Понятие и сущность контроллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность контроллинга



4 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон). Закон был разработан в связи с тем, что с 1 января 2018 г. начал действовать новый Таможенный кодекс Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), который содержит много отсылочных норм на национальное законодательство государств-членов ЕАЭС [1].

Новый Закон регулирует ввоз, вывоз товаров, их временное хранение, таможенное декларирование и таможенный контроль. Также устанавливает права и обязанности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных или свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли. Среди новеллы данного Закона также изменения в порядке проведения таможенного контроля, в частности, установлены сроки проведения таможенных проверок и экспертиз.

В общем, деятельность таможенной службы Российской Федерации по реализации таможенной политики может быть рассмотрена как система принимаемых решений, эффективность которых, а, следовательно, и результата таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления.

Как отмечает в своей работе Нечухина Н.С.: «Генезис термина «контроллинг» напрямую связан с английским глаголом «to control», плотно обосновавшимся в русском языке в виде глагола «контролировать», а также в качестве семантически производного существительного «контроль». Само понятие, однако, пришло в современные экономические глоссарии из Германии, в то время как в англоговорящих государствах, в альтернативу «контроллингу», использовался термин «управленческий учет» (также широко распространенный в российской практике)» [10, с.21].

Рассмотрим, как трактуют термин современные авторы в нормативно-правовом поле исследуемого вопроса.

Формирование концепции контроля принятия управленческих решений в таможенных органах должно учитывать существующие парадигмы как относительно самого понятия «контроль», так и в отношении объекта контроля – управленческих решений. Как показывает анализ, специалисты по управлению имеют ограниченные знания о концептуальных основах контроля принятия управленческих решений, но зато специалисты из контроля недостаточно внимания уделяют объекта контроля – управленческим решением. Учитывая это, актуальными являются вопросы синтеза научных достижений в сферах управления и контроля и формирование концептуальных основ контроля принятия управленческих решений.

Самым главным отличием в концепциях контроля в России и за рубежом является понимание его сущности и назначения. Иностранные специалисты выделяют несколько понятий, которые в определенной степени относятся и к контролю управленческих решений:

• контроллинг (control (management) как одна из функций управления, которая помогает осуществить предварительные корректирующие меры с целью минимизации отклонений от установленных стандартов [12, с. 147];

• управленческий (административный) учет (management accounting, managerial accounting), предназначен для информационного обеспечения руководства предприятия для принятия обоснованных бизнес-решений при реализации функций управления и контроля [15, с. 40].

• управленческий контроль (management control), который рассматривается как отдельный компонент менеджмента и включает совокупность методов, способов, процессов, инструментов и методик для изучения и оценки всех видов деятельности предприятий [19, с. 12].

Один из классиков современной теории контроля Г. Энтони, подчеркивая процессный характер контроля, выделил его концептуальные составляющие и подчеркнул взаимосвязи контроля, управления вообще и управленческих решений в частности [28, с. 336].

Особого внимания заслуживает модель внутреннего контроля COSO. Она была предложена Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Трэдвея в 1992 году (последние изменения внесены в мае 2013 года) и предназначена в числе прочего для «...разработки соответствующих рекомендаций с целью корпоративного руководства из главнейших аспектов...внутреннего контроля...и противодействия мошенничеству» [29, с. 118].

Современные авторы отмечают «такие специфические особенности контроллинга, как [3, с.138]:

- новое содержание роли информационно-аналитических и планово-экономических служб организации;

- новое содержание таких традиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль, информация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;

- согласованное принятие стратегических и оперативных решений;

- новая методология анализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и их контроля».

В окружении специалистов государственных таможенных органов, распространенным является «узкое» понимание контроллинга.

Временами его отождествляют с системой контроля, программно-целевым планированием, системой информационного обеспечения или автоматизированными системами управления. Однако контроллинг предполагает использование различных технологий и инструментов эффективного управления, в том числе финансовых инструментов, а также инструментов автоматизации подготовки и контроля управленческих решений [15, с.151].

На основании изученных литературных источников напрашивается вывод, что сущность контроллинга проявляется в его функциях.

Анализ современной юридической литературы позволяет сделать вывод, что исследователи уделяют предельное внимание информационным или координационным функциям контроллинга. При этом функции координации охватывают задачи собственно управленческой деятельности, основные из них:

- контроль и регулирование исполнения управленческих решений;

- повышение рациональности управленческого процесса;

- координация управленческой деятельности.

Информационные функции, в свою очередь, проявляются в решении задач информационной, консультационной и методической поддержки принятия управленческих решений; создания и обеспечения функционирования информационной системы управления организацией.

Целью стратегического контроллинга является обеспечение долговременного функционирования развития потенциальной базы уплаты таможенных платежей. Это происходит на основе анализа информации о внешние и внутренние условия организации осуществления ВЭД, степени и форм привлечения к ней финансовых учреждений. 

Таможенный контроль
Стратегический таможенный контроль
Оперативный таможенный контроль
Бюджетирование
Логистический аудит
Стратегическое планирование
Финансовая диагностика
Таможенный консалтинг
Риск-менеджмент
При нятие управленческих решений в сфере ВЭД
Таможенный контроль - это система информационной поддержки и координации  управления процессом принятия решений, который включает бюджетирование, стратегическое планирование, финансовую диагностику, риск-менеджмент, обмен информацией между фискальной службой и финансовыми  учреждениями, консультирование и фокусирование на принятии оптимальных решений в сфере ВЭД

Рис. 1 – Структурно-логическая схема видов таможенного контроля

На этапе стратегического контроллинга важную роль играет прогноз и стратегическое планирование, разработка системы риск-менеджмента, которая направлена ​​не только на профилактику таможенных нарушений, но и на предупреждение привлечения финансовых учреждений к схемам оптимизации таможенных платежей и сборов, а также налогов, уплачиваемых при пересечении товарами таможенной границы страны. Использование финансовых учреждений в схемах уклонения от уплаты налогов, особенно на уровне ВЭД, является одной из причин ежегодной потери бюджетом значительных сумм налоговых поступлений, в т. ч. и за счет таможенных платежей.

 Оперативный контроль предполагает создание системы управления достижением текущих целей, а также принятие своевременных решений в части оптимизации процессов обмена информацией между финансовыми учреждениями и таможенными органами. Если стратегический контроллинг использует схожие подходы и инструментарий на всех уровнях его организации, то меры оперативного контроллинга зависят от ключевой сферы его организации. Создание функциональных систем контроллинга на уровне таможенной службы имеет целью обслуживание клиентов за счет повышения качества которого будет формироваться постоянный финансовый поток таможенных платежей.

 Функциональная система контроля на уровне субъектов ВЭД предусматривает предупреждение нарушений в сфере таможенного регулирования и принятия оптимальных управленческих решений в сфере управления таможенными платежами, которые обеспечат максимизацию отношение прибыль / затраты. На уровне финансовых учреждений функциональная система таможенного контроля предусматривает создание организации эффективного взаимодействия между таможенными органами и субъектами ВЭД на основе управления финансовыми потоками. Таможенный контроль в сфере финансовых услуг за управленческими функциями близок к финансовому, поэтому организация его системы предусматривает использование как общих методов финансового контроллинга (бенчмаркинг, стоимостный и портфельный анализ, SWОТ-анализ (анализ сильных и слабых мест), АВС-анализ, XYZ-анализ и т.д.), так и специфических - создание специальных учетных систем, систем мониторинга и тому подобное.

 Контроллинг является концепцией системного управления; традиционно считается, что его организация необходима там, где управление находится в кризисе. На наш взгляд, необходимость организации и развития таможенного контроллинга связана не столько с необходимостью антикризисного управления, сколько с необходимостью организации управления финансовыми потоками в стрессовых условиях. Таможенный контроллинг в сфере финансовых услуг обусловлен действиями нескольких стресс-факторов:

 - глобализация финансовых рынков нарушает финансовое равновесие и является причиной финансовой нестабильности;

 - ростом масштабов теневой экономики;

 - использованием ВЭД-операций в схемах уклонения от уплаты налогов и тому подобное.

 Такой подход к толкованию сущности таможенного контроллинга в сфере финансовых услуг дает основания сделать вывод, что он является одним из важнейших звеньев в системе управления в таможенных органах, основой для организации взаимодействия финансовых учреждений и таможенных органов, обеспечивает эффективное консультирование и фокусирование на принятии оптимальных финансовых решений для достижения сбалансированности интересов государства и субъектов ВЭД. Цель таможенного контроллинга в сфере финансовых услуг - обеспечить сбалансирование интересов таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, осуществляющих обслуживание ВЭД.

Для достижения цели контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

 1. Координация управленческой деятельности таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, что обеспечивает оптимизацию затрат времени, финансовых и человеческих ресурсов, обеспечивая получение ожидаемого результата в соответствующие сроки.

 2. Создание и обеспечение эффективного функционирования необходимых информационных систем, наподобие тех, которые применяются в Германии («KLR Zoll» (разработка новой учетной системы) и «Plus Zoll» (разработка подсистемы менеджмента качества)) [6].

 3. Информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений. Такая поддержка может осуществляться на уровне таможенных органов, финансовых посредников, специализированных консультационных организаций.

 4. Рационализация управленческого процесса.

 Учитывая специфику предоставления финансовых услуг в сфере ВЭД, таможенный контроллинг в сфере финансовых услуг выполняет сервисную и консалтинговую функции.

 Сервисная функция предусматривает создание методологической базы для принятия управленческих решений, которая включает нормативно-правовое обеспечение организации финансовых услуг и осуществления таможенного контроллинга. Консалтинговая функция предусматривает предоставление необходимой информации и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.

 Таможенный контроллинг осуществляется по следующим направлениям:

 - осуществление таможенного контроля за упрощением таможенных процедур, налаживание коммуникативных связей между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности,

- контроль своевременности поступления отсроченных и рассроченных платежей с помощью компьютерного анализа первичной информации и форм периодической отчетности;

- контроль за таможенным налогообложением;

- контроль за применением законодательства в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в области таможенного дела;

 - рассмотрение актуальных вопросов в разрезе управления рисками в условиях имплементации международных таможенных стандартов в отечественную практику осуществления таможенного дела;

- контроль за применением мер нетарифного регулирования;

- контроль за условиями предоставления финансовых гарантий;

- страхование ответственности таможенных брокеров;

- страхование риска утраты грузов;

- организация финансовых операций, обслуживающих сферу ВЭД

- контроль за перемещением валютных ценностей за границу.

 Сейчас прослеживается отсутствие единства в теоретическом обосновании сущности и составляющих таможенного контроллинга. Система таможенного контроллинга в сфере финансовых услуг включает в себя следующие составляющие:

- в зависимости от субъекта таможенного контроллинга - от государственного до ведомственного;

- в зависимости от технологии проведения (внешний - регламентируется нормами Таможенного кодекса РФ и международными стандартами, внутренний - регламентируется стандартами и инструкциями таможенного законодательства)

- в зависимости от координации управления процессом принятия решений и от органа проведения.

Таким образом мы рассмотрели понятие таможенного контроллинга в наше время, составной части таможенной политики таможенной службы Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.03 с.)