Бековчане – герои Советского Союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бековчане – герои Советского Союза



Автором, систематизировано и подробно описавшим боевой путь героев Советского Союза и кавалера ордена "Славы", уроженцев Бековской земли, была заведующая Бековским краеведческим музеем Апухтина Ольга Ивановна. В книге "Бековчане – Герои Советского Союза" автор раскрывает для широкого круга читателей биографию, обстоятельства подвига героев. В своем исследовании О. И. Апухтина использовала, по возможности, различные виды источников, в частности, наградные листы, боевые характеристики солдат, письма Президиума Верховного Совета СССР о представлении к награждению званием Героя Советского Союза, фотоматериалы.

Дубровин Михаил Яковлевич. Родился 6 июня 1913 года в деревне Покровка. Окончил 5 классов. Работал в городе Иваново на меланжевом комбинате. В Красную Армию был призван в 1935 году РВК г. Иваново. Участвовал в Великой Отечественной войне с мая 1942 года. С августа 1942 служил в составе 696-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Прошел путь от командира огневого взвода до командира батареи. Михаил Яковлевич отличился в боях за освобождение Белоруссии и Литвы. Капитан Дубровин одним из первых форсировал р. Неман. Погиб в бою за плацдарм у поселка Жежмаряй в Литве. Похоронен в братской могиле в поселке Жежмаряй, Литва. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Дубровину Михаилу Яковлевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза[217].

Дудаков Александр Васильевич. Родился 7 марта 1919 года в с. Согласовка. В 1927 году семья Дудаковых переехала в город Ртищево, где Александр окончил неполную среднюю школу. С 1936 года в рядах Красной Армии. По комсомольскому набору поступил в Энгельскую военно-авиационную школу летчиков. По окончании школы в декабре 1938 года, был оставлен в ней в должности летчика-инструктора. Готовил курсантов на самолетах У-2, Р-5 и СБ. С июня 1942 года и до победы в Великой Отечественной войне сражался с немецко-фашистскими захватчиками на многих фронтах. Служил в составе 37-го бомбардировочного авиаполка, где освоил американский бомбардировщик B-25 Mitchell. В конце августа 1942 года Дудакова перевели в состав 1-й авиаэскадрильи 125-го бомбардировочного авиаполка. 15 сентября 1942 года А. В. Дудаков совершил первый боевой вылет, а уже с октября 1942 года экипаж Дудакова стали посылать на задания в качестве лидера-осветителя. 6 ноября 1942 года Александру Васильевичу было присвоено звание старшего лейтенанта. Через несколько дней после этого его экипаж возглавлял восьмерку B-25 в налете на железнодорожный узел Витебска, в результате которого было уничтожено 24 паровоза и 500 вагонов. В марте 1943 года экипаж Дудакова совершил 26 боевых вылетов. Это был выдающийся результат для авиации дальнего действия. С 1943 по 1944 годы экипаж Дудакова нанес ряд ударов по Констанцу, Праге, Бреслау, Данцигу, Будапешту, Варшаве. 6, 16 и 26 февраля 1944 года, участвовал в налетах на Хельсинки. 5 июня 1944 года капитан Дудаков был назначен командиром 1-й авиаэскадрильи, а 27 июля того же года ему присвоили звание майора. В конце 1944 года Дудаков возглавил группу из 6 самолетов для заброски разведывательных групп на территорию Германии и Чехословакии. Командир эскадрильи 15-го гвардейского бомбардировочного авиаполка гвардии майор А. В. Дудаков к маю 1945 года совершил 215 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов противника в Будапеште, Варшаве, Кенигсберге. Указом президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года присвоено звание "Герой Советского Союза". С 1968 года Александр Васильевич преподавал в Военно-воздушной академии имени Гагарина. С 1974 года генерал-майор авиации А. В. Дудаков — в запасе. Работал инженером в Центральном конструкторском бюро в Москве. Жил в пгт. Монино Щелковского района Московской области. Скончался 20 апреля 2012 года. Похоронен на Монинском мемориальном кладбище[218].

Калеников Иван Емельянович. Иван Калеников родился 19 ноября 1912 года в деревне Голодяевка. В 1933 году Калеников был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1937 году он окончил Саратовское танковое училище. С первого дня Великой Отечественной войны принимал участие в боях на Западном, Юго-Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах, в сентябре 1942 года был тяжело ранен. К ноябрю 1943 года гвардии майор Иван Калеников был заместителем командира 55-й гвардейской танковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта. Отличился во время освобождения Киева. В период с 4 по 7 ноября 1943 года Калеников руководил передовым отрядом бригады, который перерезал шоссе Киев — Житомир, благодаря чему немецкие войска потеряли возможность отступать по нему. В дальнейшем, когда бригада действовала в немецком тылу, Калеников умело управлял ее подразделениями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за "образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство" гвардии майор Иван Калеников был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В 1944 году Калеников окончил курсы усовершенствования командного состава при Военной академии бронетанковых войск, после чего продолжал участие в боях. После окончания войны он продолжил службу в Советской Армии. В 1957 году в звании полковника Калеников был уволен в запас. Проживал в Риге, работал диспетчером на одном из заводов. Скончался 14 августа 1969 года[219].

Калинкин Борис Тихонович. Родился в с. Дубасово 14 апреля 1913 года. В 1915 году семья Калинкиных переехала в поселок Ртищево. В 1928 году окончил семилетнюю школу. Работал помощником слесаря на мясокомбинате. По комсомольской путевке был направлен на учебу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота, по окончании которой в 1932 году, работал летчиком-инструктором этой школы. В 1938 году Бориса Калинкина перевели в Пятигорск, где сначала он был пилотом пассажирского самолета, а затем стал командиром звена. В годы Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Северокавказском направлении. С весны 1944 года выполнял специальное задание правительства по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии: доставлял оружие, боеприпасы, продовольствие. 25 мая 1944 года немецкое командование выбросило в районе города Дрвара, где располагался Верховный штаб югославской армии, воздушный десант. В течение десяти дней немецко-фашистские войска преследовали Верховный штаб НОАЮ. В связи с этим югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место. Выполнение задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолета "Ли-2" авиационной группы особого назначения, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Борис Тихонович Калинкин. Летчики А. С. Шорников и Б. Т. Калинкин отлично посадили самолет у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Они взяли на борт 20 человек, среди них маршал И. Б. Тито, его первый заместитель Э. Кардель, начальник Генерального штаба югославской армии А. Йованович, генерал-лейтенанты И. Милутинович и А. Ранкович, начальник советской военной миссии генерал-лейтенант Н. В. Корнеев, начальник англо-американской военной миссии В. Стрит и члены Верховного штаба югославской армии. Их благополучно доставили на советскую авиационную базу Бари (Италия), созданную по договоренности с союзниками. В эту же ночь экипаж в еще более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез на эту же базу еще 20 работников Верховного штаба югославской армии. Через несколько часов в Купрешко Поле вошли немецко-фашистские танки. За эвакуацию из окружения на военную базу Бари Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито 20 июня 1944 года Борису Тихоновичу Калинкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Президиум антифашистского веча Народного освобождения Югославии удостоил Б. Т. Калинкина звания Народного героя Югославии. Погиб Борис Калинкин в Германии вблизи города Нойбранденбурга во время автомобильной катастрофы. Расследование показало, что эта катастрофа была спланирована и проведена немецкой разведкой генерала Гелена. Похоронен Б. Т. Калинкин 14 июня 1945 года в Москве на Новодевичьем кладбище на Аллее Героев (участок 4, ряд 11)[220].

Александр Иванович Петров. Родился 7 ноября 1917 в д. Подсот. В 1926 году вместе с родителями переехал в город Ртищево. В Красной Армии с декабря 1939 года. В 1943 году окончил военную авиационную школу пилотов-штурмовиков в городе Пермь. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 года. К июню 1944 года А. И. Петров совершил 138 успешных боевых вылетов на штурмовку вражеских укреплений, скоплений живой силы и техники, артиллерийских позиций, аэродромов, железнодорожных коммуникаций, стратегических военных объектов. В 12 воздушных боях сбил 2 вражеских самолета, 1 самолет уничтожил на земле. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в нанесении штурмовых ударов по врагу, гвардии лейтенанту Петрову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4615). С января 1973 года гвардии полковник А. И. Петров — в запасе, затем в отставке. Работал преподавателем военной кафедры 2-го Московского медицинского института им. Пирогова. Был заместителем председателя чехословацкой группы Советского комитета ветеранов войны, заместителем председателя комитета ветеранов войны 2-го Московского медицинского института, с 1970 года — заместителем председателя комитета ветеранов 155-го гвардейского Киевского штурмового авиационного полка. Скончался 18 января 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве[221].

Червяков Владимир Иванович. Родился 29 мая 1923 на хуторе Червяков. В 1938 году окончил 7 классов в городе Ртищево Саратовской области. Учился в Ртищевском аэроклубе. В Красной Армии с мая 1940 года. В 1942 году с отличием окончил ускоренный 2-годичный курс Энгельской военно-авиационной школы. После окончания военно-авиационной школы Владимиру Червякову предложили остаться в ней инструктором по теории и технике пилотирования. Затем Червяков добился направления в действующую армию. На сборном пункте в Москве он переучился на самолет "Пе-2". Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Гвардии младший лейтенант Владимир Червяков к ноябрю 1943 года совершил 102 боевых вылета на разведку глубокого тыла противника. К этому времени он освоил 5 типов самолетов и имел 410 часов налета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии младшему лейтенанту Червякову Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2849). С 1967 года полковник В. И. Червяков — в запасе. Живет в городе Энгельс Саратовской области. Принимает участие в городских и гарнизонных мероприятиях. Участник юбилейного — 50-го парада Победы в Москве на Красной площади в 1995 году[222].


Глава II. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных организациях

§1. Тематическое планирование

Результаты исследования применяются на основе тематического планирования по истории России, составленного на основе программы общеобразовательных учреждений по истории России для 9 класса (см. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Программы общеобразовательных учреждений по истории России для 6 – 11 классов / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009).

Календарно-тематический план для 9 класса по истории России ориентирован на использование учебника: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России XX - начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2010.

На основе данной программы, годовой учебный курс по истории для 9 класса рассчитан на 46 часов преподавания.

Место исследования в тематическом планировании представлено: раздел I. Россия в 1900 – 1921 гг. СССР в 1922 – 1945 гг. (29 ч.); тема IV. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (7 ч.); урок № 49. Советский тыл в Великой Отечественной войне (§31, стр. 222-229).

Тема IV. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (7 ч.).

№ урока Тема урока Источник (домашнее задание)
46 СССР накануне Великой Отечественной войны §28
47 Начало Великой Отечественной войны §29
48 Предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны §30
49 Советский тыл в Великой Отечественной войне §31
50 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны §32
51 Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом §33
52 Боевые действия в 1944 – 1945 гг. §34
53 Повторение "Россия в 1900 – 1921 гг. СССР в 1922 – 1945 гг."  

Конспект урока

Конспект занятия по ФГОС второго поколения.

История.

Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Ширшов Игорь Олегович.

Предмет: история   Класс: 9.

Тема занятия: Советский тыл в Великой Отечественной войне.

Тип занятия: комбинированный.

Место урока в тематическом планировании: урок № 49 / Советский тыл в Великой Отечественной войне.

Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний исторических фактов в новых учебных условиях, а также пополнения этих знаний в процессе работы с статистическими данными.

Форма урока: исследовательская работа с данными статистики на основе архивных фондов, которая завершаться обобщением материала. Ребята должны придти к выводу о том, что работа тыла, в том числе, и каждого человека на своем месте, это то, что спасло страну от поражения.

Формы обучения: фронтальный опрос.

Цели:

расширять и углублять знания обучающихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; формировать знания о массовом героизме и самоотверженности советского народа во имя спасения родины и его вклад в победу;

учить ребят самостоятельно добывать знания и делать верные выводы на основе анализа исторических фактов и исторических ситуаций; продолжать работу над развитием логического и критического мышления, монологической речи, коммуникативных и творческих способностей.

Задачи урока:

образовательные – овладение знаниями о влиянии войны на Советский тыл;

развивающие – раз непосредственная тяжесть ведения войны падает на весь народ, на всю страну, раз тыл приобретает такое значение в общем ходе военных операций, то, естественно, на первое место выступает задача всесторонней и планомерной подготовки его еще в мирное время;

учебно-познавательные – расширение знаний о родном крае;

коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем одноклассниками в группе и коллективе;

воспитательные – только взаимодействие фронта и тыла способствует победе.

Методы: методика работы со статистическими данными.

Основные этапы урока:

мотивационно-целевой этап;

поисково-исследовательский этап;

практический этап;

рефлексивно-оценочный этап.

Средства обучения: дидактические материалы и наглядные пособия в форме таблиц.


План урока:

№ п/п Этап урока Методы и методические приемы Время (мин.)
1 Мотивационно-целевой этап Проблемный метод. 4
2 Поисково-исследовательский этап Репродуктивный, эвристический. 23
3 Практический этап Исследовательский метод. 9
4 Рефлексивно-оценочный этап Методы контроля знаний. 4

Планируемые результаты:

предметные – конкретизировать тему Советский тыл в годы войны на примере краеведческого материала;

метапредметные – влияние войны на литературу, повседневность, культуру, экономику и др. сферы;

личностные – повышение знаний о родном крае.

Ход урока:

Этап урока, время этапа

Задачи этапа Методы и приемы обучения Формы учебного взаимодействия Работа учителя (ссылки) Работа учеников (ссылки) Формируемые УДД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг. блок, 1 мин. Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. Вступительное слово учителя. Фронтальная. Приветствие учителя. Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку. Записывание темы. Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Мотивационный блок, 3 мин. Целеполагание и постановка задач. Беседа по выяснению составляющих любой победы. Фронтальная и групповая. Внимательно посмотрите на рис.1. О чем будем говорить на уроке? Как может быть сформулирована тема урока? Озвучивание темы урока: "Советский тыл в Великой Отечественной войне на примере Бековского района Пензенской области". Какие вопросы мы можем рассмотреть в рамках данного урока? Составляется план работы.   Дети смотрят на рис. 1. Один из учащихся анализирует диаграмму на примере рис. 1. Дети формулируют, тему, план урока: Советский тыл на примере Бековского района Пензенской области. 1. Животноводство. 2. Машинно-тракторный парк. 3. Сельское хозяйство. 4. Экономика района. Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Поисково-исследовательский этап

Информационный блок, 14 мин. Объяснение нового материала. Анализ и обсуждение. Групповая. Советский тыл на примере Бековского района Пензенской области. Органы власти в Бековском районе: Бековский РК ВКП(б) – Пензенский областной комитет ВКП(б) - ЦК ВКП(б). Управление районом. Бековский РК ВЛКСМ – Пензенский областной комитет ВЛКСМ - ЦК ВЛКСМ. Молодежная политика, кадровый резерв. 1. Животноводство (Рис. 1., Рис. 4). 2. Машинно-тракторный парк (Рис. 2., Рис. 3). 3. Сельское хозяйство (Рис. 4). Записывают в тетрадь. Один из учащихся делает вывод по рис. 1., рис. 4. Один из учащихся делает вывод по рис. 2., рис. 3. Один из учащихся делает вывод по рис. 4. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать информацию; оценивать важность взаимодействия тыла с фронтом.
Аналитический блок, 9 мин. Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. Анализ и обсуждение. Групповая. Формулирование вопросов к классу: Что стоит за выражением "трудовой подвиг"? Каков вклад тружеников тыла в разгром врага? В чем он проявился? Ребята высказывают свое мнение. Учащиеся делятся на три группы: Группа №1 анализирует и готовит сообщение по рис. 5. Группа №2 анализирует и готовит сообщение по рис. 6. Группа №3 анализирует и готовит сообщение по рис. 7. Работа в группах. Каждая группа готовит выступление. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: оценивать важность взаимодействия тыла с фронтом.

Практический этап, 9 мин.

Умение добывать знания. Практическая работа. В парах и группе. 4. Экономика района – Самостоятельный разбор пункта (Рис. 5., 6, 7). Выступление ребят. Личностные: овладение нормами самоорганизации. Регулятивные: осуществление контроля за результатом. Познавательные: выделение главной информации.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексивный блок,4 мин. Умение анализировать продукты своего труда. Рефлексия. Фронтальная. Ученики оценивают работу групп. Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа…Какую цену мы за нее заплатили. Что было самым трудным на уроке? Что было интересным? Что считаете наиболее важным? Оценивание работы групп. Высказывание ребят. Ребята подводят итоги урока. Работа тыла, в том числе, и каждого человека на своем месте, это то, что спасло страну от поражения. Ответы ребят. Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
Оценочный блок, 1 мин. Умение компетентно оценивать себя. Оценивание. Фронтальная. Повторить тему урока. Озвучивание оценок. Запись домашнего задания. Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Приложение

 

 

Численность органов власти не возросла. Все это свидетельствует о продолжении довоенной политики по тщательному подбору партийных кадров.

Война не могла повлиять на количество учащихся детей, ввиду того, что на протяжении войны в школы района поступало довоенное поколение детей и эвакуированные. Число учащихся практически не уменьшалось и составляло свыше 5000 чел.

Произошло сокращение численности населения Бековского района.

Произошло изменение половозрастной структуры населения. Количество мужчин сократилось с 50% до 30% от всего населения. Женщины заменяли мужчин в производстве.

Произошло изъятие трудовых ресурсов из деревни. Изымались наиболее квалифицированные кадры: трактористы, комбайнеры, председатели колхозов по причине комплектования ими бронетанковых соединений.

Произошло уменьшение общего числа рабочих и служащих района в отраслях, не связанных с промысловой кооперацией.

В связи с войной появились дети-сироты.

Произошло сокращение рождаемости в районе.

Сокращение числа больничных коек из-за передачи части материального имущество эвакогоспиталям.

Произошло увеличение в два раза занятых в государственной промышленности и промышленных предприятиях местных торгов и райпотребсоюзов.

Произошло усиление охвата малолетних детей детскими садами с 3 детских садов до 4.

Расширение сети образовательных учреждений района с 33 до 39 школ.

Произошло увеличение числа работающих в районном здравоохранении, в связи с открытием в районе эвакогоспиталей. Но медицинский персонал эвакогоспиталей, открытых на территории района, подчинялся и приписан был к народному комитету обороны и по Бековской райинспектуре центрального статистического управления (ЦСУ) не числился в статистических сводках.

Война вызвала значительный приток эвакуированного скота в сельскохозяйственную отрасль народного хозяйства Бековского района, что требовало незамедлительных решений с обеспечением его кормовой базой, что не могло быть решено, и отсюда высокая потеря эвакуированного скота.

Война затронула систему землепользования. В годы войны увеличилось количество отводимой земли на подсобные хозяйства. Выделялись земельные участки для создания общественных посевов предприятиям местной промышленности и промкооперации для улучшения материального быта рабочих.

В условиях нехватки волов, ценности лошадей и изъятию из МТС техники обучался к сельскохозяйственным работам крупный рогатый скот.

Военные условия обеспечили перебои с поступлением запасных частей для сельскохозяйственной техники, что обеспечивало простой 30-50% имеющиеся материально-технической базы. Из-за нехватки мощностей на половину сократились колхозные посевы.

Приток эвакуированного населения, вызвал спрос на товары массового потребления, нами уже отмечен рост числа работающих в предприятиях Райпотребсоюза и отсюда рост валовой продукции промысловой кооперации. В целях координации производства товаров широкого потребления в условиях увеличения спроса на них, в районе в декабре 1942 году создан Райпищепромкомбинат.

Валовая продукция остальных предприятий Бековского района, в частности, Бековского сахкомбината, Бековского рыбозавода, Райпромкобмината и других, значительно снизилась в годы Великой Отечественной войны.

Розничный товарооборот в Бековском районе сократился в три раза.

Список используемой литературы

1. Апухтина О. И. Бековчане – герои Советского Союза. – Саратов.: Сателлит, 2005. – 40 с.

2. Материалы конференции в кн.: Военно-историческое краеведение: тез. докл. посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., Беково, 2005. – 142 с.

3. Серегина В. И. Нарышкино - ушедшее село. 2-е издание, дополн. / В. И. Серегина - М.: АванСтиль, 2012 год. – 127 с.

4. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России XX - начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2010. – 384 с.



Подпись учителя:


_________________

(подпись)

_________________

(фамилия, инициалы)







§3. Методические рекомендации

Чтобы более полно и твердо изучить материалы темы "Советский тыл в Великой Отечественной войне на примере Бековского района Пензенской области", чтобы вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме, преподаватель должен провести предельную подготовительную работу. Она включает изготовление наглядных материалов, оформление документации, подготовку учащихся к проведению урока.

Преподаватель готовит и заранее выдает мини-плакаты диаграмм.

Контрольные вопросы к плакату носят поисковый характер.

Учащийся должен найти ответ на самом плакате, а если не может догадаться, сообразить.


Заключение

В данной выпускной квалификационной работе исследовано влияние Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Бековский район Пензенской области.

Анализируя решение хозяйственных задач в условиях военного времени исследован их планово-директивный характер и приравнивание в военные годы трудовой повинности к воинской, в частности приравнивание дровозаготовок Пензенской железной дороге к воинской повинности. Усилилась централизация управления, посредством широкого развития системы уполномоченных в хозяйствах области и посредством усиления партийного контроля за машинно-тракторными станциями, в Пензенской области было создано 63 политотдела в совхозах и 98 в машинно-тракторных станциях. Частично изменилась система землепользования в Бековском районе, рабочим и предприятиям были выделены дополнительные участки с целью продовольственного обеспечения. Приток эвакуированного скота вызвал нехватку кормовой базы, данный хозяйственный вопрос не был решен, в результате большой падеж скота имел место в Бековском районе. Государство использовало возросшую материальную заинтересованность крестьян в сельскохозяйственном производстве. Система оплаты труда была приспособлена к военным условиям, размеры оплаты стали тесней связывать с реальными условиями, размеры оплаты с результатами производства. Бековский Райком координировал сбор материальной и натуральной помощи фронту, в колхозах района создавались специальные фонды для РККА и продовольственные фонды определенных оборонных мероприятий, в частности, фонд строительства газопровода Саратов-Москва. Бековский Райком успешно решил проблемы кредитно-денежной сферы сельскохозяйственных организаций района, путем директивного запрета расходования сумм из касс колхозов до погашения задолженности Госбанку и Сельхозбанку. Реорганизации подверглись и внутренние распорядки колхозов. Опыт колхоза им. Чапаева Больше-Вьяссовского района по организации внутреннего распорядка решено было перенести на все колхозы Бековского района. Комсомольская организации Бековского района была привлечена к выявлению и сбору запасных частей для тракторов и других с/х машин, но штат исправной техники в районе на протяжении военных лет сокращался, нельзя было решить проблемы поставок запасных частей кустарным способом или директивным. Реорганизация "Реммаштреста" в военный завод лишила Пензенскую область централизованной ремонтной базы сельскохозяйственной техники. Социальная политика района была направлена на защиту детства и на материальную помощь женам военнослужащих. Таким образом, все решения органов власти в годы Великой Отечественной войны были направлены на оказание наиболее возможной помощи населению и государству.

Проанализировав мобилизацию ресурсов сельского хозяйства района в помощь фронту, исследовано повышение минимума трудодней и включение в хозяйственную деятельность подростов 14-16 лет. В военные годы граждане привлекались к трудовой повинности, по которому сельские труженики привлекались для работы на оборонных предприятиях, заготовки леса и торфа, на выполнение специальных строительных работ и т. д. сроком на два месяца. Во время войны усилилась материальная заинтересованность в сельскохозяйственном труде. Это было связано с тем, что стоимость сельскохозяйственной продукции на рынках в годы войны резко поднялась. Приработки на стороне потеряли всякий смысл, так как на деньги, не находясь на нормированном снабжении, трудно было что-либо купить. Благосостояние крестьянина теперь всецело зависело от его работы в сельском хозяйстве. Из-за нехватки мощностей на половину сократились колхозные посевы. В условиях нехватки волов, ценности лошадей и изъятию из МТС техники в помощь фронту обучался к сельскохозяйственным работам крупный рогатый скот. Военные условия обеспечили перебои с поступлением запасных частей для сельскохозяйственной техники, что обеспечивало неисправность 30-50% имеющиеся материально-технической базы. Мобилизация ресурсов коснулась и принудительного изъятия излишков продукции из сельскохозяйственной отрасли Бековского района в помощь эвакогоспиталям. В военные годы государство организовывало сбор средств среди населения путем принудительных займов и денежно-вещевых лотерей. В исследовании была рассмотрена индивидуальная и коллективная помощь населения Бековского района.

Проанализировав состояние промышленности района выяснено, что приток эвакуированного населения, вызвал спрос на товары массового потребления, отмечен рост числа работающих в предприятиях Райпотребсоюза и отсюда рост валовой продукции промысловой кооперации. В целях координации производства товаров широкого потребления в условиях увеличения спроса на них, в районе в декабре 1942 году создан Райпищепромкомбинат. Война вызвала, соответственно, уменьшение валовых сборов предприятий, не связанных с товарами широкого потребления и увеличение валовых сборов предприятий, специализирующихся на товарах массового потребления. Бековский сахарный комбинат ввиду недостатка транспортных и обрабатывающих мощностей не смог выполнить абсолютно директивные предписания об увеличении выпуска сахара, с целью возмещения потерей, вызванных оккупацией других сахарных комбинатов страны. Розничный товарооборот в Бековском районе сократился в три раза в военные годы.

Анализировав военно-организационную работу в Бековском районе, установлено, что военно-организационной работой в Бековском районе занимался военный отдел Бековского РК ВКП(б). Бековский Райком контролировал вопрос всеобщего обучения воинскому делу. На территории Бековского района в военные годы были развернуты следующие эвакогоспитали: № 2951, № 5906, № 1094, № 3297 (3279), № 4580, № 5336, в связи с чем был создан комитет РК ВКП(б) по раненным и больным, исследован процент выживаемости в госпиталях района, составивший 70%. В 1944 году в Беково создавался учебный военный центр. Исследованы вопросы мобилизации населения на фронт и безвозвратные потери. Рассмотренная военно-организационная работа была направлена на удовлетворение нужд фронта и работу медицинских учреждений района с целью обеспечения должного культурного и материального обеспечения призывников, раненых и больных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.074 с.)