Методы обучения технике и тактике игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения технике и тактике игры



Методы обучения – это достаточно узкий набор способов обучения двигательным навыкам.

Метод «в целом» обязывает учителя с самого первого этапа обучения взять игровой прием или взаимодействие в том законченном виде, в каком они существуют в реальной игре. Таким образом, через все этапы обучения прием игры или взаимодействие проходят, не дробясь на фазы, но все время очищаясь и совершенствуясь. В результате достигается такая мера овладения движением, которая называется технически правильным (или тактически оправданным) выполнением.

Другой процесс – процесс конструкции лодки из отдельных тщательно выточенных составных частей – отражен во втором методе обучения. Метод «по частям» предполагает расчленение учебного элемента на функциональные и временные фазы их отдельное изучение, и лишь затем синтез и завершение обучения элементу в целом.

Основой метода по частям является координационная сложность движения в спортивных играх. В связи с этим технический прием изучают раздельно по фазам с использованием упражнений по технике – подводящие упражнения.

Метод по частям очень редко используется как обособленный метод, он чаще всего сочетается с целостным методом. С учетом этого можно заключить, что сочетание применения методов обучения «по частям» и «в целом» зависит от следующих важных факторов:

– профессионального стиля и предпочтений учителя (тренера);

– важности построения совершенной техники или тактики применения тех или иных приемов для победы в игре;

– объективной возможности разделения разучиваемого элемента игры на фазы.

В ходе обучения важнейшим элементом является способ (метод) передачи ученику новой информации. В ряду таких методов, перечисленных в сводной схеме, наиболее важными являются: метод рассказа, метод беседы и метод показа.

Метод рассказа, или «рассказ», применяется при передаче учителем начальной информации ученикам, то есть при ознакомлении с новым материалом и при исправлении ошибок. Существует важнейшее правило объясняющего рассказа об изучаемом элементе в спортивных играх. Никогда не начинайте рассказ с того, КАК выполняется изучаемое движение. Прежде всего объясните, ЗАЧЕМ это движение изучается. Укажите на тактическое содержание приема. Другими словами, ученик должен понять, какую пользу в игре принесет ему технически верное исполнение данного элемента.

Метод беседы дает возможность оценить степень понимания и усвоения учениками переданной информации.

Значение метода показа неоценимо для формирования двигательных навыков, однако он включает ряд методических приемов, существующих в спортивных играх, как варианты этого метода.

1. Демонстрация игрового элемента, выполняемая самим учителем. Необходимо отличать показ нового приема игры или тактического взаимодействия от показа ординарного упражнения в ходе учебного процесса.

2. Лидирующий показ – это важное средство групповой и индивидуальной работы с учениками, которые в силу ряда обстоятельств, не улавливают главного «секрета» движения в ходе объяснения, обычного показа и пробных попыток практического освоения движения. Лидирующий показ может быть без контакта – на расстоянии от ученика и в контакте с ним.

Надо заметить, что лидирующий показ без контакта применим и в работе с группой. В особенности, когда речь идет о выполнении приема «по разделению», и у учеников есть достаточно времени, чтобы сравнить свои действия с действиями учителя, продвигаясь от фазы к фазе приема. Чаще всего это происходит при изучении шагов разбега, предшествующих выполнению суперприема или при изучении «по частям» любого другого приема.

Лидирующий показ в любой форме – один их самых эффективных методических приемов, применяемых в ходе начального обучения. Он особенно распространен во время оперативного контроля процесса изучения техники и тактики игры и внесения корректив и поправок в действия учеников.

3. Показ с помощью ученика. Этот методический прием играет важную роль в преподавании спортивных игр. Прежде всего, в случае, если речь идет об уроке, где изучается популярная игра и есть большая вероятность, что в классе учатся несколько учеников, регулярно тренирующихся в секциях и командах. Это позволяет учителю использовать знания и умения юных игроков в ходе показа техники приемов игры и тактики игровых взаимодействий. Имеющие игровой опыт ученики быстрее и точнее понимают объяснения учителя и ведут за собой класс. Но не всегда это возможно.

4. Показ фаз движения или взаимодействия с помощью рисунков и пиктограмм также может найти свое место в процессе обучения. Необходимо подчеркнуть, что рисунки, схемы и видеоизображения проигрывают живому показу всегда и везде. Здесь на помощь могут прийти таблицы, плакаты и технические средства вплоть до блестяще разрабатываемых сейчас во всем мире компьютерных программ, симулирующих разучиваемые движения и демонстрирующих прием игры по фазам и в разных плоскостях.

 

Заключение

Непрерывный, из года в год, рост подготовленности мини-футболистов вызывает необходимость ежегодно повышать требования ко всем сторонам их подготовки, объему и интенсивности тренировки, уровню спортивных нагрузок.

Четкое использование общепедагогических и специфических принципов позволяет тренеру эффективно выстроить тренировочный процесс и добиваться высоких спортивных результатов на протяжении многолетней подготовки высококвалифицированных мини-футболистов.

Развитие общих и специальных физических качеств и способностей, прежде всего, обеспечивает повышение функциональных возможностей спортсменов, а также позволяет эффективно решать технико-тактические задачи в ходе соревновательной деятельности.

Обучение технике и тактике игры в мини-футбол должно строиться с учетом закономерностей формирования двигательных навыков. Эффективность обучения в мини-футбол во многом зависит от соблюдения принципов обучения: сознательности и активности, наглядности; доступности и индивидуализации, систематичности; постепенности.

Процесс обучения и совершенствования технико-тактических действий должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки.

 

 

Библиографический список

 

1. Андреев С. Н. Играй в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989. - 47 с.

2. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. – М.: Советский спорт, 2006. – 224 с.:

3. Бабкин А.Е. Технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: РГУФК, 2004. -22с.

4. Веревкин М.П. Мини-футбол в школе. -М.: Физкультура и спорт, 2004. 100с.

5. Головков В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: Автореф. канд. дис. СПб., 2002. - 24 с.

6. Губа В. П. Теория и методика мини-футбола (футзала). – М.: Советский спорт, 2016. – 260 с.

7. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. – М.: Физкультура и спорт, 1973.-160с.

8. Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт,1961.-168с.

9. Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. Дис. канд. пед. наук. – М.,2002.-24с.

10.  Мини-футбол – игра для всех. [Текст] / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. – М.: Советский спорт, 2007. – 264 с.: ил.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.008 с.)