Естествознание, предмет и цели его познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естествознание, предмет и цели его познания



 

Наука – это одна из форм общественного сознания, сфера исследовательской деятель-ности человека, включающая как получение и практическое применение новых объективных знаний об окружающей нас действительности, так и систематизацию уже полученных ранее знаний с целью построения научной картины мира. А в узком смысле термин «наука» используется для обозначения отдельных отраслей научного познания (физики, химии, биологии, социологии и так далее), имеющих свои предметы изучения на основе открываемых ими законов. В каком значении используется понятие «наука», если оно специально не оговаривается, обычно следует из контекста.

Существует несколько различных точек зрения на время возникновения науки. Самая распространенная из них: наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в VI–V вв. до н.э. в Древней Греции, а как социальный институт – в XVI–XVII вв. после появления фундаментальных работ И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Нью-тона и других ученых. Именно в этот период были заложены основы экспериментального и теоретического исследования объектов и явлений реальной действительности с привлечением математического аппарата. К этому же периоду относится и создание социальных условий для развития науки: возникают, например, Лондонское королевское общество, Парижская академия наук и другие.

В процессе исторического развития наука изменялась количественно и качественно, постоянно усложнялась и разветвлялась, и к настоящему времени число дисциплин достигло 15 тысяч, а число ученых составляет около 5 млн человек. Процесс развития науки происходил крайне неравномерно. По оценкам некоторых историков науки около 90 % важнейших открытий науки приходится на XX в.

Современная наука имеет очень сложную организацию и структуру. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины можно условно разделить на естественные, технические, гуманитарные и антропологические.

В широком понимании естествознание – это система знаний и научной деятельности, объектом которых является материя, формы ее существования (пространство и время) и различные формы ее движения: физическая, химическая, биологическая, существующие по объективным законам, не созданным активностью людей. Естествознание решает самые разнообразные проблемы, которые возникают или могут возникнуть в обширной области познания – от происхождения Вселенной до проблем возникновения и эволюции сложнейшего явления Природы – Жизни.

Под естествознанием традиционно понимают совокупность таких фундаментальных наук, как физика, химия, биология, география и геология, а также множество других смежных дисциплин: физическая химия, биофизика, биохимия, химическая физика и даже науки, стоящие на границе между естественными и гуманитарными дисциплинами, например, психология. В определении естествознания как единой науки и как совокупности наук, имеющих свои предметы познания, нет противоречия, поскольку взаимосвязь и взаимопроникновение идей и методов в специализированных науках достигло такого высокого уровня, что их можно рассматривать как единую науку о Природе. Важнейшей особенностью естествознания является диалектическое единство процессов дифферен-циации и интеграции научного знания, вытекающее из диалектического единства целого и его частей. Необходимость и преимущество такой объектной специализации вполне оче-видны, ибо изучение простых элементов единого целого значительно упрощается. Процесс дифференциации наук продолжается и в настоящее время, хотя и не такими быстрыми темпами, как это имело место в XVII–XIX вв. Например, сравнительно молодая наука – генетика сегодня предстает уже в разных видах: эволюционная, молекулярная, популяционная и т.д.

Вместе с тем уже в рамках классического естествознания стала постепенно утверждаться идея о неразрывной связи всех явлений природы, а следовательно, и их научных дисциплин. Интеграция наук является важнейшей особенностью современного этапа развития естествознания. Именно эти интегративные процессы в науке привели к созданию
в начале 70-х годов нового междисциплинарного синтетического направления – синергетики.

Синергетика в переводе с греческого языка означает совместное действие, коллективное поведение. Она ориентирована на открытие новых универсальных законов самоорганизации и эволюции сложных открытых неравновесных систем различной природы. Развитие теории самоорганизации сопровождается революционными изменениями в научной картине мира, методологических основах науки и в стиле научного мышления. Синергетика выявила созидательные возможности хаоса, показала, как и почему из хаоса рождается порядок, а из порядка – хаос.

Научные методы синергетики получили широкое распространение в гуманитарных науках для анализа и прогнозирования поведения социальных, политических и экономических систем. Если под влиянием внешних и внутренних причин общество (система) устремляется к порогу своей устойчивости, то отношения между посткризисным и предкризисным состояниями перестают следовать однозначным причинно-следственным связям. Эволюция системы из точки бифуркации (точки ветвления) становится недетерминированной, скачкообразной и нелинейной, имеющей несколько альтернативных путей дальнейшего развития. При этом выбор эволюционного пути осуществляется флуктуациями, имеющими случайный характер. Именно такие процессы сопровождали развитие общества в конце XX в.

 

Обыденное и научное знание

 

Хорошо известно, что задолго до возникновения науки люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которыми они сталкивались, из своей практической деятельности. Такое знание в методологии науки определяется как обыденное знание. Немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного знания и теперь. Существует множество видов знания, источником которых является не наука, а например, практический опыт, эстетические впечатления или религиозные откровения и другие. Знание, добываемое наукой, намного превосходит остальные виды своей полнотой, глубиной, системностью и последовательностью.

Рассматривая вопрос о соотношении обыденного и научного знания, не следует их противопоставлять. Необходимо помнить, что между этими двумя качественно различными видами знания существует тесная связь. Наука как особая отрасль познавательной человеческой деятельности возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.

Связь между научным и эмпирическим проявляется прежде всего в том, что они имеют общую цель – дать достоверное знание об окружающем нас мире, и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Рассуждения в рамках здравого смысла опираются на те же законы формальной логики (учения о законах и формах правильного мышления, образующих теорию доказательств), что и научные знания.

Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критически рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, например, обыденные представления о плоской Земле, о движении Солнца вокруг Земли, существовавшие с античных времен до эпохи Нового времени, были подвергнуты критике и заменены другими положениями в трудах Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает в свой состав прочно утвердившиеся в науке истины.

Очевидная преемственность и связь между научными и обыденными знаниями иногда служит для необоснованных утверждений, в которых научное знание представляется как усовершенствованное обыденное знание. «Я верю, – писал английский биолог Т. Гек-сли, – что наука есть ни что иное, как тренированный и организованный здравый смысл». Ошибочность таких утверждений опровергается всей историей развития науки, располагающей множеством примеров, когда научное знание полностью отвергает знание, основанное на здравом смысле. В качестве такого примера можно привести открытие Г. Галилеем закона инерции, заменившего в механике ошибочный принцип Аристотеля «Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает свое действие».

По-видимому, наиболее приемлемым для науки является утверждение известного британского философа К. Поппера: «… наука, философия, рациональное мышление – все начинают со здравого смысла». То есть познание, основанное на здравом смысле, служит только исходным пунктом, началом для возникновения качественно отличного научного знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.007 с.)