Как оценить и выбрать систему воспитания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как оценить и выбрать систему воспитания?



 

Чем западное образование отличается от нашего?

 

Школьное образование – яркий пример национальной традиции воспитания. Школа – это ближайшая перспектива дошкольника. И здесь российские родители предпочитают молчать о главном, любопытство и инициатива детей нас раздражают. Мы подавляем детей своими авторитетами, не разговаривая с ними серьезно и уважительно.

Я хочу поделиться с вами своими наблюдениями и выводами о различиях в устройстве школ, наших и западных. Последняя моя командировка была в США. Назову несколько существенных отличий в образовании, которые сказываются на характере и интеллекте детей.

Долгое время в России считалось, что образование содержит два существенных и взаимодействующих элемента: обучение (instruction) и воспитание (upbringing). В США, с другой стороны, очень долгое время царило убеждение, что назначение школы состоит в том, чтобы снабдить самыми общими знаниями, научить чтению, письму, математике, дать основы естественных и социальных наук, а воспитание будущих граждан должно быть переложено на плечи родителей и церкви. Американским школам очень трудно учитывать религиозные и культурные различия, эффективно преподавать то, что в мире считается фундаментальной подготовкой гражданина и профессионала к взрослой жизни или к семейным отношениям.

Глубокая эмоциональная привязанность к семье или школе, чувство ответственности за других удерживают детей от криминальных поступков. Школа в советской традиции больше похожа на дом, заселенный классами‑семьями. В классе всегда сильны неформальные отношения, дети эмоционально привязаны друг к другу. Десять лет они живут как семья, растут, дружат и вне школы.

В отличие от советской и постсоветской школы, объединяющей детей на долгие годы совместной учебы почти семейными, родственными узами, американская общеобразовательная школа похожа на большую фабрику, в которой ученик движется по своему собственному плану.

 

Впечатляют также гигантские размеры американских школ, напоминающих космические ангары. Система начальной, средней и высшей школ выстроена так, чтобы дети разных возрастов учились в отдельных школах. В американской школе может учиться около 2 тысяч подростков, в то время как у нас большой и перегруженной считается школа общей численностью 700–1000 учеников в возрасте от 6 до 17 лет. На самом деле школы в США достигают и гигантских размеров – до 5 тысяч человек!

Каждый урок ребенок проводит в новой группе. Между предметами нет преемственности, типичного для нас единого подхода к образованию, обучения лучшим, классическим образцам отечественной и мировой культуры.

В России содержание образования, как правило, представляет универсум лучших и наиболее важных аспектов культуры. Таким предметам, как математика и естественные науки, обучают глубоко и систематически, а при изучении истории и литературы соблюдается преемственность культурных традиций, ценность интеллектуального наследия страны, представленного в ярких событиях и достижениях.

В США возможность выбирать темы и методы учебной программы существенно снижает возможность восприятия достижений культуры. Такие предметы, как математика, часто преподаются по‑разному в разных классах, на разных уровнях. А естественные науки – по принципу «все или ничего», иными словами, весь курс физики может быть пройден за один год, в следующем году – курс химии и так далее. Если у студента не сложится ясное представление о теме на первом занятии в классе, у него вряд ли будет другой шанс наверстать упущенное. История и литература преподносятся иногда как хаотичный набор тем.

Но при этом в нашей школе детей не готовят к жизни в демократическом государстве, не формируют должного самоконтроля, индивидуальной инициативы и самоуправления. Наши дети не готовы к жизни в быстро развивающемся обществе, у них не формируются навыки критического мышления, работы в группе, решения нетипичных задач и так далее.

Американские школы более или менее справляются с этими задачами, но только потому, что не следуют жестким предписаниям и ценят индивидуальную инициативу и самостоятельность. В западном варианте детям читают разрозненные курсы, причем преподаватели могут повторять друг друга. Вместо отношений эмоциональной близости и сопереживания (когда весь класс – это семья) в американской школе культивируются ценности индивидуализма, конкуренции, независимости.

 

Американские учителя поощряют индивидуальную инициативу учеников, оригинальность решения учебных задач. Они не настаивают на высокой дисциплине и беспрекословном подчинении, но и не волнуются, если кто‑то из учеников не проявляет интереса к их предмету. Краеугольный камень американского подхода – ответственность за образование детей несут их родители. В советской традиции и за воспитание, и за образование отвечала школа. Учитель был наделен огромным авторитетом, его указания носили характер приказа и не обсуждались. Нарушение предписаний, невыполнение домашних заданий служили поводом для суровых наказаний и вызова родителей в школу. Особенность американских учителей – их «дружественность» (friendly), дружелюбие по отношению к ученикам. В этом смысле они – образец для подражания, носители норм поведения среднего американца. У них нет особых привилегий перед учениками, но и ученики не могут рассчитывать на снисходительность. Отношения носят партнерский характер, строятся «по‑взрослому».

Основные отличия в образовательных практиках отражены в табл. 1.

 

Табл. 1. Сравнение образовательных практик

 

 

 

Переходя к взаимоотношениям родителей и школы, нужно отметить, что в американских школах развито волонтерство, добровольное и безвозмездное участие родителей в организации школьной жизни. Раз‑два в неделю родители приезжают в школу, чтобы помочь учителям провести внеклассное занятие, проверить задания школьников, убрать в классе, посадить цветы и т. п. Российские эмигранты шокированы подобной практикой, ведь на родине вызов родителя в школу – событие экстраординарное, чревато неприятностями. В российской практике родители выступают адвокатами интересов своих детей, если их вызывают в школу, сами они стараются не вмешиваться в школьные дела, даже если критически относятся к некоторым преподавателям. Основные различия в родительском поведении отражены в табл. 2.

На уровне семейного устройства отношения между родителями и детьми также различаются. Типичная американская семья, как и школа, поощряет инициативу ребенка. Очень распространена система кредитов за помощь по дому: детям выплачивают небольшие денежные вознаграждения за их участие в хозяйственных делах семьи. И отец, и мать должны уделять внимание детям. Семья – это такая же команда, как и те, которые трудятся в коммерческих фирмах. Американские родители готовы обсуждать самые разные вопросы (в том числе сексуального характера) с детьми. Вместе с тем, согласно публикациям в прессе и аналитическим отчетам, американская семья переживает свой кризис. Хотя процент разводов снизился, резко уменьшилось и количество людей, желающих вступать в брак. Семья стареет, браки заключаются после сорока лет, соответственно снижается ресурс для воспитания и эмоциональной поддержки детей. В случае разводов дети могут остаться с отцом. «У американских детей практически нет бабушек и дедушек, – отмечает один из российских подростков‑эмигрантов. – Американцы никогда не ругаются, но наши родители любят друг друга больше, чем американцы» (отголоски норм «Бьет, значит, любит», «Милые бранятся – только тешатся») (табл. 2).

 

Табл. 2. Сравнение поведения родителей

 

 

 

По‑другому строятся в Америке и отношения со сверстниками. Подростки, дети наших эмигрантов, жалуются на то, что их американские сверстники «не умеют дружить». «Они никогда не приглашают на свой день рождения». «Они никогда не дружат после школы». «Если ты встретишь американского парня на улице во время летних каникул, он только холодно поздоровается и не бросится к тебе на шею».

На вопросы о различиях в идеалах любви наши дети отмечают: «Они могут вступать в сексуальные отношения без любви.

Секс отдельно, любовь отдельно», «Они любят гораздо спокойнее, чем русские», «Если их девушка и парень спят друг с другом, это вовсе не означает, что они любят друг друга». Основные различия отношений подростков с одноклассниками, выявленные на основании интервью с подростками, отражены в табл 3.

 

Табл. 3. Сравнение отношений подростков с одноклассниками

 

 

 

Принципиальный вопрос, кто должен нести ответственность за воспитание человека – школа или родители? В советские времена, когда система внешкольного воспитания и образования еще работала, наши образовательные учреждения занимались и воспитанием, и образованием детей. Попытка перевести стрелки на семью в постперестроечные времена пока оборачивается печальным фактом: за детей не отвечает никто.

Американская школа больше похожа на фабрику, где каждый двигается по своему собственному плану, то есть может один урок провести в одной группе, следующий – уже в другой команде. Команда легко консолидируется на время вокруг решения какой‑либо задачи, но ее членам дела нет до того, как складываются отношения у Джона с его подружкой.

 

Наши дети имеют все основания превосходить детей из Америки по формальным показателям интеллекта, но то, что касается социальных навыков, мы систематически и специально лишаем наших детей самостоятельности и независимости в принятии решений. Отпуская их в сегодняшнюю школу, мы уже не можем рассчитывать на то, что школа научит их жизни.

 

Почему американцы интересуются нашим образованием?

 

Сейчас не вспоминают о том, когда возник интерес американцев к системе образования и воспитания советских детей. Началось это гораздо раньше, чем был опубликован классический труд американца Урио Бронфенбреннера «Два мира, два детства» в начале семидесятых годов прошлого века. Считается, что в нем было проведено первое систематическое сравнение наших систем воспитания.

Поводом для волнений и подозрений, что американская система образования дает плохие результаты, послужили успехи Советского Союза в освоении космоса, запуск первого спутника. Более половины американцев посчитали, что запуск спутника ударил по престижу и величию страны. Популярный журнал «Лайф» в 1964 году установил наблюдение за двумя школьниками шестнадцати лет – советским, Алексеем Куцковым и американским, Стивеном Лапекасом. В течение месяца за ребятами буквально следовали по пятам, сравнивая набор изучаемых в школе предметов, отношение к занятиям, книги, которые они читают, свободное время. Результаты потрясли Америку. Советский мальчик по уровню образованности опережал своего сверстника на два года! Интересно, что и потом жизнь участников эксперимента была связана со службой в авиации: Стив стал пилотом, а Алексей прошел отбор в отряд космонавтов. Хотя в космос так и не полетел.

Меня всегда интересовало, куда исчезают преимущества наших детей в образовании, когда они вырастают? Почему мы такие умные и несчастные? Советская школа, как я это вижу, хорошо тренировала интеллект, но воспитывала зависимую от группы личность, западная школа развивает в ребенке самостоятельность и независимость, но не дает фундаментальных знаний, способности к долгой и напряженной интеллектуальной работе. Эти качества формируются уже потом, в университетах. Опыт наших научных олимпиад показывает, что можно пережать, и победитель олимпиады ко второму курсу университета уже может выдохнуться и никогда более не показать блестящих результатов. Это соотношение интеллекта и личности (чем больше интеллекта, тем меньше личности) получило название закона Колмогорова, по имени академика, основателя сети физико‑математических школ в советские времена.

Основой развития личности должна быть эмпатия, умение сопереживать другому. Один из методов достижения эмпатии – обучение нескольким языкам. Систематические исследования интеллекта показывают, что билингвы обладают более высокой креативностью (способностью находить оригинальные решения проблем), культурной сенситивностью (чувствительностью), способностью к пониманию других культур и миров. Таким образом, изучение как минимум двух языков на порядок увеличивает познавательный потенциал человека.

В советской школе особое место уделяли воле, а не только интеллекту. Сила личности не в количестве тех благ и соблазнов, которые личность может поглотить, а в количестве тех благ, от которых личность может отказаться. Христианство предложило нам аскезу, самоограничение в качестве основного метода самоуправления личности, способной сказать «нет» себе и миру.

Альтернативой традиционной системе воспитания (в дворянском или пролетарском варианте) должна стать практика сотрудничества и общения с детьми. Парадокс в том, что сегодня детей воспитывают взрослые, которым нечего сказать своим детям. Мы сами не знаем, как жить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.015 с.)