Тема 1.Типы и устройство сцены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.Типы и устройство сцены



Введение.

Создание единой, целостной театральной формы во многом определяет сценическое пространство театра. Поиск различных средств и приемов для художественного преобразования сценического пространства является основной задачей режиссера и сценографа в процессе создания сценического произведения – спектакля. Глубокий идейный замысел любого спектакля, его стилистика и поэтика, которые рождаются в органичном сочетании режиссерской индивидуальности и неповторимого авторского стиля драматурга, могут появиться только в результате тесной и плодотворной работы режиссера с художником. И потому одним из существенных вопросов в профессии режиссера является вопрос взаимодействия режиссера с художником.

Знание таких основополагающих понятий как сценическое пространство, сценическое время, умение их воспринимать, формировать, необходимы для успешного изучения театрального дела.

Курс лекций по сценографии, сценической технике и оборудованию входит в блок общепрофессиональных дисциплин.

Тема 1.Типы и устройство сцены

После изучения темы студент должен знать:

 определение понятий сценическое пространство и сценическая площадка, «сцена-коробка», ее разновидности, основные части сцены-коробки, и сценическое оборудование, классификацию светового оборудования, а также технику безопасности при работе со сценическим оборудованием.

 

После изучения темы студент должен уметь:

 различать сценические площадки, определять основные планы планшета сцены и пользоваться сценическим оборудованием, распределять световые приборы в общей структуре светового решения мероприятия.

Список литературы:

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с.

2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с.

3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с.

4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с.

 

Информационный блок

Основные вопросы темы:

1. Сценическое пространство. Типы сценических площадок.

1.1. Понятие «Сценическое пространство».

1.2. Сценическая площадка и ее типы.

2. Устройство сцены-коробки.

2.1. Сцена-коробка, ее разновидности.

2.2. Основные части сцены-коробки.

2.3. Основные планы планшета сцены-коробки

2.4. Оборудование сцены-коробки.

2.5. Техника безопасности при работе со сценическим оборудованием.

2.6. Одежда сцены.

3. Осветительное оборудование.

3.1. Постоянное оборудование сцены;

3.2. Группа выносного света;

3.3. Переносная светоаппаратура и приборы для сценических эффектов;

3.4. Осветительная арматура спектакля.

 

Сценическое пространство. Типы сценических площадок

Устройство сцены коробки

Сцена-коробка, ее разновидности

Сцена-коробка – замкнутое со всех сторон пространство сцены, напоминающее по архитектуре коробку.

 Разновидности сцены-коробки:

•   беспортальная, у которой ширина портального отверстия полностью совпадает с шириной зрительного зала в зоне первых рядов;

•   с трехчастным порталом, у которой в портальной стене вырезано три отверстия;

•   бездекорационная сцена - неглубокая сцена закрытого типа, имеющая просторную авансцену, которая является основной игровой площадкой; глубинная часть предназначена для декорационного фона;

•   бескулисная - сцена, не требующая маскировки своих боковых пространств кулисами. Пространство этой сцены формируется тремя стенами нейтрального характера или стационарным сценическим горизонтом. Эффект бескулисной сцены достигается также значительным увеличением ширины сцены по отношению к ширине портала.

Оборудование сцены-коробки

Оборудование сцены-коробки – совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для осуществления сценического зрелища, составная часть техники сцены. К нему относятся система подъемов, световое оборудование.

Вверху сцены-коробки, под самым потолком, находятся колосники - деревянная решетка, к которой на тросах крепятся штанкеты (металлические трубы или деревянные брусья). На штанкетах подвешиваются одежда сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес штанкетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противовесов (грузов) - для облегчения подъема и опускания штанкетов. При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет.

Здесь же монтируются:

•   барабан горизонта – катушка, на которую наматывается полотно сценического горизонта;

•   декорационный подъем - устройство для подвески мягких и жестких декораций, состоящее из горизонтальной штанги и тросовой системы с противовесом;

•   индивидуальный подъем - устройство, позволяющее поднимать предметы оформления на одном или нескольких канатах;

•   кулисная машина - приспособление для перемещения жестких кулис и других элементов декораций параллельно портальной стене сцены.

Для быстрой смены декораций служат также:

•   накатная площадка - платформа, перемещающаяся на катках по планшету сцены);

•   фурки - приспособление в виде небольшой площадки на колесах, служащей вместо круга для подачи смонтированных декораций, реквизита, актеров из карманов или арьерсцены. Могут двигаться по специально установленным «дорогам»;

•   круг - вращающаяся часть планшета сцены. Поворотный круг может быть стационарным и съемно-накладным, т.е. накладывается поверх планшета. Другой разновидностью круга является барабанный круг, с встроенными в него специальными подъемно-опускными площадками – плунжерами. Как правило, вращающаяся конструкция круга скрыта в трюме и имеет два-три этажа;

•   подъемно-опускные площадки.

Различают следующие подъемно-опускные площадки:

а) плунжеры - специальные опускные площадки, устроенные обычно в барабане круга: на них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данной постановки;

 б) собственно подъемно-опускная площадка – часть планшета сцены, поднимающаяся над ним на заданную высоту и опускающаяся под сцену в трюм;

 в) подъемно-опускной план (поплановый подъемник) - подъемно-опускная площадка, занимающая целиком один из планов сцены;

 г) люк-провал - небольшая часть планшета, опускающаяся под сцену и служащая для эффекта появления или исчезновения актера.

По стенам вокруг сцены расположены галереи, соединенные между собой узкими мостиками.

Одежда сцены

Мягкие декорации - детали оформления спектакля, сделанные из мягких материалов:

- половик, которым затягивают планшет сцены;

- кулисы, перекрывающие сцену по бокам;

- падуги, закрывающие верх сцены; а также

- задники, создающие фон.

При уборке и при транспортировке мягкие декорации скатываются или сворачиваются.

Арлекин - часть декоративного оформления сцены; первая (со стороны зрительного зала) полоса ткани, неподвижно закрепленная в верхней, не раскрывающейся части портальной арки сцены. Арлекин:

- скрывает от зрителей конструкции и механизмы верхней сцены;

- является завершением переднего занавеса;

- входит составной частью в архитектурный интерьер зрительного зала. Боковые сукна - сукна расположенные по кулисам.

Горизонт - в театре - полотнище ткани:

- выкрашенное в белый, серо-голубой или голубой цвет;

- подвешиваемое в самой глубине сцены;

- закрывающее собой заднюю стену; и

- частично перекрывающее бока сцены.

При соответствующем освещении горизонт создает иллюзию открытого пространства, воздуха.

Живописная панорама - вид задника; движущееся полотно с меняющимися картинами.

Задник - живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде (на штанкетном подъеме).

Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

 Заспинник - часть подвесной декорации на рамах, на которой изображается пейзажный или архитектурный мотив.

Кулисы - плоские части театральной декорации:

- располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе;

- предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство.

Различают:

- мягкие навесные кулисы;

- жесткие кулисы на рамках.

Мягкая кулиса - большое полотнище ткани:

- подвешенное узким концом в свободном состоянии (гладко или в складку) на границах между планами сцены;

- закрывающее боковые пространства сцены.

Падуга - часть театральной декорации; полоса ткани, подвешенная на штанге к верху сцены, для маскировки верхних пролетов над декорациями, колосников, висящих декораций и других верхних механизмов сцены.

Панорама - большой живописный задник, который во время действия передвигается с одной стороны сцены на другую. Передвижение осуществляется с помощью особого механического устройства, состоящего из панорамной дороги и приводных лебедок.

Панорама применяется в тех случаях, когда нужно изобразить движение актеров или каких-либо предметов на сцене.

Сукна - система подвесных, однотонных драпировок, служащих завесами. Сукна навешиваются сверху вниз по системе кулис по бокам сцены, располагаясь на отдельных ее планах.

Фестон - фигурный подбор декоративной драпировки, свисающий в виде полуовальных, закругленных складок.

Ковер-самолет - площадка:

- подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер;

- служащая для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую.

Обычно "пролет на ковре-самолете" применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы:

- шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке;

- собираются в складки;

- украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса.

Занавес позволяет:

- сделать невидимым процесс перемены обстановки;

- создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки.

Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены.

Антрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в глубину первого плана сцены.

Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от зрительного зала.

Одежда сцены - мягкие (бескаркасные) декорации. К одежде сцены относятся арлекин, кулисы, падуги, занавесы, раздержки, задники, панорамы, горизонты, половики, витражи, экраны и т.д. Одежда сцены рассчитывается так, чтобы ни при каких условиях ни с одного места зрительного зала не было видно ничего лишнего. Кроме этого одежда сцены должна служить декоративным фоном, на котором с добавлением некоторых деталей, можно играть целые пьесы, представления. Одежду сцены подразделяют на дежурную, концертную и светопоглощающую. К дежурной одежде сцены относятся кулисы поплановые, падуги неплановые, неплановый задник, горизонт. Дежурную одежду сцены используют в различных вариантах - и как одежду для репетиции и как часть или полностью для оформления спектакля, и для оформления концертов и торжественных заседаний. Дежурную одежду изготавливают из прочной ткани приглушенных тонов, хорошо согласующихся с декорациями. К концертной одежде сцене относят комплекты, состоящие из неплановых падуг и кулис, фонового задника, а также из нескольких кулис белого и красного цвета, что позволяет разнообразить оформление и сделать его торжественным. Цвет концертного оформления может быть светлее, чем дежурного, но не слишком ярким. Светопоглощающий комплект Одежды сцены состоит из неплановых падуг и кулис, задника фонового и боковиков. Его изготавливают из черного полубархата, бархата или темной ткани, имеющей направленный ворс. Чтобы одежда сцены, смотрелась "богаче", ее элементы драпируют в складку.

Группа выносного света

Сюда входит весь комплекс выносного освещения. Он состоит из выносного софита, осветительных лож и из ряда фонарей, прикреплённых к барьерам ярусов. Задача выносного света, это освещение актёра и тех игровых предметов, которые должны подчеркнуть содержание картины. Состоит эта группа из линзовых фонарей, которыми можно бросать на сцену произвольно направленный луч, дать световое пятно.

Переносная светоаппаратура

Переносная светоаппаратура (сюда входят и приборы для сценических эффектов) – состоит из разнообразных приборов. Существуют малые совсем крошечные прожектора, тубусы и арматуры открытого (безлинзового) света. К этой же группе относятся и подсветы, скрыты в различных предметах обстановки сцены. При помощи этой группы достигаются световые эффекты. В этой же группе имеются приспособления для пользования ультрафиолетовыми лучами.

Световая арматура спектакля

К четвёртой группе относятся световая арматура спектакля, т.е. видимые зрителю источники.

К светооборудованию относится также система сигнализаций, для которой на сцене приспособлены специальные щиты с контрольными лампочками.

 

Методические указания для самоподготовки

Изучив материалы информационного блока:

1. Дайте определение понятию «сценическое пространство».

2. Объясните, чем отличаются открытые и закрытые сценические площадки.

3. Ответьте, как можно использовать каждую из сценических площадок.

4. Дайте определение понятию «сцена-коробка».

5. Назовите разновидности сцены-коробки.

6. Перечислите три этажа сцены-коробки.

7. Объясните в чем разница между основными планами планшета сцены с точки зрения режиссерского решения.

8. Ответьте, как можно использовать сценическое оборудование при определенном декорационном оформлении. 

9. Перечислите основные группы светового оборудования.

10. Объясните, чем отличаются выносное освещение и переносная светоаппаратура.

11. Ответьте, как в комплексе можно использовать различные группы светового оборудования.

 

 

Тема 2. Декорационное оформление

После изучения темы студент должен знать: значение декорационного оформления в общем режиссерском решении, виды декорационного оформления, принципы условного оформления, виды бутафории, основные стили театральной мебели.

После изучения темы студент должен уметь: определять место декорации в композиции сценического пространства, уметь различать условность и конкретность в декорациях, изготавливать бутафорию по технологии папье-маше.

Список литературы:

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с.

2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с.

3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с.

4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с.

Информационный блок

Основные вопросы темы:

1. Декорация в спектакле, виды декорационного оформления

1.1. Значение декорационного оформления

1.2. Виды декорационного оформления

1.3. Декорации в композиции сценического пространства

2. Условное оформление

3. Бутафорские предметы и их значение

3.1. Виды бутафории

3.2. Технология изготовления бутафории

4. Театральная мебель

1. Декорация в спектакле, виды декорационного оформления

1.1. Значение декорационного оформления

Декорационное оформление есть результат работы особой творческой личности в театре — художника (за исключением тех редких случаев, когда режиссерский дар и талант художника соединяются в одном лице), привносящего в спектакль неповторимые черты своего авторского стиля. Поэтому для понимания связи между пластической композицией спектакля и его декоративным оформлением необходимо уточнить роль и место каждого из рассматриваемых элементов в системе взаимовлияния всех частей художественного целого, т.е. спектакля.

Известно, что актеры могут играть без всяких декораций, тогда как декорации сами по себе, без актеров, ни при каких условиях не составляют произведения театрального искусства. История их взаимоотношений довольно сложна и богата крайностями. Первые в истории театра декорации нимало не претендовали на какое-либо самостоятельное значение — они просто обозначали место действия и создавали актеру более или менее удобные условия для существования на сценической площадке.

Но декорация может многое объяснить зрителю и тем самым избавить актера от лишних забот, это открытие повлекло за собой тенденцию возлагать на оформление спектакля всё большую ответственность за зрелище в целом, с предоставлением все больших прав и все большего места.

В XX веке главное в театре — сценическое действие, осуществляемое актерами, а все остальное существует лишь для него и настолько, насколько это ему необходимо.

Однако извлечение старых истин из-под пепла временных заблуждений сопровождалось готовностью свести к минимуму декоративное оформление — в середине века это стало, чуть ли не обязательным требованием, во всяком случае, признаком хорошего тона. Наиболее радикальной (как всегда и во всем) была позиция Вс. Мейерхольда: он заменил декорацию «конструкцией» и костюмы — «прозодеждой». Как пишет Н.Волков, «...Мейерхольд говорил, что театр должен отмежеваться от живописца и музыканта, слиться могут только автор, режиссер и актер. Четвертая основа театра — зритель... Если изображать графически данные взаимоотношения, то получится так называемый «театр-прямой», где автор-режиссер-актер образуют одну цепь, навстречу которой устремляется внимание зрителя».

Подобное отношение к декорационному оформлению спектакля, пусть не в столь крайних формах, не изжито до сих пор. Его сторонники объясняют свой отказ от внятного оформления сцены стремлением к «театральности». Против этого возражали многие мастера режиссуры; в частности, А.Д. Попов заметил, что «...возвращение актера на фон холщовых кулис и освобождение его от каких-либо игровых деталей еще не знаменует победы романтизма и театральности на сцене». То есть, из открытия, что искусства-помощники — не главные на сцене, вовсе не следует, что они не нужны совершенно. А попытки избавить театр от декораций — это отголоски прежнего гипертрофированного почтения к оформлению сцены, только «вверх ногами»: в них отражается представление о самостоятельности и независимости сценографии.

В наше время этот вопрос полностью прояснился: искусство сценического оформления играет второстепенную роль по отношению к искусству актерской игры. Это положение отнюдь не отрицает, а, напротив, предполагает известное влияние, которое может и должно оказывать оформление спектакля на сценическое действие.

По определению А.Д. Попова «...оформление спектакля являет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия». Поэтому правильнее будет сказать, что подчиненность оформления действию должна возникнуть как результат сложения творческих почерков, как итог совместной работы самостоятельных творческих индивидуальностей. Следовательно, говорить можно только о той почве, которая наиболее благоприятна для этого сотрудничества, о тех общих позициях, которые дают единое направление развитию творческой мысли каждого из создателей спектакля.

1.2. Виды декорационного оформления

1. Повествовательная декорация. Это такая декорация, которая воспроизводит на сцене картину реальной жизни. Сценическое пространство при этом превращается художником в реальное пространство того места, где происходит действие спектакля.

2. Метафорическая декорация предлагает зрителю обобщенный образ всего спектакля в целом. Художник стремиться раскрыть пьесу через пластическую метафору. Эта декорация-метафора может быть выражена самыми различными средствами и по-разному взаимодействовать с актерами.

3. Живописная декорация. Каждая декорация должна быть живописной. Но в данном случае эта декорация, где живопись выступает как основное средство выразительности. Живописная декорация имеет дело, прежде всего с плоскостью, на которой художник пишет самые различные изобразительные сюжеты. Это может быть пейзаж или интерьер, которые художник-повествователь постарался бы перевести в три измерения, построить. Это могут быть также и какие-либо условные декоративные мотивы, создающие изобразительный фон для действия спектакля. Художник может на плоскости задника или занавеса выразить языком живописи или графики, идею спектакля, создать емкую изобразительную метафору.

4. Конструктивистская установка. Сценическое пространство рассматривается как место, где выстраивается конструкция, предназначенная для действия актеров. Это может быть, например, конструкция из разновысотных площадок, соединенных между собой и с полом сцены лестницами и скатами. Она должна воплощать идею и образ спектакля.

5. Архитектурно-пространственная декорация. Если конструктивная установка относится к сценическому пространству, прежде всего, как к нейтральному месту, где она размещается, и при этом действие сосредоточивается главным образом на самой конструкции и развивается по вертикали, то архитектурно-пространственная декорация обычно рассчитана на использование всей глубины сцены. Здесь пространство сцены является одним из главнейших компонентов образа спектакля.

6. Динамическая декорация на первый взгляд имеет много общего с архитектурно-пространственной, основанной на движении. Но есть существенное отличие, которое позволяет выделить динамическую декорацию как особый способ решения сценического пространства. Это отличие в принципиальной функции движения. Если для архитектурно-пространственной декорации движение служит, прежде всего, для разворачивания единой установки перед зрителем, то в динамической декорации движение это главное выразительное средство, непосредственно создающее образ спектакля.

7. Световая декорация. Если художник не умеет владеть светом как одним из первостепенных средств выражения, даже самые интересные декорации не будут восприняты зрителем. Но функция сценического света не ограничивается задачей выразительно подавать ту или иную декорацию. Свет в руках хорошего художника может стать решающим компонентом театрального образа. «Декорации» создаются при помощи светового оборудования.

8. Проекционная декорация. Использование проекционной декорации, как и любой другой прием, связанный непосредственно с техникой, в большей степени зависит от состояния проекционной аппаратуры и от качества экранных материалов. Но зато часто заменяет любую другую объемную декорацию.

9. Игровая декорация. Корни декорации, которую называют игровой, уходят далеко в века, в традиции народного искусства, когда представления давались бродячими актерами на площадях, в гостиничных дворах, на повозках и т.д. Оформления как некого самостоятельного целого не было, его создавали необходимые для действия предметы, приносимые на сцену самими актерами и возникающие нередко в порядке импровизации. К опыту такого театра обратился в начале века В.Мейерхольд. Актеры-монтировщики на глазах у зрителей меняли декорации.

10. Внерамповая декорация. По нашей классификации – это типично игровая декорация. Но поставлена она в условия внерампового спектакля, когда сцена вынесена в зрительный зал, окружена зрителями.

В реальной практике эти приемы и направления редко существуют в «чистом» виде. Они сложно пересекаются, взаимодействуют, взаимовлияют. Иногда их бывает трудно уловить, выделить и проанализировать их первичные свойства. Однако эту условность неизбежна, потому что только так можно наглядно и ясно показать различные сценические приемы и направления в их первооснове.

Виды бутафории

Бутафория (итал.), поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.

Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр.

Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.

Из всей массы существующих приемов и методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе данного производства. К ним относятся: работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материалами, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть применен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде реквизита. Так, бутафорский кувшин может быть изготовлен из папье-маше, отформован из синтетических смол или склеен из пенопласта. Если это большая декорация, выбор технологии изготовления во многом зависит от мастера-исполнителя. Всего многообразия приемов, технологий, способов изготовления и применяемых материалов перечислить невозможно. Классический способ изготовления бутафории - из папье-маше (несмотря на все достижения в области применения пластических масс) все еще не теряет своего значения и является технологической базой бутафорского производства.

Раньше словом бутафория обозначали специально изготовленные предметы, которые применялись в театре, вместо реальных вещей. В наши дни, бутафорию применяют не только в спектаклях, но ее используют как праздничное оформление и в рекламных акциях, в оформление корпоративных праздников и мероприятий, оформление детских праздников. Большая декорация всегда интересна, а изготовление возможно только по технологии бутафории.

Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте.

Вторая мировая война дала новый толчок развитию бутафорских предметов. Изготавливались муляжи танков, артиллерийских орудий, складов с целью обмана противника, сосредоточив его внимание на бутафорских, а не реальных силах, представляющих какую-либо угрозу.

Вообще, словом "бутафория" обозначают специально изготовленные предметы, которые употребляются в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. В наши дни "бутафория" уже давно сошла с театральных подмосток: увеличенные муляжи товара активно используются в рекламных акциях, портретные куклы становятся украшением интерьеров, а точные копии предметов, реквизитом для телевизионных съемок.

Маски

Маски с портретным сходством известных людей, артистов изготавливаются для театральных постановок, шоу-программ. А карнавальные маски - незаменимый атрибут новогодних праздников и праздника нечистой силы "Хэллоуин".

Муляжи

Муляж - это точное воспроизведение какого-либо предмета. Чтобы создать форму максимально приближенную к оригиналу наши мастера используют технологию папье маше. Затем муляж расписывается вручную, ему придается нужный цвет и фактура.

Театральная мебель

Театральная мебель это часть декорационного оформления сценической площадки. Так же как и другие декорации, она способствует созданию общего художественного замысла и атмосферы спектакля или мероприятия.

Для того чтобы более полно создать картину какого-то события или эпохи на сцене необходимо подбирать театральную мебель в соответствии со стилем декорационного оформления.

История развития мебельного искусства тесно связана с историей архитектурных стилей и составляет особую отрасль декоративного прикладного искусства. В развитии мебельного искусства, в чередовании стилей мебели отразились различные социально-бытовые уклады общества, эволюция его материальной культуры, общественных взглядов и вкусов.

В различные эпохи были созданы многообразные типы и формы мебели, разные приемы обработки материала и способы отделки.

Стиль в мебели - это совокупность формы, деталей, пропорций, рисунка и отделки предмета.

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (3400-2000 гг. до н. э.) Образцы египетской мебели были найдены при раскопках погребений фараонов (3400 - 2000 гг. до н. э.). Это были чаще всего ларцы, стулья, кровати, табуреты, сделанные из крепких пород дерева с применением богатой инкрустации из малахита, бронзы, слоновой кости. золота, драгоценных камней.

Ножки стульев, кресел и табуретов тогда делали в виде львиных лап, бычьих ног и ставили на каблучки. Спинки обычно были вертикальными, иногда наклонными. Наклонная спинка соединялась с задними ножками дополнительной опорной вертикальной планкой.

 

 Стул Тутанхамона, 1350 г до н.э.

 

 Табурет

 

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (V век до н. э.) По своим формам мебель Греции была близка к египетской. Наиболее распространенным видом древнегреческой мебели 6ыл ларь. Для изготовления мебели в основном употребляли бронзу, дерево и мрамор. Подлинных образцов деревянной греческой мебели не сохранилось. Мы знаем о ней по изображениям в вазовой живописи, в барельефах, по описаниям ее в произведениях греческих писателей. В V веке до нашей эры - в период расцвета всех искусств Греции - в мебели возникли новые формы, более разнообразные и совершенные по пропорциям и обработке. Гармоничность пропорций и форм, свойственная греческой архитектуре, проявилась также и в мебели. Характерен табурет на четырех ножках (дифрос). Сохранились изображения стула (клисмос) и ложа (клинэ), представляющего собой неглубокий ящик на ножках. Ножки мебели делали в виде львиных лап с крыльями грифонов, сверху они заканчивались головами зверей, грифонов, сфинксов, ветками аканта и пр. В креслах и диванах из этих же форм делались локотники. Во время еды люди возлежали на клинэ, поставленных вокруг стола. Столы (трапедза) делались низкими. Они были круглыми или прямоугольными по форме и в большинстве случаев переносными. После еды их задвигали под клинэ, высота которой равнялась примерно метру.

 изображение ложа (клинэ) и стола на рельефе.

 тол (трапедза) на трех ножках

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА (III век до н. э.) На формирование стиля древнеримской мебели оказали сильное влияние Греция и Египет, завоеванные и присоединенные к Римской империи.

Раскопки древнеримских городов Геркуланума и Помпеи дали богатый материал для изучения римской мебели. При общем сходстве с греческой мебелью мебель Римской империи (III в. до н. э.) перегружена украшениями с орнаментикой, лепкой и резьбой. Многочисленные войны и любовь к роскоши отразились на характере обработки мебели. Тема орнаментики - военные трофеи. Основной материал изготовления римской мебели - дерево, мрамор и бронза.

Характерными формами римской мебели были скамья для двоих (бицеллиум), предназначавшаяся для особо заслуженных граждан; курульное кресло для высших чиновников (консулы, преторы) - табурет с ножками, перекрещивающимися в виде буквы "X"; кресло домохозяина и императорский трон (солиум), которые делали богато украшенными, с подлокотниками, на высоких ножках и ставили на небольшой постамент. Стулья со спинками называли катедрой. Столы, так же как в Греции, были низкими; вокруг стола ставили клинэ (ложа), на которых возлежали во время трапезы.

Стол и три ложа назывались триклиниумом. Так же называлась и комната, в которой обедали.

 круглый стол из мрамора, Помпея

 кресло из мрамора

ВИЗАНТИЙСКАЯ МЕБЕЛЬ (IV-XV вв.) В Византии (с IV по XV в.) полностью сохранился римский характер мебели, но чрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы - золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. До наших дней не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели на миниатюрах.

В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью - низкие диваны, тахты,- заимствованной из Персии и других восточных стран.

 трон епископа Максимиама

 деревянный стол и кресла

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ МЕБЕЛИ (XI-XIII вв.) В Западной Европе XI - XIII веков мебель была очень проста и ее было мало даже во дворцах. На протяжении длительного времени вырабатывались четкие, устойчивые формы предметов. Мебель была целиком произведением народного искусства, особенно крестьянская. Основными предметами меблировки жилищ были сундук, зачастую заменяющий собой стул и стол, кровать и очень редко шкаф (сундук, поставленный вертикально, явился прототипом шкафа).

Прямоугольные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые заклинивались деревянными клиньями. В мебели часто применялась оковка железными полосами.

Кресла, стулья, скамьи делали из точеных круглых брусков. Характерен табурет на трех ножках. Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр. Делали ее в основном плотник и кузнец.

 Кресло точеное

 сундук на ножках

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЕБЕЛИ XIII-XIV вв. В обстановке жилищ развивающихся городов Европы со второй половины XIII века начинают появляться предметы с элементами готической архитектуры. Франция явилась родоначальницей этого нового стрельчатого стиля. Вещи начали делать более легкими, стройными, изящными.

ДЛЯ украшения мебели стали употреблять резьбу, в орнаменте которой преобладали архитектурные и растительные мотивы, изображение сцен современной жизни, скульптурные украшения.

Изменилась основная конструкция мебели. Теперь при ее изготовлении стали делать каркас, в который вставлялись филенки, покрытые резьбой, росписью и позолотой. Основными материалами были дуб и каштан.

Изготовляли мебель столяр, резчик, слесарь, а отделкой занимались живописцы и позолотчики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.121 с.)