Советская архитектура 1930-х – 1950-х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская архитектура 1930-х – 1950-х годов



В 1932 году, после подведения итогов конкурса проектов для Дворца Советов и постановления «О перестройке литературно-художественных организаций», основным курсом в советской архитектуре было выбрано освоение классического наследия. Отказ от возможности продолжить поиски, с которыми было связано столько искренних надежд, многими воспринимался как трагедия. Но часть архитекторов вернулась к собственным ретроспектинвым размышлениям 1910-х годов. В целом архитектура 1930-х – 1950-х годов была вдохновлена идеей могущества и мощи советского государства. Сичтая себя единственным наследником Древнего Рима, советские зодчие обратилась к арсеналу античной архитектуры, но только в сильно преувеличенных масштабах, с прумноженными, укрупненными деталями, с добавлением советской символики к классическим орнаментальным мотивам. Борис Иофан, чей проект Дворца Советов получил первую премию, популяризировал мотив высотного здания в форме «ребристого» зиккурата. Отчасти ее унаследуют знаменитые сталинские высотки, но при этом «обрастут» массой эклектичного декора. Особенно эклектичная составляющая очевидна в павильонах москвовского метро (элементы барокко, ампира, Ренессанса) и проектах номенклатурных жилых домов. Апофеозом сталинской эклектики станет комплекс ВДНХ в Москве.

Имена: Владимир Георгиевич Гельфрейх, Алексей Николаевич Душкин, Иван Владимирович Жолтовский, Борис Михайлович Иофан, Иосиф Григорьевич Лангбард, Лев Владимирович Руднев, Ной Абрамович Троцкий, Иван Алекснадрович Фомин, Владимир Алексеевич Щуко, Алексей Викторович Щусев

 

Интернациональный стиль

Термин Интернациональный стиль возник в 1932 году, когда в нью-йоркском Музее современного искусства по инициативе Филипа Джонсона и Генри Рассела Хичкока прошла выставка «Современная архитектура: интернациональная выставка». В 1950-е годы модернизм одержал победу повсеместно, превратив функционализм действительно в Интернациональный стиль. Региональные различия в послевоенном модернизме стерты, на первый план выходят характерные особенности проектирования – железобетонный каркас, ясный рисунок горизонтальных и вертикальных членений, функциональное зонирование помещений. Здания приподняты над землей на пилонах, внутрь помещений обильно льется дневной свет. Глухие бетонные стены сочетаются с прозрачными стеклянными фасадами. На плоских крышах устроены террасы, куда перенесены с земли перголы, навесы, кафе. Здания ООН в Нью-Йорке, жилые дома Лейк Шор Дайв в Чикаго, небоскреб «Сигрэм билдинг»: рисунок этих и тысяч других зданий издалека напоминает лист «миллиметровки», воплощая главный принцип Миса ван дер Роэ, архитектурное кредо для многих архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Пройдет пара десятилетий и эти здания начнут критиковать за излишнюю монотонность и однообразие.

Имена: Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, Хью Мааскант, Яап Бакема, Огюст Перре, Ле Корбюзье, Арне Якобсен, Пьер Луиджи Нерви, Леонид Николаевич Павлов

 

Типовая застройка

Одной из главных проблем 1940-1960-х годов в Европе оставался «жилищный вопрос. Быстрое восстановление жилого фонда после войны было возможно лишь с помощью типового серийного производства, а любое массовое строительство, в свою очередь, требовало утвержденных норм и стандартов для расчета затрат на материалы и трудовые ресурсы. Развиваются технологии стандартизации. Индустриализация строительной инфраструктуры и производство типовых элементов для застройки жилых районов неизбежно стало частью широкомасштабной программы. Появляется термин «социальная инженерия», которым обозначают попытки найти формулу идеального микрорайона, упорядочить жизнь горожан в соответствии с результатами все­сто­ронних исследований. Вместо хаотичной кон­гло­мерации зданий, город должен был превратиться в четкую решетку типовых микрорайонов. Авторы пытались вы­стро­ить универсальную иерархию урбанизации на всех уровнях: от частных апартаментов – к дому, от дома – к кварталу, от квартала – к микрорайону и мегаполису. В центре соседского кластера обычно размещалась общественная зона, по периферии – жилые блоки. В микрорайонах была предусмотрена развитая инфраструктура: школы, магазины, культурные центры, все: «от колыбели до могилы».

Органическая архитектура

Ответвлением от Интернационального стиля можно считать более эмоциональное направление, которое иногда называют «органическим». Понятие «органическая архитектура» несколько расплывчатое, но некоторая зависимость дизайна от природных форм в нем действительно прослеживается. Лучшим примером является скандинавский модернизм. В странах Скандинавского полуострова, а также в Финляндии, природа оказывается важнее художественного вымысла. Изучение пейзажа подсказывало зодчим общее композиционное решение, задавало ритм. Здания следуют морофологии ландшафта: спускаются по скалистым склонам, вытягиваются вдоль береговой линии. «Город на холме – самая чистая, оригинальная и естественная форма в градостроительном проектировании» – писал Алвар Аалто еще в 1920-е годы, вдохновленный горными пейзажами на фресках Андреа Мантеньи в Падуе.

Имена: Фрэнк Ллойд Райт, Алвар Аалто, Йорн Утсон, Ээро Сааринен, Оскар Нимейер

 

«Группа 10»

В 1950-е годы международная группа молодых архитекторов назвала себя «Группа 10» (Team Ten) и решила пересмотреть радикальные подходы Интернационального стиля к функциональному градопланированию. Они считали, что требуется заново открыть способ объединения людей в современном многоэтажном мегаполисе. На страницах журнала «Форум» архитекторы публиковали репортажи об устройстве африканских деревень, о при­митивном искусстве, детском творчестве – обо всем, что возвращало че­ло­века к естественным взаимоотношениям, непо­средственному восприятию жизни. Жилые и общественные здания в проектах членов «Группы 10» и их единомышленников постепенно превращались в многоуровневые гигантские комплексы с корпусами, соединенными «мостами» и балконами – потенциальными местами для встреч и общения, имитирующими естественно разрастающийся город. Так возникают мегаструктуры – характерная форма в памятниках нового брутализма и нидерландского структурализма, адептами которых стали большинство участников «Группы 10».

Имена: Питер и Элисон Смитсоны, Альдо ван Эйк, Яап Бакема, Георгис Кандилис, Джанкало де Карло

 

Брутализм (новый брутализм)

В середине XX века в архитектуре возникло направление новый брутализм (от французского слова «brut» - грубый, необработанный). Словосочетание «грубый бетон» (от фр. Béton brut) появляется в контексте послевоенных проектов Ле Кобюзье, подчеркивавшего фактурную самодостаточность, тектонический потенциал необработанного бетона (Марсельская единица, монастырь Ла Туретт, комплекс в Чандигархе). Вслед за Ле Корбюзье бруталисты говорили о необходимости «честного» использования материалов, правдивого отражения конструкции в структуре здания. Неоштукатуренный серый суровый бетон оказался очень пластичным и эффектным средством, подчеркивающим выразительную форму здания и его тектоническую первооснову.

Но уже в 1970-е годы печальная история некоторых жилых микрорайонов, построенных бруталистами, привела к тому, что бетон стал ассоциироваться не с четностью, а с грубостью. Кроме того, проекты позднего модернизма, возведенные в исторических кварталах, казались горожанам недружелюбными инородными телами. К сожалению, из «новостроек будущего» бруталистские комплексы превращались в районы с плохой репутацией. Расчет на то, что жители будут самостоятельно орга­ни­зо­вы­вать совместный досуг в общественных зонах, не оправдал ожиданий. Длинные неохраняемые коридоры и изолированные пешеходные дороги создавали условия не для дружеского общения соседей, а для все возраставшей преступности.

Однако в случае с общественными зданиями приемы брутализма оказались куда более оправданными. Поздний модернизм и в Европе, и в США, и в Японии дал мировой архитектуре ряд выдающихся памятников.

 

Имена: Ле Корбюзье, Эрно Голдфингер, Яап Бакема, Дэнис Ласдан, Джеймс Стирлинг, Питер и Элисон Смитсоны, Луис Кан, Пол Рудольф, Кензо Танге

 

 

Структурализм

В 1960-е годы эксперименты «Группы 10», идеи европейского брутализма, а также влияние постструктуралистской философии, сочинений Мартина Бубера и других авторов привели к формированию нового направления – структурализма. Разочаровавшись в методах Интернационального стиля, архитекторы (в первую очередь нидерландские авторы Альдо ван Эйк, Германн Херцбергер, Джон Хабракен) предложили альтернативную концепцию иерархии архитектурного прост­ранства и социального взаимо­действия. Они отказались от предопределенных границ здания, зафиксированного центра, функционального зонирования и строгой иерархии. Вместо этого за основу проектирования брался модуль, из которого могла разрастаться любая структура. При этом малое становилось подобием целого и наоборот. Все точки здания оказывались равноценны, любое место обладало потенциалом центра. Связи между элементами любой структуры ока­зы­вались не менее важными, чем сами элементы.

Имена: Альдо ван Эйк, Германн Херцбергер, Джон Хабракен, Моше Сафди

 

Метаболизм

Направление в японской архитектуре 1960-1970-х годов. Определенное влияние на метаболизм оказало творчество членов «Группы 10», и европейский структурализм. Метаболисты так же увлекались футуристическими прогнозами, в которых будущее города не связано с традиционной социальной иерархией, а человек и сами города оказываются намного более подвижными, не привязанные к постоянному месту обитания. Архитекторы заимствовали термин из биологии, подразумевая, что новая архитектура буде обладать способностью живого организма регенерировать, наращивать или заменять элементы городской «ткани». Так, например, в проекте башне «Накагин» здание собиралось из бетонных ячеек-«капсул», которые крепились к бетонному столпу и могли быть легко заменены в случае переезда жителей.

Подобные идеи номадической архитектуры встречаются часто в бумажных проектах европейских архитекторов конца 1950-1960-х годов (Иона Фридман и его теория мобильного урбанизма, английская группа «Аркигрем» и их «Шагающий город», «Новый Вавилон» Константа, «Кибернетический город» Николаса Шоффера).

Имена: Киунори Кикутаке, Кишо Курокава и Фумихико Маки

 

Постмодернизм

15 июля 1972 года, была взорвана первая многоэтажка жилого микрорайона Прютт-Айго в городе Сент-Луис. Это событие дало повод архитектурному критику Чарльзу Дженксу указать на «смерть новой архитектуры», зафиксировав вполне конкретный момент этой абстрактной кончины (15 часов 32 минуты). После провозглашения «смерти модернизма» официально начинаются десятилетия постмодернизма в архитектуре. Если модернизм стремился превратить в город в строго организованную гомогенную среду, то постмодернисты приветствуют все, на что раньше было наложено «вето». Градостроительные проекты ПМ учитывают географическую, национальную, ландшафтную, историческую специфику, работают с конкретным местом, в согласии с уже существующим контекстом.

Начиная с 1970-х годов происходит реабилитация исторического наследия. Архитекторы использовали цитаты из исторических стилей, чтобы создать новые ассоциации, вернуть забытые архитектурные метафоры, превратить архитектуру в читаемый текст: со своими символами, знаками. Появляется прием двойного кодирования, когда в одном проекте зашифрованы разные смыслы, считываемые в зависимости от подготовленности зрителя. Постмодернизм не боится смешивать высокие и низкие жанры, любит иронию, провокацию, китч, яркие цвета, контрасты, материалы – «подделки». Признав «Сложность и противоречия в архитектуре» (так называлась работа американского зодчего Роберта Вентури), архитектура и дизайн 1970-х -1980-х годов обеспечили многослойность и разнообразие жанров.

Имена: Роберт Вентури, Дэнис Скотт Браун, Майкл Грэйвс, Чарльз Мур, Альдо Росси, Чарльз Дженкс, Ханс Холляйн, Рикардо Бофилл

Хай-тек

Название этого направления, расцвет которого приходится на 1970-е –1980-е годы, происходит от словосочетания «высокие технологии» (от англ. high-tech). Помимо, собственно, использования инновационных материалов, главная особенность этого направления – максимально открытая конструкция, в которой металлические элементы и фрагменты инженерных систем становятся предметом эстетизации. Здание оказывается буквально «ободранным» до кожи и костей. Более того, вся внутренняя начинка – лифты, вентиляционные шахты, лестницы, трубы – специально выносятся на фасад (самый знаменитый пример – Центр Помпиду в Париже). В сочетании с открытой свободной планировкой строения напоминают космические станции, поделенные на отсеки. Основоположники жанра – британские архитекторы (Ричард Роджерс, Николас Грэмшоу, Норман Фостер), что неслучайно. Предпосылки стиля были созданы еще в проектах британской группы «Аркигрем», вдохновленной научной фантастикой и идеей кочующих обитаемых станций.

Имена: Ричард Роджерс, Николас Грэмшоу, Норман Фостер, Ренцо Пиано, Питер Кук

Деконструктивизм

Если Роберт Вентури и Чарльз Дженкс воспринимали архитектуру как язык и работали с архитектурными элементами как со словами и фразами, то деконструктивисты пошли дальше. Они воспринимали архитектуру не через слова, а через синтаксис, то есть поставили эксперимент с самой структурой. Идеи деконструктивизма развивались под влиянием сочинений французского философа Жака Дерриды и американского архитектора Питера Айзенмана (позже теоретические работы дополнились сочинениями Даниэля Либескинда и других авторов). Из-за сложности теоретической базы и предельно формального метода деконструктивизм не сразу завоевал доверие широкого зрителя. В то же время очень выразительные стилистические особенности (ломанные линии, острые углы, криволинейные формы) создали в общественном восприятии ложный образ «деконструкции» как буквально намеренного «ломания» здания. На самом деле деконструкция – это метод, который подразумевает не столько разрушение традиционных архитектурных методов композиции и формообразования, сколько способ преодолеть традиционную инерцию восприятия архитектуры как таковой. Новая структурная логика по мнению авторов давала шанс возникновению новой архитектуры и новых типологий. Как в языке синтаксис является базой для создания бесконечного множества смыслов, так и в архитектуре игра со структурой порождает подобную безграничную творческую свободу.

Имена: Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд, Заха Хадид, Бернар Чуми

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИЕРАТУРА (СРЕДНИЙ МИНИМУМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ)

1. Азизян, И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2. Бэнэм, Р. Взгляд на современную архитектуру: Эпоха мастеров. - М.: Стройиздат, 1980.

3. Бэнем, Р. Новый Брутализм. Этика или эстетика? М., 1973.

4. Гидион, З. Пространство, время, архитектура. - 3-е изд. - М.: Стройиздат, 1984.

5. Глазычев, В. Л. Урбанистика. – М.: Европа, 2008.

6. Джекобс, Д. Закат Америки: Впереди средневековье. – М.: Европа, 2007.

7. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М.: Стройиздат, 1985.

8. Добрицына, И. А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии науки. – М., 2004.

9. Иконников, А.В. Современная советская архитектура. 1960-е – начало 1970-х гг. – Ленинград: Искусство, 1974.

10. Иконников, А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. - Москва: URSS, 2006.

11. Колхас, Р. Нью-Йорк вне себя. – M.: StrelkaPress, 2013.

12. Мастера архитектуры об архитектуре. – М.: Искусство, 1972.

13. Паперный, В. Культура два. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

14. Фремптон, К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. - М.: Стройиздат, 1990.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА:

 

1. Специфика противостояния функционализма и традиционализма в рамках послевоенной архитектурной практики.

2. «Иконоборческое очищение». Интернациональный стиль и его наследие.

3. Мис ван дер Роэ и творечские методы Интернационального стиля.

4. Стандатизация и типовое серийное строительство в Европе и США.

5.  «Марсельская единица» Ле Корбюзье. Программа и влияние.

6. Группа X и социальный эксперимент современной архитектуры.

7. Новый брутализм и жилая архитектура

8. Голландский структурализм и японский метаболизм.

9. Элисон и Питер Смитсон и британская архитектурная школа после Второй мировой войны.

10. Марсель Бройер и Интернациональный стиль.

11. Тадео Андо и особенности японского послевоенного зодчества.

12. Луис Кан.

13. Алдо ван Эйк и теория конфигуративного порядка.

14. Архитектура «homo ludenz» и градостроительные утопии 1960-х годов. Архитектурная ассоциация в Лондоне и ее влияние на развитие архитектурной практики последней четверти XX века.

15. Чарльз Мур и Майкл Грейвз. Влияние американского поп-арта на развитие постмодернистской архитектурной практики.

16. Становление постмодернистской архитектурной теории. Вентури, Дженкс, Росси.

17. Переосмысление исторических стилей в практике архитекторов-постмодернистов. Два пути реконструкции истории: США и Европа.

18. Переосмысление классического наследия в творчестве Рикардо Бофилла.

19. Рем Колхас и эксперименты бюро ОМА.

20. Деконструктивизм в архитектуре. Главные теоретические труды и практика.

21. Творческий путь Фрэнка Гери.

22. Ричард Роджерс и формирование хай-тека.

23. Сантьяго Калатрава. Особенности творческого метода.

24. Скандинавская архитектурная традиция и принципы современной эко-архитектуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.054 с.)