Основателем структурной антропологии считается: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основателем структурной антропологии считается:



1.К.Леви-Строс; 2. Ю. Лотман; 3. Н. Данилевский; 4. А. Швейцер.

11.Семиотический подход к культуре заключается в ее понимании как знаково-символической системы, выражающейся в определенных текстах, в скрытой форме несущих самую разнообразную информацию этот подход характерен для:

1.Школы диалога культур;2.Тартусско-московской школы; 3. Неокантианской школы; 4. Психоаналитической школы.

12.Швейцарский лингвист рассматривал язык как систему знаков, где каждая единица системы одновременно определяет и определяема другими элементами системы:

 1.Фердинанд де Соссюр, 2. Клод Леви-Строс, 3. Жак Деррида, 4. Жак Мари-Эмиль Лакан 13. Культура понимается как совокупность знаковых систем и культурных текстов, а творчество трактуется как символотворчество в:

1.Структурализме; 2. Позитивизме; 3. Постмодернизме; 4. Витализме.

14. Структурализм – это:

1.Метод научного исследования; 2. Особое мировоззрение; 3. Понятие коллективного бессознательного; 4. Всё вместе взятое.

15. Разработал понятие семиосферы:

1.К.Леви-Строс; 2. Ю. Лотман; 3. Н. Данилевский; 4. А. Швейцер.

 

, «Социология и культурология». Тема 2, тест 20: Ф.И.О. Абраменко Вадим Эдуардович

1.В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме…

1.Закона; 2. Предписания; 3. Мифа; 4. Традиции.

2.Предпосылкой процесса глобализации является …

1.Отказ от технического прогресса; 2. Приоритет семейных и национальных ценностей; 3. Этническая замкнутость; 3. Создание наднациональных институтов; 4. Все имеет место.

3.Создание идеологии, обосновывающей социальный порядок – функциякультуры:

1.Народной; 2. Кровнородственной; 3. Элитарной; 4. Массовой.

4.К языкам культуры не относятся…

1.Церемониальные ситуации; 2. Философские тексты; 3. Природные объекты вне связи с человеком; 4. Акты человеческого поведения.

5. Выделите соотношение процесса культурогенеза и возвращение к уже имевшим место в прошлом культурным формам:

1.Культурогенез это создание новых культурных форм; 2. Возвращение к прошлым культурным формам невозможно; 3. Культурогенез предполагает только движение вперед; 4. Это неотъемлемая часть культурогенеза.

6.К социальной культуре не относится культура:

1.Политическая; 2. Правовая; 3. Аграрная; 4. Нравственная.

7.Особенностью западного типа культуры является….

1.Страсть к самоанализу и самоуглубленность; 2. Самоизоляция человека от внешнего мира; 3. Подавление своего «Я»; 4. Признание человека абсолютной ценностью.

8. Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее…

1.Натуроцентризма; 2. Аскетизма; 3. Теоцентризма; 4. Присвоения человеком природы.

9. В понятие «духовная культура»не входит …

1.Религия; 2. Мифология; 3. Искусство; 4. Политика.

10.Процесс инкультурации носит в основном характер:

1.Целенаправленный; 2. Случайный; 3. Специализированный; 4Планомерный.

11. Консерватизм, стремление к замкнутости характерно для культуры:

1.Этнической; 2. Массовой; 3. Контркультуры; 4. Национальной.

12.Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для:

1.Социологии культуры; 2. Философии культуры; 3. Культурной антропологии; 4. Культурологии.

13.Превращение человеческой жизни в процесс коммуникации – характерная черта культуры:

1. Современной глобальной; 2. Средневековой европейской; 3. Античной; 4. Восточной.

14. Особенность современной культурной ситуации…

1.Стремление к духовным ценностям; 2. Коллективизм; 3. Стремление к национальной замкнутости; 4. Стремление к глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека.

15. О формировании национальной культуры свидетельствует…

1.Доминирование общенациональных стандартов при снижении сословной дифференциации; 2. Усиление сословной дифференциации; 3. Создание единого централизованного государства; 4. Расширение территории.

КУРС «СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Практикум по истории социологии 1 «Фрагменты произведений» Ф.И.О.  Абраменко Вадим Эдуардович

ЭНТОНИ ГИДЕНС. Социология.

Чем занимается социология? Несколько примеров
Любовь и брак

       Почему люди влюбляются и вступают в брак? На первый взгляд ответ очевиден. Любовь — это взаимная физическая и личностная привязанность людей друг к другу. Возможно, сегодня многие из нас скептически относится к мысли, что любовь бывает “навсегда”; однако “влюбленность”, вероятно, относится к самым волнующим чувствам и эмоциям человека. Поиск личностного и сексуального самовыражения в отношениях влюбленной пары является таким же естественным, как и их желание иметь общее жилище.

       Однако это очевидное на первый взгляд суждение на самом деле совершенно нетривиально. Состояние влюбленности переживали отнюдь не во все времена, и ее редко связывали с браком. До недавнего времени идея романтической любви вовсе не была распространена на Западе и не существовала в других культурах. Только в наше время стали считать, что любовь, брак и сексуальность тесно связаны друг с другом. В средние века и последующие эпохи люди вступали в брак в основном для того, чтобы сохранить титул или собственность в руках семьи либо чтобы иметь детей, которые станут помогать в работе. Поженившись, такие люди могли стать близкими друзьями, однако это случалось по­сле брака, а не до него. Сексуальные связи существовали тогда и вне брака, но они почти не содержали тех чувств, которые мы обычно свя­зываем с любовью. Любовь «считалась в лучшем случае неизбежной слабостью, а в худшем — разновидностью недуга».

       Романтическая любовь впервые появилась в дворянских кругах как особая черта внебрачных сексуальных приключений. До конца восемнадцатого века она была ограничена лишь этими кругами и ни в коей мере не отождествлялась с браком. Отношения между мужем и женой в аристократической среде чаще всего были холодными и от­чужденными, особенно в сравнении с тем, что мы ждем от брака се­годня. Состоятельные люди жили в больших домах, каждый супруг имел собственную спальню и слуг; в приватной обстановке они могли видеть друг друга достаточно редко. Сексуальная совместимость в браке была делом случая и не считалась обязательной. Как среди бо­гатых, так и среди бедных решение о браке принималось семьей и родственниками, а не самими индивидами, права которых при выборе пары были ничтожны либо отсутствовали вовсе. (В наше время так до сих пор действуют во многих не западных культурах.)

Таким образом, ни романтическая любовь, ни ее связь с браком не могут восприниматься как «изначально данное» в жизни человека, ибо они сформировались под сильным социальным влиянием. Социо­логи изучают характер этих влияний, и, по-видимому, даже на основе личного опыта. Большинство из нас видит мир в привычных образах нашей собственной жизни. Социология демонстрирует необходи­мость более широкого взгляда на то, почему мы поступаем именно так, а не иначе.

       Здоровье и болезнь. Обычно, когда мы думаем о здоровье и бо­лезнях, то имеем в виду только физическое состояние тела. Человек чувствует боль или испытывает недомогание. Как это может быть связано с социальным воздействием? На самом деле социальные фак­торы оказывают очень большое влияние и на возникновение и проте­кание болезни, и на то, как мы реагируем, чувствуя себя больными. Наше обычное представление о «болезни» как о чем-то, порождаемом функциональными расстройствами тела, не разделяется представите­лями других обществ. В некоторых культурах болезнь и даже смерть рассматриваются как результат враждебных заклинаний, а не под­дающихся изучению физических причин. В западной культуре христианское учение отвергает общепринятые представления о болезни, полагая, что природа человека духовна и выражает образ Божий, а болезнь проистекает от непонимания, «открывающего врата заблуж­дению».

       Как долго человек может прожить, насколько реальна для него реальна угроза серьезных заболеваний, таких, как сердечно-сосудистые, рак и пневмония, — все это в значительной степени определяется социаль­ными факторами. Чем более развита культура, в среде которой живет человек, тем меньше вероятность, что на протяжении своей жизни он будет страдать от серьезных заболеваний. Помимо этого, существуют определенные общепринятые правила, предписывающие, как следует вести себя в случае болезни. Больному человеку разрешается отстра­ниться от некоторых или всех обыденных обязанностей, но заболева­ние должно быть признано «достаточно серьезным», чтобы можно было претендовать на эти привилегии без критики и упреков. Тот, кто испытывает лишь слабое недомогание, или чья болезнь точно не определена, скорее всего будет признан “симулянтом” — не имеющим реального права избегать ежедневных обязанностей).
       Другие примеры: преступление и наказание

Приведенное ниже ужасное описание повествует о последних часах человека, казненного в 1757 году по обвинению в заговоре с целью убийства короля Франции. По приговору несчастному вырвали мясо на груди, руках и ногах, а раны поливали смесью кипящего масла, воска и серы. Затем его тело четвертовали с помощью лошадей, а расчлененные останки были сожжены. Офицер стражи составил следующий отчет о произошедшем.

Палач погрузил кандалы в котел с кипящим зельем, которым он щедро поливал каждую рану. Затем запрягли лошадей и привязали за руки и ноги. Лошади сильно потянули в разные стороны. Через четверть часа процедуру повторили и сменили лошадей: тех, которые были у ног, поместили к рукам, чтобы сломать суставы. Все повторяли несколько раз.

       После двух или трех попыток палач Самсон и его помощник, который держал щипцы, достали ножи и надрезали тело у бедер, лошади снова потянули; затем то же сделали с руками и плечами; мясо было срезано почти до самых костей. Лошади, напрягаясь изо всех сил, оторвали сначала правую и затем левую руку.

Жертва была жива до того момента, когда ей окончательно оторвали конечности от торса.

До начала современного периода такие наказания не были необычными. Вот как Джон Лофлэнд описывает традиционные способы казни.

       В далекие исторические времена казнь была рассчитана на максимальное продление периода умирания приговоренного и на сохранение его при этом в сознании. Задавливание с помощью постепенно увеличивающегося веса, помещенного на грудь, колесование, распятие, повешение, сожжение на костре, раздробление тела, растягивание на части и четвертование, а также другие способы — все это было достаточно длительным. Даже повешение на протяжении большей части истории было медленным процессом. Когда тележку откатывали из-под осужденного или, когда под ним открывался люк, осужденный медленно задыхался, корчась несколько минут, прежде чем умереть. Иногда палач, чтобы ускорить казнь, заходил на эшафот и тянул осужденного за ноги.

Часто казнь проводилась при большом стечении публики — практика, просуществовавшая в некоторых странах до XVIII века. Тех, кому предстояло умереть, везли по улицам в открытой повозке, чтобы в конце своей жизни они могли стать участниками спектакля при огромном скоплении зрителей, которые аплодируют или свистят, в зависимости от отношения к жертве. Палачи были такими же знаменитостями, как в наше время кинозвезды.

       Сегодня такие способы наказания кажутся нам отвратительными. Мало кто из нас может понять, как можно получать удовольствие от того, что кого-то пытают или жестоко умерщвляют, какие бы преступления этот человек ни совершил. Наша (стр27) система наказания основана на тюремном заключении, а не на причинении физической боли; в большинстве западных стран смертная казнь отменена. Почему формы наказания изменились? Почему тюремное заключение заменило существовавшие ранее более жестокие формы наказания?

       Заманчиво предположить, что в прошлом люди были просто более жестокими, в то время как мы стали более гуманными. Но для социолога такое объяснение неубедительно. Публичное применение насилия как способ наказания существовало в Европе на протяжении веков. Люди пришли к пересмотру своего отношения к подобным вещам не сразу и не вдруг, здесь имели место глубочайшие социальные влияния, связанные со значительными переменами, происходившими в этот период. Европейские общества начали индустриализироваться и урбанизироваться. Старый сельский порядок быстро вытеснялся новым, при котором все большее и большее число людей стало работать на фабриках и в мастерских, переезжая в стремительно разрастающиеся города. Социальный контроль над городским населением уже невозможно было обеспечить основанными на устрашении старыми способами наказания, которые были пригодны только в маленьких обществах с тесными связями и небольшим количеством происшествий.

Тюрьмы создавались как часть системы учреждений, в которых люди содержатся в изоляции от внешнего мира, “под замком”, для того, чтобы контролировать и дисциплинировать их поведение. Среди тех, кого держали взаперти, были вначале не только преступники, но и бродяги, больные, безработные, слабоумные и сумасшедшие. Тюрьмы не сразу отделились от сумасшедших домов и больниц. Предполагалось, что в тюрьмах преступников “перевоспитывали в добропорядочных граждан”. Наказание за преступление стало ориентированным на воспитание послушного гражданина, а не на публичную демонстрацию остальным ужасных последствий, которые влечет за собой дурное поведение. Гуманизация наказания, которую мы наблюдаем, скорее всего последовала за происходящими переменами, а не вызывала их. Перемены в обращении с преступниками были частью процессов, уничтоживших традиционные порядки, которых люди придерживались на протяжении веков.
Выводы: сущность социологии

Мы можем обобщить примеры, обсуждавшиеся до сих пор. В каждом из трех случаев — любовь, брак и сексуальность, здоровье и болезнь, наказание за преступление — мы увидели, что чувства и эмоции, которые кажутся “естественно данными” человеку, на самом деле подвержены влиянию социальных факторов. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века.

Вопросы
1.Всегда ли существовала романтическая любовь или она возникла в определенных социальных условиях?

2.Согласны ли Вы с мнением, что любовь, брак и сексуальность тес­но связаны друг с другом?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.018 с.)