1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межна- ционального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль ста- рославянского (церковнославянского) языка в развитии рус- ского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функ- ционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидно- сти, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы.
Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диа- лектами, просторечием, профессиональными разновидностя- ми языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле- менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила но- рмативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и бе- зударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких соглас- ных. Объяснение с помощью элементов транскрипции осо- бенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения про- износительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости соглас- ных. Способы обозначения [J’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопеди- ях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми- нимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча- ние как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со-
гласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про- изводящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суф- фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру- гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразо- вания.
Определение основных способов словообразования, постро- ение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообра- зованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и эти- мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как едини- ца языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран- ных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас- сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употреб- ления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Тер- мины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По- словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи- ческие словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значе- ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, про- исхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со зна- чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово- употребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических сло- варей различных типов (толкового словаря, словарей синони- мов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразе- ологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Си- стема частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в систе- ме частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структу- ре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значе- нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практи- ке правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в ре- чевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы слово- сочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ- ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе- мого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, пол- ные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выраже- ния синтаксических отношений между частями сложного пред- ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси- ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль- ности, уместности и выразительности употребления синтакси- ческих конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Поня- тие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра- вописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребле- ние прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи-
нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа- логе.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зорко- стью. Соблюдение основных орфографических и пунктуаци- онных норм в письменной речи. Опора на фонетический, мо- рфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус- ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев- ной жизни.
Учебники, реализующие рабочую программу:
1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
2) Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцо- ва Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейки- на А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. На- учный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС (175 ч)
ЧАСТЬ 1
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
|
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч + 1 ч)
|
Язык и человек
| Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение.
|
Общение устное и письменное
| Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий об- щения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализи- руя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят при- меры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.
|
Читаем учебник
| Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенно- стями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализиру- ют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными сло- вами.
|
Слушаем на уроке
| Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной мо- нологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиня- ют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. Работают дома: слу- шают информационное сообщение в СМИ и готовят его пересказ в классе.
|
Стили речи
| Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литера- туры и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определён- ной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упраж- нений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения при- ветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.
|
|
| |
Продолжение
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
|
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч)
|
Звуки и буквы. Произношение и правописание
| Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказы- вают и обосновывают своё мнение о тексте.
Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с по- нятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают по- нятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины.
|
Орфограмма
| Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выпол- няют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с по- нятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.
|
Правописание проверяемых безу- дарных гласных в корне слова
| Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают пра- вило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражне- ния, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, про- ставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одина- ково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.
|
Правописание проверяемых со- гласных в корне слова
| Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки на- писания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным напи- санием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.
|
Правописание непроизносимых со- гласных в корне слова
| Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.
|
| | | |
| | |
| |
|
|
|
Буквы и, у, а после шипящих
| Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выпол- няют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущен- ные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из прави- ла, работают с орфографическим словарём, составляют предложения.
|
Разделительные ъ и ь
| Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.
|
Раздельное написание предлогов с другими словами
| Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими сло- вами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Ра- ботают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.
|
Что мы знаем о тексте
| Определяют признаки текста.
Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.
|
Части речи
| С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписы- вают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признака- ми этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, опреде-
ляют главные члены в одном из предложений. Пишут сочинение.
|
Глагол
| Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложе- ния по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упраж- нениях. Ставят глаголы в неопределённую форму.
|
-Тся и -ться в глаголах
| Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.
|
|
| |
Продолжение
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
|
Тема текста
| Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перера- батывают сочинение и записывают исправленный вариант.
|
Личные окончания глаголов
| Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи табли- цы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют пред- ложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами.
|
Имя существительное
| Определяют морфологические признаки имени существительного. Опре- деляют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизи- руют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.
|
Имя прилагательное
| Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Состав- ляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прила- гательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант.
|
Местоимение
| Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пере- сказывают текст, выписывают из него местоимения.
|
Основная мысль текста
| Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на за- данную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.
|
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч)
|
Синтаксис
| Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точ- ки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.
|
| | | |
| | |
| |
|
|
|
Пунктуация
| Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осозна- ют значение знаков препинания для понимания текста.
Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. Спи- сывают тексты, пишут краткие изложения.
|
Словосочетание
| Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Рабо- тают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.
|
Разбор словосочетания
| Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или пред- лог). Выполняют разборы словосочетаний.
|
Предложение
| Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Пишут сжатое изложение по тексту.
|
Виды предложений по цели вы- сказывания
| Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопроси- тельных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют ин- тонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Об- ращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина.
|
Восклицательные предложения
| Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицатель- ные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложе- ния и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища.
|
Члены предложения
| Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют ос- новы в предложениях.
|
Главные члены предложения. Подлежащее
| Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.
|
|
| |
Продолжение
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
|
Сказуемое
| Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-со- чинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.
|
Тире между подлежащим и сказу- емым
| Распознают опознавательный признак употребления тире как знака раз- деления между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения.
|
Нераспространённые и распростра- нённые предложения
| Различают распространённые и нераспространённые предложения. Состав- ляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами.
|
Второстепенные члены предложе- ния
| Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схе- му, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения.
|
Дополнение
| Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графиче- ски. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы рас- пространённых предложений. Пишут диктант.
|
Определение
| Распознают определение в предложении, выделяют определение графиче- ски. Распространяют предложения определениями.
|
Обстоятельство
| Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство гра- фически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют уст- ный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополне- ния и обстоятельства.
|
Предложения с однородными чле- нами
| Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, ка- кие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют
|
| | | |
| | |
| |
|
|
предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.
|
Знаки препинания в предложени- ях с однородными членами
| Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.
Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложе- ниях с однородными членами; составляют предложения с однородными чле- нами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.
|
Предложения с обращениями
| Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интони- руют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют пред- ложения с обращениями.
|
Письмо
| Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.
|
Синтаксический разбор простого предложения
| Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интона- ции, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Вы- полняют устный и письменный разборы предложений.
|
Пунктуационный разбор простого предложения
| Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуацион- ный разбор предложений.
|
Простые и сложные предложения
| Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные пред- ложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схе- мы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.
|
Синтаксический разбор сложного предложения
| Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, зна- кам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.
Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и слож- ные предложения».
|
|
| |
Продолжение
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
|
Прямая речь
| Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами сло- ва автора и прямую речь).
|
Диалог
| Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди чи- тают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Модели- руют диалог, описывая происходящее на картинке.
|
Повторение
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. Пишут выбороч- ное изложение.
|
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч)
|
Фонетика
| Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демон- стрирующую группы звуков речи в русском языке.
|
Гласные звуки
| Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука.
Составляют таблицу «Гласные звуки».
|
Согласные звуки
| Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела:
выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой ре- чью, обозначают орфограммы.
|
| | | |
| | |
| |
|
|
|
Изменение звуков в потоке речи
| Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анали- зируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.
|
Согласные твёрдые и мягкие
| Распознают твёрдые и мягкие согласные.
Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной.
|
Повествование
| Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к опре- делённому стилю. Составляют план текста.
|
Согласные звонкие и глухие
| Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличи- тельную функцию.
Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предло- жениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламиру- ют его.
|
Графика
| Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объ- ясняют важность графики и каллиграфии.
|
Алфавит
| Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова.
Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. Пишут диктант.
|
Описание предмета
| Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.
|
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
| Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, ана- лизируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака.
Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут дик- тант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.
|
Двойная роль букв е, ё, ю, я
| Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозна- чают два звука или мягкость предыдущего согласного.
|
|
| |
Продолжение
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
|
Орфоэпия
| Осознают важность нормативного произношения для культурного челове- ка. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель- ные ошибки.
|
Фонетический разбор слова
| Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические раз- боры слов.
|
Повторение
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.
|
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч)
|
Слово и его лексическое значение
| Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют разли- чие лексического и грамматического значений слова.
Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анали- зируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и опреде- ляют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.
|
Однозначные и многозначные слова
| Различают однозначные и многозначные слова.
Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых ос- нована на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.
|
Прямое и переносное значение слов
| Различают прямое и переносное значение слова.
Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное зна- чение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и пере-
|
| | | |
| | |
| |
|