Консультативная психология как наука и практика. Предмет, цели и задачи консультативной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультативная психология как наука и практика. Предмет, цели и задачи консультативной психологии.



Вопросы

Понятие и виды психологической помощи. Основные сферы психологической помощи человеку.

Психологическая помощь – это вид самостоятельной психологической практики, которая может адресоваться субъекту, группе или организации.

Психологическая помощь оказывается здоровым людям с разнообразными житейскими проблемами, находящимися в критическом состоянии, а также больным с различными психическими или соматическими заболеваниями, имеющими психологические проблемы, невротические или психотические расстройства, а также характерологические личностные отклонения.

Психологическая помощь включает:

1. предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических, психологических или психопатологических феноменов.

2. активное, целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для повышения порога фрустрационной толерантности, формирования стрессо- и неврозоустойчивости.

Существует три основных вида оказания психологической помощи, которые различаются по целям и характеру воздействия. Границы между ними очень прозрачны, использовать возможно вместе или раздельно:

1. психологическое консультирование

2. психокоррекция

3. психотерапия

 

 

Понятие и виды психологического консультирования.

Структура консультативной беседы. Общая характеристика этапов консультативной беседы.

Консультативная беседа - это личностно-ориентированное обшение, в котором осушествляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикай и характером консультативной работы [2]. В зависимости от этапа работы консультативная беседа может быть начальной, процессуальной, заверщающей и поддерживающей.

в соответствии с концепцией А. Блазера [1] вьщеляются шесть основных этапов консультативной работы. 36 1. Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений. 2. Детальное описание проблемы с точки зрения клиента. 3. Проблемный анализ: а) актуальные условия существования проблемы (Какая она здесь и теперь? Какова ситуация? Какие ощущения?); б) биографические условия появления; в) ее функциональное значение для клиента (Зачем? Почему необходима?). 4. Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы. 5. Работа с ПРОQлемой и закрепление результатов в реальной жизни. 6. Заключителtная фаза.

 

Характеристика четвертого этапа консультативной беседы: завершение беседы.

На этом этапе психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность воздействия может быть снижена:

  1. подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема);
  2. обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами;
  3. прощание консультанта с клиентом. Прощание с клиентом не должно выглядеть формальным.

Заключительная реплика психолога может иметь следующий вид: “Я считаю, что мы с вами сегодня неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по таким-то дням недели в такое-то время. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме”.

 

Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): цель работы с клиентом, позиция консультанта, особенности отношений консультант-клиент, способы работы с основными экзистенциальными беспокойствами человека.

Главная задача консультанта — добиться, чтобы клиенты переживали свое состояние как реальное, смирились с неизбежностью появления конфликтов, связанных с экзистенциальными феноменами, сосредоточились на текущих обстоятельствах, сложившихся у них к настоящему времени, и насыщали их индивидуальными смыслами. Консультант помогает клиентам осознавать личную ответственность за то, как планируется и проживается их жизнь, более отчетливо понимать и чувствовать свои цели и желания, пользоваться внутренними потенциями и ресурсами, по возможности раскрывая свою самобытность и отходя от внешней, затверженной в социализации системы образцов, определяющих некий усредненно-обезличенный «жизненный стандарт». Иными словами, задача консультанта — наставить клиента на «дао истинный», помочь ему быть/стать самим собой посредством «Я-Ты»- взаимодействия, почувствовать подлинность и уникальность пребывания в данном хронотопе бытия. В этом процессе существенное значение придается искренности психолога, личностному характеру взаимодействия, способности консультанта понимать уникальность и самобытность клиента, а также взаимному обмену личностным опытом, особенно опытом преодоления, совладания, изживания, самоактуализации. Самораскрытие консультанта — достаточно характерный прием экзистенциального консультирования, а «присутствие», «аутентичность» и «преданность» — основные термины, используемые для описания взаимоотношений с клиентом. Для экзистенциального консультанта не очень важны отношения контрпереноса, он не стремится превратить клиентов в адептов собственных «символов веры», а, наоборот, общается с ними как «экзистенция с экзистенцией» (J1. Бинсвангер).

Работа, связанная с отношением к смерти, обычно включает в себя предоставление клиентам возможности свободно говорить о ней, опредмечивая свои страхи и беспокойства, проговаривая свои переживания, а также идентификацию механизмов защиты, интерпретацию сновидений и беседы о недолговечности всего земного, о необходимости «творить смыслы» каждого мгновения бытия. Пребывая в бытии, человек существует в трех условных пространствах — Umwelt (природный мир, создающий естественные потребности, стремления, инстинкты и воспринимающийся как реальность), Mitwelt (срединный социальный мир, воплощенный в практике человеческих отношений, процессах группирования, единения с другими) и Eigenwelt (внутренний мир, уникальный для каждого человека и связанный со становлением его самосознания). Все происходящее с человеком требует его бытования в этих трех мирах, их гармония обеспечивает ему чувство реальности. Но естественная уязвимость человека (болезнь, утрата близких, стихийное бедствие, катастрофа) становится источником «тревожности бытия». Р. Мэй говорит о нормальной и невротической тревоге. Первая возникает как естественная реакция на реальную угрозу, и в этом случае консультант может помочь совладать с «естественными» проблемами и трудностями, так или иначе возникающими в течение жизни. Невротическая же тревога патологична, поскольку она сковывает свободу человека, подавляет его активность, формируя неадекватную реакцию на объективную трудность или угрозу. Столь же важным в экзистенциальном консультировании является различение нормальной (истинной), невротической и экзистенциальной вины. Нормальную вину люди испытывают, действительно совершив неблаговидный поступок и раскаиваясь в нем. Консультирование клиентов с чувством вины обычно предполагает осознание ее, раскаяние, искупление, покаяние, очищение. Все это для клиента необходимые шаги, ведущие к (само)прощению. В основе невротической вины лежат воображаемые преступления против других людей, социальных нормативов, моральных ценностей и т.д. Обсуждая проблему экзистенциальной вины, Р.Мэй говорит о: I) вине, возникающей вследствие неумения жить в ладу с самим собой, неумения использовать собственный потенциал (соответствует Eigenwelt); 2) вине, связанной с причинением своими действиями некоего «вреда» близким, с переживанием, что ты им «в тягость» (соответствует Mitwelt); 3) «вине разобщения», возникающей в связи с неправильными действиями человека по отношению к природе, космосу, мирозданию (связанной и с Umwelt, и с Mitwelt, и с Eigenwelt). Экзистенциальная вина связана с переживанием личной ответственности за то, что в принципе объектом этой ответственности прямо быть не может.

Вопросы

Консультативная психология как наука и практика. Предмет, цели и задачи консультативной психологии.

Консультативная психология - это отрасль психологического знания, которая связана с обобщением, исследованием и развитием практических приемов консультативного взаимодействия в совокупности с теориями, принципами и моделями консультирования.

Тогда как психологическое консультирование - это форма деятельности профессионального психолога, которая заключается в непосредственной консультативной взаимодействия с людьми с целью оказания психологической помощи в принятии решений относительно условий их социального или личностного жизни, направленных на достижение психологического комфорта, изменяемые поведения и личностного роста в целом.

предмет консультативной психологии - это широкий круг психологических проблем людей, которые не имеют глубоких клинических нарушений, включая трудности возрастного развития, специфику адаптации личности к меняющимся условиям повседневности, дисгармонию межличностных, в частности, семейных, интимных, родительско-детских взаимоотношений, социальные девиации, возрастные кризисы, последствия травм и болезней, стрессы, особенности характера, выбор профессии, вопрос карьерного роста, личные запросы по поиску собственной аутентичности, самоценности и смысла жизни, взаимодействия человека с окружающими, вопросы ответственности, нравственности, экзистенциального и личностного выбора и тому подобное.

универсальные цели психологического консультирования:

- Способствовать изменениям поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

- Развивать навыки преодоления трудностей в случае появления новых жизненных обстоятельств и требований;

- Обеспечить эффективное принятие таких жизненно важных решений: совершать самостоятельные поступки, правильно распределять время и энергию, оценивать последствия риска, исследовать поле ценностей, в рамках которых происходит принятие решений, оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

- Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения; повышать уровень самоуважения и конструктивных социальных навыков с целью лучшей построения общения и межличностных отношений;

- Повышать тенденцию к самоорганизации и способствовать росту личностного потенциала человека; активизировать развитие стремление клиента к максимальной свободы и развивать его способность контролировать собственное окружение и свои реакции, провоцируемые окружением.

предмет консультативной психологии - это широкий круг психологических проблем людей, которые не имеют глубоких клинических нарушений, включая трудности возрастного развития, специфику адаптации личности к меняющимся условиям повседневности, дисгармонию межличностных, в частности, семейных, интимных, родительско-детских взаимоотношений, социальные девиации, возрастные кризисы, последствия травм и болезней, стрессы, особенности характера, выбор профессии, вопрос карьерного роста, личные запросы по поиску собственной аутентичности, самоценности и смысла жизни, взаимодействия человека с окружающими, вопросы ответственности, нравственности, экзистенциального и личностного выбора и тому подобное.

предмет консультативной психологии - это широкий круг психологических проблем людей, которые не имеют глубоких клинических нарушений, включая трудности возрастного развития, специфику адаптации личности к меняющимся условиям повседневности, дисгармонию межличностных, в частности, семейных, интимных, родительско-детских взаимоотношений, социальные девиации, возрастные кризисы, последствия травм и болезней, стрессы, особенности характера, выбор профессии, вопрос карьерного роста, личные запросы по поиску собственной аутентичности, самоценности и смысла жизни, взаимодействия человека с окружающими, вопросы ответственности, нравственности, экзистенциального и личностного выбора и тому подобное.

Цели консультирования зависят от запросов клиентов и теоретической ориентации консультанта. Обращаясь за психологической помощью, клиенты обычно хотят лучше разобраться в себе или ситуации, изменить свои чувства, суметь принять необходимое решение и утвердиться в его правильности, изменить текущую ситуацию или приспособиться к ней, дать разрядку своим чувствам и т.д. В основе большинства обращений имплицитно лежит идея изменения (ситуации или себя), которая определяет несколько универсальных целей, которые старается достигнуть каждый консультант: 1) способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность от жизни, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения; 2) развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с изменяющимися жизненными обстоятельствами и требованиями; 3) обеспечивать эффективное принятие жизненно важных решений на основе развиваемых на консультативных сессиях навыков (самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, критическая оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.); 4) развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения; 5) облегчать реализацию и повышение потенциала личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.013 с.)