По мнению доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки уасср и рф маргаритой владимировной гришкиной . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мнению доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки уасср и рф маргаритой владимировной гришкиной .



Ответы Олимпиады по краеведению для учащихся 7 – 10 классов

 

1.Как звали представителей арских людей, которых присягнули Ивану IV Грозному на верность от имени всего удмуртского народа?

А) Апай и Чужег

Б) Бурсин и Кый

В) Шамай и Кубиш

Г) Гордошпи и Куака

 

2. Причины восстания арских людей в 1553 году:

А) при сборе ясака московские бояре брали больше положенного

Б) Иван IV Грозный наказал в 1553 году арских людей за отчаянное сопротивление и устроил им массовые казни

В) арские люди подняли восстание следуя примеру луговых марийцев

 

3.Практически все историки перечисляют положительные последствия присоединения удмуртского народа к Российскому государству, однако удмуртский историк М.В.Гришкина указывает и на отрицательные последствия этого исторического процесса. Перечислите положительные и отрицательные последствия добровольного присоединения удмуртского народа к России.

По мнению доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки УАССР и РФ Маргаритой Владимировной ГРИШКИНОЙ.

Положительные

  1. Взятие Казани – трагический эпизод истории, как и последующие события, но с их окончанием на завоеванные земли пришел мир. Прекратились смуты, бесконечные раздоры, разорительные походы русских и ханских войск. Удмурты и другие народы, населявшие эти территории, получили возможность развиваться мирно.
  2. В результате присоединения сложился единый удмуртский этнос, в пределах Русского государства сформировалась единая территория его расселения.
  3. По сравнению с Казанским ханством Русское государство было более прогрессивным, более близким к Европе. Присоединение стимулировало развитие экономики, торговли. И, наконец, в XVIII веке мы получили небывалый рост промышленности, в начале XIX века стала формироваться оружейная промышленность. И именно с военно-промышленным комплексом нашу республику сейчас и ассоциируют.
  4. В конце XVIII века возобладало влияние христианства, были созданы церковно-приходские школы. У удмуртов появилась письменность. Есть данные, что первая из этих школ появилась еще в XVI веке.
  5. Присоединение к Российскому государству способствовало более интенсивному этническому взаимодействию.

Отрицательные

Россия получила новые богатые земли, расширила свои владения, присоединила многие народы. Но «благодаря» этому процессу мы получили то, что называется империей, «имперским сознанием». А у этого сознания в России есть одна существенная особенность. Говоря упрощенно, нам легче и предпочтительнее уйти на новые места, заново обосноваться где-то, нежели последовательно и целеустремленно обустраивать свой клочок земли, свой дом, как это уже много столетий делают европейцы. Это – экстенсивный путь развития, противопоставленный более прогрессивному – интенсивному. С инерцией этих издержек «имперского сознания» мы сталкиваемся до сих пор. И в национальном сознании, и в экономике, и в политике. Именно с тех пор в нашей стране во всем господствует государственное начало, ничего не делается без участия государства: реформы только «сверху», гражданское общество формируется «сверху». Инициативы «снизу» практически нет, и это не может не печалить.

 

4.Расставьте события в хронологическом порядке:

А) арские послы под предводительством Куаки присягнули на верность Ивану IV Грозному

Б) взятие Казани московскими войсками

В) поражение воеводы Бориса Салтыкова со своим отрядом возле крепости у реки Мёши

 

Ответ: Б-В-А.

 

5. В каком году московские войска взяли Казань:

А) 1550

Б) 1551

В) 1552

Г) 1553

 

6. В каком году по указу Екатерины II Глазов получил герб и статус города:

А) 1780

Б) 1781

В) 1790

Г) 1796

 

7. В 1793 году в Глазове на центральной площади строится каменный Преображенский собор. В честь какого православного праздника посвящен этот храм:

А) Преображения Пресвятой Богородицы

Б) Преображения Господня

В) Преображения Святой Троицы

Г) Преображения святого Николая Чудотворца

 

8. В XIX веке город застраивается и расширяется по единому плану. Как назывался этот план:

А) иррегулярная планировочная структура

Б) многолучевая звездчатая структура

В) шахматная планировка

Г) радиально-дуговая планировка

 

9. В XIX веке Глазов был провинциальным городом, поэтому он являлся местом ссылки участников различных политических и общественных движений. Какой общественный и политический деятель был тесно связан с Глазовым и его имя носит Глазовский пединститут:

 

А) И.В.Сталин

Б) В.Г.Короленко

В) М.Е. Салтыков-Щедрин

Г) А.И.Герцен

 

10. Назовите градообразующее предприятие Глазова:

А) Чепецкий механический завод

Б) Глазовская птицефабрика

В) Глазовский приборостроительный завод

Г) Ликёро-водочный завод «Глазовский»

 

11. Назовите известную спортсменку, уроженку города Глазова:

 

А) О.Л.Книппер-Чехова

Б) Т.Н.Барамзина

В) Н.В.Кучеренко

Г) Е.С.Туктамышева

 

12. Назовите известного актера Московского театра имени К. С. Станиславского, уроженца Глазова. Он сыграл в знаменитых фильмах «Белорусский вокзал», «Щит и меч», «Живые и мертвые», «Вий».

 

А) В.З.Абдулов

Б) А.С.Никулин

В) П.Б.Кислов

Г) А.А.Глазырин

 

13. Объясните происхождение названия города Глазова. Какая точка зрения Вам ближе?

В) Глазов в 1918 году был переполнен революционно настроенными солдатами Первой мировой войны

Г) в Глазове были размещены части ВЧК и латышские стрелки

 

 

15. За какой населенный пункт Увинского района во время Ижевско-Воткинского восстания шли жестокие бои:

 

А) Булай

Б) Нылга

В) Новый Мултан

Г) Узей-Тукля

 

 

16. В 1715-1718 годах в Российской империи провели ландратную перепись. В какие губернии входила большая часть современной Удмуртии:

 

А) Пермская и Казанская губернии

Б) Казанская и Вятская губернии

В) Вятская и Сибирская губернии

Г) Сибирская и Казанская губернии

17. По итогам ландратной переписи удмурты должны были:

 

А) платить подушную подать в тройном размере

Б) удмурты стали поставлять рекрутов

В) удмуртов стали заставлять строить крепости на берегах реки Кама

 

18. Перечислите основные причины Ижевско-Воткинского восстания.

Ответ. Причины Ижевско-Воткинского восстания:

  1. Запрет на свободную торговлю. Значительная часть рабочих не теряла связи с деревней. Многие из них имели подсобное хозяйство, сад и огород, держали скот и домашнюю птицу. В денежном эквиваленте доходы от подсобного хозяйства составляли 15—27 % от среднегодового дохода рабочего Ижевского оружейного завода. Запрет на свободную торговлю вызвал возмущение и недовольство крестьян.
  2. Крайне сильный рост безработицы. В начале мая 1918 года в Ижевске насчитывалось более 7 тысяч безработных.
  3. Снижение заработной платы рабочих. Зарплата рабочих в 1918 году фактически составляла только 40 % от 1913 года.
  4. Мобилизация про-большевистски настроенных рабочих в Красную Армию и на партийную работу. Только в Ижевске было мобилизовано 8 тысяч рабочих, а это в свою очередь усилило позиции антисоветски настроенных ижевцев и воткинцев. В августе 1918 года в Ижевске основные силы большевиков и максималистов ушли на фронт, и в городе остались только несколько десятков красноармейцев и милиционеров.
  5. Популярность правых эсеров и меньшевиков в Ижевске и Воткинске. Свою роль в падении популярности блока большевиков и эсеров-максималистов сыграли и действия ультрареволюционных максималистов. Возмущение ижевцев вызвало убийство максималистами меньшевика Сосулина, популярного среди заводских рабочих. В мае 1918 года инициатива в регионе перешла к блоку меньшевиков и правых эсеров. Летом 1918 года, после того, как на прошедшем в середине мая в Москве VIII Совете ЦК партии эсеров было принято решение о начале вооружённого восстания, в Ижевск с целью организации восстания прибыли члены ЦК ПСР Н. Н. Иванов и И. И. Тетёркин.
  6. Ижевский «Союз фронтовиков» ненавидел политику большевиков и ждал удобного случая для организации восстания. Эта организация объединяла солдат и офицеров — ветеранов Первой мировой войны. Несмотря на то, что формально её руководителями числились солдаты и унтер-офицеры, фактически «Союзом фронтовиков» руководило офицерское ядро, занимавшее ещё более антисоветские позиции, чем эсеры и меньшевики. Организация насчитывала около 4000 членов, у многих из которых дома хранилось оружие. Именно она и стала ударной силой восстания. Эти люди обладали опытом, военным образованием, могли обращаться с оружием и имели военную дисциплину.
  7. Репрессии Красной гвардии в 1918 году. По мнению историка Шумилова Е. в Красную гвардию проник уголовный элемент и именно они несут ответственность за страшные расстрелы мирных жителей возле Александро-Невского собора.

 

19. В какой город после Гражданской войны ушли ижевские и воткинские стрелки:

 

А) Сан-Франциско

Б) Харбин

В) Париж

 

Ответ: После Гражданской войны ушли ижевские и воткинские стрелки обосновались в Харбине. Действительно, часть воткинцев и ижевцев обосновались в Сан-Франциско, однако ответ будет Харбин. Во-первых, в вопросе стоял вопрос о ижевских и воткинских стрелках, а они были расформированы в Маньчжурии. Во-вторых, в Сан-Франциско они эмигрировали в 1930-е годы, во время японо-китайской войны. Они были уже не как ижевские и воткинские стрелки, а как эмигранты с русскими корнями. В-третьих, не все русские люди, имевшие ижевские и воткинские корни, эмигрировали в Сан-Франциско, некоторые уехали в другие города США.

 

 

20. Назовите начдива, который подавил Ижевско-Воткинское восстание. Именно он взял Ижевск и Сарапул.

 

А) А.В.Коробейников

Б) В.И.Чапаев

В) В.М.Азин

Г) В.И.Шорин

 

21. Назовите выпускников Можгинского педучилища, ставших в первом ряду удмуртской национальной интеллигенции (подчеркните правильный выбор):

 Б. Блинов, Г. Ходырев, Т. Архипов, М.А. Лямин, В.Г. Гусев

 

22. Найдите соответствие и укажите цифрой:

 

 

1. П.А. Блинов 2.  Большая Докья, Малмыжский уезд, Вятская губерния
2. К.П. Герд 3. Родился в г. Можге Удм. АССР
3. В.Е. Владыкин 1. д. Пекшур Увинского района
4. Ашальчи Оки 5 д. Новая Вамья Увинского района
5. Л.Д. Кутянова 6. Д. Пужмесь-Тукля Новомултанской волости
6. В.Г. Гусев 4. д.Кузебаево (Ускы) Граховской волости Елабужского уезда Вятской губернии

 

 

23. Назовите имя выпускника (1938г.) Можгинского педучилища, ставшему военным лётчиком, в 1945 году ему присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Ответ: Г.П. Евдокимову

 

24. Определите, кто из ученых, этнографов был одним из немногих собирателей фольклорного творчества, особенно удмуртских народных песен, которые им были изданы в сборниках «Удмуртские песни» и «Песни малмыжских удмуртов»?

 

Ответ: К. Герд

 

25. Вопрос: Кто писал под псевдонимом Кузебай Герд?

 

Филипп Григорьевич Кедров

Кузьма Павлович Чайников

Николай Семенович Байтеряков

 

26. Вопрос: Кто писал под псевдонимом Ошальчи Оки?

Алла Алексеевна Кузнецова

Галина Владимировна Романова

Акулина Григорьевна Векшина

 

 

27.Подпишите портреты известных деятелей культуры Удмуртии:

 

                 
   
 

 

 


Ответ:

Ответ: К. Герда

 

29. Кто является автором двух поэтических сборников: "У дороги", Москва, 1925 и "О чем поёт вотячка", Москва, 1928 г.

 

Ответ Ашальчи Оки

 

 

30. Поэтесса Векшина А.Г. взяла псевдоним «ашальчи». Что обозначает слово «ашальчи»?

- зубровка душистая

- мать-и-мачеха

- луговые цветы

-полевые цветы

31.  Кто из поэтов говорил о поэзии Ашальчи Оки: «До сих пор стихи Ашальчи Оки ещё не были напечатаны отдельной книгой. Её стихи, словно цветы, рассыпанные в разных местах, встречались в удмуртских журналах, газетах. Прочитаешь их – словно пройдёшься по цветущим полям…
Сквозь её стихи, как сквозь открытое окно, вглядываешься в сердца девушек-удмурток… Если бы смогла, цвела бы во ржи синими-синими васильковыми цветами! Стала бы звонко бьющим из-под горы чистым родником и текла бы в ведра удмуртских женщин!..»

Ответ: Кузебай Герд

32.Какой причиной стало срочное фотографирование Ашальчи Оки с сыном (об этом событии она вспоминает в 1991г.)

«Какая я тут страшная (на фотографии)... Я же совсем другая была. Я знала, что они меня так просто не оставят, очень уж хорошо я их изучила, поэтому я потащила тебя скорей в фотографию, чтобы оставить вам хоть такую память о себе».

Ответ: В 1932 году Герд обвинён в создании несуществовавшей подпольной организации «Софин» («Союз освобождения финских народов»). По этому делу в марте – мае были арестованы М. Тимашев, Я. Ильин, П. Горохов, К. Яковлев и родной брат Ашальчи Оки И. Г. Векшин – Айво Иви. В феврале 1933 года в связи с обвинёнными по этому «делу» арестована и Ашальчи Оки. Без матери остался сын Валерий двух с половиной лет. В итоге «обвинили в том, что я поддерживала связь с буржуазными националистами. Обо мне ничего не спрашивали, следователей интересовал Герд. Об организации «Софин» впервые услышала на следствии» (Кузнецов Н. С. Из мрака… С. 65).
Через три месяца Ашальчи освободили.

33. Кто из деятелей культуры Удмуртии имеет следующие заслуги:

является ведущим историком-этнографом Удмуртии, известным специалистом в области финно-угроведения, является создателем школы удмуртских этнографов, среди его учеников есть кандидаты и доктора наук, на протяжении более четверти века под его руководством ведутся этнографические исследования, были осуществлены экспедиции в Удмуртии, Кировской области, Татарстане, Башкирии, Марий Эл, на Урале и в Сибири, издан ряд крупных трудов. Он опубликовал свыше 200 научных работ в известных российских и зарубежных научных и энциклопедических изданиях. Его перу принадлежат публикации, посвященные не только его родному эпосу – удмуртам, но и русским, татарам, марийцам, бесермянам, немцам, лужичанам, цыганам и др. Он владеет удмуртским, русским, немецким, английским языками (работал переводчиком в Индии и Афганистане). Свидетельством признания высоких научных заслуг является присвоение ему званий «Заслуженный деятель науки Удмуртской Республики», «Почетный работник высшей школы Российской Федерации», избрание почетным иностранным членом Этнографического общества Венгерской академии наук, Финно-угорского, Финского литературного и фольклорного обществ.

Кузебай Герд

Владыкин Владимир Емельянович

Верещагин, Григорий Егорович

34. Кто из земляков Увинского района добился успехов: от директора Увинской школы до заместителя директора Удмуртского Научно-исследовательского института?

В.Е. Майер

В.Г. Гусев

А.И. Тубылов

 

35. Кто из будущих писателей Удмуртии учился вместе с В.Г. Гусевым в Новомултанском педтехникуме?

Ответ Блинов П.А.

36. Стихи каких поэтов вошли в сборник «Мир женской души» и кто из этих поэтов является уроженцем Увинского района?

Ответ: Людмила Кутянова,Татьяна Чернова, Алла Кузнецова, Галина Романова

Ответ: П. Блинов

Ответы Олимпиады по краеведению для учащихся 7 – 10 классов

 

1.Как звали представителей арских людей, которых присягнули Ивану IV Грозному на верность от имени всего удмуртского народа?

А) Апай и Чужег

Б) Бурсин и Кый

В) Шамай и Кубиш

Г) Гордошпи и Куака

 

2. Причины восстания арских людей в 1553 году:

А) при сборе ясака московские бояре брали больше положенного

Б) Иван IV Грозный наказал в 1553 году арских людей за отчаянное сопротивление и устроил им массовые казни

В) арские люди подняли восстание следуя примеру луговых марийцев

 

3.Практически все историки перечисляют положительные последствия присоединения удмуртского народа к Российскому государству, однако удмуртский историк М.В.Гришкина указывает и на отрицательные последствия этого исторического процесса. Перечислите положительные и отрицательные последствия добровольного присоединения удмуртского народа к России.

По мнению доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки УАССР и РФ Маргаритой Владимировной ГРИШКИНОЙ.

Положительные

  1. Взятие Казани – трагический эпизод истории, как и последующие события, но с их окончанием на завоеванные земли пришел мир. Прекратились смуты, бесконечные раздоры, разорительные походы русских и ханских войск. Удмурты и другие народы, населявшие эти территории, получили возможность развиваться мирно.
  2. В результате присоединения сложился единый удмуртский этнос, в пределах Русского государства сформировалась единая территория его расселения.
  3. По сравнению с Казанским ханством Русское государство было более прогрессивным, более близким к Европе. Присоединение стимулировало развитие экономики, торговли. И, наконец, в XVIII веке мы получили небывалый рост промышленности, в начале XIX века стала формироваться оружейная промышленность. И именно с военно-промышленным комплексом нашу республику сейчас и ассоциируют.
  4. В конце XVIII века возобладало влияние христианства, были созданы церковно-приходские школы. У удмуртов появилась письменность. Есть данные, что первая из этих школ появилась еще в XVI веке.
  5. Присоединение к Российскому государству способствовало более интенсивному этническому взаимодействию.

Отрицательные

Россия получила новые богатые земли, расширила свои владения, присоединила многие народы. Но «благодаря» этому процессу мы получили то, что называется империей, «имперским сознанием». А у этого сознания в России есть одна существенная особенность. Говоря упрощенно, нам легче и предпочтительнее уйти на новые места, заново обосноваться где-то, нежели последовательно и целеустремленно обустраивать свой клочок земли, свой дом, как это уже много столетий делают европейцы. Это – экстенсивный путь развития, противопоставленный более прогрессивному – интенсивному. С инерцией этих издержек «имперского сознания» мы сталкиваемся до сих пор. И в национальном сознании, и в экономике, и в политике. Именно с тех пор в нашей стране во всем господствует государственное начало, ничего не делается без участия государства: реформы только «сверху», гражданское общество формируется «сверху». Инициативы «снизу» практически нет, и это не может не печалить.

 

4.Расставьте события в хронологическом порядке:

А) арские послы под предводительством Куаки присягнули на верность Ивану IV Грозному

Б) взятие Казани московскими войсками

В) поражение воеводы Бориса Салтыкова со своим отрядом возле крепости у реки Мёши

 

Ответ: Б-В-А.

 

5. В каком году московские войска взяли Казань:

А) 1550

Б) 1551

В) 1552

Г) 1553

 

6. В каком году по указу Екатерины II Глазов получил герб и статус города:

А) 1780

Б) 1781

В) 1790

Г) 1796

 

7. В 1793 году в Глазове на центральной площади строится каменный Преображенский собор. В честь какого православного праздника посвящен этот храм:

А) Преображения Пресвятой Богородицы

Б) Преображения Господня

В) Преображения Святой Троицы

Г) Преображения святого Николая Чудотворца

 

8. В XIX веке город застраивается и расширяется по единому плану. Как назывался этот план:

А) иррегулярная планировочная структура

Б) многолучевая звездчатая структура

В) шахматная планировка

Г) радиально-дуговая планировка

 

9. В XIX веке Глазов был провинциальным городом, поэтому он являлся местом ссылки участников различных политических и общественных движений. Какой общественный и политический деятель был тесно связан с Глазовым и его имя носит Глазовский пединститут:

 

А) И.В.Сталин

Б) В.Г.Короленко

В) М.Е. Салтыков-Щедрин

Г) А.И.Герцен

 

10. Назовите градообразующее предприятие Глазова:

А) Чепецкий механический завод

Б) Глазовская птицефабрика

В) Глазовский приборостроительный завод

Г) Ликёро-водочный завод «Глазовский»

 

11. Назовите известную спортсменку, уроженку города Глазова:

 

А) О.Л.Книппер-Чехова

Б) Т.Н.Барамзина

В) Н.В.Кучеренко

Г) Е.С.Туктамышева

 

12. Назовите известного актера Московского театра имени К. С. Станиславского, уроженца Глазова. Он сыграл в знаменитых фильмах «Белорусский вокзал», «Щит и меч», «Живые и мертвые», «Вий».

 

А) В.З.Абдулов

Б) А.С.Никулин

В) П.Б.Кислов

Г) А.А.Глазырин

 

13. Объясните происхождение названия города Глазова. Какая точка зрения Вам ближе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.234.150 (0.102 с.)