Фотографии, найденные или созданные клиентом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фотографии, найденные или созданные клиентом.



Джуди Вайзер. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской - Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64-108

а также: http://publicsphere.narod.ru/Weiser.pdf

А также

http://velib.com/read_book/kopytin_aleksandr_ivanovich-platts_dzhordzh/rukovodstvo_po_fototerapii/А. Копытин, Дж. Платтс. Руководство по фототерапии

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.

Одним из несомненных достоинств фотографии следует признать то, что во многих случаях она облегчает проведение обсуждений, стимулирует клиента к рассказу о своих чувствах и описанию ситуаций прошлого и настоящего. Фотоснимки обеспечивают наглядность биографического материала, конкретизируют обстоятельства жизни и отношения клиента с окружающими. Они также обеспечивают детализацию, необходимую для психотерапевтического процесса, позволяя прояснить важные нюансы жизни клиента.

Если при общении клиента с психотерапевтом присутствуют фотоснимки, пациенту сложнее уклониться от рассказа о тех чувствах и обстоятельствах, к которым он относится неоднозначно. Наличие фотографий нередко позволяет ослабить или «обойти» психологические защиты клиента, а также увидеть, когда клиент начинает искажать реальные события под их воздействием.

Фотографии могут выступать в качестве триггеров, «пусковых стимулов», пробуждающих определенные чувства или потребности клиента, и тем самым способствовать его самораскрытию.

Кроме того, при описании фотографий клиент может прийти к новому восприятию запечатленных на них событий, представить себе другие варианты их развития, критически оценить характерные для себя схемы мышления и обозначить поведенческие альтернативы.

Словесное описание чувств и обстоятельств нередко помогает пережить катарсис, упорядочить представления и достичь инсайта. Однако следует учесть, что каждому клиенту присущи индивидуальный темп работы, а также разная степень готовности к обстоятельному рассказу и установлению ассоциативных связей. Вполне возможно, что дополнения к рассказу о фотоснимке будут возникать у клиента постепенно, и психотерапевту не следует его торопить, пытаясь «вытянуть» из него ассоциации и признания.

Область применения:

Помимо семейной и супружеской психотерапии, а также психоанализа, ориентированного преимущественно на клиентов с пограничными психическими расстройствами, работа с фотографией может быть важной составной частью лечения и реабилитации лиц с разными психическими и соматическими заболеваниями, а также развивающих программ и тренингов.

В настоящее время фотография с успехом применяется в работе с людьми пожилого возраста. При этом очень ценным является то, что она стимулирует обмен опытом, оживляет воспоминания, способствует осознанию связи между разными событиями жизни и даже помогает подвести ее «итоги». Для обозначения использования фотографии в терапии пожилых людей иногда применяют понятие «психотерапия воспоминаниями».

Имеется также опыт работы с фотографией на базе психиатрических учреждений, в особенности дневных стационаров и домов престарелых (Berman, 1993). Наряду со снимками, которые эмоционально оживляют группу и стимулируют ее участников к самораскрытию, при этом иногда также используются личные предметы (сувениры, книги и т. д.). В данной практике учитывается, что фотография является более безопасным средством рассказать о себе, чем слова, и позволяет компенсировать ослабленные в результате заболевания или старения коммуникативные навыки. Она также способствует сохранению чувства Я пациентов, является зримым свидетельством пережитых ими событий, утверждая ценность прошлого, когда настоящее может казаться неясным или проблематичным.

При работе с детьми и подростками фотография помогает установить с ними контакт, активизировать их вербальную экспрессию и повысить самооценку (Ammerman, Fryrear, 1975). Описан опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приемные семьи (Berman, 1993). При этом ребенок создает фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Крайне эффективным при работе с детьми и подростками может оказаться их фотографирование психотерапевтом и другими детьми (если работа проводится в группе), а также создание ими фотографий разных ситуаций и предметов. Фотографирование ребенка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.

Особой областью применения фототерапии является работа с лицами, перенесшими утрату или насилие, и пациентами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством.

Это может касаться таких ситуаций, как смерть близкого человека, развод, пережитое физическое или сексуальное насилие и т. д. Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе деструктивного характера, либо их дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний и обеспечивать дистанцирование от психотравмирующей ситуации. Фототерапия также применяется в работе с пациентами, страдающими онкологическими заболеваниями или СПИДом.

 

Если у человека есть проблемы в личной жизни, отношениях, и он не может решить их самостоятельно, то, скорее всего, данные проблемы настолько глубоко укоренены в бессознательных чувствах, мыслях, ценностях, взглядах и воспоминаниях, что человек даже не догадываются о внутреннем существовании таких эмоций. Высвободить эти глубинные невербальные потоки чувств и ассоциативных значений, сделать их осознанными, чтобы появилась возможность о них говорить, задача не из легких.

Используя различные фотографии, терапевты могут помочь им глубже «исследовать» собственную жизнь и получить более четкую картину возможных причин их личных проблем.

Снимки являются не только источником фактической информации о жизни клиентов, но и содержат скрытые коды с бесконечным набором возможных значений, актуализирующихся лишь с применением ряда личных, уникальных фильтров, бессознательно используемых для понимания всего, что представлено на снимках. В совокупности эти фильтры представляют собой карту ценностной системы и взаимосвязанных убеждений клиента (именно с них и должен начинаться процесс терапевтических изменений). В свою очередь, личные фотоснимки всегда «работают» одновременно на двух уровнях: конкретном и символическом, в разделении которых нет необходимости (и возможности). Именно поэтому фотоснимки являются необычайно эффективными терапевтическими «инструментами».

При работе с фотографией информация должна исходить от человека, отвечающего на вопросы терапевта о снимках. Чувства и ассоциации клиента вызываемые каждым снимком, индивидуальны, и, поскольку не существует изначально неверного способа интерпретировать значение фотографии, то не существует и внешнего критерия «объективности» оценки восприятия клиента. Разумеется, терапевты также могут делиться своими ощущениями от просмотра снимков, но только в случае, если их мнение не транслируется как более удачное или правильное, чем мнение клиента.

Реакция клиента сама по себе не может свидетельствовать об определенной диагностической проблеме или о состоянии психики, а общие выводы, предположения и оценки не должны вытекать из единичных ответов. Терапевты, обученные фототерапевтическим техникам, изучают внутренние закономерности (паттерны) ответов, темы и образы, последовательно (зачастую периодически) повторяющиеся во времени, необычное или символическое их содержание, и, в особенности, эмоциональные реакции клиента, демонстрирующие его сокровенные (осознанные или неосознаваемые) чувства, порождаемые снимком-катализатором.

 

Рассматривая снимок, терапевт задает простые вопросы, способствующие погружению клиента в свой внутренний мир и отрешению от внешней реальности, например: «Что ты можешь сказать про этот снимок?» «Какие чувства вызывает у тебя эта фотография?» «Почему вы принесли именно эти фотографии, почему не выбрали другие?» «Какова история данного снимка?», «Как его сняли?», «Этот снимок имеет для Вас значение, и если имеет, то какое?», «Когда Вы его рассматриваете, какие мысли, чувства, воспоминания он в Вас пробуждает?», «Кто сделал этот снимок?», «Почему он или она выбрали именно этот момент и именно этот объект для съемки?», «Если бы Вы могли что-то изменить в этом снимке, то что бы это было и почему?», «Если бы фотоснимок мог говорить, что бы он сказал или спросил?», «Вы бы хотели что-то сказать или спросить у него?», «Напоминает ли Вам это фото другие снимки, которые кажутся похожими?», «Что в этом снимке (не)нравится Вам, Вашей маме (отцу, супругу/е)?», «Что бы другие люди (мать, отец, супруг, начальник, соседка и т.п.) сказали о Ваших ответах на эти вопросы?» и так далее. Обсуждению также подлежит то, что на фотографии не видно: что предшествовало изображенной на снимке ситуации, что за ней последовало, какие еще варианты развития событий были возможны, особенно если бы клиент повел себя по-другому и т. д. Можно предложить клиенту принести на следующую встречу те фотографии, на которых он себе нравится или не нравится, добавив, что уже в ходе предстоящей встречи он сможет решить, показывать те фотографии, на которых он себе не нравится, или нет. Осознание этого права сделает для него ситуацию более психологически безопасной и даст ощущение контроля над сложными чувствами по поводу своей внешности.

Использование фотографий:

- «фототерапия» (фотография в процессе терапии и консультировании). Предполагает присутствие терапевта (консультанта). Консультант самостоятельно формирует наборы фотографий, предлагаемых клиенту (предполагает тот или иной эффект).

Напрямую взаимодействуя с бессознательным, визуальные символы позволяют естественным образом преодолевать вербальные фильтры (а также связанные с ними объяснения, оправдания и аналогичные защитные реакции), которые автоматически ограничивают прямую связь с сильными чувствами, мыслями и воспоминаниями клиентов. Подобные символические коммуникации возникают непосредственно из бессознательного клиента, являясь лишь одним из множества уровней возможных значений; в свою очередь, квалифицированный терапевт должен помочь клиенту в изучении данных значений. Применение с 1970-х в США (Дэвид Краусс, Стюарт, Закем, Энтин и др.) и Канаде (Дж.Вайзер http://phototherapy-centre.com/2014/08/05/history/)

 

- «терапевтическая фотография» (фотография как терапия) - это использование фотографии в самостоятельно организованной (не предписанной терапевтом) деятельности, которая осуществляется самими индивидами «для себя», в целях личностного роста и самопознания. А также в целях совершения личных открытий, исследования себя, или в качестве инструмента личных или социальных изменений, вне формального контекста консультации (т.е. официально не присутствует терапевт, который руководит процессом или позднее обсуждает перенесенный опыт с клиентом в более широком контексте специально организованного консультирования). Не является терапией. Это может быть создание фотографий, коллажей, коллекций. Может быть индивидуальный и групповой процесс.  Начало - Джо Спенс (Англия) - «терапевтическая фотография», «автобиографическая фотография», «фотографическое самопознание» и даже «фотографические исследования культуры».

Техники использования фотографий:

Автопортреты

Автопортреты клиентов - фотоснимки, сделанные без вмешательства посторонних, - позволяют им изучать себя, когда никто другой не наблюдает за ними, не судит о результатах и не пытается контролировать процесс. Независимо от того, является ли съемка спонтанной (с целью получить мгновенные снимки на сеансе терапии) или фотографии снимают и собирают по заданию терапевта позднее, каждый снимок - это персональное (само)исследование определенных граней собственной личности, без вмешательства «со стороны».

Поскольку вопросы самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия лежат в основе большинства проблем клиентов, способность увидеть себя вне зависимости, вне связи с окружающими обладает мощным терапевтическим эффектом. А поскольку автопортреты представляют собой прямой невербальный контакт с собственным «я», то, вызывая эмоции, они могут не только улучшать ситуацию, но и представлять собой определенную угрозу. Это объясняет, почему они являются настолько быстрыми и эффективными катализаторами внутренних процессов в терапевтических ситуациях.

Под внимательным руководством консультанта даже в наиболее чувствительные моменты «столкновения» с собственным «я», когда работа защитных механизмов затруднена (так как не существует постороннего, на которого можно было бы переложить вину), клиенты могут использовать автопортреты для налаживания внутреннего диалога с собой на своем внутреннем языке, изучая собственные открытия без ведома посторонних, но под наблюдением специалиста, осведомленного о конкретных проблемах клиента.

Фотопроекции»

Подобно тому, как люди смотрят на мир сквозь солнечные очки, искажающий эффект которых настолько привычен, что незаметен до момента снятия очков, клиенты видят мир через неосознанные «линзы», автоматически фильтрующие все, что попадает в их поле зрения, включая собственные взгляды, мысли и чувства. При этом люди абсолютно не осознают происходящее. Аналогичным образом взгляд человека на любую фотографию порождает ощущения и эмоции, проецируемые его внутренней картой реальности, которая определяет понимание того, что он видит. Следовательно, «подлинный смысл» снимка содержится не в самой фотографии, но в нематериальном, абстрактном взаимодействии между снимком и зрителем, в процессе которого каждый формирует своё собственное, уникальное восприятие увиденного. Данный процесс лежит в основе всех интеракций человека и фотографии (камеры) и позволяет выявить основные способы и мотивы восприятия фотоснимков.

Поскольку не существует объективного смысла любого снимка, восприятие одной и той же фотографии разными людьми всегда будет различаться. Данная техника называется «фотопроекции», поскольку люди всегда проецируют значение на фотографию: другого способа ее увидеть просто не существует. Именно это качество делает реакции зрителей на снимки крайне полезным терапевтическим инструментом, помогающим клиенту понять способ восприятия реальности. Это относится не только к личным фотографиям, снятым самостоятельно, или фото из семейных альбомов, но также к фотографиям, не имеющим прямого отношения к клиентам. Например, газетные фото, почтовые открытки, журнальные рекламы, обложки книг и тому подобные изображения, отобранные терапевтом с определенной целью. Таким образом, данная техника является не самодостаточной, но скорее неотъемлемой частью остальных техник. Ее следует обсуждать отдельно и, по возможности, в первую очередь при обучении терапевтов.

В фотопроекции не может быть «неправильных» способов восприятия или реакций на фотографии, как не может быть и неверных оценочных суждений. Правильное и ложное - термины относительные, поскольку реакции на фотографии принимаются в соответствии с их содержанием, а не правильностью. Поскольку любая интерпретация, предлагаемая клиентом, является верной для него самого, данная техника может служить эффективным инструментом укрепления самосознания пациента, особенно в случае, если он в течение долгого времени испытывал девальвацию собственных взглядов и неуверенность в себе. Смысл любого снимка в большей степени зависит от эмоциональной, а не от визуальной составляющей, поэтому неудивительно, что фотографии часто вызывают глубинные воспоминания, сильные чувства и информацию, которая долгое время хранилась в сфере бессознательного. Люди редко задумываются о том, почему и как это происходит, однако это является основным фокусом и целью фотопроективных практик.

Проективные техники являются для клиентов идеальным, безопасным способом увидеть свои личные, общественные, семейные, классовые, культурные и прочие «фильтры», без риска последующей девальвации ценностей, унижения или осуждения со стороны других людей, не понимающих их в силу отличий собственных «фильтров». На терапевтических сеансах, в процессе которых особенно важна ясность коммуникации, это может помочь клиентам осознать, что их способ восприятия мира не является единственно возможным. Как только клиенты смогут принять тот факт, что разные люди по-разному воспринимают один и тот же снимок, все встанет на свои места (для каждого из них). Возможно, они также начнут понимать, что процесс выборочного восприятия имеет место и в других ежедневных интеракциях, когда они воспринимают человека или ситуацию не так, как другие (или не так, как себя),

Изменения могут начаться лишь изнутри, с осознания клиентом того, что существует множество взглядов на его личную жизненную ситуацию. Это может помочь клиенту взглянуть на нее под другим углом зрения. Для того, чтобы помочь людям в осуществлении желаемых изменений (особенно представителям культурных меньшинств, депривированных классов или рас и так далее), терапевтам необходимо взглянуть на мир глазами клиентов (и выявить присущие им особые смысловые «фильтры», не всегда очевидные для терапевта).

Чувства и воспоминания, которые хранятся в подсознании и не имеют вербального доступа, зачастую не осознаются клиентом. Они выходят на поверхность благодаря сенсорным раздражителям (таким как запах или визуальный материал), действующим спонтанно и интуитивно, минуя обычные защитные барьеры и вербальные объяснения, зачастую скрывающие мощь этих чувств и причиняемую ими сильную боль. Чтобы «высвободить» данную информацию для дальнейшей работы, необходимо обойти обычные вербальные каналы, незаметно проникнуть на уровень чувств, до того, как сознание замаскирует или опровергнет их. Например, для клиента обычно намного безопаснее говорить о людях на фотографиях (даже если среди них он сам), чем о себе напрямую, поскольку в последнем случае информация может представлять слишком большую угрозу. Как это было проиллюстрировано на предыдущих примерах, фотографии, используемые в качестве проективных катализаторов, могут успешно применяться в процессе преодоления барьеров. Они могут способствовать проникновению в подсознание, сохраняя при этом возможность управлять процессом, поскольку фотографии предоставляют клиенту безопасную дистанцию и позволяют работать на метафорическом уровне с визуальными символами.

Техники, игры и упражнения предназначены для выражения различных чувств – как правило, «в обход» заявленной или предполагаемой психологической проблематики. В то же время они позволяют дать выход сложным переживаниям и осознать их. Они могут применяться с целью совершенствования навыков самоконтроля и психологических защит, раскрытия внутренних ресурсов личности и творческого потенциала, а также актуализации и проявления ее латентных потребностей и свойств. При использовании в групповом контексте они способствуют самораскрытию участников группы и ее сплочению, развивают способность к пониманию чувств и потребностей других людей. В некоторых случаях такие задания также могут способствовать безопасному самораскрытию, исследованию системы отношений и разрешению внутриличностных конфликтов.

И наконец, они помогают развить образное мышление и способность к восприятию пространственных отношений между предметами, а также понятийного мышления, самостоятельности, творческой фантазии и эстетических представлений.

Карта района или города»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается создать в технике фотоколлажа план района или города, используя при этом вырезки из журналов или сделанные ранее фотографии. При желании также можно нарисовать некоторые объекты, например, реку или дорогу. Данная карта может соответствовать реальному району или городу, которые автору знакомы, либо нет. Создав такую карту, автор может также «заселить» район или город людьми (расположив на ней фотографии людей, в том числе с изображением самого себя и своих друзей или родственников) и животными, фантастическими существами, включить в нее транспортные средства. Вполне логично дополнить такую работу сочинением рассказа об истории города или района и населяющих его персонажах.

Работа с полярностями»

Содержание: Участникам группы, каковыми могут быть как взрослые, так подростки и дети, предлагается создать серию фотоснимков, на которых представлены предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства. Некоторые темы для такой работы: «Большое и маленькое», «Красивое и безобразное», «Приятное и неприятное», «Высокое и низкое» и т. д. В одних случаях ведущий может предложить группе одну из этих тем, в других он дает ее участникам возможность самим выдвинуть и выбрать тему. Съемка может производиться как в ходе занятий, так в промежутках между ними.

Когда снимки будут готовы, участники группы должны определенным образом расположить их в пространстве или подготовить слайд-фильм. Дополняя их текстами (сочиненными или заимствованными, например, цитатами из художественной литературы, Библии), а также сочетая визуальные образы с музыкой они могут реализовать различные творческие, в том числе мультимедийные, проекты.

Праздники»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается создать серию фотоснимков на тему какого-либо семейного, религиозного или светского праздника, а когда снимки будут готовы – определенным образом организовать их в пространстве или, дополняя их текстами, создать плакат, инсталляцию или миниальбом-книжку, либо подготовить слайд-фильм. После этого происходит представление работ и их обсуждение.

Времена года»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается создать серию снимков, отражающих смену времен года. Вполне допустимым при этом является запечатление не только различных состояний природы, связанных со сменой времен года, но и человека, включая самих участников группы. Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами, изготовить плакат, инсталляцию или миниальбом - книжку. Также возможно создание слайд- фильма и реализация мультимедийных проектов. После этого происходит представление работ и их обсуждение.

Примечание: Очевидно, что такая работа должна быть рассчитана на длительное время (как правило, на год) и допускать обращение к другим темам и упражнениям. Кроме того, данная тема может интегрировать опыт обращения к разным темам и способствовать ретроспективному обзору процесса работы группы за определенный период. Логично было бы связать ее с терминацией, временным перерывом в работе (например, отпуском) или завершением календарного года.

Одним из вариантов техники может быть использование готовых снимков, сделанных участниками группы за определенный период времени. Следует учесть, что тема «Времена года» является весьма емкой метафорой различных циклических процессов и связанных с ними изменений. Обращение к ней может актуализировать те чувства участников, которые связаны с рождением и смертью, ростом и созреванием, старением и увяданием, актуализировать опыт утрат и в то же время готовить их к встрече с будущим и началу нового этапа жизни.

Стихии»

Содержание: Участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, связанных с разными природными стихиями – землей, водой, воздухом и огнем. Желательно, чтобы каждая стихия была представлена в разных своих проявлениях. Так, например, стихия огня может быть представлена в виде горящего камина, света лампы, свечи и т. д. Вполне допустимо при этом метафорическое прочтение данной темы, позволяющее передать проявления разных «стихий» в самом человеке, что может предполагать фотографирование участниками группы друг друга или других людей в разных ситуациях и состояниях.

Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами и другим визуальным материалом (например, вырезками из журналов), создать плакат, инсталляцию или миниальбом-книжку После этого происходит представление работ и их обсуждение. Одним из вариантов данной техники является использование готовых снимков, сделанных участниками группы ранее.

Цвета вокруг нас»

Содержание: Участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, на которых представлены объекты разного цвета. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен несколькими оттенками. Вполне допустимо метафорическое прочтение данной темы, позволяющее передать различные оттенки состояний природы и человека, что может предполагать фотографирование участниками группы друг друга и других людей. Метафорическое «прочтение» цвета также может быть связано с идеей изменений, а потому, так же как и предыдущая тема, располагать к передаче опыта физической и психологической трансформации.

Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами и другим визуальным материалом (например, вырезками из журналов или предметами разного цвета), создать плакат, инсталляцию, ассамбляж или миниальбом-книжку. Возможно также создание слайд-фильмов. После этого происходит представление работ и их обсуждение. Желательно, чтобы участники группы делились тем, какие ассоциации вызывают у них разные цвета. Можно также организовать обсуждение таким образом, чтобы акцентировать внимание участников на различных, внешних и внутренних ресурсах, связанных с цветами.

Иллюстрации»

Содержание: Участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, которые могли бы иллюстрировать какое-либо литературное произведение – поэзию, прозу, притчу, сказку, миф или священный текст (например, Библию).

Когда снимки будут готовы, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив их текстами, создать плакат, инсталляцию, ассамбляж или миниальбом-книжку. Возможно также создание слайд-фильмов или реализация мультимедийных проектов (с использованием комплекса выразительных средств – музыки, текстов, визуальных образов). После этого происходит представление работ и их обсуждение.

 

Воспоминания детства»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в детстве. Можно при этом попросить их выбрать такие снимки, которые отражают наиболее запомнившиеся моменты детства – как приятные или «особенные», так и неприятные или вполне «обыденные». Можно приносить фотографии, на которых вместе с ними изображены их родные и близкие.

В ходе занятия участники показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен вариант работы, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает участникам акцентировать внимание на определенных ситуациях (например, семейных праздниках) или аспектах системы отношений, тех или иных чувствах (например, возникавших у них, когда их фотографировал кто-то из родителей). Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, размещения в альбоме и т. д.

Автопортрет»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома одну или несколько фотографий со своим изображением (это может быть портрет или снимок в полный рост). Фотографии должны по возможности передавать их «сущность» – по крайней мере, некоторые наиболее характерные проявления их личности, отразившиеся в позе и выражении лица, прическе, одежде, окружающей обстановке и т. д.

В ходе занятия участники группы показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Ведущий может организовать обсуждение, например, попросить участников группы объяснить, почему, как им кажется, выбранная ими фотография передает их «сущность», а затем предложить другим сказать, насколько их восприятие данного человека отличается от того, каким видит себя он сам.

Один из вариантов данной техники допускает выбор сразу нескольких фотографий, отражающих чем-то схожие или различающиеся «сущности» человека. Возможно изготовление плаката или автопортрета в смешанной технике с использованием не только фотографии, но и вырезок из журналов (изображения и тексты) и рисунков. Другим вариантом данной техники является создание автопортрета-ассамбляжа, включающего не только фотографию, но и личные предметы.

Песочница с фотографиями»

Содержание: Клиенту или участникам группы предлагается, используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий и ламинированные изображения самих себя и близких людей, создать какую-либо композицию. В некоторых случаях изготовлению композиции может предшествовать фотографирование автора с целью создания одного или нескольких его изображений (на которых он, например, представлен в разных позах).

Данная техника описана Джин Лей и Джин Хаузи (Лей, Хаузи, 2000).

Реклама себя»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, отражающие, по крайней мере, некоторые их положительные качества и достижения. При этом они могут быть представлены в различных – как официальных, так и неформальных – ситуациях.

В ходе занятия, используя принесенные фотографии и дополняя их текстами и рисунками, каждый участник группы изготавливает плакат, который мог бы служить ему в качестве своеобразной «саморекламы», т. е. представлять его окружающим в наиболее положительном свете. Можно дополнить эту работу элементами игры, предложив участникам представить себя таким образом, чтобы это позволило им, например, устроиться на хорошую работу. После того, как плакаты будут созданы, члены группы показывают их друг другу и обсуждают. Можно допустить такой вариант обсуждения, когда другие говорят, насколько их восприятие положительных качеств данного человека отличается от его видения себя.

Мои секреты/проблемы»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии с изображением самих себя в разных ситуациях, связанных с теми или иными «секретами» или «проблемами» – теми ситуациями, переживаниями или чертами личности, которых участники группы, возможно, стесняются или стыдятся и предпочли бы скрыть от других.

Во время занятия участников группы просят решить, какие фотографии они готовы были бы показать группе; какие из них они могли бы показать лишь отдельным участникам, а какие они не хотели бы показывать никому.

После этого участники группы показывают друг другу и обсуждают те фотографии, которые они готовы показать (это можно делать как в общем круге, так и в парах или малых группах, предоставив участникам возможность выбрать в качестве собеседников тех, кому они в наибольшей степени доверяют).

Одним из вариантов выполнения данной техники является визуальная организации фотоснимков, например, в виде миниальбома, а также путем их размещения на разных гранях картонных коробок. При этом некоторые фотографии располагаются на внешней поверхности коробки, некоторые – на внутренней, а автор работы имеет возможность сам определять, показывать ему находящиеся внутри фотографии или нет.

Разговор»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, отражающие их профессиональную деятельность и увлечения. После того, как они в ходе занятия образуют пары, им предлагается, не вступая друг с другом в вербальный контакт, «общаться» посредством фотографий, показывая их друг другу и выражая свое отношение к ним посредством рисунков, мимики и жестов. После того, как они продемонстрируют друг другу фотографии, они должны, используя снимки и любые изобразительные материалы (в том числе технику коллажа), вместе создать композицию в форме плаката или миниальбома-книжки, передающую общность и различия их жизненного опыта, занятий и увлечений. На этом этапе работы они также не должны прибегать к вербальному общению и постараться достичь при этом взаимопонимания.

После создания композиций участники группы в общем круге показывают их друг другу и обсуждают. Ведущий может определенным образом организовать обсуждение, например, попросить партнеров рассказать, какие чувства они испытывали в процессе «разговора» и создания композиции, как они оценивают результаты совместной деятельности, что общего и какие различия они увидели в опыте, занятиях и увлечениях друг друга.

Совместный фотоколлаж»

Содержание: Участники группы образуют пары, после чего им предлагается совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии. В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях они могут в процессе работы общаться для того, чтобы определить тему и согласовать свои действия.

В случае необходимости (когда, например, партнеры испытывают тревогу или имеется определенный риск взаимной конфронтации) ведущий может организовывать деятельность пар, предлагая им те или иные темы либо рекомендуя разделить общее рабочее пространство (например, лист ватмана) на индивидуальные «территории».

Создание портрета»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии со своим изображением. В ходе занятия они образуют пары и некоторое время общаются друг с другом, рассказывая о своих занятиях, интересах и увлечениях, после этого переходят к созданию «портретов» друг друга. Для этого они должны использовать как одну из готовых фотографий партнера, так и различные изобразительные материалы и средства, в том числе материалы для создания коллажа. При этом, исходя из того, что они узнали друг о друге, а также своих впечатлений о партнере, они должны как можно точнее передать его индивидуальные особенности, занятия, интересы и увлечения. Портрет, таким образом, создается в смешанной технике и может представлять собой плакат или иную изобразительную продукцию.

После того, как «портреты» будут созданы, партнеры должны представить друг друга группе, демонстрируя то, что они создали, и дополняя показ своими комментариями.

Иной вариант данной техники предполагает фотографирование партнерами друг друга. Как и в описанном выше варианте, этой работе может предшествовать беседа. Большое значение при создании фотопортретов может иметь поза, выражение лица, костюм, различные аксессуары и окружающая обстановка, помогая передать характер человека и его состояние. Это может потребовать соответствующей подготовки, поэтому сама съемка может производиться на следующем занятии.

При подготовке к съемке тот, кто фотографирует, может рассказать тому, чей портрет он с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.06 с.)