Тема 1. 10 Основные области творчества Л. В. Бетховена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 10 Основные области творчества Л. В. Бетховена.



Венский классик на заре романтизма, представитель нового этапа в развитии венской классической школы. Его музыку отличает героический пафос борьбы, преодоления, победы. В его творчестве слились в новом оригинальном качестве творческие завоевания предшественников: И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, К. В. Глюка, Ф. Й. Гайдна, В. А. Моцарта - с искусством, современным французской революции, ее песнями и маршами. Проблема героя и народа как важнейшая тема творчества. Богатое отражение темы природы и глубоких философских раздумий.

Композитор, создавший единственную оперу «Фиделио», по природе своего дарования тяготел к инструментальной музыке. Начал сочинять музыку в классическом

стиле, унаследованном от Ф. Й. Гайдна и В. А. Моцарта, но «перерастает» классицизм, отмечая зарю новой романтической эпохи.

Творческий путь. Основные периоды и их характеристика. Общая характеристика философско-эстетических позиций.

Бетховенский симфонизм – его монументальность, драматизм и острота контрастов как отражение жизненных противоречий и конфликтов. Симфоническое творчество и его ведущая роль в наследии композитора. Центральное место симфоний No 3; No 5; No 9, в которых наиболее полно и широко воплощена идея «через борьбу к победе».

Итог творческого пути – симфония No 9 с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости», утверждающая идею братства свободных народов. Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора No 3» как образцы высокоидейного программного симфонизма. Движение направляющей мысли в увертюре «Эгмонт» - от мрака – к свету, от страдания – к радости аналогично развитию основной идеи в симфонии No 5.

Фортепианные сонаты и вариации. Богатство и глубина эмоционально-образного содержания. Соната до минор («Патетическая») отличается повышенной экспрессивностью и драматизмом эмоций. Внутренняя эволюция образов сонаты. Функциональность цикла. В сонате до диез минор («Лунной») своеобразие композиции, драматургии зависит от поэтического замысла, обусловлено развитием направляющей идеи. Душевная драма, вызванные ею переходы состояний – от скорбной самопогруженности и скованных печалью раздумий к бурной активности.

Песенный жанр. Обработки песен различных народов, вокальная лирика: цикл «К далекой возлюбленной», «Песня Миньоны» и др. Историческое значение творчества композитора.

 

Тема 1.11 Основные пути развития Древнерусской музыкальной культуры

Веков

Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племен, населявших территорию Древней Руси до образования в IX в. первого русского государства (Киевская Русь). Языческие обряды славян включали заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах. Следы древних языческих верований сохранились в календарно-обрядовых (связанных с циклом сельскохозяйственных работ) и семейно-обрядовых песнях (плачах, причитаниях, песнях свадебного обряда). Боевые песни славянских дружин послужили основой для героического русского эпоса (его расцвет пришелся на X–XI вв.), сложившегося впоследствии в циклы былин (старин). К большим достижениям национального народного творчества принадлежат лирическая протяжная и историческая песни, распространившиеся в XVI–XVII вв. Главными носителями фольклорной традиции и профессиональными музыкантами на Руси долгое время были скоморохи. Их музыкальные инструменты включали гусли, трубы, сопели, бубны, гудки.

С принятием христианства (988 г.) развивается церковная музыка – единственный вид письменного профессионального музыкального искусства Древней Руси. Церковные песнопения записывались особыми знаками над строчками текста – знамёнами (крюками), поэтому и само древнерусское церковное пение получило название знáменного (крюкового) распева. В Русской православной церкви могла звучать только вокальная музыка, музыкальные инструменты не допускались. Пение было одноголосным, все певцы пели в унисон; многоголосие проникает в профессиональную музыку только в XVI в., хотя в народной оно появилось значительно раньше.

Несмотря на то, что церковное искусство было каноническим, традиционным, все же оно постепенно менялось. В XVI в. создание мелодий стало рассматриваться уже не только как выполнение религиозного долга, но и как выражение творческой личности распевщика (автора напева). В отличие от безымянного искусства раннего Средневековья история сохранила нам некоторые имена знаменитых распевщиков этого времени: братьев Роговых, Федора Крестьянинина. Царь Иван Грозный тоже создал (распел) несколько мелодий на слова церковных текстов (стихир). За- 21 нятие музыкой становится специальностью, профессией. В Москве возникли два больших профессиональных хора – Государевых певчих дьяков (XV в.) и Патриарших певчих дьяков (XVI в.). Туда отбирались самые способные певцы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.50 (0.005 с.)