Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности



Внеурочной деятельности

Ярославль

2014

 

С оставитель:

Вьюгина Н.А.,

старший методист МОУ ГЦРО

Ответственный редактор: Фролова Ю.В.

Редактор: Розина Е.В.

Дизайн, верстка, макетирование: Чуканов А.Н.

 

 

Методические рекомендации по разработке программ и оценке результативности внеурочной деятельности [Текст] /Сост. Вьюгина Н.А. – Ярославль: МОУ ГЦРО, 2014. – 24 с.

 

 

Методические рекомендации предназначены заместителям директоров, курирующих организацию внеурочной деятельности в образовательном учреждении и педагогам, реализующим программы курсов внеурочной деятельности.

 

 

© Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Городской центр развития образования, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности………………………………………..     4
Описание внеурочной деятельности…………………………….   5
Общие правила разработки программ курсов внеурочной деятельности………………………………………………………     7
Структура программы курса внеурочной деятельности……….   8
Оценка результативности внеурочной деятельности…………..   9
Список использованной литературы……………………………   10
Приложение 1 Список рекомендуемой методической литературы                 по внеурочной деятельности……………………………………       11
Приложение 2 Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося. Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся……………………………………...     13
Приложение 3 Классификация результатов внеурочной деятельности……….     14
Приложение 4 Методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС общего образования……………………………………………….     16

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)

-Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373)

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897)

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413)

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МОиН РФ от 4 октября 2010г. № 986)

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ от 28 декабря 2010г. №2106)

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать(ФГОС СПОО 18.2.2.):

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;

В пояснительной записке целесообразно раскрыть:

- направленность программы;

- её актуальность;

- цель и задачи программы;

- возраст детей, участвующих в реализации программы;

- сроки её реализации (общая продолжительность, этапы);

- формы и режим занятий (дел);

- формы оценивания внеурочной деятельности (наиболее удобными формами представления образовательных результатов внеурочной деятельности являются: портфолио ученика; самооценка; выставка достижений учащихся; участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях).

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; (показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы);

4) содержание курса внеурочной деятельности;

Содержание курса отбирается адекватно целям и задачам формируемой деятельности, отражается в программе через краткое описание материала тем, включенных в тематическое планирование программы.

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

В тематическом планировании указывается:

- перечень разделов, тем программы;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные и внеаудиторные виды занятий.

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

 

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для оценки результативности внеурочной деятельности могут использоваться разные методики. В качестве примера предлагаем методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности обучающихся, разработанные специалистами Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования приведены в приложении 3.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утверждён приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413)

4. Письмо МОиН РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

5. Письмо МОиН РФ от 12 мая 2011г. 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. (Стандарты второго поколения)

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. - (Стандарты второго поколения)

8. Письмо МОиН Кранодарского края «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования» http://imc-abinsk.kubannet.ru/file4737.html

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

По внеурочной деятельности

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. (Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Программы внеурочной деятельности учащихся. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

4. Программы внеурочной деятельности в школе. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, О.Ю. Кожурова, П. В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

5. Степанов П. В. и др. Программы внеурочной деятельности: Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность (Серия «Работаем по новым стандартам»).

6. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 222 с. – (Работаем по новым стандартам).

7. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л. И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам).

8. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам)

9. Кузнецов В. С.Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика: пособие для учителей и методистов / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2014. –80 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

10. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с. – (Работаем по новым стандартам).

11. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с. – (Работаем по новым стандартам).

12. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н.Степанов – Завуч начальной школы № 6/2011

Полезные ссылки

1. http://imc-abinsk.kubannet.ru/file4737.html Письмо МОиН Кранодарского края «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования»

2. http://gym5.net/2013/fgos/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh.pdf Внеурочная деятельность в вопросах и ответах

3. http://moipkro.ru/section/fgos/nachal/391 Электронное пособие «Методика оценки качества внеурочной деятельности и внеурочных достижений младшего школьника в контексте ФГОС НОО»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФИО

Учащегося

Общий объем

Часов

В год

спортивно-оздоровительное духов-но-нрав-ственное социальное общеин-теллектуальное общекуль-турное
1              
2              
3              
4              
5              

Всего по классу:

           

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методические рекомендации

Внеурочной деятельности

Критерии

Показатели

Приемы и методы изучения

(см. приложение)

Исполнитель оценки

 

А нализ общего состояния внеурочной деятельности

 

Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности

- охват учащихся программами внеурочной деятельности

- сохранность контингента

- сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности

1. анализ участия учащихся во внеурочной деятельности

2. педагогическое наблюдение

классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности

- обеспеченность кадровыми ресурсами

- обеспеченность информационно-технологическими ресурсами

- обеспеченность финансовыми ресурсами

- обеспеченность материально-техническими ресурсами

1. метод экспертной оценки

2. Методы индивидуальной и групповой оценки

- анкетирование

- педагогическое наблюдение

педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, заместитель директора по воспитательной работе

 

Э ффективность внеурочной деятельности

 

Личность школьника

Самоопределе-ние  

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- формирование картины мира культуры;

- развитие Я-концепции и самооценки личности.

1. «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

2. «Кто я?» (М.Кун)

классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог Смыслообразо-вание  

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

1. методика «Цветик-семицветик»

2. опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

3. оценка уровня воспитанности ученика (по Н.П.Капустину)

классный руководитель, школьный психолог Нравственно-этическая ориентация

- формирование единого образа мира при разнообразии культур

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс)

2. Адаптированный вариант теста Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (3-4 классы)

3. Методика «Репка»

4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы»

5. Методика «Что мы ценим в людях»

6. Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение»

 

 

классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог

Детский коллектив

Сформированность детского коллектива

- благоприятный психологический микроклимат - уровень раз-вития коллектив-ных взаимоотно-шений - развитость самоуправления - наличие традиций

1. социометрия

2. индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

3. методика определения уровня развития самоуправления (по Рожкову)

 

классный руководитель, педагог-организатор, старший вожатый, заместитель директора по воспитательной работе

Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива

- включенность обучающихся во внеурочную деятельность

методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов»

классный руководитель

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

- коммуникабель-ность - взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами    

Методика выявления коммуникативных склонностей (по Р.В. Овчаровой)

классный руководитель

Внеурочной деятельности

Ярославль

2014

 

С оставитель:

Вьюгина Н.А.,

старший методист МОУ ГЦРО

Ответственный редактор: Фролова Ю.В.

Редактор: Розина Е.В.

Дизайн, верстка, макетирование: Чуканов А.Н.

 

 

Методические рекомендации по разработке программ и оценке результативности внеурочной деятельности [Текст] /Сост. Вьюгина Н.А. – Ярославль: МОУ ГЦРО, 2014. – 24 с.

 

 

Методические рекомендации предназначены заместителям директоров, курирующих организацию внеурочной деятельности в образовательном учреждении и педагогам, реализующим программы курсов внеурочной деятельности.

 

 

© Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Городской центр развития образования, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности………………………………………..     4
Описание внеурочной деятельности…………………………….   5
Общие правила разработки программ курсов внеурочной деятельности………………………………………………………     7
Структура программы курса внеурочной деятельности……….   8
Оценка результативности внеурочной деятельности…………..   9
Список использованной литературы……………………………   10
Приложение 1 Список рекомендуемой методической литературы                 по внеурочной деятельности……………………………………       11
Приложение 2 Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося. Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся……………………………………...     13
Приложение 3 Классификация результатов внеурочной деятельности……….     14
Приложение 4 Методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС общего образования……………………………………………….     16

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)

-Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373)

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897)

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413)

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МОиН РФ от 4 октября 2010г. № 986)

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ от 28 декабря 2010г. №2106)

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.073 с.)