По постановке звука Р у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По постановке звука Р у детей



КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ

По постановке звука Р у детей

Лет с тяжелыми нарушениями речи

Составила:

Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Прудникова Ольга Юрьевна

Пласт, 2018

Структура занятий по постановке звуков.

1. Тема: «Звук…»

2. Цель: постановка звука …

3. Задачи:

4. Оборудование

5. Этапы НОД

- Организационный момент (положительный настрой)

- Объявление темы

- Пальчиковая гимнастика

- Упражнения по развитию речевого дыхания

- Артикуляционные упражнения (для губ, челюсти, языка)

- Упражнения по развитию мимики

- Голосовые упражнения и упражнения на интонацию

- Постановка звука (если звук получился, автоматизация звука в слогах)

- Анализ артикуляции звука, характеристика звука

- Физкультминутка

- Развитие фонематического слуха

- Игры на развитие внимания, памяти и мышления

- Итог занятия

- Оценка работы ребенка

- Домашнее задание

 

 

Конспекты (технологические карты)

Индивидуально-подгрупповой НОД по постановке звука Р.

 

Желательно, если при исправлении всех видов ротацизма, звук [Р] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Тигренок рычит» («Песенка мотора» и др.), чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

 

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ Р и Рь

· Положение губ, углов рта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного;

· Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

· Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации;

· Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость;

· Мягкое нёбо поднято;

· Голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

· Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

 

При мягком Рь:

· Передний край языка передвигается вперед и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет;

· Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше;

· Голосовые связки сомкнуты, слышится короткий одноударный звук Рь.

 

Нарушения произношения звука Р

1. Ротацизм – искаженное произношение Р или его полное отсутствие

 

· Горловое Р (картавость) – наиболее распространенный дефект артикуляции звука Р. Имеет 2 варианта:

- УВУЛЯРНОЕ Р – если выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в колебание маленький язычок («увули»)

-ВЕЛЯРНОЕ Р – если звук образован вибрацией мягкого нёба. При таком произношении слышится грубый рокот.

· Доральное  Р - когда передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.

· Боковое Р – при этом переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (чаще с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжелых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

2. Параротацизм – замена Р другими звуками (Л,Д,Т,Й).

 

Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент  Логопед: Малыш, отгадай, кто пришел к нам сегодня на занятие? Когти, хвостик и полоски... Пьёт пока ещё из соски, Только это не котёнок... Это маленький...(ТИГРЁНОК) Правильно, это Тигренок. Его зовут Тигруша (выставляется картинка). Посмотри, какой он грустный. Знаешь, почему? Он не умеет рычать, как все тигры. РРРР. Можно он будет учиться рычать вместе с тобой? (ДА)
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про ТИГРА Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики на левой руке) Вышел тигр погулять. (указательным и средним пальцем левой руки идем по столу) Запереть его забыли. («замок» из пальцев) Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальчики на правой руке).  
Физическое развитие Двигательная деятельность 3. Упражнения на развитие речевого дыхания Логопед: Малыш, давай вместе с Тигрушей будем соревноваться. Кто дальше укатит карандаш, если подует на него. Выработка сильной воздушной струи: Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой)
Физическое развитие Двигательная деятельность 4. Артикуляционная гимнастика Логопед: Тигруша, для того чтобы тебе научиться произносить звук Р (рычать), нужно делать гимнастику для язычка. Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)
  1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».
  5. Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».
Физическое развитие Двигательная деятельность 5. Развитие мимической мускулатуры Логопед: Давайте немного отдохнем! Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз: «Спи, правый глазок! Просыпайся!», «Спи, левый глазок! Просыпайся!», «Спите сразу, оба глаза. Просыпайтесь!»
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи Логопед: Тигруша, ты любишь играть с мячом? А в теннис?  «Играем с мячом» произнесение слоговых сочетаний ТА-ТА-ТА-ТАК, ТЫ-ТЫ-ТЫ-ТЫК, ТО-ТО-ТО-ТОК (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге) «Играем в теннис» Произнесение слоговых сочетаний ТА-ТУ, ТА-ТЫ, ТО-ТЫ, ТЫ-ТО с ритмичным движением кисти правой руки вперед- назад.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии На этом этапе постановка звука Р не производится.
Речевое развитие Речевая деятельность 8. Артикуляционный уклад звука Р Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность 9. Характеристика звука Р Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.   Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность 10. Физкультминутка – игра с мячом Логопед: Тигруша, малыш, давайте поиграем в мяч. Сегодня мы поговорим о ваших игрушках. Игра называется «Мой-моя-моё-мои» Я называю игрушку, и бросаю тебе мяч, ты должен вернуть мне мяч и сказать это же слово, но со словом МОЙ-МОЯ-МОЁ-МОИ. МЯЧ - …мой мяч КУКЛА - …моя кукла САНКИ - …мои санки ВЕДРО - …мое ведро ПАРАМИДКА - …моя пирамидка СОЛДАТИК - …мой солдатик КУБИКИ - …мои кубики ДОМИНО - …мое домино и др.  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность 11. Игры на развитие ВПФ Логопед: Давайте сыграем в игру «Четвертый лишний» КУКЛА, МЯЧИК, ТЕТРАДЬ, ПИРАМИДКА РУЧКА, ЛИНЕЙКА, МАШИНКА, КАРАНДАШ
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Послушайте еще раз, как рычит взрослый ТИГР: РРРРРР Такой звук ты, ТИГРУША, и ты, МАЛЫШ,  будете учиться произносить. У вас  непременно получится, если вы будете стараться. Сейчас мы с вами  поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а вы хлопайте в ладошки, если среди них услышите звук РРР. Игра «Поймай звук Р» - выделение звука Р на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: С, З, Р, М, Ф, В, Р Слоги: СА, РА, ВЫ, РЫ, МО, РО, ФЫ, РЫ, КУ, РУ, ПУ Слова: СОМ, РАК, КАША, КАПУСТА, РУКА
Речевое развитие Речевая деятельность 13. Итог НОД, оценка работы ребенка  Логопед: Молодцы, ТИГРУША и МАЛЫШ! Завтра мы продолжим работу над этим трудным звуком.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность 14. Домашнее задание  Нарисовать игрушки, в названии которых есть звук Р.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность 15. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, сегодня с нами опять занимается ТИГРУША. Он все еще не научился рычать и очень расстраивается из-за этого. Не нужно печалиться, если ты будешь стараться, ТИГРУША, у тебя обязательно все получится. И у тебя, МАЛЫШ, тоже. Логопед: Послушайте слова: ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ, КАПУСТА Как можно называть их одним словом? (ОВОЩИ) Где растут овощи? (В ОГОРОДЕ) Сегодня мы вместе с ТИГРУШЕЙ отправимся в ОГОРОД собирать ОВОЩИ.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Вспомним пальчиковую игру про огород. Огород. Левая рука: Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец) Перец, томат, кабачок, (средний палец) Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец) Лук и немного горошка. (мизинец) Правая рука: Овощи мы собирали. (разминают мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный палец) Квасили, ели, солили, (средний палец) С дачи домой увозили. (указательный палец) Прощай же на год, Наш друг-огород.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Давайте сыграем в игру «ПРОЖОРЛИВЫЙ ТИГРЕНОК» - будем закатывать в ротик тигренку помидорки (из гофрированной бумаги или салфеток) (см. ниже) Игры для развития сильной воздушной струи.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Тигруша, ты помнишь, что нам нужно делать гимнастику для язычка, чтобы научиться громко и правильно рычать (произносить звук Р)? Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)
  1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».
Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».   Артикуляционная гимнастика на звук Р:
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Давайте сыграем в игру. Игра «Веселые-печальные овощи» - рассматривание пиктограмм, изображающих овощи в различных эмоциональных состояниях, выразить состояние веселья и печали: ВЕСЕЛАЯ КАПУСТА ГРУСТНЫЙ ОГУРЕЦ
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, а ты любишь овощи? Скажи фразу: Я ЛЮБЛЮ ОВОЩИ. – быстро, медленно, весело, грустно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно, с лаской, со злостью и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Ну, а теперь немного потренируемся.   Выработка фрикативного Р.   Методика профессора Ф.Ф.Рау. Суть методики состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или З-З-З и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским r  в словах dray, drive и т.п. Фрикативный Р использовать в слогах РА(ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать ЗА, ЗЫ, ЗЫБА, ЗЫБАК, ЗАБОТА, ЗАКЕТА. Если фрикативный Р хорошо закреплен, можно временно пользоваться им в речи. Если ребенок долго не может найти нужное «местечко для языка», предложите следующие упражнения: 1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает» на бугорках. Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами. 2. Попеременное повторение с придыханием на бугорках ТДА-ТДА-ТДА, ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ 3. «Барабан»: быстро стучим по нёбу Д-Д-Д, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам. 4. «ветерок» на бугорках: ДЗА – ДЗЫ (фрикативное Р), 5. «балалайка на бугорках» ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ 6. «балалайка с ветерком» ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное)
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.   Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давайте сыграем в мяч. Я бросаю вам мяч и называю какой-либо овощ, а ты, МАЛЫШ, должен вернуть мне мяч и назвать несколько признаков к этому овощу: МОРКОВЬ - …оранжевая, сладкая, твердая ОГУРЕЦ - …зеленый, овальный, длинный ПОМИДОР - …красный, круглый, сочный СВЕКЛА - … бордовая, крупная, твердая КАПУСТА - …круглая, хрустящая, зеленая и др.
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: У меня для вас есть Лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей» - давайте его пройдем вместе. (см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Малыш, Тигруша, давайте сыграем в игру Игра «Поймай звук» (звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам). Звуки Ш, Ж, Р, Л, Р, ЛЬ, Р, Л Слоги: ША, РА, ЖУ, РУ, РА, ЛА Выкладываются картинки по теме «Овощи». Найди картинки, в названиях которых есть звук Р. Покажи КРАСНЫЙ ПОМИДОР, ОРАНЖЕВУЮ МОРКОВЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОХ. Игра «Где звук спрятался?» - определение позиции звука Р в словах ПОМИДОР, РОСТОК, ГОРОХ.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: Вы молодцы! Скоро вы научитесь рычать, как настоящие большие взрослые ТИГРЫ!
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Нарисовать овощи, в названии которых есть звук Р.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, сегодня вместе с Тигрушей мы отправимся путешествовать. Согласен? А на чем мы можем путешествовать? (ответы ребенка) Правильно, молодец. Машина, самолет, поезд, корабль - как можно назвать одним словом все это? (ТРАНСПОРТ). Правильно. Мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Думаю, будет очень весело. Итак, отправляемся?
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давайте вспомним пальчиковую игру про транспорт. «ПОСЧИТАЕМ» Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают пальчики) Буду транспорт я считать. Автобус, лодка и мопед, (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки) Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Итак, сначала мы отправимся в соседний город на автомобиле. Игра «Прокатись» - сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между 2 кубиков.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: А теперь продолжим наше путешествие на том виде транспорта, которое тебе нравится больше всего – берешь картинку, называешь вид транспорта и делаешь артикуляционное упражнение, которое прикреплено на обороте.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: А теперь давайте покажем, как мы собирались в путешествие. Игра «Собираемся в путешествие» - изобразить радость – «Я увижу новые места!», изобразить грусть «Жаль расставаться с любимыми игрушками!»
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Вот мы отправились на поезде к морю.  Игра «Путешествуем на поезде» - слышу стук колес. Произнесение звуков Т-Д-Т-Д, Т-Д-Т-Д и т.д. Произнесение слогов ТА-ДА, ТА-ДА, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Пока мы едем в поезде, можно и потренироваться. После выработки фрикативного Р приступаем к выработке вибрации языка: 1. В момент произнесения ребенком фрикативного Р, его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребенка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ребенку длительно произнести фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук. 2. Ученик быстро говорит слоги на бугорках ды-ды-ды – и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком. В результате регулярных упражнений (не более 35 секунд с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идет медленно, ребенок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.   Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давайте сыграем в игру «Назови ласково» САМОЛЕТ - … самолетик КОРАБЛЬ - … кораблик МАШИНА - … машинка ЛОДКА - … лодочка ГРУЗОВИК - …грузовичок ВЕРТОЛЕТ - …вертолетик ТРАМВАЙ - …трамвайчик ВЕЛОСИПЕД - …велосипедик КАТЕР - …катерок
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Веселые зверята тоже путешествуют на поезде. Помоги им проехать по дороге и посетить все интересные места. (лабиринт см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Мотор машины ревет РРРР. Давай послушаем в словах, слогах и звуках этот рев мотора РРРР. Хлопни в ладоши, если услышишь рев мотора РРР. Игра «Поймай звук» - выделение звука Р на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: Л, Р, Ш, Р, ЛЬ, РЬ Слоги: РА, ЛА, ША, РА, ЛУ, РУ, ЛИ, РЫ Слова-картинки: РАКЕТА, КАТЕР, КОРАБЛЬ Игра «Где звук спрятался?» с этими словами.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: Молодцы! Тигруша и ты, Малыш, уже научились рычать (говорить звук Р). Давайте потренируемся еще раз.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Нарисовать 2-3 вида транспорта, в названии которых есть звук Р.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, сегодня к нам на занятие пришел, а точнее приплыл, необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это? Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, И в бассейне зоопарка Зверю северному жарко. (Морж) Правильно, это морж (выставляется картинка или игрушка). Его зовут Рома. Его любимая еда - РРРЫБА. А его любимый звук Р. Он приплыл для того, чтобы научить тебя правильно говорить звук Р. Будешь выполнять его задания? (ДА)
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Морж знает хорошую пальчиковую игру про себя. Давай в нее сыграем. Что может, ребята, присниться моржу? (ручки под головку, глаза закрыты) Никто вам не скажет, (указательным пальцем машем из стороны в сторону) А я расскажу. (показываем указательным пальчиком на себя). Снятся моржу хорошие сны: (большой палец вверх) Африка снится, львы и слоны. Доброе солнце, Жаркое лето, Снится земля Зеленого цвета.. Снится, что дружит он с Белым медведем.. Снится, что мы к нему в гости приедем. (загибаем пальцы в такт стихотворения).  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: У моржа есть лучший друг - это кит. Он знает хорошую игру про кита.   Игра «Кит выбрасывает фонтан воды» - вибрация губ и языка   Упражнение для выработки напора воздуха.   Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание: Может быть следующая неточность – губы вибрируют без голоса.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Давай вместе с моржом РОМОЙ сделаем гимнастику для язычка. Упражнения для губ: «Морж» - в Арктике увидели моржа – опустить уголки губ вниз. «Улыбка – трубочка» - Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке. «Кашалот открыл рот и ловит планктон» - чередование широкой и узкой трубочки. Упражнение для языка:
  1. Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
Примечание: Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.
  1. Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение много раз. Нижняя челюсть неподвижна, при правильном цоканьи подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.  (Упражнение «Киты подают сигналы»
Примечание: Могут быть следующие неточности
  • Язык лежит на дне рта и щелкает вместе с нижней челюстью
  • Губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна
  1. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторять упражнение.
Примечание: При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Посмотри, как много красивых фотографий животных севера привез с собой морж РОМА. Давай посмотрим фото, и покажем эмоции животных, которые на них изображены. ВЕСЕЛЫЙ БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК ЛЕНИВЫЙ, ГРУСТНЫЙ ТЮЛЕНЬ ЛЮБОПЫТНЫЙ, ВАЖНЫЙ ПИНГВИН
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Морж очень любит плавать вместе со своими друзьями китами. Они качаются на волнах. Давай мы тоже покачаемся на волнах, как киты.  Игра «Киты на волнах» Произнесение слогов ПТА-ПТО, ПТЫ-ПТУ, БДА-БДО, БДЫ-БДУ, ПТЫ-ПТУ-ПТО, ПТЫ-ПТО-ПТУ-ПТА в сочетании с волнообразными движением плаьцев рук.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Постановка Р на этапе подготовительных упражнений не проводится.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Малыш, послушай,  как рычит взрослый белый медведь?  РРРРР Когда мы рычим, как злой белый медведь  (произносим звук Р): · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы рычим, как белый медведь - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Логопед: Рычание злого белого медведя – это звук Р. Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: играем в игру «Детеныши». Я называю взрослое животное, а вы детеныша. МОРЖ - … моржонок БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ - … медвежонок СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ - …олененок ПИНГВИН - …пингвиненок ПОЛЯРНАЯ ЛИСА – лисенок КИТ - …китенок ПОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ - …зайчонок ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК -…волчонок  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Я уже говорила тебе, малыш, что наш морж очень любит рыбу. Помоги ему добраться до угощения. Пройди лабиринт. (см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Морж Рома предлагает тебе сыграть в последнюю игру. Игра «Где звук спрятался?» - Есть ли звук Р в словах: МОРЖ, РАК, КАЛЬМАР? Отстукивание ритмического рисунка слов: КАЛЬМАРЫ, МОР, НАРВАЛ Игра «поймай звук» - различение слов, близких по звучанию: РОВ-ЛОВ, ЖАРКО-ЖАЛКО, РОЖКИ-ЛОЖКИ, РАМА-ЛАМА.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед: Ты просто молодец! Очень стараешься! У тебя обязательно скоро получится рычание злого белого медведя (звук Р).  
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Раскраска Морж ловит рыбу. Логопед: за твои успехи в освоении звука Р МОРЖ РОМА дарит тебе свою раскраску. (см. ниже)
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 

Этапы НОД



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.04 с.)