Заключительное слово учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заключительное слово учителя



- Пришло время закончить урок.

Выдающийся учёный-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владевший русским словом, Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» сказал:

     

«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

- Я желаю вам, какую бы вы профессию ни избрали, лёгкости стиля.

И ещё:

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.

                                

                                                                              (В. Рождественский.)

                                                                           

 

6. Домашнее задание

Создать синквейны о русском языке, о культуре речи

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Языковые нормы и их нарушение

Языковые нормы Допускаемые ошибки Пример (ошибка) Пример (норма)
1 Орфоэпические –нормы произношения звуков, их сочетаний, отдельных слов, нормы ударения Нарушение произношения звуков, их сочетаний, отдельных слов, грамматических форм, а также норм ударения ТортОв  позвОним свеклА  силОс квАртал. Деви[ч’н’]ик  
2 Морфологические – нормы образования форм различных частей речи Нарушение нормы образования форм различных частей речи Пятиста (Р.п.) Договора (И. п. мн. ч.) Сапогов (Р. п. мн. ч.) Более твёрже (срав. степ. прилаг.) Ляж (глагол с черед.) Стерём (глагол с черед.)  
3 Синтаксические – нормы построения словосочетаний, простых предложений, сложных предложений различных видов а) Нарушение управления и согласования в словосочетании.   б) Нарушение норм согласования между подлежащим и сказуемым   в) Неправильное построение предложений с однородными членами (особенно в случаях, когда однородные члены требуют разных предлогов или управляют разными падежами).   г) В сложном предложении – в выборе союзов, союзных слов, указательных слов, связывающих главное и придаточное предложения.   д) В согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным относительным местоимением и выступающим в роли союзного слова.   е) В построении предложений с деепричастиями. (У действия, названного с помощью деепричастия, и у действия, названного с помощью сказуемого, должен быть один и тот же исполнитель. Он обозначен подлежащим этого предложения (в односоставном определённо-личном или неопределённо-личном предложении это лицо косвенно выражено в форме сказуемого, в безличном оно подразумевается)). Показать об этом. С семьюстами пассажиров.   Стая голубей кружились над домом.   Был на почте и в магазине. Интересовался и уделял много времени спорту.     Я считаю то, что вы правы.   Все, кто сдали экзамен, получат стипендию.     Рассматривая рисунок,   1) создаётся впечатление, что птица живая; 2) неожиданно погас свет; 3) мне вспомнилось лето.  
4 Лексические – умение правильно употреблять слова с учётом их лексического значения и норм лексической сочетаемости а) Употребление слова в несвойственном ему значении.     б) Нарушение лексической сочетаемости.   в) Ошибки в употреблении слов-паронимов (близких по значению однокоренных слов, обозначающих разные понятия). Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.   Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию.   Одеть пальто. Надеть ребёнка. Запасный человек. Запасливый выход.  

  

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

1. Прочитайте слова, поставьте в них ударение

 

Балованный, баловать

Газопровод, нефтепровод

Досуг

Жалюзи

Закупорить, откупорить

Звонит, звонят, созвонимся

Каталог

Оптовый

Столяр

Торта, торту, торты, тортов

Туфля

Колледж

Кладовая

 

2. Верно или нет? Исправьте ошибки

 

Ака[дЕ]мия

 Пио[нЭ]р

Коне[ч’н]о

Ши[н’Э]ль

Фо[нЭ]тика

С[в’О]кла

Сви[тэ]р

[тЭ]рмин

Му[зЭ]й

Яи[ч’н’]ица

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Вариант № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.007 с.)