Понятие прогнозирования. Виды прогнозов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие прогнозирования. Виды прогнозов



Проблема прогнозирования, вследствие быстрых и трудно предсказуемых изменений внешней среды, является особенно сложной. С учетом этих трудностей и ошибок в прогнозах многие специалисты были вынуждены заговорить о тщетности прогнозирования. На самом деле прогнозирование – это обязанность, которую в явной или неявной форме должны выполнять все организации.

Различие понятий «планирование» и «прогнозирование»

Несмотря на актуальность проблемы прогнозирования в современной экономической литературе существуют неоднозначные трактовки терминов «планирование» и «прогнозирование». В связи с этим, прежде всего, следует определиться с содержанием указанных понятий.

Под прогнозированием будем понимать процесс исследования, направленный на выявление тенденций развития объекта и его внешнего окружения.

Прогноз – это вероятностное научно-обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного объекта или явления в будущем.

Планирование же предполагает разработку комплекса действий (мероприятий) по достижению желаемого результата, определение последовательности и сроков их реализации.

Процесс прогнозирования

Процесс прогнозирования включает в себя ряд последовательных этапов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Процесс прогнозирования

Прогнозирование – процесс сложный, трудоемкий и весьма дорогостоящий для компании, поэтому исходным этапом процесса прогнозирования является идентификация потребности в прогнозной информации.

Субъект прогнозирования – это организация, подразделение  или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза.

Заказчик прогноза - организация, подразделение или отдельное лицо, выдающее задание на прогноз, выступающее инициатором его разработки.

Потребитель прогноза - организация, подразделение или отдельное лицо, использующее его результаты в своей деятельности. В отдельных случаях потребителем прогноза может являться заказчик.

Процесс прогнозирования в организации должен быть формализован, т.е. должна быть описана методика его разработки, последовательность прохождения по всем подразделениям с четким указанием применяемых методов построения прогноза, сроков и форм подачи информации. Если это не сделано, то процесс прогнозирования будет происходить стихийно. Выявляя отклонения прогнозных значений от фактических, невозможно будет выявить причины и разработать мероприятия для недопущения этих ошибок в будущем и повышения точности прогнозирования.

Выбор метода прогнозирования зависит от множества факторов, в т.ч. от наличия данных, желаемой точности прогноза, временных и стоимостных затрат на его разработку, а также от необходимого вида прогноза. Классификация видов прогнозов по различным признакам представлена в таблице 1.

Таблица 1. - Виды прогнозов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.004 с.)