Отрывки из книги «федерализм в истории России» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрывки из книги «федерализм в истории России»



Р. Абдулатипов, Л. Болтенкова, Ю. Яров

Вся мировая история человечества есть иллюстрация того, как на смену разрозненным государственным образованиям приходят более крупные и монолитные, которые, в свою очередь, распадаясь, дают

87

толчок к образованию новых объединений. Исторический опыт свидетельствует, что конкретные нации — системы более устойчивые, чем конкретные государства, хотя государства существовали еще до образования наций.

На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. на территории Древнего Египта сложилось 40 номов, пли областей, каждый во главе с царем. Потребовались сотни лет, чтобы эти номы объединились в два царства — Верхний Египет и Нижний Египет. Много позже фараон, например, насильно объединил эти два царства. В 395 г. Египет стал провинцией Византии, в 619 г. его захватили персы. В 639 г. в Египет вторглись арабы. Но, несмотря на все дальнейшие перипетии судьбы, египетское государство выстояло и существует как независимое в современную эпоху.

Тысячелетняя история Римской империи свидетельствует о масштабах интеграционного процесса. Потребовалось почти 250 лет только для того, чтобы сформировались государственные структуры (754-510 гг. до н.э.). Почти 500 последующих лет развивались республиканские формы государственности, и еще столько же — монархические. Римская империя, собрав воедино десятки народов и стран, аккумулировала, переработала и развила все лучшее, что было в их правовой системе, традициях и обычаях. В ее недрах была создана такая правовая система, которая почти без изменений легла в основу современного гражданского права.

В 476 г. глава германских племен Одоакр сверг римского императора и занял его место. Это событие и принято считать концом Западной Римской империи.

Но продолжала существовать Восточная Римская империя со столицей в Константинополе (Византия), куда в 395 г. переместились высшие государственные службы из Рима. Будучи восприемницей римской цивилизации, объединяя в едином государстве многие народы с древней и высокой культурой, Византия сумела сохранить и усовершенствовать строительную технику и художественное ремесло, кораблестроение, стекольное производство, горное дело, медицину. Дальнейшее развитие получили историческая наука, философия, литература, право. Однако история как Римской, так и Византийской империи изобиловала примерами жестокости и кровопролития.

Какое-то время в Византийскую империю входили Палестина, Сирия, Месопотамия (Ирак), Египет, Балканы, Турция. В империи существовало устойчивое централизованное руководство во главе с Сенатом и Государственным советом. К высшим ведомствам управления

88

принадлежали министерства внутренних и иностранных дел, военное, финансовое. В местном управлении военная и гражданская власти соединялись в руках генерал-губернаторов. Но чтобы генерал-губернаторы не представляли опасности для императоров, провинции дробились, их территории уменьшались. Сохранению сильной монархической власти способствовали такие факторы, как наличие крупных городских центров (наследие римской эпохи), а значит — и сохранение экономических связей между областями и провинциями; борьба крестьян и городского плебса за свои права; внешнеполитическая опасность. Все уменьшаясь в размерах, империя просуществовала до 1453 г.

<...> Благодаря знанию английского и французского языков, народы колониальных империй получили доступ к сокровищницам мировой культуры, науки искусства....Благодаря империям происходило в известной степени выравнивание уровней духовной и материальной культуры.

<...> Вторая мировая война вызвала мощные интеграционные процессы. Человечество, заплатив огромную цену за науку объединения, сплочения, взаимопонимания и взаимопомощи, наконец создало такие общественно-политические, правовые структуры, которые позволяют сейчас в мирных формах развивать интегрирующее начало.

<...> Нынешние объединения различного рода возникают прежде всего в рамках тех территорий, которые когда-то составляли часть империй. Кажется, с завидной быстротой интегрируется Европа, однако фундамент для ее объединения был заложен еще на заре летосчисления. Путь к сегодняшнему единству был долгим и кровавым.

<...> В бытность СССР столкнулись две линии исторического интеграционного процесса: насильственно-националистическая (приведшая к развязанной Гитлером войне) и революционно-интернационалистическая (проявившаяся в прокатившихся вслед за Октябрьской революцией революциях по другим странам, в создании компартий и мирового коммунистического и рабочего движений).

<...> Распад Советского Союза не был исторически неотвратим. Напротив, сохранение видоизмененного Союза сыграло бы положительную роль как в европейском, так и в мировом интеграционном движении. Слишком тяжелым оказался груз противоречий, затруднивший продвижение по пути преобразований.

В настоящее время одна из самых актуальных и жизненно важных для судеб России проблем — определение и правильное понимание ее

89

роли в возрождении и обновлении системы федеративных связей, в объективном процессе интеграции стран и народов.

<...> Народы всегда охотно идут к соглашению, они готовы «забыть» обиды, причиненные друг другу, жертвы и потери во имя торжества мира и стабильности.

Отрывки из книги В. Лысенко «От Татарстана до Чечни» (становление нового российского федерализма)

Трагическая война в Чечне со всей остротой поставила казалось бы уже решенный вопрос о судьбах российской государственности. Возможно ли превращение России из централизованного унитарного государства, каковым она на деле была всегда, в федеративное? Является ли допустимым сочетание федеративных и конфедеративных отношений в переходный период и наличие частей государства с разным статусом? Насколько применимы силовые методы для решения конфликтных политических и межнациональных ситуаций внутри страны? Существует ли угроза распада России в условиях эскалации военных действий в Чечне?

<...> История знает три основных типа государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное государства. Эти три типа государственно-территориального устройства различаются по степени взаимосвязи и взаимозависимости элементов (частей государства) и системы (государства). Наиболее жесткие взаимосвязи существуют в унитарном государстве, когда части государства полностью подчинены целому и управляются из единого центра. Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, где части могут не подчиняться целому и даже превалировать над ними. Федеративное государство является «компромиссным» вариантом государственно-территориального устройства между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

Федеративные государства формировались двумя путями. В большинстве случаев они создавались «сверху» путем децентрализации, «разукрупнения» унитарных государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Австрия, Бельгия, Бразилия). В ряде стран этот переход сопровождался или сопровождается переходом от тоталитарного режима к демократии (ФРГ, Россия, Югославия, Аргентина). Вторым путем создания федераций был переход

90

«снизу» от конфедерации к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Австрийский Союз, Швейцария).

Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:

· единая территория, население, живущее на данной территории;

· наличие общефедеральных государственных органов власти, действующих на всей территории государства;

· наличие конституционных гарантий целостности государства, отсутствие у частей государства права выхода из него;

· невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами.

Федерацию от унитарного государства отличают следующие признаки:

· конституционное, договорное или конституционно-договорное разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации;

· конституционные гарантии территориальной целостности субъектов федерации;

· самостоятельность субъектов федерации в осуществлении принадлежащих им полномочий;

· право выбора субъектами федерации формы своей политической организации;

· право участников федеративных отношений на двустороннее (как горизонтальное, так и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий.

Административное деление Российской империи (данные на 1914 г.) 1

1. Варшавское генерал-губернаторство 9 губерний
2. Иркутское генерал-губернаторство 4 губернии
3. Киевское генерал-губернаторство 3 губернии
4. Московское генерал-губернаторство 1 губерния
5. Приамурское генерал-губернаторство 4 губернии
6. Степное генерал-губернаторство 2 губернии
7. Туркестанское генерал-губернаторство 5 губерний

91

8. Финляндское генерал-губернаторство 8 губерний
9. Кавказское наместничество 13 губерний

10. 52 губернии (3 области в том числе) — центрального подчинения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.008 с.)