Раздел 2. Искусство Древнего мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Искусство Древнего мира.



Раздел 2. Искусство Древнего мира.

Монументальный характер искусства Древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира

 

Искусство Древнего Египта.

Древний Египет – одна из древнейших и величайших цивилизаций. Социально-экономический и политический строй Древнего Египта. Связь искусства с религиозно-мифологическими представлениями (заупокойный культ, обычай мумификации).

 

Периодизация.

Древнее царство. Древнейшие погребальные сооружения. Пирамида Джоссера в Саккаре. Комплекс в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Миккерина.

Специфический характер изображения в рельефе Древнего Египта: плоскостность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур.

Плита фараона Нармера.

Портретная скульптура. Статуя фараона Хефрена, статуя писца Каи, статуя вельможи Каапера.

Среднее царство. Новые поиски в египетской скульптуре и усиление внимания к индивидуальным чертам. Статуя фараона Аменемхета III.

Новое царство. Храмы в Карнаке и Луксоре. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Искусство Амарнского периода. Новые идеалы, разнообразие сюжетов. Портре Эхнатона. Портрет Нефертити, золотая маска Тутанхамона. Рельеф «Эхнатон в кругу семьи», «Плакальщики».

Эгейское искусство.

Условия развития Эгейского мира и их влияние на развитие античной культуры. Районы распространения: Крит и Микены – основные центры эгейской культуры.

Ансамбль Кносского дворца.

Реалистические черты в живописи. Фрески Кносского дворца. «Акробаты с быком», «Парижанка», «Дамы в голубом».

Дворец и крепость в Тиринфе и Микенах. «Львиные ворота» в Микенах

Мелкая пластика из глины, серебра, золота. Вазовая роспись. «Ваза с осьминогом».

Искусство Древней Греции.

Значение греческого искусства в истории мировой культуры. Греческие города-государства (полисы). Рабовладельческая демократия. Принципы гуманизма в греческом искусстве («человек – мера всех вещей»). Мифология Древней Греции.

Периодизация.

Гомеровский период.  (XII – IX вв. до н. э.). Мифология. «Иллиада» и «Одиссея» Гомера.

Вазопись. Геометрический стиль.

Архаика (VIII – VI вв. до н. э.). Архитектура. Ордерная система. Сложение и эволюция ордера, как эстетической конструктивной системы. Дорический стиль. Храм Геры в Олимпии. Ионический ордер. Храм Геры на острове Самос. Типы храмов (периптер). Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре.

Скульптура. Монументальная скульптура.  «Куросы». «Коры». Коры с афинского Акрополя. Архаическая улыбка.

Вазопись. Чернофигурный стиль. Краснофигурный стиль.

Ранняя классика. (490 – 450 г. до н. э.) «Строгий стиль». Архитектура. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура. Эволюция древнегреческой скульптуры. Создание реалистического образа человека. «Дельфийский возничий», «Мальчик вынимающий занозу».

Высокая классика. (450 – 400 г. до н. э.) Архитектура. Синтез архитектуры и окружающей среды в ансамбле афинского Акрополя. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи.  Возникновение коринфского ордера.

Скульптура создание гармонически прекрасного образа человека. Мирон «Дискобол», «Афина и Марсий» (передача движения).

Поликлет «Дорифор», «Диадумен». Теоретический трактат «Канон».

Фидий. Скульптурное убранство Парфенона. Афина Парфенос. Афина Промахос.

Поздняя классика (400 г. до н. э. – 323 г. до н. э.). Отражение драматизма эпохи в культуре и искусстве. Архитектура. Галикарнасский мавзолей. Греческий театр. Скульптура. Отход от идеала. Передача индивидуального в образе человека. Скопас «Менада». Рельефы галикарнасского мавзолея.

Пракситель «Гермес с Дионисом», «Афродита Книдская».

Леохар «Аполлон Бельведерский», «Ганимед».

Лисипп. Скульптурные портреты Александра Македонского.

Эллинизм. (IV в. до н. э. – I в. н. э.). Разнообразие тематики, многофигурные композиции, интерес к будничным сторонам жизни. Эллинистическая Греция: «Ника Самофракийская», «Афролита Мелосская».

Александрийская школа: Фаросский маяк. «Камея Гонзага», «Мальчик с гусем».

Пергамская школа: Алтарь Зевса. Рельефы алтаря. Образы богов и гигантов.

Родосская школа: «Лаокоон», «Фарнезский бык». Виртуозность исполнения в родосской школе.

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный лесотехнический университет

им. Г.Ф. Морозова»

 

Чикина И.И.

 

МЕНГИР

ДОЛЬМЕН

КРОМЛЕХ

Архитектура Древнего Египта

В архитектуре Египта XXVIII – I вв. до н.э. принято выделять следующие основные этапы: додинастический период (IV тыс. до н.э.); Древнее царство (XXX – XXIII вв. до н.э.); Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.); Новое царство (XVI – XI вв. до. н.э.); Позднее время (XI в. – 332 г. до н.э.); Период эллинизма (332 г. до н.э – 30 г. до н. э.)

Архитектура Древнего Египта – это один из самых ранних вкладов в сокровищницу мирового зодчества. Нигде до этого времени не было создано столь многочисленных и таких монументальных сооружений. Суровая красота величественной архитектуры во многом продиктована природой Египта и обилием различных пород камня – основного строительного материала. Несмотря на традиции и каноны, которым строго следовали древнеегипетские зодчие, мастера создали разнообразные по своей архитектуре и объемно-планировочной композиции усыпальницы-пирамиды, заупокойные храмы, грандиозные ансамбли и города. Семиярусная 60-метровая пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до н.э.), созданная зодчим Имхотепом, – это пример поиска совершенной формы гробницы. Построенные в XXVII в. до н.э. четкие и совершенные по форме пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, которые высятся в Гизе, являются своеобразным символом Египта. Наиболее грандиозная – пирамида Хеопса, построенная зодчим Хемиуном, – сложена из двух с лишним миллионов каменных блоков. Гизехский ансамбль помимо трех пирамид имел в своем составе многочисленные заупокойные храмы, мастаба и другие дополняющие его элементы, как например гигантская фигура Сфинкса, которая стоит на оси пирамиды Хефрена.

Среднее царство предприняло поиск новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, построенный в XXI в. до н.э.

Храмовые комплексы Нового царства, посвященные богу Амону, были возведены в Фивах. Взаимосвязанные между собой, храмы Карнака и Луксора построены соответственно в XVI в. до н.э. зодчим Инени и XV в. до н.э. зодчим Аменхотепом Младшим, способствовали сложению новых особенностей архитектуры. С течением времени комплексы Карнака и Луксора стали своеобразными каменными городами с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Зодчие Иупа и Хатиан в XIV – XIII вв. до н.э. возвели самый крупный, так называемый гипостильный, зал размерами 103 ´ 52 м. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, построенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет собой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас, объединенных пандусом. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. Во второй половине Нового царства (XIV – XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н.э.). Велика заслуга древне- египетских зодчих в разработке ордера и различных типов колонн.

 

Саккара. Пирамида Джосера.

Наиболее ранним крупным монументальным памятником древнего Египта является комплекс пирамиды фараона III династии Джосера в Саккара, недалеко от Каира (около 3000 г. до н.э.). Главный строитель – зодчий Имхотеп. Общая площадь комплекса – около 15 га.

Комплекс пирамид в Гизе.

 Из египетских пирамид общей известностью пользуются три пирамиды около современной деревни Гизе, к северу от древней столицы – Мемфиса (около 2900 – 2700 гг. до н.э.). Пирамиды Гизе служили гробницами трех фараонов IV династии: Хеопса, Хефрена и Микерина. Самая большая из них – пирамида Хеопса – имела высоту около 147 м. Пирамида Хефрена была лишь на три мет- ра ниже. Примерно вдвое ниже была пирамида Микерина. В пирамидах Гизе  максимально затруднен доступ к погребальным склепам.

 

 

 

Комплекс пирамид в Гизе.

 

 

 

       Саккара. Пирамида Джосера. Комплекс пирамид в Гизе

 

 


Древнеегипетский ордер

Развитие египетского ордера относится к эпохе Древнего и Среднего царств, когда преобладали колонны геометрически правильные. В эпоху Нового и Позднего царств преобладали колонны второй группы, основанные на подражании формам растительного мира: папирусообразная с открытыми или закрытыми бутонами – основной тип колонн Нового царства, лотосообразная колонна, пальмообразная, а так- же колонна со сложной композитной капителью, появившаяся в эпоху Позднего царства. Высота колонн равнялась от 3,75 до 7 наибольших диаметров. Антаблемент египетского ордера состоял из архитравной балки и выносной прямоугольной плиты.

Карнак. Храм Амона

Огромный храмовый фиванский ансамбль в Карнаке, начатый в эпоху Среднего царства, был верховным святилищем Египта. Он служил каменным архивом истории Египта. На его стенах и колоннах сохранились посвятительные надписи царей, гимны богам, изображения различных моментов ритуала, а также сведения об исторических событиях Нового царства. Египетские фараоны, видя свою опору в жрецах храма Амона в Карнаке, всячески поддерживали фиванское жречество. Сети I продол- жил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии, гигантский гипостильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н.э.). Зал имеет ширину 103 м, а в глубину – 32 м, его площадь составляет более 5000 м. Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн. Центральный неф имел шесть рядов колонн высотой 20,4 м.

 

 

Эгейская культура.

На конец II тыс. до н.э. приходится расцвет эгейской культуры, центрами которой были города Микены, Тиринф, Троя, остров Крит и др. Кносский дворец на Крите, Акрополь в Тиринфе, крепость Микены с ее «Львиными воротами» - это лишь немногие свидетельства и примеры зодческой культуры эгейцев. Эгейское искусство своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией.

 

Микены. Гробница Атрея. Львиные ворота.

 

Замечательнейший памятник микенского искусства – львиные ворота (XIV – XIII вв. до н.э.) – находится в глубине внешнего двора, образованного бастионом справа и выступом стены слева. Метровой высоты блоки кладки отделаны особенно тщательно. Большой блок-перемычка над пролетом – повышается к середине; при длине 4,5 м он весит около 20 т. Напуском блоков над перемычкой устроен разгрузочный треугольник. Разгрузочный треугольник Львиных ворот заполнен плитой с рельефом, на котором изображены мощная, уширяющаяся кверху колонна, и львицы по ее сторонам. Крупный масштаб, твердый материал делают рельеф Львиных ворот единственным в своем роде монументальным произведением.

Купольные гробницы получили особое развитие и распространение на Пелопоннесе. Купольная гробница состоит из открытого входного коридора – дромоса, купольной камеры и стомиона. Гробницу венчал каменный ложный купол стрельчатого профиля. Дромос гробницы Атрея (XIV в. до н.э.) шириной в 6 м при длине 36 м был облицован блоками конгломерата. Она перекрыта двумя огромными плитами, из которых внутренняя весит более 100 т. Меньшая плита выходит на фасад. Когда-то весь фасад был покрыт богатым декором. Полуколонны из зеленоватого камня обрамляли сужающийся кверху гигантский проем, меньшие полуколонны стояли над ним. И те и другие были покрыты орнаментными рельефами. Резные зеленоватые колонны, обработанные под мрамор рельефы, красные и розовые орнаментные полосы должны были создавать красочное впечатление.

 

 

Галикарнасс. Мавзолей.

 Гробница Мавсола была воздвигнута. царицей Артемисией в столице небольшого Карийского государства – Галикарнассе. В архитектуре галикарнасского Мавзолея сочетаются все три ордера: нижний этаж поддерживается пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа – коринфские, внешние – ионические. Мавзолей – трехъярусное сооружение. Первый ярус – непосредственно заупокойный храм площадью 500 м2. Второй ярус – хранилище жертвоприношений, а третий – пирамидальная кровля со статуей четрехконной колесницы. Высота гробницы достигает 40 – 50 м. Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, скульптурное убранство поручено было Скопасу. Мавзолей просуществовал в течение 19-ти веков. В XV в. он был уничтожен  родосскими рыцарями.

 

 

 

 

Галикарнасс. Мавзолей

 

 

Библиографический список

 

1. Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. М., Т. 1, 1970; Т. 2,1973; Т. 4, 1966; Т. 5, 1967; Т. 7, 1969; Т. 9, 1971; Т. 10, 1972.

2. Гуляницкий Н.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. Т. 1: История архитектуры. М., 1984.

3.  Чураков С.К. История художественной культуры: Краткое графическое пособие. М., 2000.

4. Интернет ресурс Википедия, www.vikipedia.ru.

Раздел 2. Искусство Древнего мира.

Монументальный характер искусства Древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира

 

Искусство Древнего Египта.

Древний Египет – одна из древнейших и величайших цивилизаций. Социально-экономический и политический строй Древнего Египта. Связь искусства с религиозно-мифологическими представлениями (заупокойный культ, обычай мумификации).

 

Периодизация.

Древнее царство. Древнейшие погребальные сооружения. Пирамида Джоссера в Саккаре. Комплекс в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Миккерина.

Специфический характер изображения в рельефе Древнего Египта: плоскостность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур.

Плита фараона Нармера.

Портретная скульптура. Статуя фараона Хефрена, статуя писца Каи, статуя вельможи Каапера.

Среднее царство. Новые поиски в египетской скульптуре и усиление внимания к индивидуальным чертам. Статуя фараона Аменемхета III.

Новое царство. Храмы в Карнаке и Луксоре. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Искусство Амарнского периода. Новые идеалы, разнообразие сюжетов. Портре Эхнатона. Портрет Нефертити, золотая маска Тутанхамона. Рельеф «Эхнатон в кругу семьи», «Плакальщики».

Эгейское искусство.

Условия развития Эгейского мира и их влияние на развитие античной культуры. Районы распространения: Крит и Микены – основные центры эгейской культуры.

Ансамбль Кносского дворца.

Реалистические черты в живописи. Фрески Кносского дворца. «Акробаты с быком», «Парижанка», «Дамы в голубом».

Дворец и крепость в Тиринфе и Микенах. «Львиные ворота» в Микенах

Мелкая пластика из глины, серебра, золота. Вазовая роспись. «Ваза с осьминогом».

Искусство Древней Греции.

Значение греческого искусства в истории мировой культуры. Греческие города-государства (полисы). Рабовладельческая демократия. Принципы гуманизма в греческом искусстве («человек – мера всех вещей»). Мифология Древней Греции.

Периодизация.

Гомеровский период.  (XII – IX вв. до н. э.). Мифология. «Иллиада» и «Одиссея» Гомера.

Вазопись. Геометрический стиль.

Архаика (VIII – VI вв. до н. э.). Архитектура. Ордерная система. Сложение и эволюция ордера, как эстетической конструктивной системы. Дорический стиль. Храм Геры в Олимпии. Ионический ордер. Храм Геры на острове Самос. Типы храмов (периптер). Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре.

Скульптура. Монументальная скульптура.  «Куросы». «Коры». Коры с афинского Акрополя. Архаическая улыбка.

Вазопись. Чернофигурный стиль. Краснофигурный стиль.

Ранняя классика. (490 – 450 г. до н. э.) «Строгий стиль». Архитектура. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура. Эволюция древнегреческой скульптуры. Создание реалистического образа человека. «Дельфийский возничий», «Мальчик вынимающий занозу».

Высокая классика. (450 – 400 г. до н. э.) Архитектура. Синтез архитектуры и окружающей среды в ансамбле афинского Акрополя. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи.  Возникновение коринфского ордера.

Скульптура создание гармонически прекрасного образа человека. Мирон «Дискобол», «Афина и Марсий» (передача движения).

Поликлет «Дорифор», «Диадумен». Теоретический трактат «Канон».

Фидий. Скульптурное убранство Парфенона. Афина Парфенос. Афина Промахос.

Поздняя классика (400 г. до н. э. – 323 г. до н. э.). Отражение драматизма эпохи в культуре и искусстве. Архитектура. Галикарнасский мавзолей. Греческий театр. Скульптура. Отход от идеала. Передача индивидуального в образе человека. Скопас «Менада». Рельефы галикарнасского мавзолея.

Пракситель «Гермес с Дионисом», «Афродита Книдская».

Леохар «Аполлон Бельведерский», «Ганимед».

Лисипп. Скульптурные портреты Александра Македонского.

Эллинизм. (IV в. до н. э. – I в. н. э.). Разнообразие тематики, многофигурные композиции, интерес к будничным сторонам жизни. Эллинистическая Греция: «Ника Самофракийская», «Афролита Мелосская».

Александрийская школа: Фаросский маяк. «Камея Гонзага», «Мальчик с гусем».

Пергамская школа: Алтарь Зевса. Рельефы алтаря. Образы богов и гигантов.

Родосская школа: «Лаокоон», «Фарнезский бык». Виртуозность исполнения в родосской школе.

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный лесотехнический университет

им. Г.Ф. Морозова»

 

Чикина И.И.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.076 с.)