Под гарантиями административно-правового статуса граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под гарантиями административно-правового статуса граждан



принято понимать комплекс экономических, политических, идео логических, организационных и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности гражданина в сфере государственного управления.

Экономические гарантии обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения и др.

Политические гарантии проявляются в политической стабильности в обществе, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединений и др.

Идеологические гарантии определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка и т. д.

Организационные гарантии включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида. К ним относятся судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контролирующие, надзирающие и инспектирующие органы, например Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата, образуемая парламентом РФ, органы исполнительной власти и др.

Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

Юридические (правовые) гарантии включают в себя правовые нормы об охране прав и интересов граждан и делятся на два вида: судебные и внесудебные.

В Конституции РФ, законах и иных нормативных правовых актах предусмотрен целый ряд гарантий прав граждан.

Так, ст. 45 Конституции РФ устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

  Одним из основных гарантов прав и интересов граждан является закон, который может выполнять такую роль, если он в полной мере соответствует экономическому и политическому развитию общества, не ущемляет и не ограничивает права граждан кроме как в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). При этом следует иметь в виду, что Конституцией РФ закреплены такие принадлежащие гражданам права, которые вообще не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Ими являются: право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), свободу слова и мысли (ст. 29). Кроме того, необходимо помнить, что законы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Судебные гарантии считаются более предпочтительными по следующим основаниям. Во-первых, их приоритет в этой области определен Конституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Во-вторых, суды, рассматривая дела по различным видам правонарушений, осуществляют одновременно и контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.

В настоящее время законодательством Российской Федерации значительно расширена юрисдикция судов (судей) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, их пересмотру и обжалованию. Об этом свидетельствуют нормы, установленные КоАП РФ. Во-первых, в отличие от КоАП РСФСР, в новом КоАП РФ увеличился перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи (ч. 1 ст. 23.1). К их исключительной компетенции относится более 170 составов административных правонарушений. Кроме того, в соответствии с КоАП РФ им могут быть переданы дела, которые находились на рассмотрении других органов (ч. 2 ст. 23.1) или органов, которые упразднены (ч. 1 ст. 22.3).

Во-вторых, на основании КоАП РФ только судьи могут назначать все виды административных наказаний. Никакие другие органы, кроме судьи, не могут рассматривать дела об административных правонарушениях, если за их совершение следует административное наказание в виде административного ареста, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения и дисквалификации. Необходимо отметить, что в КоАП РФ содержится довольно много составов правонарушений, которые влекут перечисленные меры административного наказания.

В-третьих, согласно КоАП РФ дела об административных правонарушениях, помимо судей районных судов, мировых судей, гарнизонных военных судов, рассматривают также и судьи арбитражных судов (дела об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности).

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. Он разрешает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Процесс расширения сферы деятельности судебных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях и их обжаловании вполне закономерен и обоснован, поскольку судьи являются наиболее подготовленными и компетентными в профессиональном отношении специалистами, способными объективно и по существу решать правовые вопросы.

Внесудебные (административные) гарантии фактически призваны осуществлять все органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица. Все они, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.

       Кроме того, органы исполнительной власти осуществляют также контрольные функции в отношении органов и должностных лиц, уполномоченных применять меры административного наказания, заслушивают их отчеты о работе в сфере защиты и охраны прав и свобод граждан, проводят проверки по выступлениям печати, в которых указывается на случаи нарушения и ущемления прав и интересов граждан, рассматривают представления прокуроров о причинах таких нарушений и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.005 с.)