Определение некоторых видов уроков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение некоторых видов уроков



(по Гузееву В.В.)

Вид урока Традиционное определение Унифицированное определение
Рассказ Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстрактивном информационном режиме
Беседа Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы… Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Семинар Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты. Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интраактивном информационном режиме
Практикум Форма организации урока, в которой учащиеся класса выполняют задания практического характера и отчитываются о полученных результатах работы в конце урока Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Лекция Форма учебного занятия, где систематически учитель излагает учебный материал, руководит записями учащихся, их работой в ходе лекции Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме
Лабораторная работа Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов

Таблица 4 Классификации форм организации образовательного процесса

Предметные цели   Тип учебного занятия   Формы организации образовательного процесса  
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы   «О» ТИП (Вводное занятие)   «Урок открытых мыслей», «Урок - эврика», «Урок-размышление».  
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности   1 ТИП (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)   Лекция, семинар, экскурсия, конференция, «Эврика», учебно-практическая работа, дидактическая сказка и др.  
Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся   2 ТИП (закрепление знаний и способов деятельности)   Семинар, экскурсия, консультация, лабораторно-практическая работа, «Путешествие» и др.  
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности     3 ТИП (комплексное применение знаний и способов деятельности) Семинар, практикум, «Урок творчества», «Что? Где? Когда?», «Путешествие», деловая игра и др.
Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности 4тип (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)   Лекция, семинар, «Урок открытых мыслей», экскурсия, конференция, дискуссия и др.  
Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся   5ТИП (проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся)   Контрольная работа, зачет, экзамен, «Урок-турнир», «Урок-конкурс», «Урок-КВН», «Аукцион знаний», «Общественный смотр знаний»
Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности   5ТИП (коррекция знаний и способов деятельности учащихся)    

 

Структура учебного занятия

В теории и практике учебного занятия центральным звеном является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих основное качество урока как системы – его целостность. Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний:

• восприятие;

• осмысление;

• запоминание;

• применение;

• обобщение;

• рефлексия;

Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного учебного занятия, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности. Постоянная активизация рефлексии учащихся в учебном процессе позволяет ребенку переосмыслить свой субъектный опыт: личностные смыслы, ценностные отношения, действия, знания. Рассмотренный подход дает основания выделить возможный максимальный набор этапов учебного занятия:

1 – организационный этап;

2 – этап проверки домашнего задания;

3 – этап актуализации субъектного опыта;

4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности;

5 – этап первичной проверки изученного;

6 – этап закрепления изученного;

7 – этап применения изученного;

8 – этап обобщения и систематизации;

9 – этап контроля и самоконтроля;

10 – этап коррекции;

11 – этап информации о домашнем задании;

12 – этап подведения итогов учебного занятия;

13 – рефлексия.

Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемое учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации

 

 

Структура урока – это перечень его этапов.

Задачи каждого этапа урока и условия их выполнения

Название этапа Задачи этапа Содержание этапа Условия выполнения образовательных задач Показатели выполнения образовательных задач этапа
1. Организационный этап Подготовить учащихся к работе на уроке. Приветствие, фиксация готовности учащихся и кабинета к учебному занятию, организация внимания школьников, мотивация учения, раскрытие цели и определение цели урока, совместный выбор плана урока Собранность учителя, систематичность и последовательность в предъявление требований по вопросам подготовки учащихся и кабинета к уроку, отсутствие многословия Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм, принятие учащимися цели урока, кратковременность этапа
2. Этап проверки домашнего задания у всех учащихся 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д.з. всеми учащимися. 2.Выявить пробелы в знаниях и способов деятельности учащихся и определить причины их возникновения. 3.Устранить обнаруженные недостатки. 1.Выяснение степени усвоения учащимися учебного материала. 2.Определение типичных недостатков в знаниях и способов деятельности школьников и причин их появления. 3.Ликвидация обнаруженных недостатков. 4.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками Систематическая проверка д.з. Использование учителем различных приемов, позволяющих проверить правильность, осознанность выполнения д.з. Использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д.з. Создание условий (содержательных и организационных) формирования осознанного выполнения д/з., а так же осознания связи между качеством выполнения д.з. и результатами своего обучения вообще. Наличие д.з. у всех учащихся. Проверка учителем за короткий промежуток времени (5-7мин) правильность выполнения д.з. у всех школьников, установление пробелов в знаниях и их коррекция. Оптимальное сочетание контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащимися.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъектного опыта учащихся Сообщение новой темы формирование целей изучения темы, обсуждение социальной и практической значимости изучаемого материала, актуализация субъектного опыта, постановка проблемы. Владение учителем многообразием приемов актуализации личностного смысла учащихся, умения учителя формулировать цели изучения темы в действиях учащихся. Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала
4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала, содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала Организация внимания учащихся, усвоение новых знаний и способов деятельности школьниками, обеспечение осмысления методов исследования изучаемых знаний, способов, которые привели к сделанным выводам, обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала Использование различных способов преподнесения информации, включение в содержание учебного материала субъектного опыта учащихся, учет индивидуальных особенностей школьников при восприятии и осмысливании нового материала, реализация деятельностного подхода. Самостоятельность учащихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса. Показателем выполнения дидактической задачи этапа может служить качество (правильность, полнота, осознанность) ответов учащихся на последующих этапах
5. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию Проверка понимания учащимися сущности основного содержания, выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала, ликвидация неясностей осмысления учащимися нового материала Постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся, реализация дифференцированного подхода в процессе проверки понимания нового материала, привлечение таких форм проверки, как взаимопроверка, самопроверка. Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся, проведена коррекция неточных представлений в индивидуальной или групповой форме.
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.   Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изучаемых познавательных объектов; организация деятельности учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу, в измененных ситуациях; закрепление методики изучения нового материала, а также методике ответа при очередной проверке знаний Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации). Использование разнообразных форм и методов закрепления знаний и способов действий учащихся способствующих интеллектуальной активности, самостоятельной деятельности. Стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения заданий, поощрение стремления ученика предлагать свой способ; применение заданий позволяющих ученику самому выбрать тип, вид и форму материала. Реализация дифференцированного подхода. Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знаний), умения распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты, алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях. Самостоятельность учащихся в выполнении заданий. Каждый ребенок работает в зоне ближайшего развития, в силу своих способностей.
7.Этап применения знаний и способов действий 1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях Организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных ситуациях Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся; Самостоятельность уч-ся в выполнении заданий; Углубление знаний и способов действий уч-ся Использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении; Использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях; Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; Стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; Поощрение стремления уч-ка предлагать свой способ работы.
8. Этап обобщения и систематизации знаний Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений Реализация индивидуального подхода, применение форм активной деятельности Активная, продуктивная деятельность учащихся по систематизации знаний, доминирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
9. Этап контроля знаний Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов деятельности. Выявить недостатки в знаниях и способах деятельности. Установить причины выявленных недостатков. Формирование у школьников способности к оценочным действиям. Проверка учителем объема, правильности, осознанности, гибкости и действенности знаний. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся Рецензирование ответов уч-ся Использование различных методов контроля знаний и способов деятельности учащихся, активизация всех учащихся, использование разноуровневых заданий, афиширование эталонов знаний на каждый уровень, анализ правильности ответа,, а также его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий Активность каждого ученика при проверке знаний. У каждого школьника установлен уровень усвоения учебного материала. Ученики участвуют в оценке и самооценке знаний, рецензирование ответов одноклассников
10. Этап коррекции знаний и способов действий Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах деятельности в рамках изученной темы Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных пробелов в знаниях Организация деятельности учащихся по выполнению разноуровневых заданий в зависимости от количества ошибок и их характера. Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.
11. Этап информации учащихся о домашнем задании Обеспечить понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Информация о домашнем задании. Мотивирование выполнения домашнего задания. Инструктаж по выполнению д.з. Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д.з. Обязательное выполнение этапа в границах урока; соответствие содержания домашнего задания обученности учащихся; создание условий для выбора учащимися домашнего задания; подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания Все учащиеся смотивированы на выполнение д.з.; реализация всех условий для успешного выполнения д.з. всеми учащимися в соответствии с уровнем их обученности; наличие индивидуальных заданий, наличие возможностей выбора д.з.
12. Этап подведения итогов занятия Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Подведение итогов занятия Умение учителя давать качественную характеристику работы класса. Умение учителя привлечь учащихся к оценке своей деятельности Четкость и краткость этапа
13. Этап рефлексии Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения Развитие способностей учащихся к рефлексии; стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Реализация когнитивного алгоритма; «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО», (достиг ли цели общения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

 

Дидактический пятиугольник

Рассматривая учебное занятие как организационную форму реализации конкретных образовательных целей, можно выделить те основные подцели (образовательные задачи - ОЗ) решение которых в своей совокупности даст тот интегративный результат, который принято называть реальным результатом учебного занятии (РР). Каждая очередная образовательная задача (или их совокупность) определяет отдельный этап занятия, а каждый этап в живом педагогическом «организме»; (учебном занятии) выступает элементом. Однако этап занятия можно рассматривать и как его подсистему. Он является относительно завершенным отрезком занятия, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов:

• образовательных задач;

• содержания;

• методов;

• форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

• реального результата.

Все отмеченные элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический ПЯТИУГОЛЬНИК:

Рис. 2 Дидактический пятиугольник

Дадим характеристику каждого из этих элементов.

Образовательная задача - это запрограммированный результат конкретного этапа учебного занятия. ОЗ - системообразующая часть структуры этапа учебного занятия, которая объединяет все элементы этапа в единое относительно целостное образование. Образовательная задача несет в себе два направления целей учебного занятия: целей, ориентированных на содействие развития личности; узко предметных целей.(см. структуру урока)

Содержание учебного материала составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. Сюда входят не только теоретические сведения, понятия, причинно-следственные связи, законы, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность умственных действий ученика, обеспечивающих усвоение им компонентов научного знания. Словом, все то, что должен усвоить ученик и что способствует этому усвоению, ибо этот процесс во многом зависит от подбора задач, заданий, вопросов и др. И, конечно же, в содержание необходимо включать ценности и смыслы детей. В противном случае мы столкнемся с самым жестким формализмом знаний школьников, когда знания воспроизводятся, но абсолютно не принимаются детьми.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они, прежде всего, определяют стиль работы учителя на уроке.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. К ним относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы.

Реальный результат этапа выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели учащиеся. Трудно предвидеть на этапе изменения в ценностных отношениях учащихся и их развитии. При анализе этапа, равно как и учебного занятия в целом, следует оценивать полноту использования учителем возможностей для воспитания и развития школьников.

Микроэтапы перерастают в макроэтапы. В отличие от микроэтапа, который представляет незавершенный цикл познания, макроэтапу соответствует относительно завершенный цикл познания: первичное изучение нового материала, его закрепление, применение, контроль и самоконтроль.

Такое диалектическое единство при создании определенных условий обеспечивает постепенное «окультуривание» субъектного опыта школьников.

 

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала (СУМ) - это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися.

Содержание учебного материала взаимосвязано с предметными образовательными целями (рис.3).

 

Цели учебного предмета

Цели учебного занятия

Цели учебной темы

Цели учебного раздела

 

Образовательный продукт взаимодейств.

Факты, понятия, законы

Теории (положения)

Стержневые линии

 

Рис.3

В содержании учебного материала заключены огромные воспитательные возможности, через содержание, функционируемое в рациональной системе методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников, осуществляется развитие последних и овладение ими опытом творческой деятельности.

СУМ является для учителя как бы «сырьем», из которого создаются различные конструкции, обусловливающие способы учебного познания. поэтому важнейшим этапом планирования урока является отбор содержания учебного материала в соответствии с поставленными целями.

1.СУМ определяется программой, соответствует требованиям государственных стандартов.

2. СУМ должно быть ориентировано на личностное развитие и саморазвитие ученика.

3.СУМ должно быть логически выстроено, научно обосновано, доступно и экономно по времени.

4.Необходимо выделить ведущие идеи, основные понятия, определить способы их раскрытия.

5.Необходимо вносить элемент новизны, связывать известное и понятное с новой информацией.

6.Организовывать самостоятельную и активную деятельность учащихся.

7.Осуществлять обмен учебной информацией, опираясь на субъективный опыт учеников.

 

Требования к отбору учебного материала

1. Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты.

2 Необходимо отбирать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущности.

3. Материал должен быть. организован таким образом, чтобы в нем была выделена ведущая идея, главное, основное звено.

4. СУМ должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы.

При отборе СУМ необходимо учитывать закономерности процесса усвоения, в ходе которого ученик должен совершить полный цикл умственных действий.

Методы обучения

Метод обучения – это отражение взаимосвязи трех компонентов: содержание учебного материала, учителя и ученика.

Метод – это связующее звено между запланированной целью и конечным результатом.

Метод и способ – это слова синонимичного ряда, поэтому метод – способ достижения цели.

Прием – элемент метода, разовое действие, шаг в реализации метода.

При подборе методов обучения рекомендуется учитывать:

• Уровень знаний, умений, навыков учащихся (общеучебных и специальных).

• Уровень развития учеников, их умение учиться, возможности, интересы, возрастные особенности.

• Активность, самостоятельность учащихся.

• Цели, задачи урока.

• Особенности учебного предмета.

• Материальную оснащенность образовательного учреждения.

• Время проведения урока.

• Собственные знания о методах обучения, их эффективности для обучения, развития и воспитания, оптимальном сочетании.

Существует достаточное количество классификаций методов.

1.Наиболее применяемые в школьной практике традиционные методы обучения:

• Рассказ (как образец речи);

• Беседа (разговор);

• Работа с книгой;

• Демонстрация и иллюстрация;

• Упражнение;

• Познавательные игры;

• Самоконтроль;

• Проблемные задачи и вопросы;

• Заучивание;

• Пересказ и др.

2.Рекомендуется применять классификацию методов обучения М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера по типу познавательной деятельности:

• Объяснительно-иллюстративный (чтение, опыт, изложение).

• Репродуктивный (упражнение, решение стереотипных задач).

Поисковый (эврестический).    

• Проблемный;

• Исследовательский.

3.В качестве общего признака классификации методов по назначению (М.Д. Данилов, Б.П. Есипов) выступают последовательные этапы, через которые

проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

• Приобретение знаний.

• Формирование умений и навыков.

• Применение знаний.

• Творческая деятельность.

• Закрепление.

• Проверка знаний, умений и навыков.

4 .Универсальной является классификация Ю.К. Бабанского.

• Методы организации познавательной деятельности:

• перцептивные (словесные, наглядные, практические);

• логические (индуктивные и дедуктивные);

• гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые).

• Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

• дискуссия;

• познавательная игра;

• соревнование;

• создание ситуации успеха;

• поощрение;

• порицание.

• Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности:

• тестирование;

• устный опрос;

• письменный опрос;

• контрольная работа;

• фронтальный опрос;

• наблюдение за работой;

• проверка домашних работ.

• Методы развития познавательного интереса:

• творческие задания;

• занимательность содержания;

• игровые приключения;

• ситуации творческого поиска;

• показ личной значимости учения;

• предъявление учебных требований.

• Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

• взаимопроверка;

• прием взаимных заданий;

• временная работа в группах;

• ситуация совместных переживаний;

• работа консультантов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.107 с.)