Раздел 5. Общие сведения о языке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Общие сведения о языке



1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межна- ционального общения. Русский язык в современном мире.


 

 

 


Русский язык в кругу других славянских языков. Роль ста- рославянского (церковнославянского) языка в развитии рус- ского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функ- ционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидно- сти, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы.

Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диа- лектами, просторечием, профессиональными разновидностя- ми языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

 

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле- менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила но- рмативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и бе- зударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких соглас- ных. Объяснение с помощью элементов транскрипции осо- бенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения про- износительной культурой.

 

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости соглас- ных. Способы обозначения [J’].


 

 

 


2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопеди- ях, в CMC-сообщениях.

 

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми- нимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча- ние как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со-

гласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про- изводящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суф- фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру- гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразо- вания.

Определение основных способов словообразования, постро- ение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообра- зованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и эти- мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

 

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как едини- ца языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран- ных слов.


 

 

 


Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас- сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употреб- ления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Тер- мины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По- словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи- ческие словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значе- ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, про- исхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со зна- чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово- употребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических сло- варей различных типов (толкового словаря, словарей синони- мов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразе- ологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

 

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Си- стема частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в систе- ме частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структу- ре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.

Словари   грамматических  трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значе- нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.


 

 

 


Применение морфологических знаний и умений в практи- ке правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в ре- чевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы слово- сочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ- ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе- мого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, пол- ные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выраже- ния синтаксических отношений между частями сложного пред- ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси- ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль- ности, уместности и выразительности употребления синтакси- ческих конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Поня- тие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра- вописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребле- ние прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.


 

 

 


Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи-

нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа- логе.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зорко- стью. Соблюдение основных орфографических и пунктуаци- онных норм в письменной речи. Опора на фонетический, мо- рфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой  этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус- ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев- ной жизни.

Учебники, реализующие рабочую программу:

1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

2) Баранов М. Т.,  Ладыженская Т. А., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.

5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.


     

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС (175 ч)

ЧАСТЬ 1

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч + 1 ч)

Язык и человек Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение.
Общение устное и письменное Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий об- щения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализи- руя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят при- меры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.
Читаем учебник Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенно- стями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализиру- ют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными сло- вами.
Слушаем на уроке Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной мо- нологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиня- ют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. Работают дома: слу- шают информационное сообщение в СМИ и готовят его пересказ в классе.
Стили речи Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литера- туры и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определён- ной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упраж- нений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения при- ветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч)

Звуки и буквы. Произношение и правописание Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказы- вают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с по- нятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают по- нятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины.
Орфограмма Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выпол- няют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с по- нятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.
Правописание проверяемых безу- дарных гласных в корне слова Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают пра- вило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражне- ния, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, про- ставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одина- ково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.
Правописание проверяемых со- гласных в корне слова Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки на- писания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным напи- санием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.
Правописание непроизносимых со- гласных в корне слова Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

     

 

   
Буквы и, у, а после шипящих Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выпол- няют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущен- ные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из прави- ла, работают с орфографическим словарём, составляют предложения.
Разделительные ъ и ь Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.
Раздельное написание предлогов с другими словами Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими сло- вами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Ра- ботают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.
Что мы знаем о тексте Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.
Части речи С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписы- вают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признака- ми этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, опреде- ляют главные члены в одном из предложений. Пишут сочинение.
Глагол Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложе- ния по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упраж- нениях. Ставят глаголы в неопределённую форму.
-Тся и -ться в глаголах Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Тема текста Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перера- батывают сочинение и записывают исправленный вариант.
Личные окончания глаголов Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи табли- цы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют пред- ложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами.
Имя существительное Определяют морфологические признаки имени существительного. Опре- деляют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизи- руют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.
Имя прилагательное Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Состав- ляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прила- гательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант.
Местоимение Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пере- сказывают текст, выписывают из него местоимения.
Основная мысль текста Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на за- данную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч)

Синтаксис Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точ- ки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.

     

 

   
Пунктуация Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осозна- ют значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Спи- сывают тексты, пишут краткие изложения.
Словосочетание Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Рабо- тают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.
Разбор словосочетания Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или пред- лог). Выполняют разборы словосочетаний.
Предложение Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Пишут сжатое изложение по тексту.
Виды предложений по цели вы- сказывания Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопроси- тельных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют ин- тонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Об- ращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина.
Восклицательные предложения Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицатель- ные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложе- ния и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища.
Члены предложения Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют ос- новы в предложениях.
Главные  члены предложения. Подлежащее Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Сказуемое Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-со- чинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.
Тире между подлежащим и сказу- емым Распознают опознавательный признак употребления тире как знака раз- деления между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения.
Нераспространённые и распростра- нённые предложения Различают распространённые и нераспространённые предложения. Состав- ляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами.
Второстепенные члены предложе- ния Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схе- му, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения.
Дополнение Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графиче- ски. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы рас- пространённых предложений. Пишут диктант.
Определение Распознают определение в предложении, выделяют определение графиче- ски. Распространяют предложения определениями.
Обстоятельство Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство гра- фически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют уст- ный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополне- ния и обстоятельства.
Предложения с однородными чле- нами Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, ка- кие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют

     

 

    предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.
Знаки препинания в предложени- ях с однородными членами Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложе- ниях с однородными членами; составляют предложения с однородными чле- нами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.
Предложения с обращениями Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интони- руют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют пред- ложения с обращениями.
Письмо Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.
Синтаксический разбор простого предложения Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интона- ции, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Вы- полняют устный и письменный разборы предложений.
Пунктуационный разбор простого предложения Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуацион- ный разбор предложений.
Простые и сложные предложения Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные пред- ложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схе- мы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.
Синтаксический разбор сложного предложения Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, зна- кам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и слож- ные предложения».

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Прямая речь Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами сло- ва автора и прямую речь).
Диалог Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди чи- тают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Модели- руют диалог, описывая происходящее на картинке.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде-  ла. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. Пишут выбороч- ное изложение.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч)

Фонетика Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демон- стрирующую группы звуков речи в русском языке.
Гласные звуки Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки».
Согласные звуки Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой ре- чью, обозначают орфограммы.

     

 

   
Изменение звуков в потоке речи Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анали- зируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.
Согласные твёрдые и мягкие Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной.
Повествование Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к опре- делённому стилю. Составляют план текста.
Согласные звонкие и глухие Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличи- тельную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предло- жениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламиру- ют его.
Графика Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объ- ясняют важность графики и каллиграфии.
Алфавит Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. Пишут диктант.
Описание предмета Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, ана- лизируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут дик- тант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.
Двойная роль букв е, ё, ю, я Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозна- чают два звука или мягкость предыдущего согласного.

 

 


Продолжение

Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Орфоэпия Осознают важность нормативного произношения для культурного челове- ка. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель- ные ошибки.
Фонетический разбор слова Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические раз- боры слов.
Повторение Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч)

Слово и его лексическое значение Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют разли- чие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анали- зируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и опреде- ляют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.
Однозначные и многозначные слова Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых ос- нована на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.
Прямое и переносное значение слов Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное зна- чение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и пере-

     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.048 с.)