Наиболее распространенный ораторский прием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее распространенный ораторский прием.



Наиболее распространенным ораторским приемом можно считать понятие «Триада» - самый простой и, пожалуй, один из самых мощных ораторских приемов. Мир, труд, май. Быстрее, выше, сильнее. Пришел, увидел, победил. Все это - триады. Они легки для восприятия, для запоминания, красивы «в упаковке» (опять три довода!). Триадой может быть не только три слова, но и три фразы («Счастье — это когда то, что вы думаете, то, что вы говорите, и то, что вы делаете, гармонирует друг с другом», Махатма Ганди).

Где триады применяю я? Например, во время проблематизации в начале мастер-класса, когда нужно показать группе важность обучения. Я описываю ситуации, где неумение выступать перед публикой оборачивается проблемами или рисками. И просто привожу три разных иллюстрации-проблемы. Это помогает усилить эффект и шире охватить аудиторию.

Речь преподавателя.

речь преподавателя — средство выражения собственных мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая его речь, прежде всего стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления могут осуществиться только в том случае, если речь преподавателя:

  • грамматически правильная. Грамотно построенная фраза позволяет правильно понять мысль собеседника. Ошибки учащихся в понимании темы часто обусловлены допущенными учителем нарушениями морфологии и синтаксиса;
  • точная. Качество знаний учащихся зависит от точности формулировок и определений в речи учителя. Снижают качество знаний неточные формулировки, смешение родовых, видовых и типовых признаков, привычные речевые штампы. Наоборот, использование конкретных, ярких примеров, специальное (часто графическое) выделение классов, родов, видов, типов явлений, исключение штампов — все это создает условия для качественного усвоения знаний;
  • уместная. Уместность употребления в речи различных терминов, абстрактных понятий и сложных предложений зависит от уровня развития учащихся и их возрастных особенностей. Опытный учитель меньше времени тратит на объяснение уже известного; дозированно использует специальные термины и академические выражения, профессиональную лексику (например, лексику артистов, медиков, юристов и др.). Сленг (жаргон), т.е. специфические выражения, которые используют в своей речи отдельные группы населения (например, слово «тусовка» у молодежи), придает речи новизну и силу, но пользоваться сленгом надо осторожно, избегая вульгарных и грубых выражений. Эмоциональные слова и выражения всегда вызывают ассоциации, которые могут быть положительными или отрицательными, поэтому, прежде чем произнести слово, преподавателю следует заранее определить, какую ответную реакцию учащихся он хочет получить;
  • экономная. Такое свойство, как экономность речи, проявляется в отсутствии многословия, частого повторения одних и тех же выражений (речевых штампов), высокопарности, слов-паразитов («вот», «значит» и т.п.), большого количества вводных слов и фраз (типа «я смотрю»; «абсолютная и неоспоримая истина»; «видимо», «вам придется согласиться» и т.п.). Современная экономная речь состоит из коротких простых фраз, соединенных в цепочки согласно нормам логики и стилистики;
  • оригинальная. Оригинальность речи преподавателя отображает особенности его мышления. Душа образованного человека и ее проявления в речи так же неповторимы и индивидуальны, как отпечатки пальцев. Учащиеся ценят в преподавателе прежде всего самобытность его личности. Усиливают самобытность речи изредка вставляемые изречения типа лозунга, риторические вопросы, не требующие ответа, иронические замечания, в которых скрыто противоположное утверждение, умолчания, гиперболы, инверсии, антитезы, метафоры, уподобления, пословицы и поговорки, другие выражения устного народного творчества.

 

6.Понятие «выразительность языка».

 

Ораторское искусство.

Ораторское искусствоискусство публичного выступления с целью убеждения.

Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота. Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия.

Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.011 с.)