Сущность и система категорий диалектики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и система категорий диалектики



Всякий познавательный процесс необходимо включает в себя не­который понятийный строй мышления. Каждая наука в процессе по­знания мира формирует общие понятия, категории - те логические средства, с помощью которых объясняются и постигаются существен­ные свойства и сущность изучаемых объектов. Категории - это общие понятия, отражающие свойства предметов и процессов действитель­ности. Философия также имеет свой категориальный аппарат, и по­скольку философия отражает всеобщее, то и ее категории отражают свойства бытия в наиболее общем виде.

В основе процесса образования категорий лежат явления реально­го мира, а причиной возникновения категорий мышления послужила общественно-историческая практика, взаимодействие людей с окру­жающей действительностью. Трудовая деятельность людей является духовно-практической, она формируется на категориальной основе. Так, видя, что предметы имеют различные внутренние связи, субъект деятельности абстрагирует категорию структуры; замечая, что одни со­бытия порождают другие, субъект познания формирует категорию при­чины. Поскольку исторична практика человека, постольку и катего­рии должны рассматриваться в историческом аспекте: появление каждой из категорий - это скачок в истории человеческой мысли.

Поскольку категории философии рассматриваются как понятия предельно общие, то возникает вопрос о соотношении понятий и категорий. Понятия и категории отличны друг от друга функционально. Понятие трансформируется в категорию в том случае, если оно не толь­ко отражает сторону явлений действительности, но и участвует в фор­мулировке закона науки, а некоторые категории сами по себе отража­ют закон действительности. Категории, таким образом, отличаются от понятий тем, что они связаны с законами. Поэтому каждая катего­рия — это понятие, но не каждое понятие является категорией. Следо­вательно, категории — это наиболее общие, основные узловые поня­тия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности.

Категории диалектики имеют объективное содержание и носят все­общий характер. Категории взаимосвязаны между собой так, что одна немыслима без другой, вытекает одна из другой и обусловливает одна другую. Эта особенность отражает взаимосвязь и взаимообусловлен­ность явлений действительности. Категории изменчивы, подвижны, текучи, переходят друг в друга, отражая этим изменчивость жизни, действительности.

В океане развивающегося знания категории диалектики выступа­ют узловыми пунктами познания, а также ступеньками, по которым идет процесс познания, то есть выступают орудием, инструментом познания. На основе категорий вырабатываются способы и приемы познания. В процесс познания вовлекается весь строй философских категорий, где одна проявляется через другую, находится в единстве с другой, то есть категории находятся в системе. Система философских категорий - это органическое целое, из которого невозможно вырвать ни одного звена. В данном случае предлагается следующая последова­тельность рассмотрения категорий: особенное и общее, явление и сущ­ность, причина и следствие, форма и содержание, случайность и не­обходимость, возможность и действительность.

Каждая пара категорий представляет собой взаимосвязь противо­положностей, их диалектика определяется в логике действия закона единства и борьбы противоположностей. Последовательность распо­ложения категорий, как представляется, определяется логикой про­цесса познания.

Рассматривая отдельные предметы, процессы в их связях и отно­шениях, субъект фиксирует их свойства, сходства и различия и осмыс­ливает их посредством категорий единичного, общего, особенного. При нахождении единичного и общего рассматриваются категории явления и сущности, которые имеют содержание и форму. Процесс познания связан с вопросами детерминации, причинения, а следо­вательно, с категориями необходимости и случайности. Познание вариантов развития связано с диалектикой возможного и действи­тельного.

Следовательно, категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена в связи с другими и посредством другой.

 

Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики

Единичное, особенное, общее. Категории единичного, особенного и общего являются ключевыми для понимания диалектики других кате­горий. В ходе взаимодействия с реальностью субъект сталкивается с отдельными вещами и процессами. Отдельное — это относительно обособленный предмет, процесс в совокупности его признаков. Каж­дое отдельное обладает некоторыми единичными специфическими признаками, которые позволяют оценивать вещи, процессы как един­ственные в своем роде. Единичное — это то, что делает данную отдель­ную вещь отличной от других вещей и процессов. Однако при сравне­нии в вещах обнаруживаются черты сходства и тождества, на основе которых абстрагируется категория общего. Общее - это те черты, свой­ства, признаки, связи и отношения, которые объективно присущи це-лому ряду явлений, их группам, видам, классам.

Таким образом, каждая вещь всегда выступает как отдельное, име­ющее много общего с другими, и эта же вещь выступает как единич­ное, то есть имеет стороны и признаки, отсутствующие в других явле­ниях. Общее и единичное не имеют самостоятельного существования и существуют лишь в отдельном в виде его сторон и черт.

Общие и единичные признаки формируются в процессе развития отдельного. Например, исследования академика К.М. Бэра (1792-1867) доказали, что при зарождении отдельных классов организмы в пределах их типа обладают большим сходством. Наибольшее их сход­ство обнаруживается в самых ранних стадиях развития: прежде всегр-появляются признаки типа, затем признаки класса, рода, а затем спе­цифические признаки данного вида животных. Диалектика единич­ного и общего реализуется также в единстве процессов наследствен­ности и изменчивости, которые обеспечивают сходство и несходство потомства и родителей.

Отдельные предметы единичны, но единичное не исчерпывает всего содержания отдельного, последнее включает в себя и общее. Общее, в свою очередь, также является стороной, моментом отдельного и су­ществует лишь в отдельном и посредством отдельного. Таким образом, всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, оно в одно и то же время и единичное, и общее, которые не просто сосуществуют в отдельном, но и переходят друг в друга. В процессе раз­вития единичное становится общим, а общее - единичным. При опре­делении единичного и общего в сравнении материальных образований выявляется новый аспект — особенное. Категория особенного возника­ет при сравнении группы «сторон» свойств процессов и явлений, объе­диненных в категорию общего, соотносящихся между собой как вид, род.

Особенное определяют как категорию диалектики, которая отра­жает общность свойств, сторон, признаков, явлений данного рода, вида, отличающих их от общности свойств, сторон, признаков друго­го вида. Особенное - это единство единичного и общего.

Представляет собой интерес соотношение особенного, единично­го и общего.

Поскольку единичное указывает на отличие одних образований от других, оно всегда выступает как особенное. Однако это не говорит о тождественности содержания этих категорий, ибо, если единичное — это особенное, то особенное — не всегда единичное, особенным мо­жет быть и общее. Особенное — это единичное в общем.

Таким образом, единичное, будучи свойственным только данному материальному образованию, всегда выступает в роли особенного. Общее же ведет себя не всегда одинаково - оно может быть и общим, и особенным. Если общее не обладает способностью отличить один вид, род предметов от другого, это общее не будет являться особен­ным. Этот вид общего называется всеобщим. Всеобщее — это предель­но широкое общее.

Таким образом, диалектика единичного и общего такова, что вся­кое единичное и общее существуют в отдельном и через отдельное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем разви­тии взаимопереходят друг в друга, обнаруживая в этом переходе изме­нение качества и диалектическое отрицание.

Категории «единичное» и «общее» связаны с такими категориями, как случайное и необходимое, количество и качество, сущность и яв­ление, содержание и форма.

Единичные свойства предметов весьма динамичны, они не выте­кают из природы вещей и обусловлены случайностью, поэтому единич­ное случайно. Общее связано с необходимостью и закономерностью. Следовательно, взаимосвязь единичного и общего может рассматри­ваться как взаимосвязь случайного и необходимого. Случайные откло­нения, индивидуализирующие общие стороны явлений имеют опре­деленные границы в рамках меры. Отношения же количества внутри меры единичны. Общее как закон составляет сущность явления, а про­явление сущности посредством единичных отклонений представляет собой явление. Качество и количество в вещи составляют содержание ее, содержание же всегда имеет форму. Таковы некоторые отношения единичного и общего с другими категориями диалектики.

Необходимость учета диалектики единичного и общего в медицин­ской практике вызывается тем, что любому больному присущи как индивидуальные (единичные) черты, так и общие признаки, прису­щие всем, страдающим данным заболеванием. Поэтому врач должен за специфическими симптомами, индивидуальным течением болезни увидеть общие, повторяющиеся признаки, присущие данной болезни. Вместе с тем, при общих закономерностях протекания болезни необ­ходимо видеть индивидуальные возрастные особенности больного, его наследственность, реактивность, конституцию. Как отмечается в не­которых исследованиях по философским проблемам медицины, каж­дый тип конституции несет в себе определенные генотипические пред­расположенности к болезням. Но их реализация в фенотипе зависит от условий внешней среды, в которой живет человек (см. схему).

 

Категории единичное, особенное и общее в клиническом мышлении врача

Сущность и явление. Категории сущности и явления принадлежат к числу важнейших категорий диалектики и теории познания. Существу­ет определенная сложность и неоднозначность в трактовке категории «сущность». Следует исходить из того факта, что сущность любой чув­ственно воспринимаемой реальности, отдельно взятого предмета, про­цесса в совокупности его свойств воспроизводится в сознании не в виде эмпирических понятий, но в виде идеальных образов, абстракций, от­ражающих совокупность необходимого в вещи, законов развития и функционирования в их органической взаимосвязи.

Сущность, таким образом, — это внутренние, устойчивые связи оп­ределенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона пред­метов и явлений действительности. В имеющейся философской лите­ратуре возможна встреча и с другими определениями сущности. Понятие сущности носит емкий, собирательный характер, в ней зак­лючено интегральное противоречивое единство всех закономерно свя­занных элементов в их причинно-следственных отношениях, в их за­рождении, развитии, в тенденциях к будущему.

Явление - это внешняя подвижная сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление от­ражает один из аспектов сущности, ее часть, грань. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне. Поскольку сущность выража­ет внутренние, устойчивые, необходимые связи, возникает проблема соотношения категорий закона и сущности. Закон, как известно, пред­ставляет собой повторяющееся в явлении отношение сущности или между сущностями, поэтому закон и сущность — понятия однопорядковые, одностепенные. Действительно, рассматривая сущность яв­лений, мы приходим к пониманию законов его развития. Вместе с тем, сущность представляет собой совокупность законов, определя­ющих развитие данного круга явлений. Следовательно, сущность, в отличие от закона, проявляется не в одном законе, но в их группе, системе.

Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В при­роде не бывает ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. Сущность всегда проявляется в явлениях, а всякое явление имеет свою сущность. Сущность является, а явление существенно.

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущнос­ти, новые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а вне­шними обстоятельствами, системой взаимодействий, в которых суще­ствует процесс или вещь. Поэтому явление содержательнее сущности, ибо оно определяется не только внутренними, но и внешними связя­ми. Сущность глубже явления, но явление богаче сущности.

К этому следует добавить, что явления отражают сущность не всегда адекватно, иногда явление может искажать сущность, это есть види­мость. Кажимость, видимость - это явление, наиболее удаленное от сущности, удаленное настолько, что искажает ее. Сущность кажется чем-то, мысль, пытающаяся постичь сущность, сначала наталкивается на видимость, кажимость. Бытие предстает как иллюзия. Карандаш, опу­щенный в воду, кажется надломанным. На самом деле это не так. Наши впечатления просто ошибочны. Отсюда в философии и появляются уче­ния агностицизма, скептицизма, согласно которым вещи и их сущности познанию недоступны. На самом же деле видимость нас обманывает, но обман в процессе познания раскрывается. Несмотря на то, что природа любит скрываться, нет никаких неодолимых преград для ее познания. Дерзновенное познание, считал Г. Гегель, открывает глубины и богатства природы. Наука существует там, где есть проникновение в глубины при­родных и общественных явлений, в их сущность. Единство сущности и явления носит противоречивый характер. Эти противоречия проявля­ются как противоречие между общим и единичным. Сущность есть не­что общее, явление единично. Сущность есть выражение внутренних, скрытых процессов мира, явление - внешнее выражение сущности. Сущность представляет собой устойчивое, спокойное, необходимое, явление же неустойчиво, беспокойно, случайно. Сущность играет веду­щую роль по отношению к явлению, определяет его характер. Явление же носит подчиненный характер, зависит от сущности, определяется ею.

Познание всегда начинается с ощущений, с чувственной ступени. Здесь мы имеем дело лишь с образами и явлениями мира. Но проник­новение в сущность предмета совершается только второй ступенью познания — мышлением. Задача науки в том и состоит, чтобы от чув­ственных образов перейти к рациональному познанию. Процесс позна­ния сущности есть процесс абстрагирования, отвлечения от второсте­пенного, несущественного. Как считал Гегель, на уровне теоретического познания предметы природы получают для нас определения всеобщ­ности. Чем больше возрастает доля мышления в представлении, тем более исчезает природность, единичность и непосредственность веД щей, скудеет богатство многообразной природы, ее полнота превра­щается в сухие формы всеобщности (закона). Проникновение в сущ­ность — процесс бесконечный. От сущности первого порядка мы идем к сущностям более высоких порядков. Таким образом, сущность являет­ся, явление существенно, а познание движется от явления к сущности.

Диалектика сущности и явления должна учитываться в любой сфе­ре деятельности, ибо всегда необходимо за массой фактов и процес­сов видеть их сущность. В частности, диагностический процесс выяв­ления признаков болезни есть процесс познания глубинной сущности болезни. Этот процесс осуществляется на основе медицинского опы­та, аналитико-синтетической деятельности врача, его интуиции. Ведь диагностический процесс есть содержательное исследование больно­го с применением всех методов современной клиники и аппарата ло­гического мышления.

Причина и следствие. Существуют различные группы связей, среди них имеются связи существования, функционирования, простран­ственные, временные и причинно-следственные, представляющие со­бой часть, момент связей всемирных. Философы во все времена при­знавали важность нахождения причинных связей. Демокрит, например, утверждал, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, нежели получить персидский престол.

В философской литературе под причиной понимается взаимодей­ствие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодей­ствующих сторонах. Таким образом, родовым понятием для категории причины является категория взаимодействия. Категория «взаимодей­ствие» является одной из центральных в диалектике, ибо последняя исследует связи, лежащие в основе процессов изменения и развития.

Взаимодействие — это философская категория, отражающая атрибу­тивное свойство материи, представляющее собой такую взаимообу­словленную связь материальных и духовных образований, сущностью которой является противоречивый обменный процесс, сопровождаю­щийся изменением и развитием сторон. Объективным содержанием взаимодействия является взаимное действие друг на друга некоторых объектов, их обоюдная активность, наличие канала взаимосвязи.

Следствие — это то, что возникает, порождается под воздействием причины; это результат изменения, появляющийся во взаимодейству­ющих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия выражается в синтетической категории «причинность».

Причинность — это философская категория, которая выражает ге­нетическую связь между отдельными состояниями видов и форм ма­териального мира в процессах его изменения и развития.

От причины следует отличать условия и повод. Под условиями сле­дует понимать такой комплекс явлений, который, хотя и не порожда­ет определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой его становления и развития. Это совокупность обстоятельств, в кото­рых осуществляется конкретная причинная связь.

Повод — это событие, выступающее побудительным толчком для Действия причины. Повод носит внешний, случайный характер.

Существующее многообразие причинных связей классифицирует­ся по нескольким основаниям. В соответствии с таковыми причинные связи могут быть внутренними и внешними, главными и неглав­ными, необходимыми и случайными.

При рассмотрении категории причины и следствия возникает про­блема сущности детерминизма, а также соотношения детерминизма и причинности.

Детерминизм — это философское учение о всеобщей универсаль- I ной взаимосвязи предметов и явлений объективного мира и их при­чинной обусловленности. Диалектический детерминизм рассматривает причину как взаимодействие, включает в себя проблему не только не- | обходимого, но и случайного в причинении.

Что касается соотношения детерминизма и причинности, то обще­признано, что всеобщность причинной обусловленности явлений ле­жит в основе детерминизма. Но, согласно имеющимся исследовани­ям, сам детерминизм выступает в виде негенетической детерминации (это отношения типа сущности и явления, части и целого, формы и содержания и т.п.), а также в виде генетической детерминации — это обусловленность вещи предыдущими состояниями. Генетическая де­терминация проявляется в виде самодетерминации и причинности. Таким образом, учение о детерминизме как всеобщей закономерной обусловленности явлений не исчерпывается причинностью и даже ге- 1 нетической детерминацией. Детерминизм включает в себя причин- I ность, но не сводится к ней. Причинность — это одна из форм прояв­ления детерминизма.

Связь между причиной и следствием носит закономерный, необ- I ходимый характер. Причиной и следствием являются не просто мате­риальные объекты, но их изменения. В качестве причины выступает некоторое изменение одного объекта, следствием является некоторое изменение другого. Поскольку взаимодействие, лежащее в основе при­чинения, всегда ведет к развитию, то переход от причины к следствию представляет собой скачок от старого к новому путем борьбы проти- I воположностей и диалектического отрицания.

Причина предшествует следствию во времени, временной интервал между ними может быть очень малым, но он всегда имеется, ибо нужно время для переноса субстрата в процессе причинения, а в мире нет абсолютно жестких систем, которые бы отдавали и принимали субстрат, а также изменялись бы мгновенно. Когда речь идет об одновременности существования причины и следствия, то имеется в виду определенный отрезок времени их сосуществования, но никак не одномоментность их взаимоналичия. Из того, что причина предшествует по времени следствию, не следует, что всякая последовательность явлений по времени означает наличие их причинных отношений.

Важнейшим моментом причинности является то, что она произво­дит действие. При этом одна и та же причина при одинаковых услови­ях вызывает строго определенное следствие. Одно следствие может быть результатом комплекса причин, одна причина может вызвать не­сколько следствий.

Причина не только порождает следствие, но и следствие воздейству­ет на причину. Г. Гегель считал, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Причина, будучи активной субстан­цией, воздействует на пассивную и вызывает в ней изменения — след­ствия, но следствие оказывает противодействие и из пассивной суб­станции превращается в активную. Следствие не может быть причиной своей же причины. Обратное влияние следствия на породившую его причину означает факт затухания причины в своем следствии, факт затухания действия и прекращения причинной связи. Причина угаса­ет в действии и тем самым угасает и действие, цикл развития завер­шен. Но если речь идет о том, что полученное данное следствие выс­тупает причиной изменений, то это уже новая причинная цепь.

Причинности имманентно присущ момент необходимости и слу­чайности. Случайность в причине обусловлена изменяющимися ус­ловиями, состоянием, характером изменений взаимодействующих элементов, а также существованием и возможным пересечением мно­жества причинно-следственных цепей. Таким образом, все имеет свою причину, каждая причина выступает как следствие других причин, и каждое следствие есть причина других следствий.

Теория и практика медицины в объяснении причинности основы­вается на концепции взаимодействия. Концепция причинности в со­временной медицине — это концепция взаимодействия организма с факторами природной или социальной среды, осуществляемого в оп­ределенных условиях. Причина болезни может быть понята как взаи­модействие организма и среды. Следовательно, в теории причиннос­ти современной медицины особое значение приобретает вопрос об отношении внешних и внутренних факторов. Внешние воздействия преломляются через природу внутреннего взаимодействия. Следст­вие — это не зеркальное отражение внешнего воздействия, а результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат преломления внешнего во внутреннем. Этиология, таким образом, - это специфи­ческое преломление внешнего во внутреннем. Так, реакция на луче­вые воздействия зависит как от дозы облучения, так и от свойств орга­низма, характера обменных процессов, типа нервной системы и так далее. Внешние факторы сами по себе не создают в организме специ­фических изменений, они должны найти себе преломление через функции и морфологические изменения организма. Этиология раскрывает генезис патологического процесса в единстве внутреннего и внешне­го, а патогенез раскрывает его механизм и развитие.

Диалектическое решение вопроса о сущности и механизме причин­ной связи противоположно метафизическому и механистическому решению этого вопроса монокаузализмом и кондиционализмом. Мо-нокаузализм (от лат. mono — один и causa — причина) отождествляет при­чину только с внешним воздействием на организм. Причина заболева­ния сводится только к воздействию болезнетворного фактора на объект. Монокаузалисты отождествляли причинность с микробом, не учиты­вали процесс взаимодействия макро- и микроорганизма, реактивность организма человека, не признавали активной роли условий. Кондици-онализм (от лат. condition — условие) отрицает причины заболеваний. Сторонники этого учения считают, что изучение явления заключается не во вскрытии его причин, а в рассмотрении условий его возникновения и существования. По мнению кондиционалистов, болезнь вызывается только множеством условий. Однако современная медицина рассмат­ривает причину как взаимодействие организма с факторами природ­ной или социальной среды, осуществляемой в определенных условиях.

Содержание и форма. Любой объект действительности представля­ет собой единство содержания и формы. В мире нет вещей, лишенных содержания, так же как и нет вещей, лишенных формы.

Содержание — это внутренняя сторона предметов, представляющая собой всю совокупность элементов, процессов, тенденций, образую­щих основу их существования и развития.

Форма — это совокупность необходимых, устойчивых связей, со­ставляющих структуру объекта, способ его существования. Форма представляет собой единство внутреннего и внешнего. Как способ свя­зи элементов данного содержания, форма есть нечто внутреннее. Как способ связи данного содержания с содержанием других предметов форма выступает как нечто внешнее, внешняя форма. Так, внутрен­ней формой литературного произведения является его сюжет, компо­зиция, способ связи его художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Г. Гегель отмечал, что «Илиаду» делает «Илиадой» та поэтическая форма, в которой выражено содержание.

Форма и содержание существуют в рамках их неразрывного един­ства и взаимоперехода. Форма и содержание взаимопроникают друг в друга. Форма, будучи определенной системой связей, немыслима без элементов, между которыми эта связь устанавливается. Содержание обусловливает форму, но и само не существует без формы. Определен­ное содержание обличается в определенную форму.

Форма и содержание - это противоположности, находящиеся в единстве и борьбе. Развитие противоречия формы и содержания про­ходит следующие этапы: возникновение и нарастание противоречий между новым содержанием и старой формой; сбрасывание старой и возникновение новой формы, соответствующей новому содержанию; совершенствование содержания под воздействием новой формы.

Противоречие формы и содержания развивается по мере накопле­ния изменений в содержании материального образования. Несоответ­ствие между формой и содержанием проходит этапы от тождества к различию, а затем и противоположности. Углубление, развитие про­тиворечия сопровождается тем, что форма, которая способствовала развитию содержания, начинает препятствовать развитию вещи. Од­нако содержание продолжает изменяться. Усиление борьбы содержа­ния и формы приводит к ломке существующей системы связей (фор­мы) и образуется новая форма, соответствующая новому содержанию и дающая простор для развития последнего. Процесс ломки старой формы и образования новой представляет собой скачок, переход вещи в новое качество.

В результате борьбы противоположностей изменяется весь предмет, однако, во взаимодействии противоположностей ведущую роль игра­ет содержание. Содержание более подвижно, текуче, оно предопреде­ляет тенденции развития явлений. Форма более статична, она отстает от содержания, однако, оказывает обратное влияние на содержание. Примером диалектики формы и содержания является соотношение ге­нотипа и фенотипа в эволюции организмов. Источником эволюции является борьба противоположностей содержания и формы. Фенотип (форма) не пассивен, но активно влияет на генотип (содержание). От­ношения между генотипом и фенотипом выступают в качестве суще­ственного противоречия развития живого.

В развитии общества диалектика формы и содержания реализуется во взаимосвязи производительных сил и производственных отноше­ний. Производственные отношения являются формой по отношению к производительным силам общества. В развитии той или иной об­щественно-экономической формации производительные силы бурно развиваются, уходят вперед в своем развитии, а производственные от­ношения (формы собственности) отстают, тормозят развитие произ­водительных сил. Конфликт разрешается изменением формы произ­водственных отношений. Во всех сферах объективного мира действует общая закономерность: по мере развития любого процесса или пред­мета сначала изменяется содержание, а затем и форма (по мере разви­тия своего содержания) вступает в противоречие со старой формой, в результате чего происходит ее замена. В результате такой замены но­вое содержание получает возможность для развития.

Таким образом, всякая форма содержательна, всякое содержание имеет форму. Содержание определяет форму, а форма активно влияет на содержание.

Поскольку всякий предмет обладает содержанием, а содержание выступает в виде системы взаимосвязанных частей и элементов, то наряду с категориями формы и содержания следует рассмотреть свя­занные с ними такие категории как часть, целое, структура, элемент, система, функция.

Целое и часть. Каждое материальное образование представляет со­бой нечто целое, состоящее из определенных частей. Какую бы сколь угодно малую частицу материи мы ни взяли бы, она всегда представ­ляет собой нечто целое и, вместе с тем, часть иного целого. Таким образом, каждое материальное образование в одно и то же время выс­тупает и как нечто разделенное на части, и как единое целое.

Целое — это предмет (процесс, явление), включающий в себя в ка­честве составных частей иные предметы (процессы, явления) и обла­дающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам состав­ляющих его частей.

Часть — это предмет (процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его со­держания. По характеру связи частей между собой различные систе­мы делятся на разные типы целостности. Суммативное, механическое целое — это такое целое, которое представляет собой механическую сумму частей. В этом виде целостности его составные части обладают одинаковыми свойствами независимо от того, входят ли они в состав целого или нет. Части такого целого могут входить и выходить из него, практически не меняя своих свойств.

Организованное целое — это такое целое, все части которого нахо­дятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Свой­ства целого в этом случае не представляют собой сумму свойств его частей: это такая система, в которой проявляются новые качества, не свойственные образующим его частям. При этом свойства целого из­меняются в зависимости от изменения его составных частей. В свою очередь, свойства частей меняются в зависимости от того, входят ли они или не входят в состав данного целого.

Более высоким типом целостности является органическое целое. Часть такого целого не только приобретает ряд новых существенных свойств, но и вообще не может существовать вне данного целого. Та­ким образом, в соотношении части и целого можно отметить следующую закономерность: чем глубже и сложнее связь между частями, тем выше роль целого по отношению к своим частям, тем меньше относи­тельная самостоятельность частей и целого.

Качество целого отличается от суммы качеств составляющих его частей за счет структуры. Части целого взаимодействуют друг с дру­гом только определенными сторонами, и качество целого зависит от способа взаимосвязи частей.

Всякое целое подвижно, изменчиво, в своем развитии оно проходит этапы становления и совершенствования. Целое возникает сперва как единство минимума частей, а затем оно может порождать новые части.

На базе одного целого может порождаться новое целое, но новое це­лое порождается на основе старого не в готовом виде, а в виде компо­нентов, которые представляют собой вторичные продукты старого це­лого и первичные по отношению к новому целому. Таким образом, целое порождает части, а части приобретают характер новой целостности.

Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является це­лое. Части подчиняются целому, развиваются в его рамках. Часть должна сообразовываться с целым. Подчиняясь целому, его части об­ладают относительной самостоятельностью, относительной степенью свободы. Ведь каждая часть выполняет свои функции, обладает свои­ми особенностями, характеристиками, свойствами, одни из частей более подвижны, другие менее.

Таким образом, категории части и целого выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное и единое целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей, но не сводится к ним.

Структура и элемент. Всякое материальное образование состоит из устойчивых, относительно неделимых компонентов, состоящих в закономерной связи между собой и выполняющих определенные фун­кции. Это элементы.

Категория «элемент» соотносится с категорией «структура».

Структура — это сеть связей, устойчивая система связей, тот спо­соб связей, который объединяет все элементы в единое целое. Одни и те же элементы, будучи связаны различными сторонами, могут обра­зовывать различные структуры.

Согласно имеющимся в философской литературе взглядам, струк­тура является категорией полифункциональной, ее смысл зависит еще и от того, с какой категорией она образует диалектическую пару. В диалектике элемента и структуры структура представляет собой толь­ко внутренние связи, в диалектике структуры и функции в понятие структуры включаются связи и элементы. В диалектике системы и структуры последняя является качественной характеристикой систе­мы и по своему содержанию близка к категории «функция». Элемент и структура взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга, образу­ют диалектическую связь. Характер связи элементов зависит от при­роды элементов, их количества и качества. С другой стороны, каче­ства элементов, их роль и место зависят от структуры, от системы их связей. Изменение элементов, их качества и количества обусловлива­ет изменение структуры. Появление новой структуры обусловливает изменение ее элементов, их свойств, характеристик. Взаимосвязь эле­ментов и структуры представляет собой единство противоположнос­тей. Элементы имеют тенденцию постоянно изменяться, структура до определенной меры остается неизменной, но на определенной ступе­ни развития этого противоречия происходит ломка старой структуры и формирование новой. Таким образом, диалектика взаимосвязи эле­ментов и структуры представляет собой конкретизацию диалектики взаимосвязи содержания и формы.

Закон взаимодействия элементов и структуры реализуется в диалек­тике структуры и функции. Понятие «функция» отражает взаимодей­ствие между элементами системы и связь последней с другими систе­мами, что обеспечивает их устойчивое состояние. Функция — это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в систему, так и для нормальной работы всей системы.

Понятие «структура» в диалектической паре с категорией «функ­ция» означает последовательность связей элементов системы и вклю­чает в свое содержание и сами эти элементы. Биологической функцией можно считать взаимодействие между элементами морфологического субстрата: здесь функция выступает как способ существования мор­фологического субстрата.

Биологическая структура — морфологическое единство субстрата и динамики процесса.

Все многообразие функций в живых системах можно разделить на два класса: пластические, то есть строительные, и рабочие, т.е. регуля­ции различного уровня (тканевые, органные, межорганные и так далее).

Все патологические процессы должны рассматриваться как наруше­ние пластических или рабочих функций в рамках целостного организма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.065 с.)