Научно-практическая конференция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-практическая конференция»



НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»

«Современное образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

                                      

ТЕМА:

«Современные педагогические технологии

На уроках ОБЖ»

Работу выполнила:

учитель ОБЖ Романовской СОШ

Кунцевич Ирина Николаевна                                

                                

Р.п. Романовка

март 2021 года

                                       Содержание

 

1. Введение …………………………………………………………….. 3

 

2. Интерактивные методы и приемы, которые использую на различных этапах урока……………………………………………………………………8

 

3. Заключение…………….………………………………………………..15

 

4. Технологическая карта урока …………………………………………16

 

5.  Литература …………………………………………………………… 20

 

ВВЕДЕНИЕ

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение.

Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях.

Теперь преподаватель должен привить учащимся две группы новых умений:

· во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;

· во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

УУД формируются с помощью различных педагогических технологий:

1.Технология интегрирования учебных дисциплин.

Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция.

В ходе урока решаются следующие задачи: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности. Технология, на мой взгляд, способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности.

Применяю межпредметную интеграцию, например, на следующих уроках:

1.Урок ОБЖ и обществознания по теме «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России» 10 класс.

2. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия» 10 класс.

3. Урок ОБЖ, биологии и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни» 10 класс.

4. Урок ОБЖ, истории и информатики по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ» 10 класс и др.

Результат использования технологии – увеличение процента качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на усвоение материала, повышение мотивации в изучении курса ОБЖ и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

2.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

Применяя данную технологию я решаю задачи повышения качества процесса обучения и усвоения материала, формирования информационной культуры. У обучающихся закладываются основы эстетики за счет использования компьютерной графики, мультимедийных технологий. Формируется методическая копилка презентаций по различным разделам курса ОБЖ, разработок уроков для интерактивной доски, которые активно использую на уроках. При подготовке уроков использую материалы Интернет (ЭОР и ЦОР) для создания презентаций: http://school-collection.edu.ru Для проведения уроков и внеклассных мероприятий огромную помощь оказывают электронные версии журналов издательства Педагогического университета «Первое сентября», публикации сайта социальной сети работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/

В результате достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов, создается возможность привлечения научной и культурной информации из различных источников, ведется рабочая и отчетная документация в электронном виде, в том числе на сайте школы. Информационные технологии вносят в образовательный процесс элементы новизны, наглядности, что повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю подготовку к учебно-воспитательному процессу.

3. Игровые технологии.

Цель: развитие и формирование творческой индивидуальности человека.

Использование технологии способствует выполнению следующих задач:

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока («Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ). Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг»).

Игру можно использовать как технологию внеклассной работы: «Влияние вредных привычек на организм человека», 9-11 классы (воссоздание и усвоение социального опыта), «Научись себя беречь» (учащиеся начальной школы с участием старшеклассников).

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. Учащиеся активно участвуют в игровых конкурсах в рамках мероприятий «Недели здорового образа жизни», игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра» (которые использую как часть урока), дистанционных олимпиадах. Развивается воображение, снижается психологическое напряжение.

4. Проектный метод обучения.

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

На этапах создания проекта моя деятельность заключается в следующем: из носителя готовой информации превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогаю учащимся в поиске источников информации, иногда сама выдаю информацию по данной теме, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе помогаю выделить цель и задачи проекта, выбрать нужные методики работы. На основном этапе составления проекта являюсь координатором самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе делаю акцент на подготовке учащихся к публичному представлению проекта.

Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению ОБЖ.

3. Создана медиотека ученических проектов.

4. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.

5. Групповые и коллективные технологии.

Целью использования данной технологии, как мне кажется, является развитие коммуникативных качеств личности, сотрудничества и взаимопомощи между учениками, совместное решение поставленных задач.

В ходе групповой работы формируются навыки социального партнерства и умения:

1.Разрешать конфликты,

2.Управлять поведением собственным и партнёра,

3.Точно и полно выражать свои мысли;

4.Устанавливать и регулировать очерёдность действий;

5.Корректно сообщать товарищу об ошибках, вступать в диалог, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать в совместном решении задач.

На уроках применяются различные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная. При этом доминирующее значение имеет групповая работа в следующих формах: фронтальное исследование, направленное на достижение общей цели; работа в парах; работа в группах сменного состава; межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание для исследования в общей цели). Такая работа, лучше, чем фронтальная позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: каждый в группе может побывать в роли лидера или помощника, или оппонента.

Совместная деятельность учителя и учащихся в процессе познания, освоения учебного материала вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, приводит к увеличению степени усвоенного материала.

Применение современных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения, дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным.

 

На различных этапах урока

 

 

Исходя из целей и задач, требования времени, естественно, меняется подход к современному уроку. Поэтому перед каждым учителем стоит задача внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса. Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения творческих наработок, как в смысле его применения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга, проводимого с учащимися. Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатом понимаются не только предметные знания, но умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных ситуациях.

Принципы педагогической техники педагога на современном уроке:

· свобода выбора: в любом обучающем и управляющем действии ученику предоставляется право выбора;

· открытости: давать знания, показывать их границы, сталкивать с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;

· деятельности: освоение знаний, умений и навыков в деятельностной форме, каждый должен уметь использовать полученные знания;

· идеальности: максимально использовать знания, интересы самих учащихся;

· обратной связи: регулярно контролировать процесс обучения с помощью системы приемов обратной связи.

 

Прилив

С борта парохода был спущен стальной трос. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см.; расстояние между двумя соседними ступеньками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал подниматься со скоростью 40 см в час. Как вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?

Ответ: Через 2 часа под водой будут те же 4 ступеньки, потому что во время прилива лестница поднимается вместе с пароходом.

Такого рода задачи учат детей мыслить творчески, находить выход из любой ситуации, при возникновении каких-либо проблем.

 

Методы развития нестандартного мышления, активно используемые мною: ситуационные задания, логические задачи, головоломки, загадки, ребусы, задания на смекалку и, как ни покажется странным, тесты.

Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить – это решение ситуационных заданий. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении. Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ определяет самостоятельность в выборе решения, повышает ответственность школьника за свой выбор и в конечном итоге способствует формированию личности безопасного типа. Я использую такие ситуации, как:

· ситуация-проблема – прототип реальной ситуации, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

· ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визавуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);

· ситуация-оценка _ прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение;

· ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по решению ее.

Считаю, что на уроках ОБЖ учащиеся должны быть в меньшей степени слушателями, а больше «деятелями», в частности решать ситуационные задачи. Эффективно использую ситуационные задачи по темам программы: «Экстремальные ситуации и выживание человека в природных условиях», «Поведение детей с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, лифте», «Поведение школьника в доме, когда нет взрослых», «Действия детей при пожаре в жилище» и другие. Ситуационные задачи использую как для обучения, так и для контроля знаний, который необходим не только для получения информации, но и для возможной корректировки содержания занятий.

 

Я уже сказала, что для развития логического мышления у учащихся, использую тесты. В настоящее время тесты приобретают все более широкое применение, их считают одним из главных способов проверки знаний учащихся. Наряду с достоинствами (быстрота, объективность, широкий охват) этот способ контроля знаний обладает и недостатками (отсутствие развития речи и умения излагать свои мысли, случайное угадывание правильных ответов, пассивное применение знаний, непонимание логики авторов тестов). Но меняя форму и условия тестовых заданий, можно не только минимизировать недостатки, но и добавить такие достоинства, как выработка у детей алгоритмов правильного поведения в экстремальных ситуациях, закрепление знаний. Например, при изучении темы «Пожары» предлагаю выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, логически обосновав свой выбор:

Пожар – это:

а) неконтролируемое горение горючих материалов;

б) неконтролируемое горение, создающее угрозу здоровью и жизни людей и уничтожения материальных ценностей;

в) физико-химический процесс окисления, сопровождающийся выделением тепла, дыма и светового излучения;

г) выделение светового излучения и дыма при высокой температуре.

В ходе обсуждения учащиеся с моей помощью приходят к выбору правильного ответа б,  попутно выясняя, что такое процесс горения и чем он отличается от пожара. Такая работа развивает логическое мышление учащихся и способствует осмысленному усвоению учебной информации.

Кроме этого, с помощью тестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку, выявлять угрозу собственной безопасности и определять порядок действий в экстремальной ситуации, закрепляю полученные ранее знания, учу применять их и развиваю творческое мышление, объективно проверяю уровень полученных знаний путем усложнения тестовых заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, что тестовые задания на моих уроках служат не только инструментом проверки знаний учащихся, но и средством их развития, а также способствуют выработке навыков применения полученных знаний.

 

Для формирования УУД считаю важным включение в учебный процесс системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. 

Все это возможно реализовать при использовании в практике урока проектного метода, который позволяет:

·  индивидуализировать обучение;

· актуализировать умения, имеющиеся у школьников;

· позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;

· помогает выполнять работу в собственном темпо-ритме;

· использовать полученные результаты проекта в практике;

· четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;

· видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;

· корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Приведу примеры тем для индивидуальных и коллективных проектов, реализованных учащимися 9-х классов:

· Соблюдение мер пожарной безопасности в повседневной жизни, в быту.

· Личное поведение пешехода для обеспечения безопасности на дорогах.

· Личное поведение пассажира для обеспечения безопасности на дорогах.

· Безопасное поведение в новогодние праздники.

· Безопасное поведение на воде.

Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно принимать решения о действии, анализировать и моделировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы и брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, планировать действия и структуировать их во времени, строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности.

 

 

Заключение

 

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что создание благоприятной, конструктивной атмосферы в отношениях участников педагогического процесса, сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности, организация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся и педагога, рефлексивной деятельности способствуют формированию у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Технологическая карта становится рабочим инструментом учителя, обеспечивающим эффективное и качественное преподавание и ясное, пошаговое достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения, а критериями эффективного урока при этом станут:

· обучение через открытие;

· самоопределение обучаемого к той или иной образовательной деятельности;

· наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;

· развитие личности;

· способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

·  демократичность, открытость;

· осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что ученик чувствовал при этом;

· моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей из решения.

Урок № 4

Раздел, часы

I. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом - 6 часов

Тема

5. Правила поведения при угрозе терроризму.

Дата

По плану

 

Фактически

 

Тип, форма урока

Урок-лекция, воспитательная групповая форма

Тема урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Какие элементы можно отнести к наиболее опасным террористическим актам                                                                                           

 Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Определяют тему урока

Взрыв

Похищение заложников

Захват объектов стратегического назначения

 

 

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Работа с презентацией

 

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Делают выводы

 

Поведение при возможной опасности взрыва

 

 

Представление основного материала одновременно в словесной форме и демонстрацией картин.

Работа с презентацией

Слушают учителя.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

 

Поведение при нападении с целью похищения.

Беседа с классом

Анализируют инструкции 

Отвечают на вопросы учителя

Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть при перестрелке

Лекция учителя.

Первичная систематизация знаний

Работа в группах.

Заполнение таблицы в тетради по индивидуальному заданию учителя.

 

 

Меры по их профилактике.

Беседа с классом

Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации.                                                       Делают выводы

Планируемые результаты

Знания

Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть при угрозе террористического акта.

Умения

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выработать алгоритм безопасного поведения при возможных опасных ситуаций при угрозе террористического акта.

 

Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций, ознакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций.

Уметь классифицировать и описывать потенциально опасные ситуации

Объяснить наиболее эффективные способы предотвращения опасных ситуаций.

Составить с учащимися перечень возможных аварийных и опасных ситуаций в жизни.

 

Универсальные учебные действия:

(прямой шрифт – необходимый уровень; курсив – повышенный уровень)

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Находить в учебнике информацию

Определять проблему урока

Излагать свое мнение, аргументируя его

Контролировать свои эмоции

Анализировать и обобщать информацию

Выдвигать версии

Уметь работать в группе

Выработка уважительно-доброжелательного отношения к другим

 

 

 

 

Сравнивать объекты по заданным (самостоятельно определенным) критериям

 

 

 

Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

На уроке вы работали хорошо. «Отлично» за урок получают…

«Хорошо» - …

Домашнее задание

Постановка целей самостоятельной работы для учащихся

 Прочитать § 6.4 Стр.111-122

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом

Для закрепления домашнего задания ответить на вопросы и задания в конце параграфа

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания

Для успешного закрепления домашнего задания: подготовить доклады: какие террористические акты были организованы незаконно в нашей стране в прошедших десять лет.       

 

Рефлексия

«Дерево целей»

Раньше я не знал… Теперь я знаю …

                         

 

 

Литература:

 

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций / В.И. Байденко. — М.: Логос, 2004. — 208 с.

2. Богуславский, М.В. Реформы российского образования XIX—XX вв. как глобальный проект / М.В. Богоявленский  // Вопросы образования. — 2006. — № 3. — С. 5—21.

3. Браже, Т.Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования / Т.Г. Браже. — СПб.: Тускарора, 2006. — 164 с.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.

5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. — М.: Кн. дом «Университет», 2000. — 336 с.

6. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства. / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 288 с.

7. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И.И. Зарецкая. — М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.

8. Зарецкая, И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособ. / И.И. Зарецкая. — М.: АПКиПРО, 2002. — 104 с.

9. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. — М.: Белгород, 1993. — 218 с.

10.  Каспржак, А.Г. Стандарт образования: история разработки и итоги / А.Г. Каспржак, О.Б. Логинова, К.Н. Поливанова // Вопросы образования. — 2004. — № 3. — С. 24—43.

11.  Ковалева, Г.С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) / Г.С. Ковалева // Педагогическая диагностика. — 2003. — № 4. — С. 128—142.

 Краевский, В.В. Чему учить? / В.В. Краев

12.  Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005.  368с.

13.  Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в

преподавании ОБЖ. – http://www.in-n.ru

14.  Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В.П. Леонтьев. – Москва: ОЛМА медиагрупп,  2007.  896с.

15.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

16.  Смирнов А.Т. Технологические основы использования Интернета на занятиях ОБЖ и БЖД // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2006, г. Москва – интернет-ресурс.

17.  Соловьёва Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф.

Соловьёва. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008. 453с.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»

«Современное образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.153 с.)