Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность С позиций динамическогоСтр 1 из 2Следующая ⇒
В настоящее время в психологии личности постепенно осуществляется переход от структурно-агрегатного описания к анализу ее функционирования как постоянно преобразующейся и разви-вающейся целостной системы. Однако в психологических работах, как нам представляется, недостаточно раскрывается динамика психической жизни личности, а шире — стоящий за изменяемостью личности динамизм ее жизненных отношений. Между тем личность выходит за пределы сёбя в своих перспективах, целях и идеалах, в не известных ей самой собственных возможностях, заключенных в программах своего природного наследования и социального развития. И переживание человеком себя как личности особенно обостряется в моменты, когда в созданном им для других или возникшем в нем самом он обнаруживат нечт,о превосходя- щее его сложившуюся идентичность. Чтобы сохранить устойчивость особо важных для личностного существования жизненных целей и ценностей, убеждений, морально-нравственных качеств, человек при быстро меняющейся социальной действительности должен одновременно менять.свои психологические свойства. В истории психологии динамическими обычно назывались концепции, акцентирующие, а нередко абсо- лютизирующие функционально-энергетические характеристики человека — его побуждения, влечения, аффекты и т. п. Предлагаемый же нами динамический подход ориентирован на изучение постоянного «движения» — изменения и развития — самой личности — ее «движения» в пространстве своего возраста, в простран-стве меняющихся социальных норм и предписаний, в общественно-историческом процессе, в семантическо-смысловом поле, в ходе участия в общественной истории. По своему содержанию динамический подход отличен и от процессуального, берущего начало в представлениях У. Джеймса о внутренней жизни личности как о «потоке сознания». И дина- мическая психология, и процессуальный подход строятся на одних и тех же основаниях: динамика сознания личности толкуется как текучесть психических состояний, череда напряжений и разрядов влечений, движение переживаний и мыслей. Здесь не ставится вопрос о приобретении «потоком», «процессом» нового качества, об их переходе, если придерживаться- метафорического языка, в новое русло, об истоках новой энергетики. Динамический подходвн ашем понимани и_ориентирован качественное изме нение лчности, на ее формирование и развитие — прогрессивное или регрессивное, на ее совершенствование или деформацию, на выяснение причин ее трансформации и стагнации.
Динамический полагает далее, саму личность автором ее собственных изменений, преобразований и форм развития. Конечно, она часто совсем не вольна в происходящих с ней событиях, но свободна в определении их места в своей жизни, в наделении их значимостью, в санкционировании производных от событий самоизменений. Разумеется также, что любой человек подчиняется нередко и безоглядности импульса, и власти аффекта, и навязчивости тревожащих воспоминаний, и власти ассоциаций, но он свободен позволить или не позволить закрепиться в своем психическом складе ситуативным изменениям собственной душевной жизни, форм поведения. Применительно к психологии личности можно выделить два класса понятий, выражающих разные формы динамики внутренней жизни личности и ее поведения. К первому относятся понятия психологических новообразований личности — формирование новых субъективных отношений, позиций, черт личности, нового стиля мышления, новой системы ценностей, нового смысла жизни, совершенствования. Этот класс понятий, объединенных на основе одной категории «развитие», указывает на необратимые изменения личности. Второй класс понятий акцентирует обратимые изменения в психологической организации личности. Эти понятия входят в категорию «функционирования» личности в пределах ее сложившейся организации. Функционирование — это актуализация и дезактуализация уже выработанных психологических механизмов, операций, знаний и умений; смена установок; повышение или понижение психического напряжения, интеллектуальных усилий, изменения психических состояний и т. п. Изучать динамику психологической организации личности — значит раскрывать работу психологических механизмов осуществления личностью себя, не только ее изменения, но и воспроизведения, утверждения достигнутого. Психологические механизмы можно представить себе как закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способности реализации ее психической жизни, в результате чего меняется режим ее функционирования. Психологические механизмы являются механизмами реальных или мысленных преобразований взаимоотношений человека с обществом, с миром в целом.
Должны быть разработаны специальные способы определения качества изменений, сдвигов, перестроек личности на разных отрезках ее жизненного пути. Динамический подход включает положение об изначальной направленности, о телеономичности, лежащей в основе психической жизни человека. Эта телеономич-ность проявляется в устремлении к будущему, в желании выйти за достигнутые пределы, воплотить в себе универсальную родовую сущность. Есть основания предполагать, что «воля» к будущему создает энергетический потенциал личности и подчиняет себе развитие всех психических процессов. Общество выработало особую форму организации ориентированной на будущее активности человека. Это — форма деятельности. Ее целевые структуры (предельные цели или цели жизни, а также стратегические и тактические, вспомогательные, резервные, конкурирующие и взаимо действующие цели) организуют психическую жизнь индивида в систему особых механизмов, преодолевающих или использующих мощное влияние механизмов ассоциаций, генерализаций, замещений, «сгущений психического содержания» (3. Фрейд). Разумеется, лишь в целях научной абстракции можно говорить о целевых структурах деятельности. Адекватнее вести речь о личности, находящейся в состоянии деятельности (в отличие от противоположного состояния претерпевания или страдательности). С этой точки зрения деятельность можно трактовать как ди намическое многофазное развертывание личности, как особый тип последовательности личностных преобразований. Особенностью такой деятельностной развертки личности во времени является то, что личность в своем движении заставляет двигаться, развертываться окружающую ее действительность, преобразовывая ее целенаправленно -в соответствии со своими замыслами. Движение вещей в системе деятельности личности — совершенно новый вид движения предметного мира. В результате деятельности может значительно измениться психологическая дистанция между объектами, которые ранее воспринимались как лежащие в разных измерениях жизнедеятельности человека, а теперь выступают в качестве сходных условий, средств или препятствий для достижения значимой цели. Участвуя в совместной деятельности с дру- гими людьми, человек преобразует и других в соответствии не толь ко с их собственной логикой, но и с логикой своей индивидуаль- ности. В психологии выделена лишь самая общая психологическая структура деятельности, построенная главным образом на основе изучения предметно-практической, трудовой. До сих пор почти не исследовано, какие фазы и стадии должна пройти коммуникативная деятельность, чтобы оказалась достигнутой та цель общения, к которой стремился человек. Только начинается анализ оптимальных стратегий и тактик для установления или прекращения дружеских отношений или отношений сотрудничества, Еще значительнее пробелы в понимании тех видов деятельности, которые связаны с попытками человека переосмыслить и согла-
8
виде целей, далеких и близких, образующих смысл этапов своей жизни, намечат«ь планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать жизнен- ные события, требующие изменения поведения. Человек сам должен учиться структурировать и организовывать свой деятельный способ существования в мире, самостоятельно создавать психологические приемы оптимальной реализовывать отдаленные цели и идеалы, что требуют значительных усилий для своего достижения, предварительного решения множества иных задач. И нередко человек оказывается неспособным сохранить свою временную перспективу, теряет веру в достижимость желаемой цели. Одним из психологических механизмов «удержания» уходящей в будущее перспективы является проецирование будущего на настоящее и усмотрение в актуальных наличных ситуациях «элементов», «частиц» отдаленного идеала. Другой психологический прием заключается в правильном построении системы тех целей, которые выступают в качестве ступеней достижения идеала. Если эти цели расположены в такой ряд, в котором достижение каждой последующей определяется предыдущей, то блокирование любой из них остановит поступательное движение к идеалу и будет переживаться личностью как жизненный крах. Следовательно, личностная жизненная перспектива не должна строиться по модели однолинейного детерминизма или цепочки причинно-следственных связей, она должна создавать разветвленную систему частных целей, содействующих и взаимодополняющих друг друга. При блокировании одной из них усилия личности направляются на иные эквивалентные ей в функциональном отношении цели. Именно поэтому перспективно введенное в психологию понятие резервного (отнюдь не замещающего) намерения, осуществление которого также ведет к основной цели, но иным путем. Умение ставить и удерживать цели (начиная от смысложиз-ненных до ситуативно-тактических) обеспечивает высшую форму изменения личности — ее развитие и творчество. В психологии сложилось неверное представление, будто всякая цель ограничивает деятельность, что последняя якобы прекращается по достижении цели. Источник такой иллюзии — традиция рассмотрения в качестве основной модели деятельности элементарных предметных действий. Исследование же деятельности, направленной на достижение жизненных целей личности — всегда неопределенных, не замкнутых в жесткий контур конкретности, обнаруживает, что деятельность, организованная целью, обогащает, развивает, амплифицирует эту последнюю, повышает ее,масш-
табность и мотивационный потенциал. Личностное принятие человеком стратегических целей поднимает на стратегический уровень выполнения все тактические цели и даже частные элементы действий, возвышая качество жизни личности в реализуемой ею Высокая смысловая наполненность целей, сочетание их личной притягательности с оценкой общественно-исторической масштабности, соединение значительной мотивационной валентности условий деятельности порождает рост динамики всей психической жизни личности, сообщает ей высокую функционально-энергетическую напряженность. В результате меняется зональное строение сознания человека. Актуально-действенная сфера расширяется, захватывая область латентного психического содержания, зону потенций, разрозненные, ситуационно-связанные «озаре-ния», стихийно сформировавшиеся знания. Выражаясь метафо- рически, происходит «втягивание» в текст создаваемой лич- ностью «книги» своей жизни бесчисленных сделанных ею же «заметок на полях». Моменты системного изменения возникнове-ния новой психологической организации личности — ее содержа-ния и психологических механизмов — это моменты развития личности. Начав говорить об изменениях психологической организации личности в процессе достижения ею цели, мы по существу уже перешли к вопросу о динамической модели развертывания личности а ходе деятельности. До недавнего времени в психологии выделялась и исследовалась статичная структура деятельности, представляющая ее одномоментный срез. В недрах инженерной психологии вызрела необходимость специально изучить последовательность этапов деятельности. Разработка в психологическом плане проблемы целеобразования обогатила элементами динамики исследование деятельности. Еще более перспективным оказывается изучение динамики мотивов в деятельности и поведении человека. Речь идет о выяснении того, что происходит с мотивационно-потреб-
10 11
диахроника функциональных состояний и свойств личности. Разные фазы деятельности требуют последовательного включения разных свойств личности, разных способностей, перехода ее от одного функционального состояния к другому. Обычно психологи при изучении личности профессионала в каком-то виде деятельности выделяют определенную иерархию свойств, требуемых профессией, но важно исследовать и другое — какова закономерная реорганизация этой системы в деятельности, требующей выдвижения на первый план то одного, то другого свойства личности, и насколько сам человек умеет актуализировать те или иные личностные свойства в нужные моменты деятельности. Представляется, что правомерно говорить о критических и сензитивных периодах в ее осуществлении. Несомненно, что критическим является переход от скрытого подготовительного этапа деятельности к началу реальных преобразований. Момент перехода от скрытых этапов деятельности (включающих и этап принятия решения) к началу реального ее выполнения требует определенного, иногда значительного усилия со стороны личности, несмотря даже на безусловность принятого решения. Иногда мотивация оказывается недостаточно сильной, чтобы личность начала движение в пространстве именно этой деятельности. Особая напряженность или критичность этого этапа становится видна, когда объектом деятельности оказывается выяснение, изменение или установление отношений личности с другими людьми. Для успешного продолжения деятельности и ее завершения необходим поиск и привлечение личностью и других мотивов, которые бы усиливали, дополняли или полностью замещали действие мотива угасающего. Они продолжаются усилием индивида вписать свое занятие в более широкую систему социальных отношений, осмыслить ее место в широком контексте социальной действительности и тем самым отыскать новый ее смысл. Некоторые эмпирические исследования показывают, что дополнительные мотивы человек ищет прежде всего через мысленное обращение к значимым для него людям, через актуализацию тех значимых социальных отношений, которые когда-то способствовали формированию его ценностей. В этой способности человека произвольно создавать новые системы мотивов заключаются истоки активного внутреннего начала личности. Свобода личности, рассматриваемая в психологическом аспекте, заключается не только в осознании ею необходимости действовать определенным образом. Человек при этом должен быть также моти вирован действовать в соответствии с необходимостью и способен сам сформировать эту мотивацию. Человек действует, осваивая способ своего движения — изменения, развития, совершенствования — в разных структурах деятельности, в разных ее формах. Было бы, однако, неадекватно представлять себе личность как простую совокупность систем, регулирующих многообразные виды ее социально значимой деятельности. Личность — всегда целостность, которая развивается,
12
13 формируя в своей организации новые и новые механизмы, обобщенные отношения к миру, которые находятся в системной зависимости друг от друга. Разумеется, отдельные части целостной живой психологической организации личности обладают определенной долей автономии и могут получать преимущественное развитие по отношению к другим и даже гипертрофироваться. Но определяющими все же будут их взаимосвязи со всей системой в целом, поскольку «целостная система — это такая система, в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них» [3, с. 67]. Эти положения дают возможность понять высокую устойчивость психических свойств личности даже на ранних этапах жизненного пути человека. Исследования показывают, что даже в условиях индивидуальной воспитательной работы весьма трудно бывает уже в ранние детские годы изменить нежелательные социально-психологические характеристики личности (замкнутость, недоверчивость и др.) [12]. Дело заключается в том, что переделывать приходится не одно свойство, а целостную систему индивида. Как же осуществляется функциональная взаимосвязь разных типов деятельности в психологической организации личности и что представляют собой психологические механизмы ее интеграции? Каким образом относятся и связываются друг с другом различные способы динамического ее существования в пространстве разных форм деятельности? Основной способ интегрирования разных сфер деятельности и поведения — это рефлексия, сопоставление образов себя и своих действий в значимых жизненных ситуациях. Но, кроме сознательного синтезирования своей жизнедеятельности, у человека имеется еще ряд мало изученных психологических механизмов, обеспечивающих целостность ее деятельности и поведения. Одним из характерных механизмов представляется «включение» в доминирующую в данный момент деятельность (реально выполняющуюся и занимающую центральное место в функционировании личности) деятельностей, которые можно назвать субдоминантными, актуализация различных звеньев латентно протекающих деятельностей. Наблюдения показывают, что эти включения своеобразны, отличаются разорванностью, несвязностью. Лишь отдельные их компоненты «всплывают» в сознании, вклиниваются как нечто инородное в доминирующую деятельность. Переживаясь иногда как досадные помехи, уход мысли в сторону, отвлечение внимания, такие феномены в действительности означают обогащение актуальной деятельности, неявно протекающей. В то же время вклинивание латентных пластов в актуальное занятие обогащает его, придает ему творческий характер. Это и есть процесс функционирования внутренних связей личностной системы, в результате которого каждая ее часть выступает как нечто иное (инобытие) других частей '. Если в значительной мере вся организация личности приходит в движение, если в деятельности личность развивается и формируется, порождая все новые и новые части своей целостности, выступающие как «различия внутри единства» [2, с. 725], то не следует ли предположить, что ее направленность, ценностные ориентации, диспозиции и т. п. складываются и функционируют в единстве с различными психическими свойствами личности, с ее эмоциональными, волевыми, перцептивными, мнемическими и интеллектуальными характеристиками 2. Доминирующую в данный период деятельность не следует смешивать с ведущей деятельностью, в которой главным образом и происходит многостороннее развитие личности, ее изменение и совершенствование. Основное значение ведущей деятельности в определении жизненного пути личности заключается в том, что именно она открывает человеку пути к включению в новые сферы жизни общества, вводит его в новые социальные структуры и позволяет установить новые, все более богатые социальные связи — те личные, индивидуальные отношения с другими людьми, которые, по словам К. Маркса, создали и постоянно воссоздают общественные отношения [1, с. 440]. Если на более ранних этапах развития личности общество через особую институционализированную систему включает индивида в расширяющиеся социальные системы общества (детские воспитательные учреждения, школа, институт), то на стадии взрослости человек сам должен сформировать у себя способ дальнейшего поступательного движения в системе общественных отношений. Таким способом и выступает его ведущая деятельность. Психологические ее характеристики таковы: она эмоционально захватывает человека, вся целостная организация личности раскрывается, дополняется, сам индивид начинает отождествлять себя с ней. Поэтому достигнутые в ней успехи переживаются личностью как удачи, а препятствия, промахи, ошибки порождают самый напряженный поиск новых стратегий. Если подлинная жизнь личности, как замечает М. Бахтин, находится как бы в точ- ' В психологии известно явление «переноса» (или трансфера) выработанных в прошлом действий на новые ситуации, в которых оказывается человек. Но существует и иная разновидность переноса — перенос опережающий, когда человек экстраполирует на будущие ситуации и применительно к возможным деятель-ностям те или иные результаты доминирующей деятельности. 2 Такая постановка проблемы открывает возможность организации нового направления в исследовании личности. В этой связи можно указать на работу Е. С. Мах-лах [11], в которой делается попытка раскрыть связь между памятью и волевыми качествами личности. Не лишено, например, оснований предположение о том, что наблюдающиеся в период старости качественные изменения памяти, влекущие ее ослабление, не столь жестко определяются именно биологическими факторами, как это обычно считается, а могут быть вызваны социально-психологическими причинами.
14 15 ке несовпадения Человека с самим собой [4, с. 79], то именно в ведущей деятельности это несовпадение, опережение личностью себя всего отчетливее. Ведущая деятельность удовлетворяет потребность человека в ярких, сильных переживаниях, она развивает и обогащает эмоциональную жизнь личности. Человек переживает деятельность как выражение своего подлинного «я», как воплощение и доказательство своей суверенности. Ведущая, «стержневая», высоко развитая деятельность, синтезирующая и реализующая отношения человека к миру, «подтягивает» до своего уровня другие виды отношений личности к действительности, вызывает развитие ее разносторонних способностей. Личность поднимается на новый уровень социального бытия, достигается переживание полноты жизни и эмоционального благополучия [5, 6]. Этот общий принцип был подтвержден эмпирическими исследованиями на материале разных типов эмоциональной направленности личности [8]. Именно деятельность, наполненная личностной значимостью, способствует, как показал В. С. Мерлин, интеграции психодинамических свойств человека и тех его свойств, которые выражают некоторые социально-психологические его отношения к миру [12]. Обычно ведущая деятельность индивида — его профессиональная деятельность, и это обстоятельство-значительно усиливает формирующее воздействие на личность данного способа ее деятельного существования. Происходит такая идентификация личности со своей профессиональной деятельностью. Разумеется, требуемое в наше время нашим обществом многостороннее включение личности в различные сферы общественной жизни не совершается само собой, оно требует от личности значительных психологических усилий по преобразованию, совершенствованию и развитию себя. Ведь деятельность в новой сфере общественных отношений предполагает выделение новой части в системе личности, формирование как бы нового психологического органа, в составе которого в новом качестве должны быть уже сформированные ранее или только наметившиеся свойства личности, дополняемые заново складывающимися ее характеристиками. Хорошо известное каждому состояние высокой психической напряженности, которое знаменует овладение личностью новым для нее способом своего деятельного существования, можно считать индикатором активизации самим человеком обширных систем своей психической жизни, актуализации в симультанном виде сложившихся многообразных систем собственных жизненных отношений с миром, ведущей к появлению новых интеграции во внутреннем мире личности. Итак, мы наметили некоторые пути реализации динамического подхода к личности как живой подвижной системной целостности, которая развертывает, изменяет, преобразует и развивает себя в социально значимой совокупности деятельности, реализующей многообразные общественные отношения. Именно благодаря деятельности общественные отношения обретают характер- 16 ную для них невещественную, чувственно-сверхчувственную форму Литература 1. Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. 2. Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. 3. Афанасьев В. Г. О целостных системах // Вопр. философии. 1980. № 6. 4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. 5. Борисова Е. М. Психологические аспекты формирования личности передо 6. Борисова Е. М. Раскрытие творческих возможностей человека в трудовой 7. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976. 8. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978. 9. Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке. М., 1980.
10. Келле В. Ж., Ковальзон М. #. Теория и история. М., 1981. 11. Махлах Е. С, РапоНорт И, А. Соотношение памяти и волевых качеств лич
12. Мерлин В. С. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности// 13. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. 14. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности. М., 1979. 15. Файзуллаев А. А. Принятие Мотива личностью // Психол. жури. 1985. Т. 6, В. М. Русалов (СССР) ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.065 с.) |