Личность С позиций динамического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность С позиций динамического



В настоящее время в психологии личности постепенно осущест­вляется переход от структурно-агрегатного описания к анализу ее функционирования как постоянно преобразующейся и разви-вающейся целостной системы. Однако в психологических рабо­тах, как нам представляется, недостаточно раскрывается дина­мика психической жизни личности, а шире — стоящий за изме­няемостью личности динамизм ее жизненных отношений. Между тем личность выходит за пределы сёбя в своих перспективах, целях и идеалах, в не известных ей самой собственных возможностях, за­ключенных в программах своего природного наследования и со­циального развития. И переживание человеком себя как личности особенно обостряется в моменты, когда в созданном им для других или возникшем в нем самом он обнаруживат нечт,о превосходя-

щее его сложившуюся идентичность.

Чтобы сохранить устойчивость особо важных для личностного существования жизненных целей и ценностей, убеждений, мораль­но-нравственных качеств, человек при быстро меняющейся соци­альной действительности должен одновременно менять.свои психологические свойства. В истории психологии динамическими   обычно назывались концепции, акцентирующие, а нередко абсо- лютизирующие функционально-энергетические характеристики человека — его побуждения, влечения, аффекты и т. п. Предла­гаемый же нами динамический подход ориентирован на изучение постоянного «движения» — изменения и развития — самой лично­сти — ее «движения» в пространстве своего возраста, в простран-стве меняющихся социальных норм и предписаний, в общественно-историческом процессе, в семантическо-смысловом поле, в ходе участия в общественной истории.

По своему содержанию динамический подход отличен и от про­цессуального, берущего начало в представлениях У. Джеймса о внутренней жизни личности как о «потоке сознания». И дина-



мическая психология, и процессуальный подход строятся на одних и тех же основаниях: динамика сознания личности толку­ется как текучесть психических состояний, череда напряжений и разрядов влечений, движение переживаний и мыслей. Здесь не ставится вопрос о приобретении «потоком», «процессом» нового качества, об их переходе, если придерживаться- метафорического языка, в новое русло, об истоках новой энергетики. Динамический подходвн ашем понимани и_ориентирован качественное изме нение лчности, на ее формирование и развитие — прогрессивное или регрессивное, на ее совершенствование или деформацию, на выяснение причин ее трансформации и стагнации.

Динамический полагает далее, саму личность автором ее собственных изменений, преобразований и форм развития. Конечно, она часто совсем не вольна в происходящих с ней собы­тиях, но свободна в определении их места в своей жизни, в наде­лении их значимостью, в санкционировании производных от со­бытий самоизменений. Разумеется также, что любой человек под­чиняется нередко и безоглядности импульса, и власти аффекта, и навязчивости тревожащих воспоминаний, и власти ассоциаций, но он свободен позволить или не позволить закрепиться в своем психическом складе ситуативным изменениям собственной душев­ной жизни, форм поведения.

Применительно к психологии личности можно выделить два класса понятий, выражающих разные формы динамики внутрен­ней жизни личности и ее поведения. К первому относятся понятия психологических новообразований личности — формирование новых субъективных отношений, позиций, черт личности, нового стиля мышления, новой системы ценностей, нового смысла жизни, совершенствования. Этот класс понятий, объединенных на основе одной категории «развитие», указывает на необратимые изме­нения личности. Второй класс понятий акцентирует обратимые изменения в психологической организации личности.

Эти понятия входят в категорию «функционирования» личности в пределах ее сложившейся организации. Функционирование — это актуализация и дезактуализация уже выработанных психо­логических механизмов, операций, знаний и умений; смена уста­новок; повышение или понижение психического напряжения, интеллектуальных усилий, изменения психических состояний и т. п.

Изучать динамику психологической организации личности — значит раскрывать работу психологических механизмов осущест­вления личностью себя, не только ее изменения, но и воспроиз­ведения, утверждения достигнутого. Психологические механизмы можно представить себе как закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способности реализации ее психической жизни, в результате чего меняется режим ее функ­ционирования. Психологические механизмы являются механизма­ми реальных или мысленных преобразований взаимоотношений человека с обществом, с миром в целом.

 

 Должны быть разработаны специальные способы определения качества изменений, сдвигов, перестроек личности на разных отрезках ее жизненного пути. Динамический подход включает положение об изначальной направленности, о телеономичности, лежащей в основе психической жизни человека. Эта телеономич-ность проявляется в устремлении к будущему, в желании выйти за достигнутые пределы, воплотить в себе универсальную родовую сущность. Есть основания предполагать, что «воля» к будущему создает энергетический потенциал личности и подчиняет себе раз­витие всех психических процессов. Общество выработало особую форму организации ориентированной на будущее активности че­ловека. Это — форма деятельности. Ее целевые структуры (пре­дельные цели или цели жизни, а также стратегические и такти­ческие, вспомогательные, резервные, конкурирующие и взаимо действующие цели) организуют психическую жизнь индивида  в систему особых механизмов, преодолевающих или использую­щих мощное влияние механизмов ассоциаций, генерализаций, за­мещений, «сгущений психического содержания» (3. Фрейд). Разумеется, лишь в целях научной абстракции можно говорить о целевых структурах деятельности. Адекватнее вести речь о лич­ности, находящейся в состоянии деятельности (в отличие от про­тивоположного состояния претерпевания или страдательности).

С этой точки зрения деятельность можно трактовать как ди­ намическое многофазное развертывание личности, как особый тип последовательности личностных преобразований. Особен­ностью такой деятельностной развертки личности во времени яв­ляется то, что личность в своем движении заставляет двигаться, развертываться окружающую ее действительность, преобразовы­вая ее целенаправленно -в соответствии со своими замыслами. Движение вещей в системе деятельности личности — совершенно новый вид движения предметного мира. В результате деятельности может значительно измениться психологическая дистанция между объектами, которые ранее воспринимались как лежащие в разных измерениях жизнедеятельности человека, а теперь выступают в качестве сходных условий, средств или препятствий для дости­жения значимой цели. Участвуя в совместной деятельности с дру-  гими людьми, человек преобразует и других в соответствии не толь ко с их собственной логикой, но и с логикой своей индивидуаль- ности.

 В психологии выделена лишь самая общая психологическая структура деятельности, построенная главным образом на основе изучения предметно-практической, трудовой. До сих пор почти  не исследовано, какие фазы и стадии должна пройти коммуни­кативная деятельность, чтобы оказалась достигнутой та цель общения, к которой стремился человек. Только начинается анализ оптимальных стратегий и тактик для установления или прекра­щения дружеских отношений или отношений сотрудничества, Еще значительнее пробелы в понимании тех видов деятельности, которые связаны с попытками человека переосмыслить и согла-


8


 

 

 виде целей, далеких и близких, образующих смысл этапов своей жизни, намечат«ь планы и программы достижения целей,    строить в соответствии с ними свои действия, оценивать жизнен- ные события, требующие изменения поведения.    Человек сам должен учиться структурировать и организовывать свой деятельный способ существования в мире, самостоятельно создавать психологические приемы оптимальной реализовывать

отдаленные цели и идеалы, что требуют значительных усилий для своего достижения, предварительного решения множества иных задач. И нередко человек оказывается неспособным сохранить свою временную перспективу, теряет веру в достижимость желаемой цели. Одним из психологических механизмов «удержания» ухо­дящей в будущее перспективы является проецирование будущего на настоящее и усмотрение в актуальных наличных ситуациях «элементов», «частиц» отдаленного идеала.

Другой психологический прием заключается в правильном построении системы тех целей, которые выступают в качестве ступеней достижения идеала. Если эти цели расположены в та­кой ряд, в котором достижение каждой последующей определя­ется предыдущей, то блокирование любой из них остановит по­ступательное движение к идеалу и будет переживаться личностью как жизненный крах. Следовательно, личностная жизненная пер­спектива не должна строиться по модели однолинейного детерми­низма или цепочки причинно-следственных связей, она должна создавать разветвленную систему частных целей, содействующих и взаимодополняющих друг друга. При блокировании одной из них усилия личности направляются на иные эквивалентные ей в функциональном отношении цели. Именно поэтому перспективно введенное в психологию понятие резервного (отнюдь не замещаю­щего) намерения, осуществление которого также ведет к основной цели, но иным путем.

Умение ставить и удерживать цели (начиная от смысложиз-ненных до ситуативно-тактических) обеспечивает высшую форму изменения личности — ее развитие и творчество. В психологии сложилось неверное представление, будто всякая цель ограни­чивает деятельность, что последняя якобы прекращается по до­стижении цели. Источник такой иллюзии — традиция рассмот­рения в качестве основной модели деятельности элементарных предметных действий. Исследование же деятельности, направлен­ной на достижение жизненных целей личности — всегда неопреде­ленных, не замкнутых в жесткий контур конкретности, обнару­живает, что деятельность, организованная целью, обогащает, развивает, амплифицирует эту последнюю, повышает ее,масш-

табность и мотивационный потенциал. Личностное принятие че­ловеком стратегических целей поднимает на стратегический уро­вень выполнения все тактические цели и даже частные элементы действий, возвышая качество жизни личности в реализуемой ею
деятельности. Деятельность, как организуемая целями психи­ческая и социальная активность человека, отнюдь не противопо­ложна творческому процессу, который феноменологически пред­ставляется как свободное создание человеком креативных про­дуктов — оригинальных идей, догадок, прозрений, возникающих часто в моменты отдыха, отвлечения, пассивного созерцания. Истинную их детерминацию можно понять, если вспомнить из­вестный в психологии закон эффекта нерешенных задач, которые организуют неосознаваемую психическую жизнь Человека. Если
же при этом учесть, что любые жизненные задачи (т. е. цели, данные в определенных условиях) никогда не им«ют одного един­
ственного решения, и недорешенность — их основная особенность, то можно заключить, что так называемые свободные озарения,
или ни с чем, казалось бы, не связанные продуктивные идеи,— это новые пути достижения перешедших в состояние неосознан­
ности целей, намерений и задач личности.                          

Высокая смысловая наполненность целей, сочетание их личной притягательности с оценкой общественно-исторической масш­табности, соединение значительной мотивационной валентности условий деятельности порождает рост динамики всей психической жизни личности, сообщает ей высокую функционально-энерге­тическую напряженность. В результате меняется зональное стро­ение сознания человека. Актуально-действенная сфера расширя­ется, захватывая область латентного психического содержания, зону потенций, разрозненные, ситуационно-связанные «озаре-ния», стихийно сформировавшиеся знания. Выражаясь метафо- рически, происходит «втягивание» в текст создаваемой лич- ностью «книги» своей жизни бесчисленных сделанных ею же «заметок на полях». Моменты системного изменения возникнове-ния новой психологической организации личности — ее содержа-ния и психологических механизмов — это моменты развития личности.

Начав говорить об изменениях психологической организации личности в процессе достижения ею цели, мы по существу уже перешли к вопросу о динамической модели развертывания лич­ности а ходе деятельности.

До недавнего времени в психологии выделялась и исследо­валась статичная структура деятельности, представляющая ее одномоментный срез. В недрах инженерной психологии вызрела необходимость специально изучить последовательность этапов деятельности. Разработка в психологическом плане проблемы целеобразования обогатила элементами динамики исследование деятельности. Еще более перспективным оказывается изучение динамики мотивов в деятельности и поведении человека. Речь идет о выяснении того, что происходит с мотивационно-потреб-


 


10


11


 

диахроника функциональных состояний и свойств личности. Раз­ные фазы деятельности требуют последовательного включения разных свойств личности, разных способностей, перехода ее от одного функционального состояния к другому. Обычно психологи при изучении личности профессионала в каком-то виде деятель­ности выделяют определенную иерархию свойств, требуемых про­фессией, но важно исследовать и другое — какова закономерная реорганизация этой системы в деятельности, требующей выдвиже­ния на первый план то одного, то другого свойства личности, и насколько сам человек умеет актуализировать те или иные лич­ностные свойства в нужные моменты деятельности. Представля­ется, что правомерно говорить о критических и сензитивных пери­одах в ее осуществлении. Несомненно, что критическим является переход от скрытого подготовительного этапа деятельности к на­чалу реальных преобразований. Момент перехода от скрытых этапов деятельности (включающих и этап принятия решения) к на­чалу реального ее выполнения требует определенного, иногда значительного усилия со стороны личности, несмотря даже на безусловность принятого решения. Иногда мотивация оказывается недостаточно сильной, чтобы личность начала движение в про­странстве именно этой деятельности. Особая напряженность или критичность этого этапа становится видна, когда объектом дея­тельности оказывается выяснение, изменение или установление отношений личности с другими людьми.

Для успешного продолжения деятельности и ее завершения необходим поиск и привлечение личностью и других мотивов, ко­торые бы усиливали, дополняли или полностью замещали дей­ствие мотива угасающего. Они продолжаются усилием инди­вида вписать свое занятие в более широкую систему социальных отношений, осмыслить ее место в широком контексте социальной действительности и тем самым отыскать новый ее смысл.

Некоторые эмпирические исследования показывают, что допол­нительные мотивы человек ищет прежде всего через мысленное обращение к значимым для него людям, через актуализацию тех значимых социальных отношений, которые когда-то способ­ствовали формированию его ценностей. В этой способности че­ловека произвольно создавать новые системы мотивов заклю­чаются истоки активного внутреннего начала личности. Свобода личности, рассматриваемая в психологическом аспекте, заклю­чается не только в осознании ею необходимости действовать оп­ределенным образом. Человек при этом должен быть также моти­ вирован действовать в соответствии с необходимостью и способен сам сформировать эту мотивацию.

Человек действует, осваивая способ своего движения — из­менения, развития, совершенствования — в разных структурах деятельности, в разных ее формах. Было бы, однако, неадекватно представлять себе личность как простую совокупность систем, регулирующих многообразные виды ее социально значимой дея­тельности. Личность — всегда целостность, которая развивается,


 


12

 


13


формируя в своей организации новые и новые механизмы, обоб­щенные отношения к миру, которые находятся в системной зави­симости друг от друга.

Разумеется, отдельные части целостной живой психологической организации личности обладают определенной долей автономии и могут получать преимущественное развитие по отношению к дру­гим и даже гипертрофироваться. Но определяющими все же будут их взаимосвязи со всей системой в целом, поскольку «целостная система — это такая система, в которой внутренние связи ча­стей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них» [3, с. 67].

Эти положения дают возможность понять высокую устойчи­вость психических свойств личности даже на ранних этапах жиз­ненного пути человека. Исследования показывают, что даже в условиях индивидуальной воспитательной работы весьма трудно бывает уже в ранние детские годы изменить нежелательные соци­ально-психологические характеристики личности (замкнутость, недоверчивость и др.) [12]. Дело заключается в том, что переде­лывать приходится не одно свойство, а целостную систему ин­дивида.

Как же осуществляется функциональная взаимосвязь разных типов деятельности в психологической организации личности и что представляют собой психологические механизмы ее интеграции? Каким образом относятся и связываются друг с другом различные способы динамического ее существования в пространстве разных форм деятельности? Основной способ интегрирования разных сфер деятельности и поведения — это рефлексия, сопоставление образов себя и своих действий в значимых жизненных ситуаци­ях. Но, кроме сознательного синтезирования своей жизнедеятель­ности, у человека имеется еще ряд мало изученных психологиче­ских механизмов, обеспечивающих целостность ее деятельности и поведения. Одним из характерных механизмов представляется «включение» в доминирующую в данный момент деятельность (реально выполняющуюся и занимающую центральное место в функционировании личности) деятельностей, которые можно назвать субдоминантными, актуализация различных звеньев латентно протекающих деятельностей.

Наблюдения показывают, что эти включения своеобразны, отличаются разорванностью, несвязностью. Лишь отдельные их компоненты «всплывают» в сознании, вклиниваются как нечто инородное в доминирующую деятельность. Переживаясь иногда как досадные помехи, уход мысли в сторону, отвлечение внима­ния, такие феномены в действительности означают обогащение актуальной деятельности, неявно протекающей. В то же время вклинивание латентных пластов в актуальное занятие обогащает его, придает ему творческий характер. Это и есть процесс функцио­нирования внутренних связей личностной системы, в результате


которого каждая ее часть выступает как нечто иное (инобытие) других частей '.

Если в значительной мере вся организация личности приходит в движение, если в деятельности личность развивается и форми­руется, порождая все новые и новые части своей целостности, вы­ступающие как «различия внутри единства» [2, с. 725], то не сле­дует ли предположить, что ее направленность, ценностные ориента­ции, диспозиции и т. п. складываются и функционируют в единстве с различными психическими свойствами личности, с ее эмоцио­нальными, волевыми, перцептивными, мнемическими и интел­лектуальными характеристиками 2.

Доминирующую в данный период деятельность не следует сме­шивать с ведущей деятельностью, в которой главным образом и происходит многостороннее развитие личности, ее изменение и совершенствование. Основное значение ведущей деятельности в определении жизненного пути личности заключается в том, что именно она открывает человеку пути к включению в новые сферы жизни общества, вводит его в новые социальные структуры и поз­воляет установить новые, все более богатые социальные связи — те личные, индивидуальные отношения с другими людьми, кото­рые, по словам К. Маркса, создали и постоянно воссоздают об­щественные отношения [1, с. 440]. Если на более ранних этапах развития личности общество через особую институционализиро­ванную систему включает индивида в расширяющиеся социальные системы общества (детские воспитательные учреждения, школа, институт), то на стадии взрослости человек сам должен сформи­ровать у себя способ дальнейшего поступательного движения в системе общественных отношений. Таким способом и выступает его ведущая деятельность.

Психологические ее характеристики таковы: она эмоционально захватывает человека, вся целостная организация личности рас­крывается, дополняется, сам индивид начинает отождествлять себя с ней. Поэтому достигнутые в ней успехи переживаются лич­ностью как удачи, а препятствия, промахи, ошибки порождают самый напряженный поиск новых стратегий. Если подлинная жизнь личности, как замечает М. Бахтин, находится как бы в точ-

' В психологии известно явление «переноса» (или трансфера) выработанных в прошлом действий на новые ситуации, в которых оказывается человек. Но суще­ствует и иная разновидность переноса — перенос опережающий, когда человек экстраполирует на будущие ситуации и применительно к возможным деятель-ностям те или иные результаты доминирующей деятельности.

2 Такая постановка проблемы открывает возможность организации нового направ­ления в исследовании личности. В этой связи можно указать на работу Е. С. Мах-лах [11], в которой делается попытка раскрыть связь между памятью и воле­выми качествами личности. Не лишено, например, оснований предположение о том, что наблюдающиеся в период старости качественные изменения памяти, влекущие ее ослабление, не столь жестко определяются именно биологическими факторами, как это обычно считается, а могут быть вызваны социально-психологическими причинами.


 


14


15


ке несовпадения Человека с самим собой [4, с. 79], то именно в ведущей деятельности это несовпадение, опережение личностью себя всего отчетливее. Ведущая деятельность удовлетворяет по­требность человека в ярких, сильных переживаниях, она развивает и обогащает эмоциональную жизнь личности. Человек переживает деятельность как выражение своего подлинного «я», как вопло­щение и доказательство своей суверенности. Ведущая, «стерж­невая», высоко развитая деятельность, синтезирующая и реали­зующая отношения человека к миру, «подтягивает» до своего уров­ня другие виды отношений личности к действительности, вызывает развитие ее разносторонних способностей. Личность поднимается на новый уровень социального бытия, достигается переживание полноты жизни и эмоционального благополучия [5, 6]. Этот общий принцип был подтвержден эмпирическими исследованиями на материале разных типов эмоциональной направленности лично­сти [8].

Именно деятельность, наполненная личностной значимостью, способствует, как показал В. С. Мерлин, интеграции психодина­мических свойств человека и тех его свойств, которые выражают некоторые социально-психологические его отношения к миру [12].

Обычно ведущая деятельность индивида — его профессиональ­ная деятельность, и это обстоятельство-значительно усиливает формирующее воздействие на личность данного способа ее деятель­ного существования. Происходит такая идентификация личности со своей профессиональной деятельностью.

Разумеется, требуемое в наше время нашим обществом мно­гостороннее включение личности в различные сферы обществен­ной жизни не совершается само собой, оно требует от личности значительных психологических усилий по преобразованию, со­вершенствованию и развитию себя. Ведь деятельность в новой сфере общественных отношений предполагает выделение новой части в системе личности, формирование как бы нового психоло­гического органа, в составе которого в новом качестве должны быть уже сформированные ранее или только наметившиеся свой­ства личности, дополняемые заново складывающимися ее харак­теристиками. Хорошо известное каждому состояние высокой пси­хической напряженности, которое знаменует овладение личностью новым для нее способом своего деятельного существования, можно считать индикатором активизации самим человеком обширных систем своей психической жизни, актуализации в симультанном виде сложившихся многообразных систем собственных жизнен­ных отношений с миром, ведущей к появлению новых интеграции во внутреннем мире личности.

Итак, мы наметили некоторые пути реализации динамическо­го подхода к личности как живой подвижной системной целостно­сти, которая развертывает, изменяет, преобразует и развивает себя в социально значимой совокупности деятельности, реализу­ющей многообразные общественные отношения. Именно благо­даря деятельности общественные отношения обретают характер-

16

ную для них невещественную, чувственно-сверхчувственную форму
существования, выступая в виде мотивов и влечений долженство­
вания человека, его мировоззренческих чувств, моральных прин­
ципов.и нравственной интуиции.
В деятельности находит свое разрешение состояние страда­
тельности, порождаемое диффузной, но властной тягой личности
к будущему, к выходу за пределы себя уже состоявшейся, реали­
зованной. В то же время именно в пространстве деятельности мож­
но полно пережить процесс своей жизни, испытать полноту стра­
дательности в развертке ее различных состояний: структура дея­
тельности как бы растягивает зону личностного настоящего,
уменьшает ее размерность, дробит настоящее на моменты, насы­
щенные разной значимостью и модальностью, втягивает в на­
стоящее переосмысливаемое прошлое и будущее. Осуществляя
деятельность, личность постоянно раздваивается на противопо­
ложности: она отождествляет себя с предельными целями — и об­
ращается с собой как со средством их достижения, она заботится
о сохранении своей идентичности — и упорно ищет пути самоиз­
менения для реализации своих проектов; действуя, она стремится
к состоянию страдательности — лишенному побудительности
чувству завершенности, законченности, к переживанию успеха —
и тягостно переживая момент бесцельности, обращается к кон­
струированию новых целевых структур. В диалектике этих проти­
воположностей й совершается изменение личности, став предпо­
сылкой ее прогресса и регресса, эволюции и инволюции, совер­
шенствования и деградации, девиации, деформации.

Литература

1. Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

2. Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12.

3. Афанасьев В. Г. О целостных системах // Вопр. философии. 1980. № 6.
С. 62—78.

4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

5. Борисова Е. М. Психологические аспекты формирования личности передо­
вого советского рабочего// Вопр. психологии. 1977. № 6. С. 40—48.

6. Борисова Е. М. Раскрытие творческих возможностей человека в трудовой
деятельности // Психолог на предприятии: Научная организация труда, про­
изводства и управления в легкой промышленности. М., 1979. Вып. 1. С. 27—38.

7. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976.

8. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978.

9. Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке. М., 1980.

 

10. Келле В. Ж., Ковальзон М. #. Теория и история. М., 1981.

11. Махлах Е. С, РапоНорт И, А. Соотношение памяти и волевых качеств лич­
ности//Вопр. психологии. 1980. № 1. С. 125—129.

 

12. Мерлин В. С. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности//
Там же. 1976. № 5. С. 88—95.

13. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.

14. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности. М., 1979.

15. Файзуллаев А. А. Принятие Мотива личностью // Психол. жури. 1985. Т. 6,
4. С. 87—96.

В. М. Русалов

(СССР)

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.065 с.)