Урок немецкого языка в 11 классе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок немецкого языка в 11 классе.



Учитель С.Д. Прокофьева (г. Псков)

Урок построен как дискуссия по поводу: нужно ли строить Охта-центр в Санкт-Петербурге. Сначала дискуссия (на иностранном, между прочим, языке) ведется с позиции красиво-некрасиво. Но это тупиковый подход, поскольку имеется разное понимание красоты. Тогда учитель спрашивает: «А кто с точки зрения профессии может быть заинтересован в этой проблеме?» Ребята называют архитекторов, экологов, менеджеров по туризму, юристов и т.д. Учитель предлагает им тексты, в которых излагается аргументированная позиция профессионалов по этой проблеме, и дети видят, исходя из чего формируются разные позиции по поводу одной и той же проблемы. С определением роли появляются аргументы в поддержку своей позиции. По мере того как учащиеся выражают данные позиции, им совершенно необходима становится новая лексика. Слов явно не хватает: «мыслей много, а сказать не могу!», поскольку дискуссия ведется, разумеется, на немецком языке. В распоряжении одиннадцатиклассников словари, справочники, можно спросить учителя или заглянуть в интернет. И вся справочная литература нарасхват. Таким образом, умело сформированная учебная ситуация легко и органично решает проблему мотивации обучения, которая для многих педагогов современной школы остается камнем преткновения.

 

Подводящий или побуждающий диалог.

 

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Например, на уроке русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» учитель предлагает прочитать слова, записанные на доске в 2 столбика:

Мяч Ночь

Еж Дочь

Шалаш Мышь

Вопрос учителя: что заметили общего? (слова оканчиваются на шипящий). А в чем различие? (В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова). Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему).

Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную позицию. Несомненным преимуществом данного приема является то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

Этапы постановки проблемы:

1. Предъявление противоречивых мнений (противоречивой информации).

2. Побуждение к осознанию.

3. Побуждение к проблеме.

4. Вопрос.

Например, на уроке во 2 классе по теме «Земля и космос» учитель предлагает детям рассмотреть два рисунка: Мир по Птолемею» и «Мир по Копернику» (проблемная ситуация). Учитель задает вопрос: что вас удивило? что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию). Какой возникает вопрос? (осознание противоречия). Кто из ученых прав? (вопрос фиксируется на доске).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.113.147 (0.005 с.)