Философские основания морали 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основания морали



Где-то за тысячу и более лет до нашей эры стала высоко цениться морально-этическая сторона взаимодействия человека с человеком. Тогда заметно возвысились такие внутренние регуляторы поведения, людей как совесть, долг, честь и т.п. Зарождение первых принципов самоконтроля духовно обогатили человека, пробудив интерес к фило­софскому осмыслению морали как нового явления в общественной жизни людей. Мораль (лат. mores - обычаи народа) стала частью фи­лософии, которая разработала этику (гр. ethos - нравы, обычаи) - на­уку о моральных принципах общественного поведения людей. Она напрямую затронула потребности и интересы личности и общества. В этике мораль рассматривается в основном как поиск путей и средств достижения счастья (мораль блага, рассматриваемая в эпикуреизме, английском утилитаризме, картезианстве), но вместе с тем и как сис­тема требований к общественному поведению человека (мораль долга, составляющая главную суть философии стоицизма, кантианства, мар­ксизма). В медицинской сфере моральные требования впервые были сформулированы врачом и мыслителем Гиппократом (ок. 460-ок. 377 до н.э.), а затем систематизированы в деонтологии — этике долга врача (медика).

Морально-этические учения исстари составляли основную часть философии, в которой непосредственно вырабатываются принципы и правила поведения каждого человека как личности. Предметом мо­рально-этической мысли стало осознание объективного характера про­тивоборства добра со злом, поиск смысла жизни человека. Этика при­звана помогать людям понять и рационально осознать все их обыденные представления о добре и зле, о смысле жизни и деятельно­сти. Если добро и зло в этике предстают как нечто безусловное, хотя и исторически изменчивые понятия, то смысл жизни человека стано­вится объектом философских размышлений в целях нравственного определения жизненного пути. Смысл жизни - это элемент мораль­ного сознания и одновременно главная категория этики.                               

Первые морально-этические нормы поведения зародились в Ме­сопотамии 3000 лет до н.э. Они носили характер запретов на соверше­ние антирелигиозных действий и касались, прежде всего, служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными (лат. sacramentalis — свя­щенный, обрядовый) знаниями и умениями имели право быть цели­телями, врачами. В Вавилоне 2500 лет до н.э. появился и первый меди­цинский кодекс. Он содержал систему наказания лекарей за нарушения требований при лечении больных. В древней Персии целителям пред­писывалось овладевать профессиональным опытом лечения и выра­батывать в себе морально-этические качества корректного поведения с больными. По словам Геродота (484-424 до н.э.),.посетившего Еги­пет в 5 веке до н.э., в арсенале лечебных средств медицины наряду с физическими и биологическими формами воздействия на пациента,
активно и эффективно использовались моральные: словесные, мими­ческие и пантомимические воздействия.

Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, оказы­вался бы существом диким и несчастным. Мнение философа как нельзя лучше говорит о гуманной сущности морали, которая тогда более все­го воплощалась в медицине. Клятва Гиппократа обязывает врача: «Чи­сто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В ка­кой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного...». Позже и Цицерон (106-43 до н.э.) указывал на два первоначала моральных ори­ ентиров: «никому не вредить и приносить пользу». Морально-этические требования в медицине мыслителями прошлого характеризовались как доктринальные (лат. doctrina — официальный принцип) требования. Доктринальная требовательность медицинской этики воплощалась в жизни в виде жестких нормативов, содержанием которых была целос­тная программа философско-нравственного воспитания врача.  

В современную эпоху научно-технических достижений ученые «по­пали» в непростую морально-этическую ситуацию. Они созидают то, чего никогда не было в природе. Но это их творение имеет неодноз­начное значение. Многое направлено во благо людей, но немало и во вред им. Это касается и медиков, которые имеют отношение к биоме­дицинским технологиям, генной инженерии и т.д. Нельзя не признать, что физики и химики дали много доброго людям в их техническом обу­стройстве, но они одновременно создали термоядерное оружие или сотворили отравляющие вещества. Микробиологи «защищают» людей от вредоносных микроорганизмов и создают страшное бактериологи­ческое оружие. Этот научно-творческий процесс ученых, техников и технологов нельзя пресечь, остановить, но можно и нужно его «мора­лизировать». Мировая общественность апеллирует к их совести, стре­мясь повысить их моральную ответственность за все то, что ученые открывают и творят на Земле.

Революционные прорывы в науке, технике, технологии ныне тре­буют незамедлительно выработать принципиально новые морально-этические принципы и правила для людей науки и медицины. Эти морально-этические принципы должны быть жесткими и категоричными в плане сдерживания любых авантюрных проектов. Новая этика должна будоражить совесть специалиста, который, будучи творцом инноваций, должен быть и демиургом (гр. demiurgos — мастер) порядка в мире и жизни человека. Это может и должна осуществить гуманная этика как практическая философия, воздействуя на разум, честь и со- весть всех исследователей жизни: ученых, техников, медиков. Каждый ученый-творец и созидатель обязан быть личностью, гражданином и гуманным моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с прогрессивным общественным интересом. Общество выражает к ученому свое отношение либо в виде одобре­ния, либо порицания, вплоть до презрения.

Медицина опирается на философско-моральные учения Гиппокра­та, Галена, Цицерона, Канта о нравственном долге. Если медики не будут помнить о своем долге и действовать во благо человека, медици­на может стать чем угодно (анатомией, физиологией, биомедициной, микробиологией), но только не медициной в известном смысле ее по­нимания. Медицина давно и прочно слилась с требованием мораль­но-этического долга - бескорыстно служить людям. Такие философско-нравственные требования получили закрепления в деонтологии (гр. deontos - должное и logos - учение) - специфической врачебной эти­ке, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. Но справедливости ради надо заметить, что сам термин был введен английским философом, юристом И. Бентамом (1748— 1832), который разработал принципы деонтологии как науки о долге. Она стала синонимом нравственной философии медиков, назначение которой активно участвовать в разрешении сложных взаимоотноше­ний врачей, медсестер с пациентами.

  Однако врач и писатель В.В. Вересаев (1867-1945) в свое время справедливо заметил: «...как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле», — настаивал врач-мыслитель. — «...Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точ­ки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать насто­ящую медицинскую этику». Сегодня эти мысли В. Вересаева вопло­щаются в жизнь в силу радикального изменения самой медицины и ее лечебных возможностей. Новые морально-этические принципы и пра­вила должны надежно защищать современные общественные интере­сы и потребности людей.

При формировании морально-этического менталитета врачей не­обходимо пристальное внимание уделить развитию профессиональных нравственных качеств. Врачебная этика (деонтология), появилась относительно давно: она отражает традиционный нравственно-этичес­кой уровень мыслительной культуры медиков. Но в современных ус­ловиях она по-прежнему может решать и успешно решает многие моральные аспекты, хотя появились принципиально иные отношения в научно-медицинской сфере. Это обстоятельство породило непрос­тые в морально-этическом отношении проблемы типа принудитель­ной госпитализации в практике врачей-психиатров или венерологов. Принципы врачебной этики здесь служат моральным оправданием жизненно необходимого насилия, на которые в исключительных слу­чаях вынуждены идти медики. Врачебная этика требует от врача, про­визора, медицинской сестры повышения личной ответственности за
выполнение профессионального долга.

В результате современного философского образования и мораль­ного самовоспитания у медиков утверждаются новые моральные зап­реты. Так, чувство искренней благодарности пациента врачу, медсест­ре, нянечке естественно и всем понятно. Он хочет, как правило, выразить свою признательность медикам высоконравственно и бес­корыстно. Но медики должны занимать, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим благодарным пациентам: им надо ре­шительно, но интеллигентно отказываться принимать дорогие в мате­риальном плане дары. И это сегодня, как никогда в прошлом, мораль­но оправдано: ведь любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение бескорыстие врача. Тем самым профессиональное достоин­ство врача может оказаться нравственно уязвленным. Поэтому его по­зиция в подобных случаях должна быть понятна и пациентам, так как хороший врач всегда высоко ценит чувство самоуважения. И он должен быть на нравственной высоте своего профессионального достоинства.

Если право по отношению к медику — это сила внешнего воздей­ствия на него, то морально-этическая ответственность — это его «внут­ренний голос», говорящий о личной нравственной воспитанности. Если от «карающей руки» закона человек иногда может уйти, то от суда собственной совести не уйдешь. Не следует, однако, умалять и значе­ние врачебного (медицинского) права. Но важно при этом помнить, что закон только тогда может повысить ответственность специалиста, когда он обогащается моральным содержанием. В деятельности хоро­шего специалиста-медика морально-этические принципы гуманизма должны воплотиться в совокупность конкретных поведенческих норм, добросовестное выполнение которых будет для него и профессиональ­ным долгом, и делом его профессиональной чести и достоинства.

Истоки биоэтики                                                

Этика традиционно именуется гуманной философией. Она рассмат­ривается как одно из проявлений человеколюбия. Этика в медицине несет в себе немаловажную моральную ценность — это сострадание к человеку, утратившему здоровье. В философско-моральном плане про­блема сострадания занимала мысли философов практически на про­тяжении всей исторической культуры. Аристотель (384—322 до н.э.) называл человеческие сострадания важнейшим фактором морального испытания. Философы разных эпох (стоики, Блаженный Августин, Ф. Бэкон, И. Кант), сострадая людям, попавшим в беду, учили их искусству избавления от мук страданий. Ф. Бэкон (1561-1626) обращал­ся к врачам: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями»)       

(Система морально-этических ориентации медиков практически всегда (а иначе и быть не может) альтруистична, (лат. alter - другой). В основе медицинского альтруизма лежит неподдельная любовь к лю­дям и искреннее сострадание врачей, провизоров и медсестер к ближ­нему. Толкование этого понятия в философско-этической и религиоз­ной литературе неоднозначно, но главное в нем бесспорно -уважительное отношение к людям. Медики идут на личное самопо­жертвование во спасение человека. Медицинский альтруизм как мо­рально-этический принцип профессионального действия проявляет­ся абсолютно во всем: от светского гуманизма, проявляющегося в сострадании к себе подобным, до христианского толкования, где лю­бовь к Богу и человеку — одно целое.

Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свою морально-эти­ческую ценность до настоящего времени потому, что представляет со­бой кодекс альтруистических требований ко всем медикам. Это пре­вращает ее в ценностное или аксиологическое учение медиков на протяжении всей истории медицины. Деонтология Бентама явилась выражением прагматической точки зрения на строгие моральные нор­мы долженствования и нравственные правила поведения врача, кото­рые сводятся к пользе врачебных решений для пациента. Ныне меди­цинская деонтология стала больше делиться, дифференцироваться на
части, соответственно разделению труда медиков: деонтологию в хи­рургии, терапии, психиатрии и т.д. То есть происходит естественная коррекция и конкретизация жестких моральных требований в различ­ных отраслях медицины.                                                                                               

Одним из ключевых требований медицинской деонтологии счита­ется особо гуманное отношение к личности больного. Врач должен уметь профессионально (как специалист) и морально (как философ) воздействовать на личность пациента, формировать у него оптимис­тичное настроение. Такие требования к врачу в традиции русской ме­дицинской школы. Скромный и требовательный к себе Н.В. Склифосовский (1836-1904), был чутким и отзывчивым к пациентам и коллегам. Он не мог терпеть грубости и вольности по отношению к больному. Сам никогда и никого не унижал, не третировал. Обращал­ся к людям изыскано вежливо, подчеркивая свое искреннее уважение, независимо от их положения в обществе. «К ординаторам клиники, -вспоминал профессор Таубер, - к студентам и приходящим больным он всегда относился с выражением участия, но никогда не позволял себе говорить что-либо лишнее, не идущее к делу; а рассказывать анек­доты или подшучивать с больными, как это нередко позволяют себе многие клиницисты, в клинике Склифосовского считалось преступ­лением против врачебной этики — и не допускалось ни в коем случае».

Этот пример свидетельствует, что врачебная этика заключается не только в изысканной вежливости по отношению к людям. Она пред­полагает значительно большее — при всем этом и высочайший про­фессионализм. Профессионализм — это показатель подготовленнос­ти медика к его ответственной врачебной деятельности. Это его нравственно-этическая составляющая как медика. Высокий профес­сионализм врача немыслим без умения правильно, уверенно и спо­койно общаться с больными и коллегами. Больной практически все­гда очень уязвим. И личное обаяние врача: доброта, искренность, доверительность, скромность — это тоже составляющие его профес­сионализма.

Развитие естествознания вообще и медицинской науки, в частно­сти, интенсифицировали и значительно расширили поле исследова­ний феномена жизни, поставили перед учеными-исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философско-этических парадигм познания живого и его радикального изме­нения. Можно считать, что в соответствии с потребностями времени появилась биоэтика, междисциплинарная дисциплина, центральное ядро которой — отношение к жизни и смерти. Биоэтика как мораль­но-этическая наука сформировалась в 60-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» впервые был предложен американским ученым В.Р. Поттером в 1969 году. За прошедшие годы эта новая философско-этическая парадигма стала действительно этикой «благоговения пе­ред жизнью», по выражению А. Швейцера (1875-1965). А. Швейцер считал, что гуманная философия (этика) должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта жизни «я — жизнь среди жизни, которая хочет жить». Отсюда и задачи биоэтики в медицине качественно другие. Основными отправными точками ее служат два требования: 1) биоэтика должна вытекать из достижений всех есте­ственных наук и, прежде всего, биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех медиков, да и у всех специалистов уважительного отношения к жизни.

В рамках общих традиций культуры каждая эпоха предъявляла ме­дикам все новые и новые требования к их морали долженствования, которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Осмысление гуманных мотивов в современном естествознании и в новых научных технологиях биомедицины привели к возникновению биоэтики, ко­торая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруден­ции, биологии и медицины Она получила в общественном мнении признание как особое гуманитарное знание, ориентированное на утверждение во всех исследованиях (но особенно в медицинском экспериментировании) социально-этической справедливости. Ее возник­новение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствую­щимися медико-правовыми и философско-этическими аспектами в медицинской науке.

Можно сказать, что биоэтика как новая нравственная доктрина ста­ла своеобразным способом сохранения жизни в ее естественном со­стоянии и, прежде всего, укрепления здорового образа жизни челове­ка и его равна свободное, самостоятельное определение своей творческой жизнедеятельности. Биоэтика как гуманная философия должна приобрести новую гуманистическую ценностную размерность. Так, поддержание жизни искусственными способами у больных, про­шедших стадию комы, остро ставит проблему определения жизни и смерти. Это касается и защиты права человека на свободный личный выбор им жизни или смерти. Впервые о моральном праве на достой­ную смерть заявил философ и назвал его эвтаназией. Это был англи­чанин Ф. Бэкон (1561 — 1626). Он под эвтаназией (гр. ей — хорошо, thanatos — смерть) понимал «легкую» смерть. Эвтаназия: это милосер­дие или преступление? Этот вопрос стал ныне главной морально-этической проблемой в философии и биомедицинской этике.                                                           

Эвтаназия - это добровольный выбор не между жизнью и смертью, а между разными смертями: одна из них спокойная и легкая, а дру­гая - бесконечно долгая агония. Могут ли люди иметь право на сво­бодный выбор ухода из жизни? Нет, невозможно легитимизировать пока эвтаназию в современном мире и России. Но сторонники эвта­назии настаивают на том, что она является реализацией свободы воли пациента, его осознанным и информированным выбором. А такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента коррект­ной, но объективной информации о диагнозе и трагическом прогнозе заболевания. Согласно данным социологических опросов, проводив­шихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впрочем, как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, мо­лодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старших возрастных групп.

 И что бы там ни говорили об эвтаназии: за или против, врач обязан делать все от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, охра­нить его от мук боли или «divinum opus — cedare dolorem», что означает божественное дело — успокаивать боль. Врач должен быть истинным гуманистом, хорошим специалистом, порядочным, благородным че­ловеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т.д. Несомненно, что современный врач должен обладать развитым чув­ством гражданской ответственности. Но все же главным показателем моральных качеств врача была и остается его совесть. Врач обязан быть исключительно доброжелательным, душевным человеком. Все это — высшие гуманные, морально-этические ценности в мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.012 с.)