Лекция 1. Психофизиологические основы деятельности водителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Психофизиологические основы деятельности водителя



ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Дорожное движение - сложная динамическая система взаимодействия транспортных и пешеходных потоков. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться и трудиться, управлять автомобилем человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Рассмотрим данные процессы применимо к обучению вождению.

Водитель непрерывно получает и обрабатывает информационные потоки, на их основе принимает и реализует решения, отслеживает результаты действий. Каждый познавательный процесс базируется на получении информации.

Информация - от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. В процессе управления транспортным средством водитель получает большой поток информации, из которого ему необходимо выбрать лишь небольшую часть, которая необходима для качественного и безопасного управления автомобилем это:

- обстановка на дороге (водитель должен охватывать глазами спектр равный 360 градусам);

- дорожные знаки (считывать знаки,линии разметки, быстро обрабатывать полученную информацию, делать выводы и применять в дорожных ситуациях);

- показатели приборов;

- звуковые сигналы (сигналы других автомобилей предупреждающих о чем-то, привычный звуковой фон работающего двигателя, если привычный звук нарушается, то постараться понять откуда идет посторонний звук).

Ощущение − начальный источник всех наших знаний, это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные, вибрационные и др. В результате комплекса ощущений у водителя формируется «чувство машины».

Последующим этапом обработки поступающей информации является более сложный познавательный процесс, чем ощущение – восприятие, в котором качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии в виде единого образа.

Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющий одни существенные признаки и тормозящий другие, несущественные и комбинирующий воспринимаемые детали в единое целое.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека, при восприятии активизируется следы прошлого опыта, происходит постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

 Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Вся информация о дорожной ситуации поступает в мозг по информационным каналам, важнейшую роль из которых играет зрительный канал, а слуховой, и обонятельный играют второстепенную вспомогательную роль.

Зрительное восприятие

С помощью зрения водитель получает 80% информации о дорожной обстановке.

Свойства внимания

У – устойчивость - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте;

К – концентрация - степень интенсивности сосредоточения;

Р – распределение – способность удерживать в центре внимания определенное число разносторонних объектов;

О – объем – это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно(7+/-2 единицы);

П – переключаемость – перемещение внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания при обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов (наличие пассажиров в салоне автомобиля, разговоры по мобильному телефону и т.п.), внимание бывает достаточно устойчивым в течение длительного времени. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей внимание колеблется, становится недостаточно устойчивым.

Концентрация внимания - проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. внимания водителя не всегда одинакова. Концентрация снижается на прямых участках дороги большой протяженности, однообразной местности, при отсутствии или небольшом количестве других участников дорожного движения. И наоборот, при совершении обгона, увеличении скорости, смене полосы движения, проезде перекрестков, пешеходных переходов, при наличии сложных погодных условий концентрация внимания должна увеличиваться.

Распределение внимания — состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве информационного дорожного поля, параллельно выполнять несколько видов деятельности (держать в поле зрения перемещения других участников дорожного движения, следить за сигналами светофоров, и, следовать своему маршруту и т. п.) или совершать несколько различных действий. Водитель должен одновременно и смотреть, и думать, и действовать.

 Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и, подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика объема внимания людей от 5 до 9 (в среднем - 7) единиц информации. У опытных водителей объем внимания больше, чем у молодых.

Переключаемость внимания - это способность быстро менять объекты дорожной ситуации, на которые направлено внимание в зависимости от их степени опасности. Здесь также важна скорость перехода внимания от одного объекта на другой, она во многом зависит от опыта водителя.

Если переключение происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, (частой причиной вторичных ДТП является отвлечение внимания на уже произошедшую аварию в соседнем ряду).

Информационные перегрузки

В условиях интенсивного городского движения и при движении с большой скоростью имеют место информационные перегрузки. Возникает недостаток времени, в результате которого водитель не успевает воспринять, осмыслить всю поступающую информацию и своевременно выполнить необходимые управляющие действия.

Признаки информационной перегрузки:

-отсутствие ясности в голове, хаотичная умственная деятельность;

-ухудшение памяти, провалы в памяти;

-назойливая музыка или же обрывки фраз, звучащие в голове;

-постоянное желание что-нибудь сказать (чтобы избавиться от лишней информации);

-рассуждения вслух, бормотание во сне или перед сном;

-в тяжёлых случаях можно услышать голоса во время засыпания или шум в ушах;

-что касается телесных признаков, это может быть напряжённость челюстей, а также задней части шеи;

-кстати, к признакам информационной перегрузки относится тошнота. Но это, как правило, в сочетании с неправильным положением тела. Тошнота — это тревожный сигнал: если она вас беспокоит, подачу информации надо прекращать.

Перегрузка информацией возникает не только из-за большого объема потока получаемой информации, но, может быть, даже в большей мере из-за его непредсказуемости. Если информация поступает не в ответ на запрос, а сама находит своего получателя, то чаще всего целевой потребитель оказывается не готов к ее восприятию. И информация не только оказывается невоспринятой, но и вносит существенный хаос в представления человека о мире. Именно хаос, отсутствие структуры и вызывает информационное переутомление.

ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Дорожное движение - сложная динамическая система взаимодействия транспортных и пешеходных потоков. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться и трудиться, управлять автомобилем человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Рассмотрим данные процессы применимо к обучению вождению.

Водитель непрерывно получает и обрабатывает информационные потоки, на их основе принимает и реализует решения, отслеживает результаты действий. Каждый познавательный процесс базируется на получении информации.

Информация - от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. В процессе управления транспортным средством водитель получает большой поток информации, из которого ему необходимо выбрать лишь небольшую часть, которая необходима для качественного и безопасного управления автомобилем это:

- обстановка на дороге (водитель должен охватывать глазами спектр равный 360 градусам);

- дорожные знаки (считывать знаки,линии разметки, быстро обрабатывать полученную информацию, делать выводы и применять в дорожных ситуациях);

- показатели приборов;

- звуковые сигналы (сигналы других автомобилей предупреждающих о чем-то, привычный звуковой фон работающего двигателя, если привычный звук нарушается, то постараться понять откуда идет посторонний звук).

Ощущение − начальный источник всех наших знаний, это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные, вибрационные и др. В результате комплекса ощущений у водителя формируется «чувство машины».

Последующим этапом обработки поступающей информации является более сложный познавательный процесс, чем ощущение – восприятие, в котором качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии в виде единого образа.

Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющий одни существенные признаки и тормозящий другие, несущественные и комбинирующий воспринимаемые детали в единое целое.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека, при восприятии активизируется следы прошлого опыта, происходит постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

 Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Вся информация о дорожной ситуации поступает в мозг по информационным каналам, важнейшую роль из которых играет зрительный канал, а слуховой, и обонятельный играют второстепенную вспомогательную роль.

Зрительное восприятие

С помощью зрения водитель получает 80% информации о дорожной обстановке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.014 с.)