Избирательное право объективное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательное право объективное



подотрасль конституционного права.

В формально-юридическом смысле представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, опосредующих реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в рамках выборов и в межвыборный период. См. Предмет избирательного права.

В политико-правовом отношении избирательное право представляет собой каталог прав и обязанностей, которыми наделяются индивидуальные и коллективные участники избирательно-правовых отношений (Ю.А. Веденеев). См. Субъекты избирательного права.

Вопрос о понятии и предмете избирательного права является в отечественной юридической литературе дискуссионным. (См., например: Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996. С. 13; Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С. 5; Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999. С. 29-37; Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 8-30).

Несмотря на некоторую родственность отношений, избирательное право не регулирует отношения по организации и проведению референдумов (референдумные отношения), а также отношения по отзыву депутатов и выборных должностных лиц.

Объективное избирательное право является юридическим источником субъективного избирательного права. См. Избирательное право субъективное, Избирательное право активное, Избирательное право пассивное.

В качестве источников объективного избирательного права выступают: Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты местного самоуправления, нормативные акты избирательных комиссий. См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Избирательное законодательство, Источники избирательного права, Инструкция в избирательном праве, Федеральный закон.

Избирательное право активное

См. Активное избирательное право.

Избирательное право пассивное

См. Пассивное избирательное право.

Избирательное право субъективное

закрепленное в Конституции Российской Федерации право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.

Избирательные комиссии

коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. См. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Окружная избирательная комиссия, Территориальная избирательная комиссия, Участковая избирательная комиссия.

Избирательный корпус

совокупность граждан, обладающих в соответствии с законом активным избирательным правом и внесенных в списки избирателей.

Различают избирательный корпус Российской Федерации, конкретного субъекта Российской Федерации и конкретного муниципального образования.

См. Активное избирательное право, Список избирателей, участников референдума.

Избирательные права граждан

конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях. См. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право.

Избирательные споры

разногласия между участниками избирательного процесса, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются в судебном или административном порядке.

В действующем российском законодательстве о выборах не употребляется термин "избирательные споры", а используется термин "обжалование нарушений избирательных прав граждан".

В числе характерных, типичных причин возникновения избирательных споров в юридической литературе называются: несовершенство избирательного законодательства; несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному; недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов; неоптимальное применение избирательного законодательства избирательными комиссиями разных уровней; нарушение избирательного законодательства избирателями, инициативными группами, избирательными объединениями и блоками; неправильное толкование норм избирательного законодательства избирательными комиссиями; нарушение требований избирательного законодательства органами законодательной и исполнительной власти; нарушение требований избирательного законодательства средствами массовой информации; нарушение требований избирательного законодательства кандидатами в депутаты и на выборные должности, их представителями, доверенными лицами, наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса; неоднозначное толкование норм избирательного законодательства судами (См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.: НОРМА, 1999. С. 414).

О порядке разрешения избирательных споров см. Жалоба в избирательном праве.

Избирательный блок

добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. См. Избирательное объединение.

Избирательные блоки образуются избирательными объединениями на основе решения о вхождении в избирательный блок, принимаемого каждым из соответствующих объединений на съезде (конференции). После принятия указанных решений уполномоченные представители избирательных объединений подписывают совместное решение о создании избирательного блока.

Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в данный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком применительно к выборам уровне и не вошедшего в данный избирательный блок в качестве избирательного объединения, а также наименование иного ранее зарегистрированного избирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока возможно только с письменного согласия данного физического лица.

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации избирательный блок одновременно с представлением списков кандидатов вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему. При этом избирательный блок вправе представлять эмблему любого из избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, либо иную эмблему, за исключением зарегистрированных эмблем других общественных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных либо предыдущих выборах данного либо более высокого уровня. Символика избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иного государства, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключает возможность изменения наименований и символов избирательных блоков в ходе избирательной кампании.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии применительно к уровню выборов непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов.

Решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений.

Список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с составленными в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться от данного избирательного блока по избирательному округу и (или) по списку кандидатов. В многомандатном избирательном округе избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком. После этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого списка кандидатов.

После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением случаев, когда изменения вызваны выбытием (отзывом) кандидатов. В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, указанное правило не применяется при проведении выборов по одномандатным избирательным округам.

Избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах. Такое решение принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений.

Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения, как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока.

Наряду с правом выдвижения кандидатов и списков кандидатов, избирательные блоки обладают другими правами, установленными законодательством для избирательных объединений.

Например, ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается порядок формирования избирательных комиссий, в том числе, на основе предложений избирательных блоков. В соответствии со ст. 24 названного закона избирательный блок после регистрации соответствующей избирательной комиссией выдвинутого им списка кандидатов вправе назначить в данную избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Положениями ст. 26 закрепляется право за избирательными блоками направлять своих наблюдателей в избирательные комиссии, которые вправе присутствовать при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Нормами ст. 35 названного закона предусматривается право избирательных блоков, зарегистрировавших список кандидатов, назначать доверенных лиц.

Избирательный округ

территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Границы избирательных округов утверждаются на основании данных о численности избирателей в соответствие с требованиями и в порядке, предусмотренными законодательством. См. Границы избирательного округа.

С понятием избирательного округа законодательство о выборах связывает ряд важных избирательных действий. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов, их регистрация производятся в соответствующем избирательном округе. В границах избирательного округа обеспечиваются равные условия проведения предвыборной агитации для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

При проведении выборов на основе пропорциональной избирательной системы образуется один избирательный округ, включающий всю территорию, на которой назначено проведение выборов. При этом распределение депутатских мандатов производится среди списков кандидатов, зарегистрированных избирательными объединениями, избирательными блоками. Например, Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривается избрание половины количественного состава депутатского корпуса по одному федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации.

В случае проведения выборов на основе мажоритарной избирательной системы могут создаваться одномандатные и многомандатные избирательные округа. При этом голосование производится персонально в отношении каждого из зарегистрированных кандидатов. См. Избирательный округ многомандатный, Избирательный округ одномандатный.

В каждом избирательном округе формируется окружная избирательная комиссия. В случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, окружная избирательная комиссия может не образовываться, а ее функции могут возлагаться на соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации либо территориальные избирательные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), действующие на постоянной основе. Так, в ст. 20 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться, если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.

При избрании выборного должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления избирательным округом является соответственно вся территория Российской Федерации - при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; территория соответствующего субъекта Российской Федерации - при выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации; территория муниципального образования - при избрании выборного должностного лица местного самоуправления. В этих случаях функции окружной избирательной комиссии выполняет соответственно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.015 с.)