Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий



См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.

Всеобщего избирательного права принцип (принцип всеобщего избирательного права), права на участие в референдуме

конституционный принцип, гарантирующий гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, избирать, голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении установленного законодательством возраста - быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления. См. Принципы избирательного права.

Граждане могут избирать и быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств. Федеральным законодательством установлены только два вида ограничений.

Не могут участвовать в выборах и референдумах граждане, признанные судом недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности.

Другой вид ограничений касается лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу. Это ограничение не распространяется на лиц, находящихся под стражей, в следственных изоляторах, если в отношении них еще не вступил в силу приговор суда и они не признаны виновными в совершении преступления, влекущего за собой лишение свободы.

Законодательством также могут устанавливаться цензовые требования для активного (права избирать) и пассивного (быть избранным) избирательного права. См. Избирательный ценз.

Выборное должностное лицо

лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или должность муниципального образования, избранное непосредственно гражданами на основе всеобщего равного прямого избирательного права либо представительным органом, наделенное в соответствие с законодательством определенным объемом полномочий.

Должности, замещаемые выборными должностными лицами, в соответствие с установленной федеральным законодательством (см. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации") классификацией относятся к категории "А" и не являются соответственно должностями государственной и муниципальной службы (должностями категорий "Б" и "В").

Перечень выборных должностных лиц, требования к лицам, замещающим выборные должности, порядок их избрания, круг и срок полномочий, порядок и гарантии их осуществления, ответственность выборных должностных лиц определяются в нормативных правовых актах.

Правовое положение выборных должностных лиц Российской Федерации определяется непосредственно Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации - конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством, а выборных должностных лиц местного самоуправления - уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований, издаваемыми в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Избирательное законодательство предусматривает дополнительные ограничения для выборных должностных лиц. В частности, согласно положениям ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут быть членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса.

В соответствии с нормами ст. 28 названного Закона выборные должностные лица, являющиеся кандидатами, не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Например, они не могут: а) привлекать лиц, находящихся в их подчинении, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; б) использовать помещения, занимаемые государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; в) пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационными услугами, оргтехникой, обеспечивающей функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; г) бесплатно или на льготных условиях использовать для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортные средства, находящихся в государственной или муниципальной собственности; д) пользоваться преимущественным доступом (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. В тоже время Федеральный закон устанавливает, что соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

Избирательное законодательство содержит запрет выборным должностным лицам как лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, участвовать при исполнении ими своих должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения в агитации при проведении выборов и референдума.

К числу государственных должностей Российской Федерации, замещаемых в результате проведения выборов, Конституция России относит должность Президента Российской Федерации. Выборными должностными лицами Российской Федерации также являются руководители палат федерального парламента и их органов - председатели Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, их заместители, руководители постоянных комитетов и постоянных комиссий. Указанные должности замещаются соответственно членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы на основе решений, принимаемых каждой из палат парламента.

Выборными должностными лицами субъектов Российской Федерации признаются лица, замещающие предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации должности на основе выборов непосредственно гражданами - президенты республик, губернаторы (главы администраций, мэры) других субъектов, а также на основе избрания представительными органами - руководители законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выборными должностными лицами местного самоуправления считаются лица, замещающие муниципальные должности в результате муниципальных выборов - главы муниципальных образований, главы местного самоуправления, а также должности, замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов - руководители представительного или иного выборного органа местного самоуправления, избранные из состава представительного или иного выборного органа главы исполнительных органов местного самоуправления.

Выборный орган

коллегиальный орган государственной власти или орган местного самоуправления, избираемый непосредственно гражданами на основе всеобщего равного прямого избирательного права, обладающий в соответствии с законодательством правом представлять интересы населения, принимать от его имени властные решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории. См. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Органы государственной власти федеральные, Органы местного самоуправления.

Понятие "выборный орган" и "орган" нетождественны. Первое отличает специальный признак, заключающийся в формировании органа власти непосредственно гражданами в результате проведения выборов. Порядок формирования выборных органов, срок и порядок осуществления их полномочий определяются в нормативно-правовых актах.

К федеральным выборным органам в соответствии с конституционными положениями относится Государственная Дума Федерального Собрания - нижняя палата парламента, состоящая из депутатов, избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного прямого избирательного права. Статус Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Выборными органами субъектов Российской Федерации являются представительные законодательные органы государственной власти, формируемые в результате проведения выборов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Наименования и статус названных выборных органов определяются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством.

Выборными органами муниципальных образований выступают коллегиальные органы местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии с уставами муниципальных образований выборные органы могут наделяться представительными, нормотворческими, исполнительно-распорядительными и контрольными функциями. Статус выборных органов закрепляется в уставах муниципальных образований, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 14 Федеральный закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наличие в муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления является обязательным.

Избирательное законодательство содержит специальное регулирование в отношении участия выборных органов в избирательных действиях и действиях по подготовке и проведению референдума. Например, предусматривается участие выборных органов в процессе формирования избирательных комиссий и комиссий референдума. Согласно положениям ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания назначает треть состава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии с нормами ст. 23 названного закона половина состава избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных комиссий при проведении выборов в федеральные органы назначается законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации. Такое назначение должно производиться, в том числе, на основе предложений выборных органов местного самоуправления. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участковых комиссий производится представительными органами муниципальных образований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.011 с.)