Трудно ли выучить китайский язык? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудно ли выучить китайский язык?



Часто, когда сталкиваются с чем-то непонятным, говорят, что это, мол, китайская грамота. Так в России проявляется закрепленный стереотип, что китайский язык выучить очень трудно. Строгих научных данных о том, действительно ли это так, нет. Поэтому разумно обратиться к опыту людей, которые его изучали.

По утверждению журналиста-международника Всеволода Овчинникова, никаких особых сложностей в изучении китайского языка по сравнению с другими языками нет. Так же считают и многие другие люди. Опыт действительно показывает, что устной китайской речи можно научиться за несколько месяцев, особенно если делать это прямо в Китае. Для овладения ею, как и любой другой иностранной речью, достаточно знать несколько сотен слов. Но при этом есть и отличия.

Первое, с чем приходится сталкиваться, — то, что китайский язык тональный. В тональных языках, распространенных в Юго-Восточной Азии, Африке и Америке, лексическое значение, то есть смысл слова, а иногда, хотя и редко, даже его грамматическая принадлежность (глагол это, или существительное, или иная часть речи) зависят от тонального звучания. В китайском языке используется пять таких тонов — четыре выраженных и один нейтральный.

А вот если мы перейдем к письменной речи, то столкнемся с большими отличиями. Письмо, к которому мы привыкли, называется фонетическим, то есть мы отображаем буквами звучание. Китайский язык пользуется иероглифами. Они более древние, чем шумерские или египетские, просто египетские в Европе стали известны раньше.

Назначение иероглифа — передавать идеи и значения. Такое письмо называется идеографическим. Идеографические иероглифы образовались путем стилизации первых иероглифов — пиктограмм, изображающих объект непосредственно, а также за счет объединения стилизованных иероглифов. В процессе развития китайского языка рождаются новые формы известных слов, а также новые понятия, для обозначения которых составляются новые иероглифы. Поскольку идей и понятий много, то и иероглифов получилось тоже много. Наиболее многочисленная группа иероглифов относится к так называ­емым фоноидеограммам. Они содержат компоненты, указывающие как на смысл иероглифа, так и на его звучание. Таким образом, получилось около 20 тысяч иероглифов. Поэтому даже очень образованные люди пользуются словарями.

Китайское государство тщательно регулирует набор иероглифов, использующихся в СМИ, учебниках и т. д. По словам Всеволода Овчинникова, в Китае утвержден список из 1950 иероглифов для употребления в периодической печати. Знание 10 000 слов и 900 иероглифов позволяет читать 90% газет и журналов. Современные китайские книги в 99% случаев обходятся двумя тысячами иероглифов. Словарный запас выпускника китайского университета — около 3000 иероглифов, китайского интеллигента — около 5000.

Для овладения грамотой китайским детям требуется приблизительно в четыре раза больше времени, чем европейским, использующим фонетическую письменность. Скорее всего, это влияет на их ментальность и способствует воспитанию трудолюбия. Образованных людей в Китае очень уважают.

По мнению многих преподавателей, китайский язык не намного сложнее всех остальных языков мира и на­учиться говорить по-китайски так же реально, как и на любом другом иностранном языке. Конечно, результат зависит от способностей, усердия, учителей и среды, в которой это происходит. Но научиться писать, как следует из опыта китайских детей, действительно непросто.

Кто такие физики и лирики?

Вопрос об отношениях физиков и лириков в ХХ веке сильно волновал людей, по крайней мере в России, и было много дискуссий по этому поводу («Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…» Б. Слуцкий). Кстати говоря, равновесия нет и сейчас. Есть такой перекос: в интеллигентной среде считается дурным тоном не знать литературы, искусства, хотя бы одного иностранного языка. И совершенно нормально — не уметь рассчитать каких-то простых вещей и не знать, например, что такое тангенс.

Безусловно, между физиками и лириками есть принципиальная разница. Человек, достигший успеха в гуманитарной области, обязательно создал что-то уникальное. От его деятельности непременно как-то изменился мир. Например, если он написал даже не очень хорошее стихотворение, все равно: был мир без стихотворения — стал со стихотворением. И никто другой написать это стихо­творение вместо него не мог. Скажем, не написал бы Лев Толстой «Войну и мир» — не было бы этого романа вообще. И это касается любой гуманитарной деятельности: скульптор ли, музыкант ли — он обязательно меняет, обогащает мир, в котором мы живем.

Что касается точных и естественных наук, здесь ситуация совершенно другая. Одна из главных и наиболее старых ее функций — познание окружающего мира. Оно требует от человека значительных способностей, ума, целеустремленности и т. д. Но когда ученый открывает какое-то явление или закон природы, мир не меняется. Человек лишь узнает то, что в мире есть, поэтому, скажем, если гуманитарное произведение признается принадлежащим тому, кто его создал, то закон тяготения Исааку Ньютону не принадлежит. Это, скорее, закон имени Ньютона, ставшего его первооткрывателем, но не создателем. И в этом существенная разница. Если бы не было Ньютона, закон открыл бы кто-то другой. Закон природы объективен, в нем нет индивидуальности.

В XVII веке ученые получили такую же возможность влиять на мир, как гуманитарии, но до сих пор плохо ею пользуются. Благодаря Фрэнсису Бэкону появился принцип исследования мира не на умозрительной основе, а на основе эксперимента. Было признано, что для исследования окружающего мира нужно не только наблюдать за ним, как делали ученые ранее, а заниматься естествоиспытанием, ставить опыты.

Так научные исследования стали творческой деятельностью. Во-первых, потому что для опытов и наблюдений необходимо создавать инструментарий. И все признают: это — телескоп Галилея, это — микроскоп Левенгука, это — интерферометр Майкельсона, а это — турбодетандер Капицы.

Но еще ученые способны совершать творческие акты, демонстрируя добытые знания. Так, чтобы показать действие магнитного поля на электрический ток, я фактически должен предъявить электромотор. А это уже изобретение.

Начиная с этого времени, когда наука стала экспериментальной, она оказалась способна создавать, и эти следы остаются в мире. Благодаря этому она сблизилась с гуманитарной деятельностью. Но все-таки назначение научных изобретений другое, сугубо утилитарное, а художественные произведения предназначены для того, чтобы человек получал удовольствие и совершенствовался морально, эстетически и т. д. И поэтому, конечно, объективная разница есть. Но она не должна влиять на определение, кто лучше, кто хуже. Это просто разные функции.

Что такое хорошая жизнь?

Безусловно, у каждого человека свое представление о хорошей, счастливой жизни. Но можно ли найти какие-то объективные критерии и подходы к решению вопроса о том, что такое хорошая жизнь? Оказывается, можно. Существует довольно много подходов к оценке качества жизни.

Например, Организация Объединенных Наций для оценки качества жизни использует интегральный показатель, называющийся индексом человеческого развития (до 2013 года — индекс развития человеческого потенциала). Он разработан в 1990 году группой экономистов, которой руководил пакистанец Махбуб уль Хак, и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала. Этот индекс состоит из трех компонентов.

Первый из них — продолжительность жизни. Это интегральный показатель, который, безусловно, характеризует и здоровье человека, без чего нельзя быть счастливым и трудно считать жизнь хорошей. И конечно, сама по себе долгая жизнь — это благо, потому что мы за это время можем успеть что-то сделать и чего-то добиться. Например, в Китае долголетие уже считается благом. Говорят, оно кому попало не достается.

Второй компонент показателя характеризует уровень образования, а также его доступность в стране или регионе. На самом деле большинство людей связывают хорошую жизнь с образованием.

И третий компонент — уровень жизни, оцениваемый через соотношение внутреннего валового продукта на душу населения и покупательской способности.

В 2010 году способ оценки человеческого развития был откорректирован. Для сравнения стран по уровню человеческого развития были добавлены три дополнительных индекса, которые учитывают социально-экономическое неравенство, гендерное неравенство и многомерную бедность, понимаемую как уровень доступности различных жизненных ресурсов и благ.

По индексу человеческого развития Россия в последние годы находится в конце шестого десятка списка. Согласно выпущенному в 2014 году отчету ООН за 2013 год, Россия занимает 57-е из 187 мест. Внутри же России, по данным 2011 года, на первом месте Тюменская область, потом Москва, Петербург и Татарстан. Если бы индексы были так велики по всей России, то она могла бы претендовать на место в первой десятке стран.

Пока же по величине индекса человеческого развития первое место в мире устойчиво занимает Норвегия. Смущает только то, что в этой стране высокий уровень суицида. К тому же некоторое время назад норвежские мужчины за­явили о значительных трудностях, испытываемых в жизни, и началась общенациональная дискуссия о том, как облегчить их положение.

Специальные исследования показывают, что люди чувствуют себя счастливыми, когда в стране высокий средний уровень доходов, низкий уровень безработицы, значительная экономическая свобода и относительно открытый рынок рабочей силы. В то же время щедрые выплаты по социальным пособиям, низкий уровень неравенства ощущению счастья не способствуют.

В определении, данном Всемирной организацией здравоохранения, оценка человеком качества его жизни определяется разницей между его ожиданиями и притязаниями и тем, как он живет реально. Обратим внимание, что эта разница зависит не только от того, как на самом деле живет человек, но и от того, каковы его ожидания. Контролируя их, можно регулировать и качество жизни. Например, Робинзону Крузо его отец внушал, что самая счастливая жизнь — умеренная. Не бедная и не богатая, а именно умеренная, позволяющая человеку управлять самим собой.

Возвращаясь к тому, с чего начали, можно сказать, что у каждого свои представления о хорошей жизни. Но мы должны принимать во внимание мнение людей, которые говорят, что у хорошей жизни все-таки есть объективные характеристики, дающие ориентиры движения к ней. Вместе с тем, если мы хотим быть счастливыми, надо уметь ценить то, что у нас есть.

Чем занимается математика?

Один знакомый математик рассказывал, как встретил в торговом центре одноклассницу, с которой не виделся много лет. Она спросила: «Чем занимаешься?» Он сказал, что математикой. «Чем же там можно заниматься? Неужели еще не все перерешали?» — удивилась она.

Действительно, люди привыкли думать, что если ты умеешь складывать, вычитать, делить и умножать, то математику знаешь. Конечно, тот, кто получал в институте инженерную или естественно-научную специальность, изучал и интегрирование, и дифференцирование, и еще кое-что. Но даже эта математика уже очень и очень старая. Интегральное исчисление Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц придумали еще в XVIII веке. Такое отставание от уровня развития математики весьма характерно даже для науки и образования. Может быть, единственное исключение составляет теоретическая физика.

Между тем плодами математики люди, не зная того, широко пользуются. Более того, они не могут без них обходиться.

Например, одного сложения с вычитанием и даже интегрирования с дифференцированием не хватит, чтобы рассчитать, скажем, форму автомобильного кузова или кровли сложного сооружения, корпуса ракеты или самолета. Нужно знать математическую науку о свойствах форм — топологию.

Расчеты кристаллов, в том числе и тех, что используются в чипах, которые где только не применяются, основаны на результатах теории групп — абстрактной математической теории симметрий. Обобщение этой теории позволяет строить модели мироздания.

Опыт показывает: математика всегда идет впереди остального мира. Она дает такие инструменты для описания и расчета различных объектов, которые вдруг оказываются для нас важными. Математику развивают необычные, поразительные, профессиональные люди.

Математическая культура России была заложена более двух веков назад. В ХХ веке Россия дала миру много выдающихся математиков. Но особенно ей повезло в том, что среди них был математический гений — Колмогоров. В различных математических областях он сделал так много, что остается только удивляться. Его влияние, вернее, влияние его идей сказывается через поколения. Его теории участвуют в развитии физики, информатики, лингвистики, статистики, биологии и других наук. Они влияют даже на военное дело. Перед войной он создал абстрактную математическую теорию пучков кривых и с помощью этой теории построил эффективные и быстрые алгоритмы управления наводкой артиллерийских орудий. Разумеется, планшетки для наводки были секретными.

Колмогорова очень волновало, как изучают математику в школе, потому что у нее есть еще одна роль — воспитание культуры мысли.

Когда-то я посмотрел программу очень крупной математической конференции и насчитал в ней более 20 различных важных разделов. Это разнообразие обусловлено тем, что математика все время осваивает новые области жизни, поэтому она занимается тем же, чем и всегда: разрабатывает методы количественного описания различных объектов, создает способы вычисления и доказывает их справедливость. Есть у математики и еще одна функция — развивать мышление и фантазию тех, кто ее изучает.

Что такое ГЛОНАСС?

Аббревиатура ГЛОНАСС расшифровывается как «глобальная навигационная спутниковая система». Так называется российская спутниковая система навигации. По проекту в нее должны входить 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях на высоте 19 100 км. Это позволит определять координаты любого подвижного или неподвижного объекта на Земле, оборудованного специальными приемниками радиосигналов, поступающих со спутников, и системой обработки данных.

ГЛОНАСС — альтернатива американской системе GPS-NAVSTAR, что расшифровывается как Navigation Satellite Time and Ranging, Global Positioning System (измерение дальности и времени по навигационному спутнику, глобальная система позиционирования). Системы технически реализованы по-разному, но действуют по совершенно одинаковым принципам геометрии, известным уже более 2000 лет. Согласно этим принципам, положение любой точки на плоскости может быть определено, если известно расстояние от этой точки до двух других точек с известным положением, называ­емых реперными точками. В случае ГЛОНАСС и GPS речь идет о положении объектов в пространстве, поэтому необходимо знать расстояние от объекта до трех реперных точек, в качестве которых при каждом измерении координат объекта и выступают три наиболее удобных и подходящих в данный момент спутника. Положения спутников на орбитах рассчитываются и отслеживаются очень точно с помощью наземных реперных объектов и специальных сверхточных и дорогих атомных часов.

Каждый из спутников посылает специальные кодированные радиосигналы, распространяющиеся со скоростью света. Измерив время прохождения сигнала от спутника до приемника, можно определить пройденное расстояние, то есть расстояние от каждого спутника до объекта. К сожалению, из-за дороговизны и громоздкости в пользовательские приемники нельзя встроить атомные часы, и поэтому невозможно точно синхронизировать моменты излучения и приема сигнала. Выход — в использовании дополнительного кодированного сигнала с четвертого спутника, на котором также есть атомные часы.

ГЛОНАСС и GPS работают в двух режимах: более точном — для военных целей и менее точном (несколько десятков метров) — для гражданских. Обе системы начали развиваться приблизительно одновременно — в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ века. Очевидно, что из соображений национальной безопасности каждая из этих стран должна иметь собственную систему навигации, и Россия не может обойтись без ГЛОНАСС.

GPS опережает ГЛОНАСС в сфере гражданских применений. В США решение о предоставлении сигнала гражданским службам было принято в 1983 году после гибели самолета компании Korean Airline, сбитого над территорией СССР. В России такое решение принято лишь в начале 2000-х годов. Из-за отставания в четверть века шансы ГЛОНАСС на значительный коммерческий успех представляются низкими. К тому же, согласно общим законам технологического развития, к обеим этим технологиям неумолимо приближается смена. Скорее всего, это будут навигационные системы, определяющие координаты объектов с помощью сетей радио­телескопов. В этих системах реперными точками будут звезды.

Что такое глупость?

Вопрос о том, что такое глупость, волнует человечество давно. И очень много людей, в том числе высокоинтеллектуальных, пытались разобраться в этом, и высказано много афоризмов, и пословиц, и идей. Под глупостью понимают обычно ограниченность интеллекта, несообразительность, бестолковость.

Мне же хотелось обратить внимание на то, что слова «глупость» и «глупый» довольно распространены в нашем обиходе, когда мы говорим о других людях. Но при этом мы совершаем ошибку, потому что часто глупым кажется поведение, мотивов которого мы не понимаем. При этом очевидные для нас мотивы и исходные посылки могут оказаться совсем не очевидными для других, и поэтому их поведение нам может показаться глупым. Например, когда мы с братом жены Игорем наклеивали обои, то моя маленькая дочь, ныне профессор математики, так описывала наши действия: «Игорь газету красит, а папа стенку гладит». Представьте, что могли подумать люди.

С другой стороны, понятно, что уровень интеллекта у людей разный, и действительно, бывают люди глупые. Обычно это те, кто не умеет оценивать обстоятельства, чтобы выработать правильные действия в ответ на эти обстоятельства. Еще с библейских времен мудрецы рекомендовали не пытаться переубеждать глупцов. В частности, царь Соломон говорил: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему». Еще он говорил о признаках глупца: не любит знание, верит всякому слову, повторяет чужую глупость, раздражителен, гневлив.

Нередко глупость связана с болезнью или неразвитостью мозга. Но факт заключается еще и в том, что все люди имеют разный жизненный опыт и поэтому в каких-то сферах могут вести себя чрезвычайно умно, а в каких-то обстоятельствах, которых не понимают, не анализируют движущих мотивов, они ведут себя глупо. Поэтому глупость — это скорее не диагноз, а характеристика той ситуации, в которой человек действует и принимает решение. И мне кажется, важно это понимать, потому что тогда мы будем более адекватно оценивать людей. Во всяком случае, сможем предостерегать себя и не говорить, например, так: «Этот человек глупый!» Он все равно не поверит. Гораздо более умно говорить: «Мне кажется, этот поступок глупый» или «Так поступают глупые люди». Не вешать ярлыков — умнее.

И еще: очень часто поведение человека, которое кажется глупым, в действительности приводит к открытиям. Например, Антони ван Левенгук делал микроскопы. Это было его любительское занятие, а на жизнь он зарабатывал торговлей мануфактурой. Ему нравилось все время разглядывать воду через свои приборы. Все недоумевали: что можно увидеть в воде, кроме воды? А он обнаружил там микробов. В другом случае одного парижского акушера обвиняли в шарлатанстве, потому что он прокаливал на огне свой медицинский инструмент. Его ненавидели все конкуренты, потому что у него плохих исходов при родах было меньше, а поведение казалось странным и глупым. На самом деле он интуитивно открыл антисептику.

И конечно, встает вопрос, могут ли люди стать умнее. Разумеется, ум зависит от того, в каком состоянии ваш мозг. Например, с возрастом человек может утрачивать часть способностей.

Безусловно, мозг можно тренировать. Но самое главное, если вы выработаете манеру некатегоричного отношения к людям и вещам и постараетесь быть более объективными, — это автоматически повысит ваш умственный потенциал. Вернее, так: вы автоматически будете вести себя более умно.

Что такое группа крови?

Группы крови были открыты в 1900 году австрийцем Карлом Ландштейнером. К этому времени была уже достаточно распространенной процедура переливания крови. Например, в Англии она официально применялась с начала XIX века. Нередко переливание крови спасало людей, но намного чаще давало осложнения и даже смертельные исходы. Причину такой несовместимости выяснил Ландштейнер, проведя тщательные опыты по соединению жидкой части крови, называемой сывороткой, взятой у одних людей, с эритроцитами, выделенными из крови других людей. Кстати, функция эритроцитов в крови — перенос кислорода — тогда еще не была известна.

Выяснилось, что в некоторых случаях эритроциты слипаются, образуя сгустки, а в некоторых нет. Так было установлено, что у людей существуют четыре разных типа крови. Первую группу обозначают латинской буквой O или римской цифрой I, вторую — буквой А (II), третью группу — буквой В (III), а четвертую — буквами АВ (IV). Кровь первой группы можно переливать любым реципиентам, а обладателям четвертой группы можно переливать любую кровь. Для второй и третьей групп пригодна только кровь той же группы или, как уже было сказано, первой группы. Первая группа крови встречается примерно у каждого второго, вторая — у каждого третьего, третья — у каждого шестого, а четвертая — лишь у каждого двадцатого.

В своей статье на эту тему Ландштейнер выразил надежду, что его наблюдение, «возможно, пригодится человечеству». В 1930 году при вручении Нобелевской премии он сказал, что «система групп крови АВО не венец исследований, а только начало. В дальнейшем количество таких систем будет расти…» Через десять лет он сам и подтвердил эту идею, открыв у макак вида резус новый фактор совместимости крови, который назвал резус-фактором (Rh).

В настоящее время показано, что несовместимость крови вызывается работой иммунной системы, защищающей организм от чужеродных элементов — вирусов, бактерий, чужеродных тканей, химических веществ и др. Выделено уже более 250 факторов совместимости, сведенных в 25 различных систем.

Основные факторы совместимости крови — АВО и резус-фактор — генетически обусловленные, врожденные.

Особую проблему представляет собой резус-конфликтная беременность, когда мать резус-отрицательная, а младенец резус-положительный. При отделении плаценты во время родов в кровоток матери попадает небольшое количество крови плода. Его может оказаться достаточно для выработки у матери антирезус-антител, которые подвергнут опаснейшей атаке резус-положительные эритроциты будущих плодов. К счастью, сейчас уже найдены эффективные способы борьбы с этим конфликтом.

Исследования показали крайнюю неоднородность географического и национального распределения свойств совместимости крови. Например, у японцев и эскимосов резус-отрицательная кровь встречается менее чем в 1% случаев, у русских и норвежцев — примерно в 15%, а у арабов и басков — в 30% и более. Американские индейцы почти поголовно имеют первую группу крови, африканские бушмены — в двух случаях из трех, а русские — лишь в одном из трех.

Наличие такого огромного количества факторов несовместимости и усиливающаяся миграция людей заставляют ученых и врачей предельно тщательно и осторожно относиться к использованию донорской крови для лечения, разрабатывать новые способы подготовки и переливания крови. Наиболее радикальные предложения призывают вообще отказаться от донорской крови и перейти на использование искусственного носителя кислорода, который никак бы не взаимодействовал с иммунной системой человека. Такой носитель — искусственная кровь — уже создан и успешно испытан в нескольких странах, включая Россию.

В наши дни многие уверены, что для людей с разными группами крови существует оптимальная диета. Научного подтверждения такой подход не имеет. А вот твердо знать свою группу крови и резус-фактор полезно каждому.

Что такое знаки?

Почему люди из разных стран, говорящие на самых разных языках, легко понимают дорожные знаки и всевозможные указатели, с которыми сталкиваются в аэропортах, на вокзалах, выставках и в других местах?

Еще несколько десятилетий назад, когда техногенный мир, построенный людьми, был гораздо проще, такого большого количества знаков, дающих разные подсказки и указания, было гораздо меньше. Например, запрет на курение. Раньше везде, где не положено курить, в рамочках было написано «не курить». Сейчас же мы видим круг с дымящейся сигаретой, и она зачеркнута. Если на таком же знаке изображен мобильный телефон, мы отлично понимаем, что это место, где нельзя говорить по телефону.

В начале 70-х годов ХХ века Министерство транспорта США заказало 50 идеограмм, предназначенных облегчать людям ориентирование в аэропортах. Неожиданно эти знаки стали широко использоваться в других местах и странах. Чтобы понять, почему так получилось, надо вспомнить, как человек учился отделять от себя информацию для передачи ее другим людям.

Сначала люди изобрели пиктографическое письмо. В нем непосредственно изображали объекты, о которых идет речь, и эти изображения, называемые иконическими, пересылали друг другу. Рассматривая последовательность изображений примерно так, как сейчас рассматривают комиксы, адресат догадывался, о чем ему пишут.

По мере развития письменности возникло идеографическое письмо. В нем каждый знак изображает только главный, легко схватываемый опознаваемый признак какого-то объекта, его идею. Например, у египтян идея воды изображалась волной, у китайцев — потоком, а у ацтеков — емкостью с водой: квадратиком, закрашенным голубой краской. Эти иероглифы и есть прародители тех знаков, использующихся в аэропортах, на дорогах и в других местах.

Постепенно, однако, появились и более абстрактные знаки — символы. Об их значении нельзя догадаться. Их можно понять, только если известна общая договоренность или, как принято говорить в науке о теории знаков (семиотике), конвенция. Например, буквы, цифры и знаки математических операций, которыми мы пользуемся, — это символы. Когда мы в школе учимся письму и чтению, то есть шифровке и дешифровке информации, а также счету, мы фактически осваиваем конвенцию. Символами также считаются гербы и флаги.

Семиотику создал великий американский ученый Чарльз Сандерс Пирс. Ее практическая значимость осознается только сейчас. За последние несколько веков человек создал настолько сложный техногенный мир, что требуются специальные усилия, чтобы понять его законы. Эти усилия вполне сопоставимы с теми, которые человек потратил и тратит на понимание природы. Пиктограммы, знаки и символы были изобретены для освоения природного мира. Как мы видим по успеху идеограмм, разработанных по заказу Министерства транспорта США, эта проблема актуальна и для техногенного мира. Особенно остро она стоит в области информационных технологий, которые еще не умеют получать, упаковывать и передавать информацию так, как это умеет делать человек, пользуясь изображениями, знаками и символами.

Что такое инстинкт?

При всей разнице взглядов на то, что такое инстинкт, большая часть специалистов опирается на концепции, близкие к предложенной Чарльзом Дарвином в классической работе «Происхождение человека», которая была опубликована в 1871 году. Дарвин определял инстинкт как внутреннее побуждение животного стремиться к определенной цели. Именно цель, а не уникальные особенности действия определяет инстинкт. Действительно, в стремлении к пище и безопасности, в поиске партнера животное может действовать весьма разнообразно. Он считал также, что инстинкты не всегда эгоистичны и направлены на избегание боли и поиск удовольствия. По Дарвину, инстинкты — это простая наследственная сила.

Перечень инстинктов велик — от материнского до охотничьего. Но более всего людей волнуют любовь, смерть и агрессия.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, так же как и Дарвин, не считал, что инстинкты направлены на поиск удовольствия и избегание боли. Фрейд полагал, что в человеке противостоят инстинкты тяги к жизни и к смерти. Он считал, что либидо, то есть восходящее к тяге к жизни любовное влечение, переключает инстинкт смерти на внешние объекты — предметы и людей, что и порождает агрессию.

Поразительно, но инстинкт смерти обнаружен. Он совершенно не проявляется у людей вплоть до самого преклонного возраста. Он не то же самое, что усталость от жизни тяжелобольных людей, которые смерть однозначно предпочитают выздоровлению. Но здоровые и не потерявшие разум люди, преодолевшие столетний рубеж, обычно говорят, что насытились жизнью, полностью удовлетворены ею и хотели бы умереть. Так умерли счастливые библейские патриархи Авраам (175 лет), Исаак (180 лет) и Иаков (147 лет).

Основатель современной науки о поведении животных (этологии) Конрад Лоренц считал, что инстинктивные действия человека и животных обусловливаются сугубо внутренними эндогенными причинами и никак не связаны внешними событиями, хотя и нуждаются во внешнем поводе для своего выхода. Он считал, что, если накопившемуся в организме возбуждению вовремя не дать выхода, в дальнейшем это приведет к неадекватной реакции. Например, голубь-самец может начать ухаживать за резиновой голубкой. Лоренц считал, что и агрессия копится в человеке независимо от позитивных или негативных обстоятельств. У животных агрессия исчезает, если объект нападения демонстрирует покорность. У человека этого не происходит, и его агрессии надо давать регулярный выход. Агрессия важна для жизни человека, потому что может быть сублимирована, то есть переключена на творческую созидательную деятельность, в которой человек стремится к первенству. Выход агрессии, как у спортсменов, так и у болельщиков на спортивных состязаниях, общепризнан. В безвыходных ситуациях Лоренц предлагает разбить вдребезги какой-нибудь недорогой предмет. Видимо, скамейки на стадионах ломают как раз неудовлетворенные болельщики.

Что такое нанотехнологии?

Nános — это по-гречески «карлик». Один нанометр — миллиардная часть метра. Нанотехнологиями называют методы создания объектов с характерными размерами менее 100 нанометров, то есть менее одной десятимиллионной метра, или одной десятитысячной миллиметра. Безусловно, это прорыв, поскольку технологическое развитие человек начинал с метровых технологий — такой характерный размер имеют первые орудия труда. Затем человек двинулся сразу в две стороны — и увеличения, и уменьшения масштабов создаваемых им объектов. С одной стороны, он строил довольно большие сооружения. Пожалуй, это можно назвать гектометровыми или километровыми технологиями, так как самые большие постройки имеют размеры в несколько сотен метров. Например, Останкинская башня в высоту достигает 540 м.

С другой стороны, человек стал делать и миниатюрные предметы и с прецизионной точностью обрабатывать материалы. Если характеризовать современную точность, то получается, что в наши дни человек уверенно работает в области микрометровых технологий. Один микрометр — это одна миллионная часть метра, или 1000 нанометров. Таким образом, когда говорят о нанотехнологиях, речь идет о дополнительном, более чем десятикратном уменьшении размеров изготовляемых объектов. Казалось бы, ну и что? Подумаешь, в десять раз. Не впервой. Однако такой масштаб ответственности человечество примеряет впервые.

Есть ли в природе объекты таких малых размеров? Есть! Весь живой мир на Земле создан на основе нанотехнологий. Все живое, как известно, состоит из клеток, характерный размер которых составляет 10 микрометров, то есть 10 000 нанометров. Внутри клетки имеется множество важных для ее работы органоидов, сложнейших по устройству и функциям структур, которые как раз и имеют такие размеры — от десятков до сотен нанометров, в масштабах которых собирается работать нанотехнология. Речь, следовательно, идет о создании чего-то сопоставимого с жизнью на Земле, созданной природой.

В принципе, задача построения таких миниатюрных систем — аналогов машин и механизмов — решена. С помощью техники атомно-силовой микроскопии можно сконструировать, буквально сложить из отдельных атомов, как из кирпичиков, любую заданную систему с любыми свойствами, необходимыми для решения самых разных задач — от лечения людей до освоения космоса. Такое конструирование не будет очень простым, так как физические и химические закономерности в наноструктурных объектах принципиально отличаются от закономерностей, поведения отдельного атома или среды, состоящей из большого числа атомов. Эти особенности изучаются, и нет сомнений, что методы создания наноструктурных механизмов будут совершенствоваться.

Далее возникает проблема массового производства таких объектов, которая решена природой, умеющей размножать клетки делением, и не решена человеком, но есть теоретические предположения. Это значит, что рано или поздно человечество научится производить наноустройства в необходимых количествах.

Однако самое главное, что по предлагаемым способам тиражирования такие наносистемы могут стать способными к самостоятельному развитию, как развивалась жизнь на Земле, и нет гарантий, что мы сможем управлять этим новым эквивалентом жизни, или, если хотите, новой альтернативной жизнью.

Польза некоторых из уже реализованных наноустройств, в частности широко известных нанотрубок, очевидна. И у человечества достаточно времени, чтобы подумать, где следует остановиться.

Что такое наследственность?

Наследственность — это присущее всем живым организмам свойство передавать в ряду поколений от родителей детям сходство форм, физиологических особенностей, обмена веществ и характера индивидуального развития. Только благодаря биологической наследственности оказывается возможным воспроизведение форм жизни из поколения в поколение. Это принципиально отличает характер развития живого мира от неживого.

Генетическая информация хранится в дезоксирибонуклеиновой кислоте — ДНК. Она записана с помощью кода, представляющего собой чередование всего четырех нуклеотидов — аденина, гуанина, тимина и цитозина. Этого алфавита из четырех букв оказывается достаточно, чтобы написать детальную инструкцию, как должен создаваться и развиваться будущий организм. Ген можно рассматривать приблизительно как параграф инструкции, описывающей важную деталь будущего организма. В целом же для человека такая инструкция записана в 23 парах хромосом, входящих в состав ядра клетки. При этом в каждой паре передана одна хромосома от отца и одна от матери.

Хромосомная наследственность подчиняется довольно строгим математическим закономерностям, часть из которых была открыта Грегором Менделем. Проявление признаков, заложенных в генотипе, может зависеть от условий среды. Так, скажем, цвета глаз или группы крови это не касается, а вот рост и вес тела сильно зависят от условий развития.

Однако в клетке есть и ДНК, входящая не в состав ядра, а в другие органеллы. Она обеспечивает неядерный механизм наследственности, который подчиняется иным закономерностям. Неядерная наследственность в основном передается по материнской линии.

Иногда термин «наследственность» применяют к передаче некоторых инфекций. Такую наследственность называют инфекционной. В тех редких случаях, когда инфекционные агенты взаимодействуют с клетками хозяина вплоть до вторжения в его генетический аппарат, отделить инфекционную наследственность от нормальной биологической практически невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.063 с.)