Административное право и административные правоотношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное право и административные правоотношения



Административные правонарушения. Административная ответственность

 

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 

Возраст наступления административной ответственности

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

 

Виды административных правонарушений

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан:

§ нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;

§ проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом;

§ изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;

§ подкуп избирателей, участников референдума,

§ использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом,

§ нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

§ нарушение законодательства о труде и об охране труда;

§ увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки;

§ неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего;

§ нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании;

§ отказ в предоставлении гражданину информации;

§ принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке.

 

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность:

§ сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения;

§ незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной (целительством);

§ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения;

§ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, организации питания населения; незаконный оборот либо хранение наркотических средств;

§ потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

§ вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; занятие проституцией.

 

Административное право и административные правоотношения

 

Административные правоотношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, субъекты которых выступают носителями прав и обязанностей в сфере и по поводу государственного управления.

 

Административное право – отрасль публичного права.

 

Источники административного права:

§ Конституция РФ

§ ФКЗ (например, ФКЗ 1997 о «Правительстве РФ»)

§ ФЗ (в.т.ч. кодексы)

§ Международные договоры

§ Подзаконные акты и акты субъектов федерации

 

*Единого Административного Кодекса нет и быть не может. Наиболее значимым считается Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также другие кодексы (водный, воздушный, лесной, градостроительный).

 

 

Особенности административных правоотношений:

§ возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительно-­распорядительных функций органов публичной власти в лице соответствующих органов и должностных лиц;

§ одной из сторон и обязательным участником этих отношений всегда выступает орган публичной власти, представляющий публичный интерес государства;

§ являются публично-властными управленческими отношениями, построенными на началах «власть-подчинение»;

§ отсутствует юридическое равенство сторон;

§ могут возникать независимо от желания (согласия) сторон по инициативе любой из них (в том числе не обязательно наделенной публично-властными полномочиями или третьей стороны, не участвующей в данном правоотношении);

§ многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

§ субъективные права сторон, равно как и споры, связанные с ними, рассматриваются уполномоченными на то органами и должностными лицами и разрешаются ими, как правило, в административном, т. е. во внесудебном, порядке путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения;

§ в случае нарушения одной из сторон требований административно­-правовых норм ответственность наступает перед государством в лице его органов и должностных лиц, в чем проявляется их публичность.

 

Состав административных правоотношений:

§ субъекты (участники)­ – это те, кто наделены государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций;

§ объекты (то, на что направлено регулирование и по поводу чего возникли отношения)

§ содержание (юридические факты) образуют структуру ад­министративно-правовых отношений. В качестве наиболее распространенных в административно-правовых отношениях юридических фактов выступают, как правило, действия – результат активного волеизъявления субъекта (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление проверки и т. п.), а в некоторых случаях – события – явления, не зависящие от воли и сознания людей, субъектов правоотношения (рождение, болезнь, смерть человека, стихийные бедствия, чрезвычайные обстоятельства и т. д.). Действия бывают правомерные, т. е. соответствующие требованиям административно-правовых норм, и неправомерные, т. е. нарушающие их.

 

Методы правового регулирования:

Предписание - возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет - возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение - возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

 

*В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.01 с.)