Применение автоматизированных промерных комплексов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение автоматизированных промерных комплексов



Промер глубин на реках, водохранилищах, озерах и каналах для создания карт внутренних водных путей и схем судовых ходов производится с помощью автоматизированных промерных комплексов при уровнях воды, превышающих проектный на 1–1,5 м. Указанное условие обеспечивает возможность установить нулевую изобату, обследовать косы, мели и перекаты. При промере главное русло реки и ее судоходные протоки (рукава) должны быть покрыты сетью основных и контрольных галсов.

Материалы промера, выполненного при высоких уровнях воды, позволяют получить наиболее достоверное изображение береговых линий, которые определяются с учетом срезки глубин. Нулевая изобата, полученная при промере, кодируется на карте как береговая линия.

По возможности координаты точек береговой линии рекомендуется измерять статически ГЛОНАСС/GPS –приемником, обеспечивающим СКП не более 1–2 м. Не утратили своего значения и традиционные геодезические методы – обратная засечка и теодолитный ход, привязанный к опорным пунктам. Наиболее производительный метод съемки берега – измерения лазерным дальномером с борта промерного судна (катера).

Положение створных линий наиболее надежно определяется осреднением множества треков (не менее трех) судна, полученных при движении судна строго по створу, включая прохождение по несудоходной части оси створа, насколько позволяет осадка промерного судна. Определить положение створной линии только по координатам створных знаков возможно в том случае, если измерения выполняются с очень высокой точностью, а разнос знаков достаточно велик.

Обязательным объектом надводной съемки является судовой ход в пролетах мостов. Следует учитывать, что под мостами и вблизи мостов обзор неба резко сокращается, что многократно ухудшает точность спутникового позиционирования. Поэтому основой съемки должны быть треки судна на обоих подходах к судоходному пролету моста – снизу и сверху по течению, ориентиром должны выступать указатели оси судового хода.

На сложных и затруднительных для судоходства участках реки промер для составления навигационных карт внутренних путей выполняется на всем их протяжении с той же подробностью, что и при промере глубин для производства путевых работ.

Съемка рельефа дна и сопутствующие ей работы являются основным видом гидрографических работ, дающих информацию для картографирования внутренних водных путей. Подробная съемка выполняется для изучения макроформ и мезоформ рельефа в пределах обособленных акваторий и обнаружения характерных (аномальных) форм с целью последующего навигационного ориентирования.

Детальная съемка предназначена для изучения подводного рельефа с такой степенью детализации, при которой могут быть выявлены любые формы рельефа в соответствии с конкретным назначением гидрографических исследований. Результаты детальной съемки являются основным картографическим материалом для создания планов и карт крупного масштаба, в том числе – электронных навигационных карт ВВП.

Результаты съемки рельефа дна для создания навигационных карт ВВП представляются в виде отчетных рабочих планшетов с нанесенными глубинами, изобатами, осью судового хода с разбивкой километража, очертанием береговой линии, средствами навигационного оборудования и его характеристиками, контурами населенных пунктов, границами и характером растительности, мостами, осями подводных и наводных переходов в цифровом виде в ASCII формате в виде таблиц X,Y,Z в проекции Меркатора и системе координат WGS–84 с максимальной подробностью в соответствии с техническим заданием на производство работ. Подробность нанесения элементов нагрузки определяется руководящими документами.

Высотное обоснование съемки

Для высотного обоснования промера и планово–высотной съемки используют гидрологические посты Роскомгидромета и реперы, имеющие отметки над проектным уровнем воды.

Отметки рабочего уровня при промере определяют по урезовым кольям, которые забивают около реперов по мере продвижения русловой изыскательской партии с промером по реке и привязывают к реперам двойным ходом нивелирования IV класса. Забивка урезовых кольев производится вровень с поверхностью воды в моменты проложения промерных галсов у соответствующих реперов.

Независимо от количества имеющихся постов и реперов при производстве промера глубин для составления карт внутренних водных путей организуется передвижной реечный уровенный пост, который служит для учета колебания уровня воды непосредственно в районе работ. Пост устанавливают обычно в месте стоянки брандвахты русловой изыскательской партии примерно посередине участка, проходимого партией со съемкой и промером за 2–3 дня.

Наблюдения на передвижном уровенном посту производят в 8, 13 и 20 ч местного времени, а также ежедневно в начале и конце производства работ. При значительном колебании уровня воды ведут учащенные наблюдения. При очередном изменении местоположения передвижного уровенного поста на его новом и старом местах выполняют одновременные связующие наблюдения за уровнем, обеспечивающие построение непрерывного графика передвижного уровенного поста за весь период производства работ.

Срезку глубин для любого профиля снимают с непрерывного графика колебаний уровня воды передвижного уровенного поста как разность между высотой рабочего уровня воды и линией проектного уровня.

5.7.4. Камеральная обработка и оформление полевых материалов
для создания навигационных карт ВВП

Камеральная обработка полевых материалов русловой съемки при создании отчетного рабочего планшета с целью производства навигационных карт ВВП заключается в совместной обработке топографической основы и промера.

При выводе материалов промера в отчетный рабочий планшет необходимо учитывать, что детальность рисунка изобат может зависеть от масштаба планшета. В этом случае для отрисовки изобат надо использовать планшеты самого крупного масштаба. Изобаты на планшете кодируются, как правило, очень большим количеством точек, которые нагружают электронную карту избыточными данными.

Совместимость формата данных отчетных рабочих планшетов с программой создания электронных карт (далее редактор электронных карт) является обязательным условием картографической деятельности Росморречфлота. В администрации бассейна внутренних водных путей вопрос совместимости данных промера и редактора электронных карт должен решаться с поставщиком промерного оборудования.

Данные надводной съемки в формате NMEA или формате производителя GPS/ГЛОНАСС– приемника могут быть преобразованы в формат съемочного планшета или S–57 с помощью специальных программных средств. Более трудоемкий путь – при составлении планшета съемки или электронной карты наносить объекты с вводом координат вручную.

При использовании исходных данных, составленных в СК–42, необходимо определить точные поправки для перевода данных в систему WGS–84. Для определения точных поправок необходимо выполнить высокоточные измерения координат в WGS–84 на пунктах с известными координатами в СК–42. Поправки для районов, расположенных между пунктами, определяются интерполяцией. Из опыта работы аэрогеодезических предприятий установлено, что расстояния между соседними пунктами должны быть не более 40 км.

Результаты съемки рельефа дна и надводной съемки представляются в виде отчетных рабочих планшетов с нанесением глубин, изобат и других элементов нагрузки как в бумажном, так и в цифровом видах в географической системе координат WGS–84 в проекции Меркатора с максимальной подробностью. Масштаб отчетных рабочих планшетов должен соответствовать базовому масштабу создаваемой электронной навигационной карты. Объекты специальной нагрузки и элементы рельефа изображаются в соответствии с действующими Условными знаками карт ВВП.

На заключительном этапе экспертная рабочая группа регионального Картографического центра производит окончательную приемку материалов съемки для создания ЭНК ВВП.


Библиографический список

Основная литература

1. Гладков Г.Л. Водные пути и гидротехнические сооружения: учебник для вузов. / Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, А.В. Москаль, А.М. Гапеев, М.А. Колосов. – СПб, СПГУВК, 2011.– 440 с.

2. Гришанин К.В. Водные пути: учебник для вузов / К.В. Гришанин, В.В. Дегтярев, В.М. Селезнев. – М: Транспорт, 1986. –399 с.

3. Руководство по улучшению судоходных условий на свободных реках. – СПб.: ЛИВТ, 1992. – 312 с.

4. Инструкция по землечерпательным работам / Минречфлот РСФСР. М.: Транспорт, 1989. – 64 с.

5. Техническая инструкция по производству русловых изысканий на внутренних водных путях (утверждена 29.06.1988г. Главводпуть Минречфлота РСФСР).

Дополнительная литература

1. Гладков Г.Л. Гидроморфология русел судоходных рек / Г.Л. Гладков, Р.С. Ча­лов, К.М. Беркович; отв. ред. д–р техн. наук, проф. Г.Л. Гладков. – СПб.: Изд–во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2016. – 432 с.

2. Георгиевский В.Ю., Коронкевич Н.И., Алексеевский Н.И. Водные ресурсы и гидрологический режим рек РФ в условиях изменения климата // Тезисы пленарных докладов VII Всероссийского гидрологического съезда. – СПб.: Гидрометеоиздат, 2013. – с. 26–32.

3. Белая книга по эффективному и устойчивому внутреннему водному транспорту в Европе. – Нью – Йорк и Женева.: ЕЭК ООН, Комитет по внутреннему транспорту, 2011.– 76 с.

4. Гладков Г.Л. Оценка воздействия на окружающую среду инженерных мероприятий на судоходных реках: учебное пособие для вузов.
/Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, Ю.П. Соколов.– СПб: СПГУВК, 2005.– 241 с.

5. Седых В.А. Устойчивость конструкций грунтовых выправительных сооружений: Расчет и обоснование. – Новосибирск. Наука, 2002.– 96 с.

 

Нормативно-правовая и нормативно-техническая литература

1. Федеральный закон о геодезии и картографии № 209-ФЗ от 26.12.1995 г. Принят государственной Думой 22.11.1995 г.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 03.07.2016 N 367-ФЗ (действующая редакция, 2016).

3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

4. Федеральный закон о навигационной деятельности № 22-ФЗ от 14.02.2009 г. Принят государственной Думой 30.01.2009 г. Одобрен Советом Федерации 4.02.2009 г.

5. «Водный кодекс Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

7. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2014 г. № 1295 “Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений”.

8. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р.

9. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Москва 2003 г., утверждены Министерством транспорта РФ 14 октября 2002 г., зарегистрированы Министерством юстиции РФ 30 декабря 2002 г.

10. Межгосударственный стандарт «Габариты подмостовых судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования. ГОСТ 26775-97», введенный в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 18-42.

11. Межгосударственный стандарт «Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия. ГОСТ 26600-98», введенный в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 512-ст.

12. ГОСТ 23903–79 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения.

13. Инструкция по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS; ГКИНП (ОНТА)–02–262–02, Роскартография.

14. Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов, ГКИНП (ГНТА)–03–010–03.

15. Руководящий технический материал. Спутниковая технология геодезических работ. Термины и определения, РТМ 68–14–2001, ЦНИИГАиК.

16. СП 11–104–97 Инженерно–геодезические изыскания для строительства. Часть III. Принят и введен в действие с 1 мая 2004 г.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ.. 10

1.1. Общая характеристика внутренних водных путей. 10

1.2. Классификация внутренних водных путей. 16

1.3. Современное состояние и развитие внутренних водных путей. 25

Глава 2. ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ работы.. 37

2.1. Общие сведения о дноуглубительных работах и землечерпательных снарядах 37

2.1.1. Типы землечерпательных снарядов (земснарядов) 37

2.1.2. Основные положения по организации работы земснарядов. 39

2.2. Производительность земснарядов и показатели их работы. Классификация грунтов по трудности разработки 40

2.2.1. Производительность земснаряда. 40

2.2.2. Назначение расчетной производительности земснаряда. 41

2.2.3. Классификация грунтов по трудности разработки. 47

2.3. Технология разработки дноуглубительных прорезей. 50

2.3.1. Общие требования. 50

2.3.2. Обеспечение судоходства на прорези. 52

2.3.3. Выбор типа земснаряда и способа работы.. 54

2.3.4. Регулирование рабочего режима несамоходного землесосного снаряда. 55

2.3.5. Обеспечение заданной глубины при траншейном способе работы землесосным снарядом 58

2.3.6. Обеспечение заданной глубины при работе землесоса с механическим разрыхлителем 62

2.3.7. Работа самоходного землесосного снаряда. 66

2.3.8. Обеспечение заданной глубины при работе многочерпакового земснаряда 68

2.3.9. Особенности работы многочерпакового земснаряда. 72

2.3.10. Работа штангового земснаряда. 75

2.3.11. Работа скалодробильного снаряда. 75

2.3.12. Укладка грунта в воду. 76

2.3.13. Укладка грунта на берег. 79

2.3.14. Удаление грунта лотком.. 81

2.3.15. Удаление грунта шаландами. 81

2.3.16. Работа земснаряда на открытой акватории. 82

2.3.17. Работа земснаряда в условиях резкого колебания уровней воды.. 83

2.3.18. Работа земснаряда при низкой температуре воздуха. 84

2.3.19. Работа земснаряда вблизи гидротехнического сооружения. 84

2.3.20. Разработка траншей для подводных коммуникаций. 85

2.3.21. Снятие судов с мели. 86

2.3.22. Работа земснаряда в условиях высоких надводных откосов. 87

2.3.23. Работа земснаряда в затоне. 87

2.3.24. Работа земснаряда в районе населенного пункта. 88

2.4. Нормирование и контроль работы земснарядов. 89

2.4.1. Разбивка прорези и определение объема выемки грунта. 90

2.4.2. Наряд–задание на работу земснаряда. 91

2.4.3. Учет и отчетность. 95

Глава 3. Выправительные работы.. 97

3.1. Коренное улучшение судоходных условий. 97

3.2. Схемы коренного улучшения затруднительных участков. 100

3.2.1. Первая группа затруднительных участков. 100

3.2.2. Вторая группа затруднительных участков. 104

3.2.3. Третья группа затруднительных участков. 105

3.2.4. Четвертая группа затруднительных участков. 106

3.3. Выправление русел рек для судоходства. 107

3.4. Состав проекта коренного улучшения затруднительного участка. 110

3.4.1. Расчет ширины и кривизны выправительной трассы.. 112

3.4.2. Состав проекта капитальной дноуглубительной прорези. 116

3.5. Гидравлические расчеты выправительных сооружений. 121

3.5.1. Гидравлический расчет полузапруд. 121

3.5.2. Гидравлический расчет запруд. 125

3.5.3. Расчет продольных струенаправляющих дамб. 132

3.5.4. Расчет береговых укреплений на реках. 135

3.6. Выправительные сооружения и их возведение. 141

3.6.1. Русловые сооружения из каменной наброски. 141

3.6.2. Русловые сооружения из грунта. 147

3.6.3. Свайные и свайно–грунтовые сооружения. 154

3.6.4. Береговые укрепления и покрытия. 157

Глава 4. Тральные и дноочистительные работы.. 168

4.1. Цели и задачи тральных работ. 168

4.2. Типы и разновидности гидрографических тралов. 170

4.3. Производство тральных работ. 181

4.3.1. Выбор типа трала. 185

4.3.2. Технология производства тральных работ. 186

4.3.3. Контроль и отчетность при производстве тральных работ. 192

4.4. Организация и производство дноочистительных работ. 193

Глава 5. ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ работы.. 198

5.1. Состав русловых изысканий и исследований. 198

5.2. Плановое обоснование. 200

5.2.1. Триангуляция и полигонометрия. 202

5.2.2. Съемочная геодезическая сеть. Сгущение сети. 203

5.2.3. Камеральная обработка. 205

5.3. Высотное обоснование. 206

5.3.1. Рекогносцировка и закрепление пунктов. 207

5.3.2. Нивелирование III и IV классов, техническое нивелирование и высотно–дальномерные ходы 208

5.3.3. Нивелирование через водные препятствия. 209

5.3.4. Выполнение работ цифровыми нивелирами. 211

5.3.5. Привязка к реперам и нивелирование репера поста. 212

5.3.6. Камеральная обработка. 212

5.4. Создание планового и высотного обоснования с использованием спутниковых геодезических систем 213

5.4.1. Назначение и содержание съемочных рабочих планшетов. 215

5.4.2. Основные положения спутниковой технологии создания планового и высотного обоснования. Съемочное обоснование 216

5.4.3. Камеральная обработка материалов съемки. 218

5.5. Проектный уровень и однодневная связка уровней воды. Проектный уровень воды 219

5.5.1. Производство однодневной связки уровней воды.. 221

5.5.2. Вычисление проектного уровня воды и высоты реперов над ним.. 223

5.6. Русловая съемка для производства путевых работ. 224

5.6.1. Подробность съемки рельефа дна и расположение промерных галсов. 226

5.6.2. Способы проложения промерных галсов. 227

5.6.3. Производство промерных работ. 229

5.6.4. Технология промерных работ с применением автоматизированных промерных комплексов (АПК) 232

5.6.5. Измерение глубин. 234

5.6.6. Наблюдения за уровнем воды и определение срезки. 236

5.6.7. Составление укрупненного плана дноуглубительной прорези и подсчет объема грунта 238

5.6.8. Промеры глубин при обследовании состояния плеса. 239

5.6.9. Перенесение в натуру проекта путевых работ. 241

5.6.10. Использование спутниковых навигационных программно–аппаратных комплексов при производстве путевых работ 242

5.6.11. Камеральная обработка материалов русловой съемки. 243

5.7. Русловая съемка для составления карт внутренних водных путей и схем судовых ходов 246

5.7.1. Подготовка топографической основы карт. 247

5.7.2. Применение автоматизированных промерных комплексов. 248

5.7.3. Высотное обоснование съемки. 250

5.7.4. Камеральная обработка и оформление полевых материалов для создания навигационных карт ВВП 250

Библиографический список.. 252

Основная литература. 252

Дополнительная литература. 252

Нормативно-правовая и нормативно-техническая литература. 253

 

 

 


 

Гладков Геннадий Леонидович, д–р техн. наук, проф.,

Журавлев Михаил Валентинович, канд. техн. наук, проф.,

Соколов Юрий Павлович, доцент

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ.

ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ

 

 

198035, Санкт–Петербург, Межевой канал, 2

Тел. 812–748–97–19, 748–97–23

e–mail:izdat@gumrf.ru

  Ответственный за выпуск Редактор Компьютерная верстка     Сатикова Т.Ф. Карамзина Н.А. Тюленева Е.И.

 

Подписано в печать 17.04.2018

Формат 60´90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman

Усл. печ. л. 11,5. Тираж 000 экз. Заказ № /2018

 


[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2003, № 14, ст. 1256, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 50, ст. 5279, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 30, № 18 (ч. 1), ст. 2141, № 29, ст. 3625, № 52 (ч. 1), ст. 6450; 2011, № 15, ст. 2020, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4294, № 30 (ч. 1), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, № 45, ст. 6333, 6335; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4320; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 6, ст. 566, № 42, ст. 5615, № 45, ст. 6153, № 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 55, № 29 (ч. 1), ст. 4356, ст. 4359; 2016, № 11, ст. 1478, № 27 (ч. 2), ст. 4300.

[2] Пункт 2 статьи 7 КВВТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.106 с.)