Государственное банковское и налоговое регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное банковское и налоговое регулирование



Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Банковская система РФ является единой централизованной, вертикально структурированной системой управления, включающей Центральный банк РФ (Банк России), не являющийся органом государственной власти, но конституционные полномочия которого носят публично-правовой характер и относятся к функциям государственной власти по правовой природе, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Согласно ст. 24 указанного Закона в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения указанных целей Банк России выполняет определенные функции, среди которых:

— во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— организует систему рефинансирования для кредитных организаций, являясь кредитором последней инстанции;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг;

— осуществляет функции по контролю и надзору за субъектами страхового дела (выдача, приостановка и отзыв лицензий, исполнение нормативных актов в сфере страховой деятельности, выдача предписаний об устранении нарушений и др.).

Согласно ст. 23.74 КоАП РФ Председатель Банка России, его заместители, руководители его территориальных учреждений в пределах своих полномочий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.53—5.55, ч. 1, 3 и 4 ст. 13.25, ч. 1 ст. 14.4.1, ст. 14.24, 14.29, 14.30, 15.17 — 15.22, ч. 1 — 10 ст. 15.23.1, ст. 15.24.1, ч. 2—5 ст. 15.26.1, ч. 1 ст. 15.26.2, ч. 2 ст. 15.26.2, ч. 1—3 ст. 15.27, ст. 15.28 — 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.38, ч. 1 ст. 15.39, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ.

Большая роль в межотраслевом государственном регулировании движения финансовых потоков, кроме организаций банковской системы, принадлежит также вертикально централизованной системе налоговых органов, возглавляемой подведомственной Министерству финансов РФ (Минфин России) Федеральной налоговой службой (ФНС России), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, где определены функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

На ФНС России возложен контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами; соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; соблюдением организатором азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и многие иные.

ФНС России выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей; свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, а также осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; полномочия по обеспечению представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам; выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории РФ; проверку технического состояния игрового оборудования. На ФНС России возложена также регистрация в установленном порядке: контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями; ведение в установленном порядке учета всех налогоплательщиков; Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков; Единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей.

Руководители федеральных и территориальных налоговых органов уполномочены согласно ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5, ст. 15.1, ч. 1—3 ст. 15.27 (в пределах своих полномочий), 19.7.6 этого Кодекса.

В системе Минфина России находится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 и которая осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Выполняя функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, руководители и их заместители федеральных и территориальных органов Росфиннадзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1, 15.14, 15.15.16, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета возложены на Федеральное казначейство (Казначейство России), находящееся в ведении Минфина России со статусом федеральной службы, осуществляющей согласно постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» множество полномочий, среди которых: учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открытие в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, установление режимов счетов федерального бюджета; составление и представление в Минфин России оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета РФ; управление операциями на едином счете федерального бюджета; осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Казначейство России имеет право применять предусмотренные гл. 28 БК РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.006 с.)