Подростковый возраст как фактор риска развития аддиктнвного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подростковый возраст как фактор риска развития аддиктнвного поведения.



Подростковый возраст (пубертатный период) с давних пор считается фак-
тором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании [Личко А. Е.,
Битенский В. С, 1991]. Известно, что если аддиктпвное поведение начинает-
ся с подросткового периода, то риск формирования химической зависимости
оказывается высоким. Так, до 75% алкоголиков и наркоманов начинают упот-
реблять психоактивные вещества, будучи подростками.

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в зна-
чительной степени определяется характерными для этого периода жизни ре-
акциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хоб-
би), имитации и формирующимся сексуальным влечением [Личко А. Е.,
1985]. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими
злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими ад-
диктивному поведению. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на по-
веденческих реакциях пубертатного периода.

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под
опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспита-
телей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту, от установленных
ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как
на конкретных взрослых (родители, учителя и т. д.), так и на все взрослое
поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочета-
ется с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться
антисоциальным, достигать уровня молодежного бунта.

Одним из проявлений реакции эмансипации служит особая форма пове-
дения, которая получила название «отравление свободой» [Лпчко А. Е., Би-
тенский В. С, 1991]. Подобное поведение развивается, когда строго регла-
ментированная жизнь подростка сменяется полной свободой, а повседневная
опека — самостоятельностью. Все это может случиться, когда подросток вы-
рывается из-под подавляющей семейной опеки, при окончании учебного за-
ведения, побеге из воспитательно-трудового учреждения, при выписке из
больницы после длительной госпитализации и т. д. При «отравлении свобо-
дой» поведение подростка становится противоположным тому, что от него
требовалось раньше. Привлекает именно то, что не дозволялось. Поэтому
«отравление свободой» будет способствовать аддиктивному поведению с по-
исковой мотивацией, то есть стремлению попробовать все, испытать на себе
действие тех дурманящих веществ, которые можно раздобыть.

Реакция увлечения (хобби), в отличие от реакции эмансипации, как
правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стой-
ких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спир-
тных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте [Попов Ю. В.,
1987].

Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эс-
тетические хобби (увлечение литературой, музыкой, живописью, историей,
философией и т. д.). Телес но-мануальные хобби (стремление развивать силу,
ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) препятствуют
аддиктивному поведению. Однако эти увлечения могут подтолкнуть под-
ростка к злоупотреблению допингами в виде анаболических стероидов и/
или стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений.

Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный инфор-
мационно-коммуникативным [Лпчко Л. В., Битенский В. С, 1991]. Такие под-
ростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглон[спшо
и обмену малозначимой и пе требующей никакой интеллектуальной перера-
ботки информацией. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям
сверстников. Такое поведение легко сочетается со злоупотреблением алкого-
лем, знакомством с различными наркотическими и токсическими веществами.
Однако главным побудительным мотивом и фактором, способствующим ад-
диктивному поведению, является не сама жажда новой информации, а влия-
ние асоциальных компаний, где этой информацией обмениваются.

Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение,
манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно более стар-
ших но возрасту, к которым он испытывает положительные чувства — от
уважения до слепого почитания и обожания кумира. В качестве объекта
имитации могут выступать эстрадные и музыкальные звезды, киноактеры, любые известные личности, либо лидеры своей подростковой среды, пользу-
ющиеся авторитетом и уважением.

Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать аддик-
тивному поведению. Если объект или объекты имитации ведут образ жизни,
связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то и подросток будет
следовать их примеру. Наоборот, если «кумир* ратует за здоровый образ
жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть
роль достаточно мощного антинаркотического фактора.

Отдельно следует сказать о так называемой отрицательной реакции ими-
тации, когда подростки из асоциальных семей строят свой образ жизни ис-
ходя из противоположного, что видели в родительских семьях. Такие под-
ростки становятся абсолютными трезвенниками и категорически осуждают
употребление любых психоактивных веществ, прилежно учатся, достигают ка-
рьерного роста, строят благополучные семьи. К сожалению, это встречается
существенно реже, чем обратное: влияние неблагополучной семьи является до-
статочно мощным фактором, способствующим аддитивному поведению.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в оп-
ределенной мере могут влиять па выбор психоактивных веществ и даже спо-
собствовать злоупотреблению ими. Некоторые из летучих ароматических со-
единении (ипгаляптов) способствуют визуализации представлений («что захочу,
то и увижу*), в том числе сексуального содержания. Подобные визуализиро-
ванные сексуальные представления сопровождаются сексуальным возбужде-
нием вплоть до оргазма. На сленге подростков это иногда обозначается словами
«смотреть стриптиз». Подобная сексуальная мотивация злоупотребления ин-
галянтами свойственна подросткам младшего подросткового возраста.

Препараты, получаемые из эфедрина и эфедринсодержащих смесей, об-
ладают свойствами сильного сексуального допинга и могут использоваться
подростками, уже ведущими половую жизнь. В подростковой среде бытует
расхожее мнение, что курение препаратов конопли также способствует по-
вышению потенции и делает сексуальные ощущения особо острыми и при-
влекательными. В данном случае речь идет о растормалшвающем действии
конопли, устранении социальных и психологических тормозов. С той же це-
лью нередко используется и алкоголь.

Реакция группирования со сверстниками является ведущим социопси-
хологическим фактором, способствующим аддиктивному поведению [Лич-
коА. Е., Битепский В. С, 1991]. Основным мотивом приобщения к ПАВ
и группе сверстников является стремление быть как все.

Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом
информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой
формой межличностных отношений, в которой подросток познает окружаю-
щих и самого себя; в третьих, группа представляет новый вид эмоциональ-
ных контактов, невозможных в семье.

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста проис-
ходит изменение отношения к наркотикам. Г. В. Латышев с сотр. (1991) на
базе Центра профилактики наркомании г. Санкт-Петербурга провели исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний
о наркотиках и формируется отношение к ним.

10-12 лет

Интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способ упот-
ребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не
воспринимают. Сами наркотики пс употребляют (возможна токсикомания),
с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, по-
лучены с чужих слов.

12—14 лет

Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» нарко-
тиков, причем марихуана в качестве наркотика не признается. О существо-
вании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали нар-
котик немногие — из любопытства, знакомы с потребителями многие. О нар-
котиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие све-
дения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается.
Говорят о проблеме только между собой.

14—16 лет

По отношению к наркотикам формируются три группы.

1. Употребляющие и сочувствующие "— интересуют вопросы, связан-

ные со снижением риска при употреблении без наличия зависимос-
ти. Употребление наркотиков считается признаком независимости.
Среди членов этой группы много лидеров.

2. Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть

другу». Многие из членов этой группы считают употребление нарко-
тиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная

их часть может начать употребление под влиянием друзей.

16-18 лет

Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьша-
ется. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализи-
руются и становятся более объективными.

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды,
в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия упот-
ребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобаль-
ной проблемой наркоманию считают немногие.

Среди радикальных противников растет число людей, осознающих не-
обходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.

Клинические и психологические аспекты
раннего алкоголизма

Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в воз-
расте от 13 до 18 лет и подразумевает развитие хотя бы первой стадии забо-
левания. Диагноз раннего алкоголизма (I стадия) ставится на основании сле-
дующих критериев: 1) появление индивидуальной психической зависимос-
ти (алкоголизация становится главным интересом в жизни, начинают пить
2-3 раза в неделю, нередко в одиночку); 2) повышение толерантности к спир-
тному; 3) утрата рвотного рефлекса; 4) утренняя апорексия (отсутствие ап-
петита); 5) палимпсесты (частичная утрата памяти) опьянения.

Алкоголизм у подростков встречается не очень часто, поскольку алкого-
лизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка вре-
мени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. Наибо-
лее актуальной проблемой в этом возрасте является ранняя алкоголизация,
которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет. Ран-
няя алкоголизация — это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте [Личко А. Е., Битенс-
кий В. С, 1991]. Ранняя алкоголизация рядом авторов рассматривается как нарушение поведения [Личко А. Е., 1985; Личко А. Е., Бптенский В. С, 1991;
Сидоров П. И., Митюхляев А. В., 1999], требующее скорее психолого-педа-
гогической, а не медицинской коррекции.

На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подро-
стков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга
к спиртному возникает исключительно в «своей» компании. За пределами
«своей» группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не
пьют. Отрыв от группы прекращает алкоголизацию. Наличие групповой пси-
хической зависимости не свидетельствует о наличии хронического алкоголиз-
ма, а лишь угрожающим предвестником его. С точки зрения А.Е. Личко
(1985), групповая зависимость является проявлением аддиктивного поведе-
ния подростков.

Проблема злокачественности раннего алкоголизма неоднозначна. Тради-
ционным является представление, что ранняя алкоголизация в подростковом
возрасте неминуемо ведет к злокачественному алкоголизму. В то же время,
в последние десятилетия преобладает точка зрения, что злокачественное те-
чение алкоголизма отмечается только у подростков с преморбидной отяго-
щенностью [Личко А. Е., 1985; Пятницкая И. Н., 1988; Личко А. Е., Бптен-
ский В. С, 1991; Шабанов П. Д., 1999].

Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психо-
патичности. По данным разных авторов, число случаев психопатии при ал-
коголизме колеблется от 25 до 52?^ [Сидоров П. И., Митюхляев А. В., 1999].
Наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилеп-
тоидных психопатов. У неустойчивых формирование происходит медленно —
как следствие регулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Парал-
лельно алкоголизации происходит нарастание делинквентности. При эпи-
лептоидной психопатии путь иной; после тяжелых первых опьянений с аг-
рессией и аутоагрессией может пробудиться компульсивное влечение пить «до
отключки». Это одно из проявлений нарушения влечений при эпилептоид-
ной психопатии, Эпилептоидные психопаты легко переходят к алкоголиза-
ции в одиночку. Деньги при этом вымогают у близких и сверстников. С дру-
гой стороны, при психастенической и сенсетивной психопатии ранняя алко-
голизация встречается крайне редко.

В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин (1980) указывают, что наиболее под-
верженными развитию ранней алкоголизацией оказались возбудимые (эпи-
лептоидные) психопаты — около 40% психопатических личностей, страдаю-
щих бытовым пьянством, далее шли истерические и неустойчивые (по 18,4%),
мозаичные (14,5%). Реже всего встречались шизоидные, психастеники и тор-
мозные. При трансформации ранней алкоголизации в алкоголизм обнару-
жена достоверная большая частота неустойчивых психопатов (42,8% от об-
щего числа неустойчивых психопатических личностей против 22,5% с осталь-
ными типами психопатий).

Кроме психопатий, злокачественное течение алкоголизма отмечается у ум-
ственно отсталых подростков, подростков с резидуально-органической моз-
говой недостаточностью, у подростков с черепно-мозговыми травмами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.234 (0.02 с.)