Нормативно-правовые документы и методические аспекты составления отчетности и анализ финансового состояния организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые документы и методические аспекты составления отчетности и анализ финансового состояния организации



В Республике Беларусь основными нормативно-правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность, являются:

1) Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57-З (ред. от 23.07.2018 г.) «О бухгалтерском учете и отчетности» [25]. Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют главный бухгалтер организации, руководитель организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, ‒ промежуточную (квартальную, месячную) отчетность.

 Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год ‒ с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации. Отчетность составляется в официальной денежной единице Республики Беларусь. Показатели отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета.

Отчетность организации подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации [25].

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57-З (ред. от 23.07.2018 г.) «О бухгалтерском учете и отчетности» [25] бухгалтерская отчетность основывается на следующих принципах:

1) принцип непрерывности деятельности ‒ информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем;

2) принцип обособленности ‒ активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации;

3) принцип начисления ‒ хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним;

4) принцип соответствия доходов и расходов ‒ расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии);

5) принцип правдивости ‒ активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности;

6) принцип преобладания экономического содержания ‒ хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания;

7) принцип осмотрительности ‒ учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов ‒ занижена;

8) принцип нейтральности ‒ отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата;

9) принцип полноты ‒ наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации;

10) принцип понятности ‒ доступность для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации;

11) принцип сопоставимости ‒ возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций;

12) принцип уместности ‒ полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.

2) Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71-З (ред. от 01.01.2019 г.) «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)» [27]. Налоговым кодексом определено, что организации, включенные в перечень крупных плательщиков, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет по установленным форматам в виде электронного документа:

‒  годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность ‒ не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом;

‒  промежуточную (квартальную) индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность ‒ не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом [27].

3) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 г. № 104 (в ред. от 29.12.2018 г.) «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», внесении дополнения и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46 и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 и отдельных структурных элементов некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» [37].

Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность» установлены следующие формы бухгалтерской отчетности:

‒  бухгалтерский баланс;

‒  отчет о прибылях и убытках;

‒  отчет об изменении собственного капитала;

‒  отчет о движении денежных средств;

‒  отчет об использовании целевого финансирования [37].

4) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 г.) «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» [41].

Для сопоставления фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета организации обязаны провести их инвентаризацию перед составлением годовой отчетности. Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств установлен порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

Инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой отчетности необходимо провести в следующие сроки:

‒  основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продуктов подсобного сельского хозяйства) ‒ не ранее 1 ноября;

‒  незавершенного производства и полуфабрикатов ‒ не ранее 1 ноября;

‒  животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) ‒ не ранее 1 ноября;

‒  денежных средств ‒ не ранее 1 декабря;

‒  обязательств и других активов ‒ не ранее 1 декабря [41].

5) Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 56-З (ред. от 23.07.2018 г.) «Об аудиторской деятельности». Закон «Об аудиторской деятельности» [24] определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления такой деятельности.

В целях выражения аудиторского мнения о достоверности отчетности установлено ежегодное проведение обязательного аудита годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством. Такой аудит предусмотрен для:

‒  акционерных обществ, обязанных согласно законодательству публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;

‒  Национального банка Республики Беларусь;

‒  банков, банковских групп, банковских холдингов;

‒  бирж;

‒  страховых организаций, страховых брокеров;

‒  резидентов Парка высоких технологий;

‒  организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

‒  профессиональных участников рынка ценных бумаг;

‒  иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5000000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года.

6) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 (ред. от 29.12.2018 г.) «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» [38]. Для обеспечения единообразия и сопоставимости ведения бухгалтерского учета данным постановлением установлен типовой план счетов бухгалтерского и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета.

7) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 г. № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета [36]. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности определяет правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов при изменениях учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций.

8) Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 г. № 1672 (ред. от 22.01.2019 г.) «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» установлены следующие критерии:

1. признания субъекта хозяйствования платежеспособным является наличие коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения более нормативных или равные им, а также коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого менее или равно 1, для лизинговых организаций ‒ менее или равно 1,2;

2. признания субъекта хозяйствования неплатежеспособным является наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных, а также коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого менее или равно 1, для лизинговых организаций ‒ менее или равно 1,2;

3. неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, является наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и коэффициента обеспеченности обязательств активами, имеющего значение менее нормативного или равное ему;

4. неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, является наличие хотя бы одного из следующих условий:

‒ наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента обеспеченности обязательств активами, имеющего значение более нормативного;

‒ наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого более 1, для лизинговых организаций ‒ более 1,2 [40].

Таким образом, существующая система вышеперечисленных нормативно-правовых документов, регламентирующих бухгалтерскую отчетность, обеспечивает достоверность и полноту предоставления бухгалтерского баланса как части отчетности, а так же раскрывает все основные положения, имеющие к нему отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.017 с.)