Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Норманно-сарацинская архитектура юга Италии
-термины - исторический очерк - основные памятники - особенности стиля - византийское влияние
Термины Норманская архитектура используется для классификации стилей романской архитектуры, разработанной норманнами на разных землях, находящихся под их господством или влиянием в 11 и 12 веках. В частности, этот термин традиционно используется для английской романской архитектуры. Норманны ввели большое количество замков и укреплений, в том числе Норман, и в то же время монастыри, аббатства, церкви и соборы в стиле, характеризующемся обычными романскими закругленными арками (особенно над окнами и дверными проемами) и особенно массовыми пропорциями по сравнению с другими региональные вариации стиля. Эти романские стили возникли в Нормандии и стали широко распространены в северо-западной Европе, особенно в Англии, что способствовало значительному развитию и имеет наибольшее количество сохранившихся примеров. Примерно в это же время династия Норман правила на Сицилии, создавая отличительные вариации, включающие византийские и сарацинские влияния, которые также известны как нормандская архитектура или, альтернативно, как сицилийская романская. Изобретение арки Древнего Рима является основой всей нормандской архитектуры. Арабо-нормандский (иногда арабо-греко-нормандский) стиль — эклектичный архитектурный стиль, возникший на Сицилии после нормандского завоевания и вобравший в себя многочисленные арабские, романские, византийские, нормандские черты. Также носит названия норманно-сицилийский стиль или сицилийский романтизм. Стиль был вытеснен готикой. Арабо-нормандский (иногда арабо-греко-нормандский) стиль — выдуманный стиль якобы существующий на Сицилии. Наслоение стилей конечно есть, но называть это единым стилем нельзя.
Исторический обзор: В 1061-1091 годах нормандцы под предводительством Роберта Гвискара и его младшего брата Рожера I завоевали Сицилию, находившуюся в течение двух предшествовавших веков под властью арабов. В 1072 году, после взятия Палермо, Роберт Гвискар, ранее получивший от папы титул герцога Сицилии, передал власть над островом Рожеру I с титулом великого графа. Сын и второй преемник Рожера I Рожер II, воспользовавшись ослаблением, а затем и вымиранием потомков Гвискара, сумел добиться полной независимости, а в 1127 году и поглотить континентальные владения нормандцев. В 1130 году Рожер II объединил Сицилию, Апулию и Калабрию в единое Сицилийское королевство. Несмотря на падение нескольких династий и внутренние перипетии, Сицилия вплоть до Сицилийской вечерни 1282 года являлась одним из сильнейших государств Италии и Средиземноморья.
К моменту завершения нормандского завоевания Сицилия являлась неоднородным с этноконфессиональной точки зрения государством. Преимущественную долю населения составляли греки-христиане византийского обряда и арабы-мусульмане. В последующие годы за счёт иммиграции появилась влиятельная прослойка христиан латинского обряда. Для сохранения стабильности королевства нормандские правители (Рожер I, Аделаида Савонская, Рожер II, Вильгельм I Злой, Вильгельм II Добрый) сознательно придерживались политики религиозной и национальной терпимости, сохраняя и укрепляя сложившиеся традиции, права и привилегии различных общин. В результате такой политики Сицилийское королевство представляло собой редкий для средневековья пример толерантного общества.
Описанный политический строй нашёл своё отражение в многочисленных архитектурных сооружениях XI-XIII века, в которых причудливым образом соединились арабские, византийские, романские и нормандские черты. Сложившийся эклектический стиль, получивший название арабо-нормандского, является уникальным и свойственным исключительно Сицилии.
В последующие века большинство сооружений арабо-нормандского стиля были либо разрушены, либо перестроены, чаще в стиле барокко. В XIX -XX веках на фоне вспыхнувшего интереса к нормандскому наследию реставраторам удалось восстановить ряд сооружений арабо-нормандского стиля в облике, близком к первоначальному. В настоящее время памятники арабо-нормандского стиля, наряду с классическим античным наследием, являются основными туристическими достопримечательностями Сицилии.
Основные памятники: к числу основных памятников арабо-нормандского стиля относятся:
церкви в Палермо: кафедральный собор, Палатинская капелла Марторана (Санта-Мария-дель-Аммиральо), Сан-Катальдо, Сан-Джованни-дельи-Эремити, Сан-Джованни-дель-Леббрози, Маджионе, Санто-Спирито королевские дворцы в Палермо: Нормандский дворец, Циза, Куба и Кубола, прочие церкви и соборы: собор Монреале, собор Чефалу, Санти-Пьетро-э-Паоло-д'Агро (провинция Мессина).
Основные черты Арабское влияние: Среди характерных арабских черт нормандских построек наиболее общей является украшение стен в виде сложного каменного узора из переплетающихся ложных арок. В наиболее монументальных соборах (Палермо и Монреале) этот узор дополняется утончёнными абстрактными инкрустациями из лавы и туфа, растительными орнаментами, зубцами.
Одной из самых заметных черт арабо-нормандского стиля являются бифоры — окна, разделённые пополам по вертикали узкой колонной. Окна-бифоры широко распространены как в духовных, так и в светских постройках.
Искусство арабских плотников также нашло отражение в памятниках арабо-нормандского стиля. В Палатинской капелле и соборе Монреале резной деревянный потолок напоминает свод пещеры со сталактитами, что свойственно фатимидским мечетям Египта и Северной Африки. Потолок покрыт геометрическим рисунком и куфическими надписями. Особенностью сицилийских резных потолков является наличие на них запрещённых Кораном изображений людей и животных, что может быть объяснено как удалённостью Сицилии от основных центров исламской культуры, так и влиянием христианского изобразительного искусства.
Очарованность нормандских королей и сеньоров арабскими традициями нашла своё отражение в светских постройках, в том числе королевских дворцах — Циза, Куба, Палаццо Норманни. Все они совершенно не похожи на современные им замки западноевропейских феодалов. В дворцовых помещениях и садах сохранились типично арабские фонтаны и бассейны. Мозаики Цисы и Нормандского дворца (зал Рожера) показывают светскую жизнь королевского двора, далёкую от традиционного христианского благочестия. В этих дворцах, по сообщениям хронистов, существовали гаремы, радостей которых не чуждались Рожер II, Вильгельм I Злой и Вильгельм II Добрый.
Арабские внутренние дворы, окружённые колоннадой, стали частью и церковных строений. Клуатры в арабском стиле сохранились в Чефалу, Маджионе, Сан-Джованни-дельи-Эремити. Наиболее примечательным является клуатр монастыря Монреале. Он представляет собой в плане правильный квадрат со стороной 47 метров, ограниченный арабской колоннадой. 104 узких стрельчатых арки поддерживаются 208 (104 пары) колоннами с резными капителями. Все колонны клуатра Монреале разнятся по материалу, отделке и, главное, характеру капители. Тщательно продуманное исполнение мелких деталей в сочетании с гармонией всего ансамбля делают, по мнению специалистов, клуатр Монреале одним из самых выразительных в Италии.
Об арабском влиянии свидетельствуют и купола церквей Сан-Катальдо и Сан-Джованни-дельи-Эремити, по форме напоминающие традиционные купола мечетей Египта и Магриба.
Византийское влияние. Главным наследством, доставшимся арабо-норманнскому стилю от византийского искусства, стали мозаики. Мозаики комниновского периода (XII век) наилучшим образом сохранились именно на Сицилии. К ним относятся мозаики соборов Чефалу и Монреале, церкви Марторана и Палатинской капеллы.
Наиболее любимым сюжетом сицилийских мозаичистов стало изображение Христа Пантократора в небесной славе. При этом, хотя мозаичисты строго следовали византийским канонам, образы Пантократора в каждом из перечисленных храмов являются индивидуальными, наделёнными своими специфическими чертами и особенностями. Образы Христа Пантократора в Чефалу и Монреале стали признанными образцами византийской мозаики.
Не менее распространённым сюжетом для сицилийских мозаик стало изображение Богородицы и апостолов. Не удаляясь от традиционного для Византии деисусного ряда, сицилийские мозаичисты сумели добиться эффекта живого соучастия святых в молитве общины. На мозаиках Чефалу и Монреале особые позы апостолов создали иллюзию их беседы друг с другом, свидетелями и участниками которой становятся все молящиеся во храме.
Сицилийские мозаичисты создали один из самых больших в мире мозаичных циклов в соборе Монреале — около 10 000 кв. м. площади. Мозаики Монреале распадаются на пять тематических циклов — Христос во славе, праздничный, чудеса Христовы, книга Бытия и жития апостолов Петра и Павла. Эти же циклы в меньшем, камерном варианте исполнены и в Палатинской капелле. Норманское влияние. Соборы и церкви, возведённые в арабо-норманнском стиле, несут на себе отпечаток романской архитектуры. Они представляют собой трёхнефные базилики, разделённые на нефы массивными арками, покоящимися на колоннах. Колонны в большинстве храмов взяты из античных построек, причём для собора Монреале колонны были привезены из материковой Италии. Колокольни многих арабо-норманнских церквей представляют собой типично романские кампанилы.
Лучше всех сохранившие первоначальный облик соборы Монреале и Чефалу напоминают своими фасадами соборы северной Европы, выдавая происхождение своих основателей. Внешний облик этих построек поражает одновременно аскетичностью и мощью, суровостью и торжеством. Западные фасады в Чефалу и Монреале ограничены массивными башнями, что усиливает их схожесть с замковой архитектурой. Строго говоря, арабо-нормандский стиль всегда был эндемичным, присущим только сицилийской архитектуре. Тем не менее, строения в этом стиле встречаются и за пределами Сицилии — на других территориях, входивших в состав Сицилийского королевства. Так, на Мальте в городах Мдина и Витториоза, сохранивших историческую до-иоаннитскую застройку, можно видеть частные дома арабо-норманнского стиля. К их числу относится палаццо Санта-София и так называемый Норманнский дом на главной улице Мдины. Много арабо-норманнских черт сохранилось в многократно перестроенном соборе Салерно. Строения арабо-норманнского стиля следует отличать от многочисленных норманнских зданий чисто романской архитектуры (например, знаменитая базилика Святого Николая в Бари).
Заключение. Различные архитектурные влияния и элементы, напоминающие арабо-нормандский стиль, характерны для многих регионов Средиземноморья, население которого до арабских завоеваний VII века н. э. было преимущественно христианским. Затем население южной его части, а также Левант перешло в ислам. В ряде буферных регионов Южной Европы исламское и христианское население проживали бок о бок друг с другом длительное время (Пиренейский полуостров, Балканы, острова Средиземного моря — Крит, Кипр и т. д.). Причём мусульманское население зачастую занимало ведущую роль в политике, религии, искусстве и др. сферах. К примеру в Испании владычество мусульман продлилось до конца XV века, на Балканах — до начала XX. Христиане и крипто-христиане региона были хорошо знакомы с культурой и искусство исламского мира и часто осознанно или неосознанно заимствовало его архитектурные элементы при воздвижении своих церквей и молелен. Многие изначально христианские церкви при этом были превращены в мечети, и наоборот.
Домашнее задание: - нарисовать капеллу в нормано-сарацинском стиле - выложить на свою страницу домашних заданий подборку памятников норманно-сарацинской архитектуры
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.014 с.) |