Наука как область человеческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как область человеческой деятельности



ТИПОЛОГИЯ НАУКИ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ

По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо.

Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919). В своей книге "Мировые загадки" (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. "Загадки Э. Геккеля" можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого, и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.

Естествознание - это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.

Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.

Гуманитарные науки - это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе.

Технические науки - это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой "второй природы", мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук.

Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики.

Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902-1984), - это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724-1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъекты научной деятельности

1. Индивид.

2. Творческий коллектив (малая исследовательская группа).

3. Научная организация, учреждение.

4. Отрасль

5. Регион

6. Мировое сообщество

Изучение личности ученого

Изучение личности ученого ведется в науковедении в двух основных направлениях: изучение выдающихся деятелей науки прошлого, создание их науковедческих биографий и исследование социальных и психологических особенностей творчества современных ученых.

Научная элита

Считалось, героями научных биографий могут быть лишь люди "гениальной воли", т.к. история их жизни — "единственный ключ к пониманию того, какое значение они имели для своего времени. Это те, чей гений с самого начала определил их деяния и страсти и нашел в них свое выражение и проявил себя". С этим утверждением согласны многие исследователи науки. Однако подход к определению научной элиты различен у различных ученых. Например, авторы элитарной концепции (Ф.Гальтон, А.Декандоль и др.) считают, что талантливые люди образуют особую породу, отличающуюся от общей массы населения. " Многочисленные работы, посвященные природе продуктивного мышления, помогают понять среднего ученого, но сущность гения они не проясняют. Ученые меньшего калибра занимаются решением конкретных частных задач. Гений же ищет разгадку вечных проблем".

Элитарной точке зрения противостоит эгалитарная ( основатель этого течения Фр.Бэкон), смысл которой в том, что человек средних способностей может успешно работать в науке, если будет вооружен научным методом. Создатели этой теории протестуют против деления ученых на лидеров и рядовых. По их мнению, каждый ученый, достойный этого звания, несет в себе зерно гениальности.

 Однако ни та, ни другая концепции не могут существовать в чистом виде. Безусловно‚ признается, что для вхождения в научную элиту требуются выдающиеся способности, и вряд ли можно сомневаться в существовании их генетических предпосылок в виде определенных задатков. Тем не менее, наследственность сама по себе еще ничего не решает. Необходимо развитие способностей, которое достигается лишь путем образования, овладения наличными знаниями и методологией. Необходим также благоприятный общекультурный фон и благоприятные условия общественной жизни индивида. Необходимо, наконец, то благоприятное стечение обстоятельств, которое принято называть удачей, везением. Особую важность приобретает и формирование этоса науки — своеобразного кодекса поведения ученых, их ценностных установок, прав и обязанностей по отношению к науке и обществу. В целом принципы этоса служат внутринаучным и закрепленным обществом регулятором научной жизни, воплощая в себе признание ценности науки обществом и установление над ней социального контроля. Только те индивиды и группы, которые соответствуют требованиям этоса, получают должную поддержку со стороны общества. Те же, кто в своем поведении обнаруживает неадекватность такого рода требованиям, наталкивается на барьеры, преграды, либо подвергается определенным санкциям. В этом смысле этос выступает как механизм отбора потенциальных членов научной элиты. Тот, кто не прошел через фильтр норм этоса, естественно не может рассчитывать на приобщение к элите научного сообщества.

Критерии отбора, позволяющие отнести деятеля науки к научной элите:

Наибольшую ценность для науки, естественно, представляет творческая элита, наивысший уровень которой в различных типологиях обозначают терминами "прометеи" и "синтетики". Это творцы новых понятий, теорий, методов, даже новых путей мышления, новых парадигм. Внешне они выявляются количеством публикаций, частотой цитирования, научными званиями и премиями. Но наиболее ярким индикатором следует считать эпонимию - стихийное, естественно совершающееся присвоение имени ученого открытому им принципу, закону, созданному им учению. В науке широко практикуется набор в элитные группы по принципу самокомплектования. Обладатели степеней и званий присуждают эти степени и звания. Например, члены академий принимают в свой состав новых членов и т.п.

Результаты науковедческих исследований показывают, что основными особенностями элитарных ученых являются:

 - их ранняя продуктивность, которая объясняется тем, что они работали под руководством очень продуктивных ученых, которые являлись для них ролевыми моделями и руководителями в постановке задач;

 - их первым местом работы были, как правило, элитарные учреждения (академическое происхождение является для ученого более значимым, чем социальное);

 - большинство из них - выпускники элитарных учебных заведений.

Определить научную элиту - значит выявить в определенном науч-

ном сообществе специалистов с наиболее высоким уровнем признания

научных заслуг и высоким научным потенциалом. В настоящее время существует 2 подхода к выявлению научной элиты: экспертная оценка и атрибутивная оценка.

Экспертная оценка широко распространена в науке. Это система выборов в академии, присуждение научных степеней, наград, рецензирования публикаций и т.д. Квалифицированная экспертная оценка требует создания экспертных советов, анкетного проведения экспертизы, обработки анкет и тому подобных процедур, делающих применение экспертной оценки для определения научной элиты затруднительной, т.к. при таком подходе большинство крупных ученых должны были бы стать экспертами и проводить самооценку.

К атрибутивным методам оценки отнесены те, отличительными признаками которых является использование в качестве основания оценки формализованных признаков, присущих объектам оценки и приобретенных ими в процессе предшествующей деятельности. При этом установлено, что данный атрибут свидетельствует о высоких достижениях его владельца. Эталоном выступают специально сконструированные шкалы, а субъектом оценки — любые лица, способные выявлять атрибутивные признаки.

В качестве атрибутивных признаков предлагается использовать:

 - факт избрания конкретного ученого действительным членом, членом-корреспондентом или почетным членом академий, научных учреждений, обществ;

 - факт присуждения ему премий и медалей за научную деятельность;

 - факт включения биографических справок о них в специальные биографические справочники, словари, энциклопедии;

 - участие ученых в работе редакционных коллегий журналов с высоким научным цензом;

 - высокий уровень цитирования публикаций ученого членами мирового научного сообщества.

1. Наименее спорным признаком отнесения ученых к элите является их избрание в действительные члены и члены-корреспонденты РАН. Следовательно, правомерность использования любого другого признака можно доказать, установив его наличие у членов РАН. Однако при этом надо учесть влияние действующего в науке и признаваемого большинством социологов "Эффекта Матфея", по которому уже признанные ученые получают новые поощрения значительно легче своих пока еще не признанных коллег. Для того, чтобы уменьшить влияние "Эффекта Матфея" целесообразно использовать не один, а несколько атрибутивных признаков, т.е. комплекс показателей.

2. Одним из атрибутивных признаков, позволяющих относить отдельных специалистов к научной элите, может быть присуждение им научных премий и медалей. К таким наградам прежде всего относятся Золотые медали и именные премии РАН, Ленинские и Государственные премии, а также зарубежные научные награды и избрание в международные и национальные академии. Проведенные исследования показывают, что большинство обладателей престижных наград являются действительными членами и членами-корреспондентами РАН. Для многих же ученых получение премии или медали стало ступенью на пути к академии. Следовательно, можно утверждать, что присуждение ученому престижных наград позволяет относится к нему как к будущему члену научной элиты.

3. Другим атрибутивным признаком оценки ученого может являться также включение его в редакционные коллегии научных журналов. При определении правомерности использования указанного атрибутивного признака необходим учет и научного ценза издания. При этом можно опираться на принятую в информационном деле шкалу деления журналов на международные, общегосударственные (например, журналы РАН), ведомственные, региональные, внутриорганизационные (труды НИИ и ВУЗов). Такое деление позволяет учитывать "размеры" научных сообществ, делегирующих своих членов в редакционные коллегии. Использование данного атрибутивного признака позволяет значительно расширить число кандидатов в научную элиту, т.е. ученых, являющихся членами редакционных коллегий изданий с высоким научным цензом и не являющихся пока членами и членами-корреспондентами РАН.

4. Широко распространенным методом выявления элитарных ученых является и использование библиометрического анализа, базирующегося на подсчете частоты цитирования публикаций в ведущих научных журналах мира. Цитатный анализ для оценки деятельности ученых, работающих в естественных и технических науках, чаще всего осуществляют на основе массива ссылок, отраженного в "Science Citation Index", издании института научной информации США (с 1964 г.). Анализ показывает, что среди высокоцитируемых авторов большое число лиц имеют крупные научные награды и являются членами редакционных коллегий академических журналов.

Незримый колледж

СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Никто не читал их уставов, не проводил регистрацию юридичских лиц, никто не присутствовал на заседаниях и не знал дня и часа, когда он принят или, не дай бог, исключен. Более того, уставы эти не написаны, заседаний не бывает, и причастность к этому высокому сообществу, весьма субъективна: дело каждого — принять себя и исключить коллегу, с которым, к тому же. можно быть лично не знакомым, хотя знать о нем больше иного близкого друга. А именно, знать, чем коллега занимается сейчас и чем собирается заняться завтра, в чем сомневается и что не дает ему спокойно спать.

Во всем этом нет никакой мистики. Я рассказываю о «невидимых колледжах». В состав каждого такого современного «цеха мастеровых» входят ученые, работающие в одной узкой области науки, над одной проблемой

Единственный критерий принадлежности к цеху — ссылки на опубликованные работы: ученые внимательно следят за публикациями D своей области, подтверждают или опровергают результаты заочных соратников-соперников.

Обычно члены невидимых колледжей относятся друг к другу с большим уважением. Но вначале его необходимо завоевать, а для этого надо придерживаться «уставных» требований, главные из которых — безусловная добротность экспериментального материала н быстрота его публикации. Требования эти противоречивы, потому что в каждом ученом сидит «бес» первооткрывателя. Но нарушение первого главного требования чревато неприятнейшими последствиями — и для науки, и для нарушителя. Торопливость может обернуться недоброкачественной работой, «честной», отнюдь не по злому умыслу, ошибкой, за которой может последовать вторая и третья...

В своей стране, в своем научном или учебном заведении такой ученый нередко продолжает благополучно подниматься по общественно-администратнвно-научной лестнице. Но для его положения в «невидимом колледже» это уже не имеет никакого значения. Его научное реноме, доверие к нему подорвано, и «невидимые», лично ему неизвестные судьи вычеркивают его из состава своего «цеха» — на время, а бывает, и навсегда.

ПЕРВИЧНЫЙ НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

В действительности научное творчество и коллективно и индивидуально. Оно индивидуально так как новая идея зарождается в голове индивида и лишь затем достоянием других. Оно коллективно, так как в своем творчестве ученый использует знания предшественников и современников, в том числе и идеи своих коллег по коллективу. При работе в одиночку возникшие идеи очень часто не получают дальнейшего развития. Коллектив обладает способностью увеличивать возможности индивида. "Мысль одного, умноженная на оригинальность подхода другого, на дерзкое предположение по эксперименту третьего ведет к более быстрому решению проблемы. Коллектив усиливает идеи, высказанные отдельными учеными".

В своей работе научный коллектив выполняет ряд функций главная из которых — познавательная, так как основным продуктом научной деятельности является достоверное научное знание.

А поскольку институциональная цель науки состоит в распространении научного знания, то на нее направлена деятельность всех без исключения научных коллективов. Эта определяющая функция в свою очередь подразделяется на ряд подфункций, среди которых наиболее существенными являются:

· генерирование новых знаний ( реализуется в научном творчестве), преемственность (новое научное знание является продуктом синтеза результатов предыдущих исследований),

·  оценка (реакция научного сообщества на вклад в исследование),

·  восприятие новых идей (анализ новых идей и гипотез с точки зрения их перспективности).

Второй важной функцией деятельности научного коллектива является функция коммуникации. Согласно теории Мертона, значительные открытия в науке являются продуктом социального взаимодействия, а значит, принадлежат всему научному сообществу

и обществу в целом. Именно поэтому высокая степень коммуникации между научными коллективами, особенно на мировом уровне, является основополагающим условием нормального функционирования социального института науки.

Концентрация усилий отдельных исследователей в рамках научного коллектива существенно ускоряет путь от идеи до теории и от теории до ее практического применения, поскольку может создавать наиболее благоприятные условия для восприятия результатов научной деятельности ученого членами научного сообщества. Нельзя не учитывать, что объективной основой создания научных коллективов в естественных и технических науках является использование материальных средств познания, носящих непосредственно коллективный характер.

Коллективность научного труда рассматривается в науковедении с двух точек зрения:

1. Осознание потребности в коллективном труде вылилось в конце XIX - начале ХХ века в организацию первых научно-исследовательских учреждений, т.к. появилась необходимость участия в исследованиях многих ученых различных специальностей, а также объединения материально-технической базы научных исследований.

2. Имманентная коллективность любого научного труда. Это та коллективность, которая существовала во все времена и, следовательно, может быть предметом историко-научных исследований.

В литературе существует несколько определений понятия "научный коллектив" или "социально-профессиональная группа", однако наиболее распространенным можно назвать следующее: "Научный коллектив – это вид социально-профессиональных групп, который формируется на основе общественного разделения труда в целях развития и дальнейшего использования научной мнемы (Мнема группы — особый элемент, отличающий группу от случайного скопления людей, взаимодействия членов группы и вместе с тем средство, которое обуславливает специфическое для каждой группы общение членов группы.) и который может функционировать как при компактном, так и при дисперсном состоянии корпуса за счет специфических особенностей научной мнемы". Отсюда следует и возможность классификации научных коллективов по типу корпуса.

Компактное состояние корпуса, когда в течение длительного времени члены коллектива имеют возможность непосредственного длительного общения.

Дисперсное состояние корпуса, когда члены коллектива разделены во времени или в пространстве.

1. Служебные (официальные) научные коллективы, в виде звеньев науки и связанные между собой иерархической зависимостью.

 2. Внеслужебные организации: научные общества, союзы, ассоциации. Вступление и участие в них добровольное, но их нельзя отнести к неформальным, т.к. большинство из них имеют свои уставы, правления и т.д.

 3. Неформальные научные коллективы: конференции и симпозиумы, где обсуждается состояние проблемы, пути ее решения; группы, возникающие на основе личной переписки, обмена оттисками, программами работ (информационные группы).

 Однако в данной классификации не учтены научные школы, представляющие собой важнейший для отечественной науки особый тип научного коллектива. Научные школы не могут быть отнесены ни к одному из указанных выше классов, т.к. сочетают в себе признаки как служебных, так и неформальных научных коллективов. Именно они в настоящее время все чаще привлекают внимание науковедов, как одна из самых интересных и исторически важных форм объединения ученых.

Научная школа — это "специфическая форма организации исследований, предусматривающая объединение группы ученых вокруг признанного лидера с целью освоения и дальнейшей разработки его идей. От других форм совместного исследовательского труда научная школа отличается совмещением процессов получения и накопления знаний с подготовкой специалистов, т.е. передачей профессиональной компетенции от одного поколения к другому." (86а, с.175). Научную школу характеризуют единство теоретических взглядов, методологического подхода и других когнитивных аспектов творчества: относительно высокий уровень социальной интеграции, поддерживаемый личным авторитетом лидера, а также дружескими связями между членами; устойчивый доступ к внешним научным коммуникациям, обеспечиваемый благодаря контролю над достаточно престижным специализированным изданием или форумом.

«Классическая» научная школа возникла при переходе от индивидуальных форм научной деятельности к коллективным. Первые научные школы создавались на базе высших учебных заведений, т.к. никакой другой базы для возникновения научных школ тогда не было. "Классическая " научная школа представляет собой научный коллектив, формирующийся вокруг крупного ученого, с целью обучения экспериментальному мастерству и решения актуальных научных проблем. Этот коллектив связан общностью принципов и методических основ решения научных задач, обеспечивает для своих членов постоянное развитие и совершенствование их знаний, создает условия, необходимые для свободного и творческого проявления индивидуальных способностей каждого члена коллектива.

Развитие науки на рубеже XIX-XX веков привело к быстрому образованию широкой сети научно-исследовательских учреждений, не связанных с учебным процессом. Их статус был закреплен формально, официальными документами. В то же время сохранялись и продолжали развиваться научные коллективы, не организованные официально, не обладающие юридическими правами. "Современная" научная школа представляет собой научный коллектив, формирующийся вокруг крупного ученого, обладающего выдающимися способностями экспериментатора и педагога, с целью обучения экспериментаторскому мастерству и разработки определенных научных проблем. Так же как и в "классической" научной школе, этот коллектив связан общностью принципов и методических основ решения научных проблем, обеспечивает для всех членов коллектива постоянное развитие и совершенствование их знаний, создает условия, необходимые для проявления индивидуальных способностей каждого члена коллектива. Отличие "современной" научной школы от "классической" состоит в том, что первая может создаваться на базе НИИ при условии тесной связи с соответствующим высшим учебным заведением. В основе этой связи должны лежать общность научных интересов и заинтересованность в воспитании молодых ученых. Такие научные школы в некоторых работах называют "дисциплинарными ".

Кроме выше названных‚ в литературе как один из типов научной школы выделяются научно-исследовательские объединения или "проблемные" научные школы. Они также формируются вокруг крупного ученого, обладающего организационными способностями с целью разработки выдвинутой этим ученым научной идем. Члены этого коллектива связаны общностью научных интересов. Научно-исследовательское объединение формируется, как правило, на базе научно-исследовательского учреждения, но в сферу его влияния могут вовлекаться члены различных служебных и неформальных научных коллективов. Отличие "проблемных" школ от "дисциплинарных" заключается главным образом в том, что, если деятельность ученых в "дисциплинарной" научной школе накладывается на их работу в рамках других, более формализованных коллективов, то деятельность ученых в рамках "проблемной" научной школы принимает первичный характер. Кроме того, для "проблемных" научных школ характерна определенная скоротечность, которая определяется временем существования проблемы.

Любая классическая и современная научная школа отличается от обычного научного коллектива общностью принципов и методических основ решения проблемы; большим влиянием на прогресс и тенденции развития науки путем подготовки высококвалифицированных кадров ученых, способных к самостоятельной исследовательской деятельности; преемственностью научных знаний, которая обеспечивается способностью научной школы сохранять жизнедеятельность, т.е. оказывать влияние на развитие науки длительное время, иногда на протяжении жизни нескольких поколений.

Научно-исследовательские объединения отличаются от формальных научных коллективов, во-первых, существованием научной идеи, объединяющей творческие интересы членов различных научных коллективов и исключительным влиянием на развитие отдельных научных направлений или проблем и, во-вторых, повышением эффективности фундаментальных исследований, ускорением внедрения в практику их результатов на основе активного и направленного комплексирования усилий, а также объединения материально-технических возможностей нескольких научных коллективов.

Таким образом, в современной науковедческой литературе выделяется 3 основных типа научных школ. Причем, если классическая научная школа существовала в прошлом и в настоящее время в чистом виде практическим не встречается, а современная научная школа принадлежит как прошлому, так и настоящему, то проблемная научная школа — результат развития современной науки, характеризующейся во многом быстрой сменой решаемых проблем.

Деятельность научных школ оценивается двумя показателями, органически связанными друг с другом:

· Реальным вкладом в развитие науки (созданием новых теорий, методов исследования, решением отдельных проблем и т.д.)

· количеством крупных ученых, воспитанных в ней и возглавивших в дальнейшем отдельные ее направления.

А. Д. Александров сравнивает научную школу с наиболее известной из подобных социальных сетей ¾ мафией. Разница лишь в том, что мафия занимается вымогательством, а научная школа ¾ наукой. Структура же социальной сети практически аналогична. «Вокруг одного "большого человека", "авторитета", складывается плотная сеть тесных связей. Он что-то дает своим клиентам, они же прибавляют ему авторитета и могут быть мобилизованы на какие-либо действия…. Если клиент отказывает в поддержке патрону, он рассматривается как предатель». «Общие научные идеи и традиции, столь важные для описания научных школ, оказываются общими ценностями, за которые вместе борются люди, мобилизованные в социальные сети, которую они называют научной школой. …Во всех группах, занимающихся научными исследованиями, взаимное доверие и дружба оказываются важными составляющими жизни группы. Научные же школы оказываются наиболее эффективными формами научной деятельности потому, что в них доверие наиболее "некондиционально" ¾ связи формируются в решающий период социализации, когда, говоря словами самих ученых, "…мой руководитель… для меня был царь и бог», и молодой человек в начале своего пути нуждается в группе, которая как "большая патриархальная семья"».

Из этих высказываний можно сделать вывод о том, что научная школа является не только эффективной формой организации научных исследований, но в некоторых случаях становится «тормозом» для талантливых молодых ученых. Разумеется, на первых этапах вхождения в науку молодой человек, действительно нуждается в поддержке научной группы. Однако в дальнейшем эта группа (а чаще всего ее лидер) может стать преградой для формирования его как ученого. В частности, авторитаризм лидера и «замкнутость» в рамках одной исследовательской программы иногда не дают возможности выйти за рамки той научной парадигмы, в которой школа работает, не позволяют проводить собственные, «пионерские» исследования формировать собственную репутацию в научном сообществе, отдельную от репутации лидера и школы.

 

Особенно важной для изучения деятельности научных школ становится проблема лидерства. Прежде всего это должен быть выдающийся человек науки. Но этого еще недостаточно. Гаусс, Фарадей, Гельмгольц и ряд других крупных ученых не создали научных школ, тогда как физик среднего дарования Густав Магнус создал ее‚ и все поколения физиков последней четверти XIX века в Германии являются ее воспитанниками. Таким образом, лидер научной школы должен быть человеком с выдающейся волей. В передаче воли от учителя к ученику заключается "главная тайна способности создавать школу". Необходимо также "воодушевление учителя своим предметом", его энтузиазм, которым он должен воодушевить своих учеников. У руководителя научной школы должна быть способность "уступать дорогу талантливому и преуспевающему ученику".

Таким образом, научная школа является одной из важнейших составляющих в структуре науки благодаря тому, что во главе ее всегда стоит крупный научный деятель, способный организовать усилия своих учеников и последователей на решение самых актуальных проблем, а также тому, что именно здесь осуществляется настоящая исследовательская подготовка будущего поколения научных работников.

При изучении научных школ очень важна проблема идентификации. Обычно для решения этой проблемы используются количественные методы анализа. Основными путями идентификации неформального коллектива являются: анализ диссертаций, роста публикаций, сетей цитирования.

Аналогичным образом осуществляется идентификация лидера научной школы.

Незримый колледж

НАУКА КАК ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука ¾ форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов.

НАУКА:

· сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое обоснование объективных знаний о действительности;

· социальный институт, функция которого состоит в выработке, хранении и систематизации знаний; отличительной чертой является использование научного метода. Наука - это организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др. Сегодня наука представляет собой сложную, мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих пятимиллионную армию международного научного сообщества (для сравнения заметим, что в начале XVIII в. во всем мире насчитывалось не более 15 тыс. человек, чью деятельность можно было бы отнести к научной).

· отрасль культур ы, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Н аука выступает как относительно самостоятельная форма культуры, которая живет и развивается по своим внутренним законам. Одновременно наука сохраняет глубокую связь с культурой и обуславливается ею. А это значит, что научное отношение к миру формируется под определяющим влиянием культурных смыслов;

Цель научной деятельности - дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы мироздании.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания последнее включает в себя четыре необходимых компонента:

1. Субъект науки — отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете — общество в целом.

2. Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя.

3. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины. Использование специфических средств исследо вания, таких как приборы, инструменты и иного «научного оборудования»;

4. Свой специфический язык — как естественный, так и особенно искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.). В этом языке преодолеваются такие недостатки разборного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д.

Функции науки:

 - Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека.

- Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему.

- Познавательная функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений.

- Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности.

- Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества.

- Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий.

- Функция науки как социальной си лы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.

Предмет науки – способ видения объекта с позиций данной науки.

Человеческая жизнь включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.065 с.)