рода – маленькие злые охотники, ловкие и свирепые, как тигры. Заметив присевшую погреться муху, паук замер, потом медленно-медленно, прямо-таки не превышая скорости роста былинки, начал переставлять ноги, незаметно пододвигаясь все ближе и ближе и прикрепляя по пути к поверхности листьев свою спасительную шелковую нить. И вот, оказавшись совсем близко, охотник остановился, слегка пошевелил ногами, отыскивая опору понадежней, затем бросился вперед, прямо на задремавшую муху, и заключил ее в свои волосатые объятья.

2. Паук – членистоногое животное с ядовитыми железами, плетущее паутину для ловли насекомых и убивающее их. Пауки живут везде – они освоили все природные зоны Земли. Их отличительная особенность – способность долго обходиться без пищи (до нескольких недель). Питаться пауки могут только жидкой пищей. Для ловли жертвы они используют специальное приспособление – паутину. На конце брюшка паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Поймав в паутинные сети добычу, паук прокусывает кожу жертвы и впрыскивает внутрь добычи пищеварительный сок, а затем высасывает ее, оставляя пустую оболочку.

3. Многие люди боятся пауков, считают их вредителями. Конечно, с одной стороны, неприятно жить рядом с пауком (противный очень!), а с другой – не было бы пауков, нас бы заели мухи (вот они-то уж еще противнее – вечно жужжат, везде ползают, а осенью еще и кусаются!). Нет, паук все-таки хорошее животное.

 

Задание 25. Напишите тексты на одну и ту же тему: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.126 с.)