Тема «джаз: истоки возникновения». «возрождение в современной музыке». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «джаз: истоки возникновения». «возрождение в современной музыке».



Музыка.

Урок  № 17 (8 класс)

Дата 08.05.2020 г.

Тема «Джаз: истоки возникновения». «Возрождение в современной музыке».

Что такое ДЖАЗ?

Джаз (с английского): Энергичный, грубый, беспорядочный возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки. Джаз – это первоначальная музыка американских негров, но она развивалась в соединении нескольких различных видов музыки из многих частей мира.

Одним из жанров музыки, внёсшей вклад в развитие джаза был блюз. Джазовая музыка на треть имеет форму блюза. Блюзовыми являются более половины популярных произведений рок-н-рола. Даже часть американской музыки в стиле кантри и вестерн написана в блюзовой форме. Позднее появилась музыка в стиле свинг. В 40-х и 50-х годах явилось то, что называется современным джазом.

Этот современный джаз более сложный, чем ранние стили джаза. Другим крупным шагом в развитии джаза было «новое направление» шестидесятых. Это свободная форма джаза. Таким образом вы можете видеть, что джаз – это стиль музыки, который постоянно изменяется, но сохраняет свои основные качества.

Луи Армстронг,один из самых популярных музыкантов столетия, говорил: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз»

ДЖАЗ – многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи. История джаза - часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колёсных пароходах добрался до Миссисипи, до Мемфиса, до Чикаго и других городов Америки.

Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания, манера полного безразличного погружения в музыку – это влияние африканской культуры.

 

 

Истоки ДЖАЗА

 

- СПИРИЧУЭЛСЫ – песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк-сонги – трудовые песни)

 

- БЛЮЗЫ (от сочетания двух слов: «блу», «девл» – меланхолия, хандра) – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары

 

- РЕГТАЙМЫ (рваный ритм) – танцевальная музыка особого склада – это попытка негретянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев

 

Как же получилось, что негретянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость?

Люди, хотевшие изменить свою жизнь освоить новые земли, отправлись в Америку. Она сулила им свободу. На кораблях, державших курс в Новый Свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, а вместе с ней слышались и старинная шотландская баллада, и английские гимны, библейские псалмы, итальянские мадригалы, испанские романсы, французские менуэты. А в Америке запели о том же, что в Европе, возносили молитвы Господу, пели о любви, звучали колыбельные, погребальные, плясовые песни.

А в трюмах этих кораблей был «живой груз» - негры-невольники, вывезенные из родных мест для работы на плантациях белых людей.

Основа джаза – импровизация.

Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией. Ещё одна черта – ритм-группа, где центральной фигурой является барабанщик.

Дюк Эллингтон

Полное имя: Эллингтон Эдвард Кеннеди (Ellington Edward Kennedy) ("Дюк" от англ. Duke - герцог)

Родился: 29 апреля 1899, Вашингтон, округ Колумбия, США

Умер: 24 мая 1974, Нью-Йорк, США.

Жанр: Джаз

Стиль: Традиционный джаз, Свинг, Биг Бэнд.

Инструменты: Фортепиано.

Фирмы звукозаписи: Columbia (49), RCA (44), Classics (35), EPM Musique (14), Atlantic (14), Columbia [French] (13), MJCD (12).

Вклад Эллингтона в джазовую и в целом американскую музыку просто огромен: он руководил оркестром, и его оркестр в течение 1926-74 гг. всегда находился среди пятерки лучших, неважно, был ли это 1929 или 1969 год. Как композитор, Эллингтон стоит на одном уровне с Джорджем Гершвином и Ирвингом Берлином. Он записал буквально тысячи песен (точное количество которых неизвестно), сотни из которых стали джазовыми стандартами. Как аранжировщик, Эллингтон особенно отличался творческим подходом, он всегда писал для индивидуальных музыкантов оркестра, а не для анонимного исполнителя, никогда не позволял себе исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде, он постоянно работал над аранжировками; скажем, "Mood Indigo" звучит в 1933 иначе, чем в 1953 или 1973.

Как пианист, Дюк Эллингтон был первоначально превосходным исполнителем страйда, получившим заслуженное признание со стороны таких корифеев этого стиля, как Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson) и Фэтс Уоллер (Fats Waller). В отличие от фактически всех его современников, Дюк был способен модернизировать свой стиль, сохраняя с годами подход страйдового пианиста, но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.

 

Бенни Гудмен (1909-1986гг.)

Кларнетист, руководитель биг-бенда, один из выдающихся музыкантов джаза, признаный "королем свинга" родился 30 мая 1909 года в Чикаго в семье эмигрантов из России. Мастерство Гудмена-кларнетиста убеждало публику в том, что джаз - музыка, заслуживающая не меньшего уважения, чем классическая. По свидетельству Бада Фримена, Бенни уже в 10 лет был зрелым профессионалом и талантливым импровизатором. В 16 лет Гудмен стал главным солистом в бенде Бена Поллака. С этим оркестром в 1926 году он записал первое соло в пьесе "He's The Last Word". Работая с Поллаком до 1929 года, Гудмен приобрел огромный опыт исполнителя. В 1929-1930 годах играл с Рэдом Николсом, в 1931 - с Джо Венути и Эдди Ленгом. В 1933 году аккомпанировал Билли Холидей.

 

Джаз в нашей стране.

Леонид Осипович Утёсов

В 1932 году Александр Осипович Цфасман организовал ансамбль «Весёлые ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза».

Одновременно Александр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными программами. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение таких выдающихся музыкантов как А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Г.Нейгауз, Д.Шостакович.

Коллектив Германа Лукьянова. С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-ролу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли. «Рок», «фанк», «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовала многие элементы джаза.

 

Ренессанс или возрождение начало XIV— последняя четверть XVI веков (1400—1600).

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии. Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, в Италии. Складываются новые жанры инструментальной музыки.

 

Возрождение (Ренессанс) – это всемирное явление, определяющее этапы в развитии человеческой цивилизации и культуры.

Если в итальянском Ренессансе ведущими видами были и остались пластические искусства, в испанском и английском – театр, то в России архитектура, живопись уступают классической прозе в 19 веке, а с ее завершением – музыке, которая из классико-романтической становится ренессансной, с достижением новых вершин мирового развития.

 

Произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето».

В аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».

В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

Особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

 

Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить.

 

ВОПРОСЫ

 

Почему джаз - дитя двух культур? (Главным составляющим джаза явились ритмы Африки и европейская гармония).

В чём особенности джазовой музыки?

Назовите истоки джаза.

Что значит «ренессанс»?

Назовите отличительные черты эпохи Возрождения.

Музыка.

Урок  № 17 (8 класс)

Дата 08.05.2020 г.

Тема «Джаз: истоки возникновения». «Возрождение в современной музыке».

Что такое ДЖАЗ?

Джаз (с английского): Энергичный, грубый, беспорядочный возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки. Джаз – это первоначальная музыка американских негров, но она развивалась в соединении нескольких различных видов музыки из многих частей мира.

Одним из жанров музыки, внёсшей вклад в развитие джаза был блюз. Джазовая музыка на треть имеет форму блюза. Блюзовыми являются более половины популярных произведений рок-н-рола. Даже часть американской музыки в стиле кантри и вестерн написана в блюзовой форме. Позднее появилась музыка в стиле свинг. В 40-х и 50-х годах явилось то, что называется современным джазом.

Этот современный джаз более сложный, чем ранние стили джаза. Другим крупным шагом в развитии джаза было «новое направление» шестидесятых. Это свободная форма джаза. Таким образом вы можете видеть, что джаз – это стиль музыки, который постоянно изменяется, но сохраняет свои основные качества.

Луи Армстронг,один из самых популярных музыкантов столетия, говорил: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз»

ДЖАЗ – многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи. История джаза - часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колёсных пароходах добрался до Миссисипи, до Мемфиса, до Чикаго и других городов Америки.

Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания, манера полного безразличного погружения в музыку – это влияние африканской культуры.

 

 

Истоки ДЖАЗА

 

- СПИРИЧУЭЛСЫ – песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк-сонги – трудовые песни)

 

- БЛЮЗЫ (от сочетания двух слов: «блу», «девл» – меланхолия, хандра) – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары

 

- РЕГТАЙМЫ (рваный ритм) – танцевальная музыка особого склада – это попытка негретянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.029 с.)