Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами. ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП. Метель не утихала, небо не прояснялось. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
ДВОЕТОЧИЕ ставится: · если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО). Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины. · если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Печален я: со мною друга нет. · если второе предложение дополняет содержание первого (можно подставить что, и вижу, что, и увидел, что) Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком. ТИРЕ ставится: · вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО) Я смотрел все напряженнее - их все не было. · в первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ) Вышли на обрыв - подуло свежим ветром. · вторая часть является следствием Он подал знак рукою - все притихли.
В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения. Рассмотрим постановку запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы. Запятая СТАВИТСЯ между союзами, если придаточное предложение можно изъять или переставить. Я подумал, что, если не переспорю сейчас упрямого старика, впоследствии трудно будет работать с ним.
Запятая НЕ ставится между союзами, если нельзя переставить или изъять придаточную часть. Я подумал о том, что если сейчас уйти, то завтра неудобно будет возвращаться.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ: запятая, двоеточие, тире, кавычки Прямая речь стоит после слов автора
А: «П?» А: «П...»
Прямая речь стоит перед словам автора «П?» - а. “П...” – а.
Прямая речь стоит внутри слов автора
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТИРОВАНИИ:тире, двоеточие, кавычки · Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». Как сказал бы мой дед, мы „потерянное поколение, утратившее свои корни“.
· Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. · Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). · Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками Береги честь смолоду. КАВЫЧКИ. ДРУГИЕ СЛУЧАИ
· названий чего-либо (литературных произведений, газет, журналов, музыкальных произведений, картин, передач; фабрик, заводов, организаций; автомобилей, самолётов, кораблей и пр.) Картина „Девочка с персиками“ Крейсер „Пётр Великий“
· слов, употреблённых в особом, необычном значении Мне объявили, что я должен прожить тут ещё три дня, ибо „оказия“ из Екатеринодара ещё не проходила.
ЗАПЯТАЯ
|
1) между однородными членами | С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. | ||||||||||||
2) между частями ССП | [Хлынули потоки дождя], и [ запрыгал угловатый град]. | обязательно наличие 2-х грам. основ и соч. союза между частями | |||||||||||||
3) между частями СПП | [ Онне пришёл на тренировку], (потому что заболел). | обязательно наличие 2-х грам. основ и подч. союза или союзного слова между частями | |||||||||||||
4) между частями БСП | [ Грачи улетели ], [ лесобнажился ], [ поляопустели ]. | обязательно наличие 2-х грам. основ и отсутствия союза между частями | |||||||||||||
5) для обособления определения | Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца. Офицеры, в новых сюртуках, щеголяли по бульвару. | согласованное (выражается причастным оборотом, причастием, прилагательным) несогласованное (выражается сущ. в П.п. или Т.п.) | |||||||||||||
6) для обособления приложения | Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою. | выражается сущ. (стоит в том же падеже, что и главное слово) | |||||||||||||
7) для обособления обстоятельства | Я плавал, борясь с волнами. Пошумев, река успокоилась. Город, несмотря на позднее время, был на ногах. Благодаря плотным занавескам, в комнате было темно. | дееприч. оборот одиноч. дееприч-е уступит. оборот обст-ва с предлогами благодаря, согласно, вопреки и т.д. | |||||||||||||
8) для обособления дополнения | Кроме старого дяди, в Москве никого у меня не было. | сущ. с предлогами кроме, вместо, исключая, включая и т.д. | |||||||||||||
9) при сравнительных оборотах | На краю неба горела, как капля росы, последняя звезда. | с союзами как, словно, будто, как будто, точно | |||||||||||||
10) для обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения | Рядом, за стеной, лежат редчайшие книги. Большой, в несколько обхватов, дуб стоял у дороги. Некоторые языки, например английский, не имеют форм склонения. | уточняющее обст-во | |||||||||||||
11) при обращении | Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое. | ||||||||||||||
12) при вводных конструкциях | Птицы, по-видимому, зябли на снегу. | ||||||||||||||
13) при междометиях | Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит. | ||||||||||||||
2 |
ТИРЕ
| 1) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки «есть» | Москва – это столица России. Жить – Родине служить. Наша задача – хорошо учиться. Не навредить – первая задача врача. Пятью пять – двадцать пять. | сущ. в И.п. – сущ. в И.п. инф. – инф. сущ. в И.п. – инф. инф. – сущ. в И.п. числ. – числ. | |||||||||||
2) на месте пропуска члена предложения в неполном предложении | Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее – детям. | ||||||||||||||
3) между однородными членами и обобщающим словом | Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом. Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом. | ||||||||||||||
4) между частями БСП
| [Ввысь взлетает сокол ] – [ жмётся уж к земле]. | противопоставление (а) | |||||||||||||
[ Сыр выпал ] – [с ним былаплутовка такова ]. | быстрая смена событий | ||||||||||||||
[ Лес рубят ] – [ щепкилетят ]. | время (когда) | ||||||||||||||
[ Скажешь слово ] – [ добавят десять ]. | условие (если) | ||||||||||||||
[ Солнце дымное встаёт ] – [ будет деньгорячий ]. | следствие (так что) | ||||||||||||||
[ Молвит слово ] – [ соловейпоёт ]. | сравнение (словно) | ||||||||||||||
5) между прямой речью (репликой) и словами автора | «Завтра мы встретимся», - сказал отец. - Я очень рада, - сказала жена. | ||||||||||||||
6) для обособления приложения | Некоторые рыбы – макрель, чирус и паламида – уходят в море. | Выражаются сущ. | |||||||||||||
7) для обособления вставных предложений | Булочники – их было четверо – держались в стороне. | Всегда стоят в середине предложения и имеют грамматическую основу | |||||||||||||
3 |
ДВОЕТОЧИЕ
| 1) между словами автора и прямой речью | Таня быстро сказала: «Не говорите о нашем разговоре». | ||||||||||||
2) между обобщающим словом и однородными членами | Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. | ||||||||||||||
3) между частями БСП
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.01 с.) |