Диагностика уровня развития общения ребенка второго полугодия жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня развития общения ребенка второго полугодия жизни.



Описание диагностических ситуаций

Диагностику психического развития ребенка второго полугодия будем проводить по следующим направлениям: уровень развития ситуативно-делового общения и уровень развития предметно-манипулятивной деятельности. Рассмотрим содержание параметров и показателей данных направлений, предложенных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой. Первое направление – уровень развития ситуативноделового общения. Параметры ситуативно-делового общения. По определению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются: инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в  общение, предпочитаемая форма общения.

1. Инициативность. Это желание ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной

деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. Инициативность ребенка может проявляться в обращениях ко взрослому по

разнообразным поводам:

– достать недосягаемый предмет (например, упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);

– повторить интересное действие с игрушкой (например, завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.);

– побудить его к желаемому взаимодействию (например, доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку, затем брать их у него и складывать обратно);

– оказать помощь при затруднении (например, открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

– в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);

– с целью получить оценку своих действий (например, сняв кольцо пирамидки, посматривает выжидающе, заглядывает в глаза).

При этом ребенок использует разнообразные средства общения, что является следующим параметром общения.

2. Средства общения:

– экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления);

– предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает на волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая действия взрослого, заводящего игрушку;

– предречевые средства общения – лепет, первые слова. Известно, что владение средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны».

3. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого:

– берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого;

– реагирует на похвалу и порицание;

– согласовывает собственные действия с действиями взрослого.

4. Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса ребенка к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от общения.

5. Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и характер предыдущего коммуникативного опыта.

Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения:

1. Если у малыша сформирована потребность во внимании и доброжелательности взрослого, но недостаточно удовлетворяется, то он преимущественно стремится к ситуативно-личностному общению (СЛО), так же как и ребенок, у которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым.

2. Если малыш у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно-деловому общению (СДО).

3. Если ребенок, имеет недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то он чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами.

4. Если ребенок, имеет богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое общение, с удовольствием играет самостоятельно.

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.

Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед незнакомцем», поэтому необходимо выполнять следующие условия:

– перед тем как проводить диагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке, познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучше находиться на руках у матери;

– выразить доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать по имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы со стороны ребенка;

– если ребенок проявляет настороженность, не следует непосредственно обращаться к нему, лучше попытаться привлечь его внимание действиями с игрушками, сопровождая их соответствующими комментариями;

– демонстрируя игрушки, время от времени предлагайте их младенцу, но не будьте слишком настойчивы. Рано или поздно ребенок проявит интерес, начнет брать игрушки, перестанет боятся присутствующих, тогда можно приступать к диагностике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.01 с.)