Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная философская антропология
Проблема человека рассматривается в антропологии (гр. anthrpos — человек, logos — понятие) — учении о происхождении и эволюции человека, зародившимся, как и другие науки, в лоне философии, но затем надолго порвавшим с ней. Как специализированное учение о человеке антропология выделяется в XVIII веке в учениях Д. Вико, X. Вольфа, И. Фихте. В XIX веке антропология развивалась в рамках биологии по многим направлениям: антропогенез (происхождение человека), антропоморфология (строение организма), соматология (формы человеческого тела), анатомия (сравнительная, патологическая, топографическая), этнология (происхождение и развитие рас и антропологических типов) и др. Попытку систематизированного философского изложения учения о человеке на основе естествознания — антропологии предпринял основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804). Он считал вопрос «что такое человек?» важнейшим вопросом философии и заложил идею антропоцентризма —принцип философской антропологии, согласно которому в центре науки должен стоять человек и через его познание можно выйти на другие области знания о мире. В своем учении о человеке Кант ставил и рассматривал три вопроса: знание («что я могу знать»), нравственность («что я должен делать») и вера («на что я могу надеяться»). Однако из его учения не сложилось целостное философское представление о человеке, для этого еще не хватало научных знаний, которые появились лишь в XIX и XX веках. В России огромный вклад в разработку философских проблем антропологии внес А.Н. Радищев (1749—1802). В написанном им в ссылке трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) он, как и М.В. Ломоносов, отделил натурфилософию (философию природы) от теологии (религии), поставил человека рядом с обществом, создал уникальную традицию русской философской антропологии. Чарльз Дарвин (1809-1882) доказал, что человек как природное существо представляет собой завершение эволюционного развития и с этой точки зрения отличается от других живых созданий исключительным совершенством. Но в философии рождается новая установка. Сначала А. Шопенгауэр (1788-1860), а затем Ф. Ницше (1844-1900) задумываются над странностью человека как живого существа. Они формулируют мысль о том, что человек, вероятно, выпадает из цепи «природных тварей». Он эксцентричен и вовсе не производит впечатления «венца творения». Напротив, они сделали допущение, что если человек — уже установившееся животное, то тогда ничего кроме «халтуры природы» не получается. И уже в середине XX века выдающийся английский философ Бертран Рассел (1872—1970) в конце своей жизни вынужден был признать, что «человек — это самое умное, самое хитрое и самое мерзкое существо».
По мере развития антропологических знаний появилась необходимость и возможность в разработке философской антропологии как особого научного направления. Оно было представлено в 20—40-е годы XX века немецкими философами Максом Шелером (1874—1928), Арнольдом Геленом (1904—1976) и Хельмутом Плеснером (1892—1985). Они трактовали человека как эксцентричное существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному изменению, но нуждающееся в управлении. М. Шелер считал, что все центральные проблемы можно свести к вопросу: «Что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога». Для современной медицины, психологии и педагогики важным оказалось принципиальное положение философской антропологии о том, что человек — это то, что он создает в акте деятельности, в отношениях, у него нет неподвижного центра. Подлинная сущность человека — в свободе выбора. Человек создает себя сам. Философская антропология стала целостным учением о человеке, его происхождении, сущности, природе и смысле существования, синтезирующим специальные научные знания о человеке и дающим им методологические основания. Она включает в себя естественную — биологическую и медицинскую части и социальную антропологию - психологическую, культурную, политическую и другие. Это наука настоящего и будущего, она стоит в центре человеческих знаний. Без антропологии и ее философского учения немыслимо развитие медицины и другой деятельности. Границы философско-антропологических исследований расширяются. Ученые говорят о неоантропологии как современной философской культуре научного знания. Известный американский антрополог Клайд Клакхон формирует многоуровневое представление о человеке, включающее в себя комплекс биологических, психологических, социологических и лингвистических знаний. Антропология, по его мнению, это зеркало, глядя в которое человек может увидеть себя. В современном представлении философская антропология видится исследователями в трех позициях. С широкой позиции философская антропология выступает антропоцентрической философской и общественно-научной концепцией, включающей в себя все стороны учения о человеке: его происхождение, природу и сущность, познавательную и практическую деятельность в системе бытия, пространственно-временного существования. В более узком плане философская антропология представляется как интегративное учение. Интегративная антропология рассматривает самые разнообразные связи человека с географической, природной, биологической и социальной средой, весь комплекс психобиологических наук, в том числе биомедицинскую антропологию на стыке с профилактической медициной, клиническую, педагогическую, спортивную и другие отраслевые антропологии, включая комплекс социокультурных наук. Исходным пунктом нового антропологического философствования, считает П.С. Гуревич, является человек в конкретной ситуации — исторической, социальной, экзистенциальной, психологической.
С позиций философской антропологии, наука и медицина решают ряд важных проблем, связанных с положением человека в современном мире. В первую очередь стоят задачи преодоления различных форм отчуждения человека, сохранения человеческой популяции и культуры в условиях мирового системного кризиса, прогнозирования перспективы человека и общества. Проблемами будущего человечества занимается ряд международных центров прогнозирования, футурологических исследований, в том числе Римский клуб виднейших ученых и политиков, Центр исследований Дейла Карнеги в США, Институт человека в России. В западной философии, особенно в экзистенциализме (философии существования), выделяются такие стороны человеческого бытия как неуверенность и тревожность существования. В медицине идеи философской антропологии учитываются при изучении различных фаз онтогенеза человека и соответственно при анализе его физического и психического состояния. Философская антропология помогает медицине перейти от традиционной патерналистской модели — к новой модели медицины, и прежде всего медицинской этики и деонтологии — модели «информированного партнерства» врача и пациента. Врачи, психологи, физиологи все больше используют теоретические положения и методы исследования как философской, интегративной, так и медицинской антропологии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.198.132 (0.006 с.) |