Экономические особенности логистических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические особенности логистических систем



Эффективность логистической системы

 

Эффективность логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность. Под ключевыми показателями результативности логистической деятельности, понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.

Ключевые показатели эффективности логистической системы

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

В терминологическом словаре ELA есть понятие "Logistics key performance indicators" (KPI) — ключевые показатели результативности логистической деятельности, под которыми понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:

Общие логистические издержки;

Качество логистического сервиса;

Продолжительность логистических циклов;

Производительность;

Возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели в дальнейшем мы будем называть ключевыми или комплексными показателями эффективности ЛС.

Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенч-маркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности ЛС называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Мероприятия, проводимые страховыми компаниями в области управления рисками:

1) проведение организационно-технических мероприятий по предупреждению наступления грозящих опасностей;

2) поощрение клиентов к принятию адекватных мер предосторожности путем установления более низких страховых премий;

3) инициирование введения в практику бизнеса эффективных мер безопасности для повышения уровня собственной прибыльности.

Способы управления рисками:

1) избежание риска;

2) передача риска;

3) ограничение риска;

4) сокращение риска.

Методика обеспечения безопасности:

1) идентифицируются и устанавливаются ресурсы и виды логистической деятельности, которые приносят добавленную ценность потребителю и потенциально подвержены риску;

2) оценивается вероятность появления этих рисков;

3) разрабатывается и внедряется система, позволяющая управлять выявленными рисками.

Эффективное управление рисками возможно лишь при наличии надежной и достаточной в данных условиях информации, так как это позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска. Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхова-^ния и т. п.

В управлении рисками нет готовых решений, поэтому в случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики.

Эвристика – совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Конечно, эвристика менее надежна и менее определенна, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить определенное решение. Основные эвристические правила управления рисками:

1) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. Это означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, следует определить максимально возможный объем убытка по данному риску, сопоставить его с объемом вкладываемого капитала, сопоставить его с собственными финансовыми ресурсами;

2) надо думать о последствиях риска. Это означает, что менеджер, зная максимально возможную величину убытка, должен определить, к чему это может привести, и принять решение об отказе от риска или передаче риска другому ответственному лицу;

3) нельзя рисковать многим ради малого. Особенно ярко это проявляется при передаче риска, т. е. страховании. В этом случае необходимо четко определить и выбрать приемлемое соотношение между страховым взносом и страховой суммой. Страховой взнос – это плата страхователя страховщику за страховой риск.

Страховая сумма – это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности. Предприятие не должно принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом взносе;

4) положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнений;

5) при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;

6) нельзя думать, что всегда существует только одно решение, возможно, существуют и другие.

Аутсорсинг в логистике

Аутсорсинг представляет собой передачу непрофильных бизнес-процессов сторонним организациям. Первые услуги аутсорсинга были немного иными – имеется в виду аутсорсинг персонала, то есть привлечение сотрудников другой фирмы для выполнения каких-либо задач. Сегодня аутсорсинг используется в различных сферах, но особенно часто его применяют в складской деятельности и логистике.

Стоит пояснить, что логистика является одним из главных инструментов повышения эффективности бизнеса и его конкурентоспособности. Ее основная задача заключается в управлении информационными, финансовыми и материальными потоками с минимальными издержками, идеальным решением в этом случае – использовать аутсорсинг в логистике. Стоит подчеркнуть, что услуги аутсорсинга стали успешно применяться в логистической стратегии по минимизации инвестиционных средств в логистику, поскольку позволили значительно снизить затраты на логистические бизнес-процессы.

Как известно, основа бизнеса любой логистической компании состоит в комплексном управлении и оптимизации материальных потоков. Так, аутсорсинг персонала позволяет фирмам передавать ему частично или полностью функции логистики. В результате высвобождения некоторых финансовых и управленческих ресурсов возникает возможность их сосредоточения на ключевых бизнес-процессах компании. Таким образом, аутсорсинг в логистике способствует укреплению конкурентных преимуществ фирмы и становится залогом ее дальнейшего развития.

Учитывая огромное количество предложений на современном рынке, все сложнее становится получать весомую прибыль, занимаясь только развитием производства и маркетингом. Но аутсорсинг в логистике обеспечивает повышение рентабельности предприятия путем снижения издержек и себестоимости. Если судить по опыту зарубежных фирм, то сокращение логистических издержек, если используются услуги аутсорсинга, всего равна 1%, что можно сравнить с 10%-ным увеличением продаж.

В последнее время российские промышленные и торговые структуры все чаще обращают внимание на аутсорсинг персонала. Причина этому – постоянное усложнение условий и технологий ведения бизнеса и рост значимости его инфраструктурных составляющих. Естественно, что для многих производственных и торговых предприятий логистика – не основная компетенция. Это яркий пример того, что применяя услуги аутсорсинга, такие организации могут полностью посвятить себя развитию основной деятельности. В то время как, аутсорсинг персонала, который направит весь свой потенциал на развитие и усовершенствование логистических процессов, позволит обеспечить максимальное качество товаров или услуг компании.

Эффективность применения логистических инструментов и концентрация фирм на ключевых бизнес-процессах способствует тому, что аутсорсинг в логистике и специализированные логистические посредники стали обладать более широкими возможностями для своего распространения. Главной концепцией, на которой строятся услуги аутсорсинга, является отсутствие необходимости задействования собственных ресурсов компании для осуществления логистических операций.

Руководители многих логистических компаний, которые применяют аутсорсинг персонала, отмечают, что находить квалифицированных штатных сотрудников для своих фирм становится все сложнее. Факт того, что услуги аутсорсинга позволяют не тратить время штатных работников на неэффективные или непрофильные, но необходимые процессы, обеспечивает сокращение сроков на разработку продукции и повышение скорости адаптации к регулярным изменениям рыночной ситуации.

Целесообразность перехода компании на аутсорсинг в логистике:

· - необходимость концентрации на том, что штатные сотрудники могут делать наиболее хорошо («компетентная концентрация»), в то время как аутсорсинг персонала возьмет на себя все остальное;

· - руководство компании понимает, что фирма нуждается в преобразованиях, конкретность которых может определить лишь организация, предоставляющая услуги аутсорсинга;

· - появление новых идей, для реализации которых компания должна «пережить» некоторые изменения, помощь в их осуществлении может оказать аутсорсинг персонала;

· - ощущение дефицита управляемости в развитии, необходимо навести порядок в организации при его значительном отставании от эффективности бизнеса и темпов его роста;

· - потребность в получении более интересного опыта, который можно получить, только используя аутсорсинг персонала, который вольет в компанию новые идеи;

· - необходимость быстрой и качественной оптимизации логистического отдела без каких-либо потерь на обучение новых сотрудников, услуги аутсорсинга позволят избежать снижения общей производительности предприятия;

· - желание перевода второстепенных затрат из постоянных в переменные, самым эффективным способом будет аутсорсинг в логистике;

Как показывает практика, фирма, которые оказывает услуги аутсорсинга, отличается более высокой мотивацией для повышения эффективности, чем собственные отделы компании. Ведь аутсорсинг в логистике, как и в любой другой сфере производства, характеризуется тем, что организация-исполнитель несет прямые финансовые обязательство за качество работ, которые выполняются.

Основные выгоды и преимущества, которые дает аутсорсинг в логистике:

· - снижение рисков, связанных с реализацией логистических процессов, поскольку они перекладываются на фирму, которая предоставляет услуги аутсорсинга;

· - уменьшение процентной доли капитальных инвестиций, которые чаще всего также переходят на компанию-исполнителя;

· - фокусировка на основных компетенциях, реализация второстепенных процессов компании за счет того, что применяется аутсорсинг персонала, способствует усовершенствованию ключевых процессов и получению дополнительного конкурентного преимущества.

Таким образом, аутсорсинг персонала, который возьмет на себя осуществление логистических процессов, обеспечивает динамическое развитие всего предприятия, руководство которого будет заниматься лишь стратегическим задачами. Отсюда можно сделать вывод, что аутсорсинг в логистике обладает мощнейшим потенциалом для развития на современном рынке.

Экономические особенности логистических систем

Возникновение и развитие рынка, в рамках которого осуще­ствляется кругооборот ресурсов, доходов и продуктов, происхо­дит при выполнении нескольких обязательных условий. Среди них:

1. общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами;

2. экономическая обособленность производителей — как непре­менное условие эквивалентного обмена;

3. свобода предпринимательской деятельности.

Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи со­ставляют единое экономическое пространство, где на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и обеспечивают выпуск продукции (т.е. товаров и услуг). При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных ресурсов. В соответствии с экономическими зако­нами оно может действовать так, чтобы:

а) максимизировать свои результаты (т.е. при заданном объеме
производственных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску
продукции);

б) минимизировать расход производственных ресурсов при
определенном объеме выпуска продукции;

в) оптимизировать результаты (т.е. затраты и результаты
должны находиться в определенном оптимальном сочетании).

Кроме того, любое предприятие должно находиться в состоя­нии финансового равновесия, иными словами, своевременно вы­полнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работ­никами и поставщиками материальных ресурсов. В рыночныхусловиях предприятие (фирма) в значительной степени авто­номно выявляет спрос потребителя, увязывает ресурсы с требова­ниями рынка, реализует свою продукцию по рыночным ценам.

Однако, находясь в составе экономической системы более вы­сокого порядка, предприятия, производящие продукцию, не мо­гут обойтись без взаимодействия с другими организациями, со­ставляющими инфраструктуру рынка. Именно экономические и организационные связи предприятий-производителей товаров и услуг дают возможность осуществить обменные процессы и до­вести изготовленную продукцию до потребителя. Логистика слу­жит необходимой составляющей этих процессов.

Главная цель логистики — обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных затратах, требуемого качества и количества. Быстрое развитие ло­гистики в настоящее время связано с принципиальными измене­ниями условий хозяйствования, вызванными прежде всего транс­формацией мировой экономической системы в сервисную эко­номику, с рыночным приоритетом потребителя, глобализацией и интеграцией экономических процессов.

Кроме того, к факторам, влияющим на интенсивное развитие ЛС, mожно отнести: формирование глобальных цепей поставок, резкое сокращение жизненного цикла продукции, переориента­ция традиционного производства на производство «под заказ» и массовую кастомизацию (mass customization), конструктивное ус­ложнение товаров и стремительное расширение их разнообразия, внедрение новых логистических технологий доставки грузов, бур­ное развитие информационных систем и технологий поддержки логистики и SCM, стремление компаний сокращать совокупную стоимость и затраты времени, связанные с движением товаров, и т.д

Уровни экономических систем в логистике

Уровни экономических систем Предмет изучения Отражение в ЛС
1. Макроэкономика Социальные и экономические процессы Инфляция, безработица, рецессия, экономический рост и т.д.
2. Мезоэкономика Сетевые структуры и сети Потоки товаров и денег, каналы, взаимоотношения, парные и групповые связи
3. Микроэкономика Объекты (или агенты), действующие в системе Предприятия, физические и юридические лица в составе ЛС
4. Наноэкономика Проекты Логистические проекты (финансовый анализ, структура и т.д.)

В дальнейшем изложении экономических основ построения и функционирования Л С будем исходить из того, что под логисти­кой понимается «инструментарий интегрированного управления материальными потоками, а также связанной информацией, фи­нансами и услугами, способствующий достижению корпоративных целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».

Приоритетными направлениями в решении экономических проблем логистики в настоящее время становятся механизмы приспособления ЛС к интересам потребителей и конъюнктуре рынка в условиях острой конкуренции. Повышается значимость фактора времени как управленческого ресурса. Растут риски, а следовательно, - необходимость знать причины их возникновения и возможности снижения. Специфика ЛС оказывает влияние и на подходы к оценке ее экономической эффективности.

Ориентация на минимизацию издержек как частный критерий экономической эффективности в этих системах остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального сочетания затрат основного и оборотного апиталов, задействованных в рамках ры­ночной стратегии участников ЛС, и приносимой ими прибыли.

Условием эффективности стратегии и тактики логистики становится организация гармоничного производства и сбыта, интеграция логистической деятельности в основных сферах (производ­стве, снабжении, распределении) с целью оптимизации ресурсов при организации бизнеса и реализации корпоративной стратегии. Отправной точкой такой интеграции служит непрерывный мони­торинг динамики спроса, с учетом которой разрабатываются пла­новые показатели составных звеньев цепи поставок (ЛС).

Построение эффективной ЛС позволяет компаниям решать ряд хозяйственных задач:

синхронизировать объемы производства с объемами логисти­ческих операций складирования, грузопереработки, транспор­тировки;

снижать потери и ущерб от логистических рисков;

устанавливать целесообразные уровни кооперации в цепи по­ставок;

рационализировать документооборот и информационные по­токи, связанные с логистической деятельностью, и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.034 с.)