Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Что такое экспериментирование?
Это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной
| активности детей.
|
|
8. Назовите виды экспериментирования, которые применяются с детьми дошкольного возраста.
По характеру познавательной деятельности: иллюстративное, поисковое, решение
| познавательных задач.
| По характеру операций: сравнительное, констатирующее, обобщающее.
|
9. Какие задачи Вы ставите, используя детское экспериментирование в образовательной деятельности?
Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Учить видеть и выделять проблему
| экспериментирования. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия. К
| словесному анализу-рассуждению. Развивать целеустремленность, настойчивость,
| решительность.
|
Спасибо за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Планы-конспекты образовательных ситуаций с использованием экспериментирования
Образовательная ситуация №1 «Обида»
Задачи:
1. Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2. Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3. Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы
Таблица В.1 – Конспект образовательной ситуации «Обида» с использованием экспериментирования, №1
Этап работы
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| 1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации
| - Ребята, воспитательница из соседнего детского сада рассказала мне ситуацию, которая у них произошла вчера на прогулке.
Марина упала и ушибла ногу. Она заплакала, но тут подошла Оля и сказала: «Марина, чего ты тут одна сидишь? Побежали скорее с нами играть в мяч». Марина вытерла слезы и ответила: «Я сейчас не могу…». Тогда девочка рассердилась на Марину и сказала: «Я больше не буду с тобой дружить и играть вместе! Я на тебя обиделись». И ушла, а Марина осталась сидеть и плакать.
| Дети сидят полукругом
Дети слушают
| 2.Поиск путей решения проблемы
| - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию, которая произошла с девочками?
- Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам)
Педагог объясняет детям, что им предстоит делать:
- Ты будешь Мариной, а ты будешь Олей. Марина сидит и плачет, потому что ушибла ногу и ей больно, а Оля подбегает к ней и начинают разговор. Поняли? (Если первая
|
Дети поднимают руки и выходят
Дети проигрывают ситуацию
| Продолжение таблицы В.1
| пара мальчики, имена заменяются на Пашу и Диму)
- Остальные ребята смотрят.
Педагог подсказывает детям реплики, если она затрудняются.
Обсуждение ситуации:
- Как вы думаете, кто по-настоящему обижен - Оля или Марина?
- А что можно сделать девочкам, чтобы помириться?
- Может девочкам просто перестать дружить и всё?
Воспитатель поощряет активность детей:
- Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты.
- Это интересный вариант, ты хорошо придумал.
|
Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)
| 3.Проверка гипотез, предположений
| - Ребята, в любом конфликте есть несколько участников и каждый из них имеет свою точку зрения. Как вы думаете, что нужно сделать каждому из участников, чтобы его поняли другие?
- Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не высказывают свое мнение. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои сказали, что они хотят».
- Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей)
- Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает наводящие вопросы детям:
- Девочкам удалось решить проблему? Почему?
- Что вы почувствовали, когда высказались?
Педагог старается спросить мнение каждого ребенка.
Вывод-правило:
- Молодцы! Мы с вами можем составить правило, которое поможет в любом конфликте. Оно будет звучать так, чтобы разрешить конфликт - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого.
|
Дети отвечают
Дети пробуют первый способ воздействия
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.1
| - Но только высказаться друг другу недостаточно для решения конфликта. Приятно, когда тебя выслушали, но этого достаточно?
- Что нужно сделать девочкам, чтобы лучше понять друг друга?
- Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков».
- Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли?
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Девочкам удалось решить проблему?
- Что вы чувствовали, когда слушали собеседников?
- Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку?
Вывод-правило:
- Отлично! Мы можем составить еще одно правило для решения любого конфликта - если ты не согласен – объясни почему.
- Но наш конфликт не решен, мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения?
- Что нужно сделать девочкам, если их мнения не сходятся?
- Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания девочек».
- Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если девочки сравнят свои точки зрения друг друга?
|
Дети отвечают
Дети пробуют второй способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети пробуют третий способ воздействия
| Продолжение таблицы В.1
| - Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Девочкам удалось решить проблему?
- Чем отличались ваши мнения?
- Сравнение точек зрения помогло вам лучше понять друг друга?
Вывод-правило:
- Здорово! Мы можем составить третье правило для решения любого конфликта - все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются.
- Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? Что является результатом конфликта?
- Что нужно сделать, чтобы всех участников конфликта удовлетворил его результат?
- Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим обеих девочек».
- Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам решить конфликт одно общее решение?
- Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение проблемы. Попробуйте!
Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Девочкам удалось решить проблему?
- Зачем нужно одно решение проблемы?
Вывод-правило:
- Молодцы!
Для того, чтобы решить конфликт важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки
|
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети пробуют четвертый способ воздействия
Дети отвечают
| Окончание таблицы В.1
| зрения. Важно последнее правило для решения любого конфликта - всегда можно найти решение, которое устроит всех.
|
| 4.Обсуждение увиденных полученных результатов
| - Давайте обсудим, получилось ли у нас решить конфликт девочек?
- Что нам помогло?
- Как мы узнали, что правила нам помогут?
| Дети отвечают
| 5.Формулировка выводов
| - Отлично, значит для того, чтобы решить любой конфликт нужно использовать 4 правила, какие?
1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого;
2) не согласен – объясни почему;
3) все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются;
4) всегда можно найти решение, которое устроит всех.
- Давайте назовем их «Правила дружных ребят» и хорошенько запомним, чтобы в нашей группе не было ссор?
|
Дети отвечают
|
Образовательная ситуация №2 «Составим картинку»
Задачи:
1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы
Таблица В.2 – Конспект образовательной ситуации «Составим картинку» с использованием экспериментирования, №2
Этап работы
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| 1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации
| - Ребята, посмотрите, что у меня есть? (показываю коробку с пазлами)
- Вы любите собирать пазлы? Одни или с друзьями?
| Дети сидят полукругом.
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.2
| - Дима и Тима очень любят собирать пазлы (Показываю фото двух детей). Как-то раз они решили собирать большой пазл вдвоём, сели за стол и молча начали. Тима начал собирать справа, потом слева, Дима начал с середины. Пазлы у мальчиков постоянно падали на пол, путались, переворачивались. Ребята работали очень долго, но так и не смогли закончить.
|
| 2.Поиск путей решения проблемы
| - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию мальчиков?
- Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам)
Педагог объясняет детям, что им предстоит делать:
- Ты будешь Тимой, а ты Димой, вам нужно сесть за стол и попробовать не договариваясь друг с другом, молча собрать пазлы. Поняли?
- Остальные ребята смотрят.
Обсуждение ситуации:
- Вам было удобно собирать пазл? Вы могли собрать его быстрее?
- А что можно сделать мальчикам, чтобы проще и быстрее собрать их пазл?
Воспитатель поощряет активность детей:
- Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты.
- Это интересный вариант, ты хорошо придумал.
|
Дети поднимают руки и выходят
Дети проигрывают ситуацию
Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)
| 3.Проверка гипотез, предположений
| - Ребята, в любом совместном деле для получения хорошего и быстрого результата нужна слаженность действий.
- Мы с вами составляли «Правила дружных ребят», могут ли они помочь нам в нашей ситуации? Их можно использовать только в конфликтных ситуациях или при совместном деле тоже? Давайте проверим?!
- Как вы думаете, что сначала нужно сделать каждому из участников дела, чтобы в конце получить результат, удовлетворяющий каждого из них?
- Составим гипотезу: «Наверное, общее дело не получается, потому что люди не высказывают свое мнение, как бы они хотели работать вместе. Давайте
|
Дети отвечают
Дети пробуют первый способ воздействия
| Продолжение таблицы В.2
| попробуем сделать так, чтобы наши герои сказали, чего они хотят».
- Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей)
- Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если оба мальчика выскажут свою точку зрения и выслушают друг друга.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает наводящие вопросы детям:
- Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему?
- Что вы почувствовали, когда высказались?
Педагог старается спросить мнение каждого ребенка.
Вывод-правило:
- Молодцы! Как звучит первое правило?
- Верно! Оно будет звучит так - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого.
- Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно?
- Высказаться друг другу недостаточно для решения совместного дела.
- Что нужно сделать мальчикам, чтобы лучше понять друг друга?
- Составим гипотезу: «Наверное, совместное дело не ладится, потому что люди не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков».
- Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли?
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
|
Дети отвечают
(Дети только высказали свои точки зрения, но не договорились)
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети пробуют второй способ воздействия
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.2
| - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему?
- Что вы чувствовали, когда слушали собеседников?
- Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны?
- Почему важно объяснить свое поведение другому человеку?
Вывод-правило:
- Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое поможет в совместном деле. Как оно звучит?
- Если ты не согласен – объясни почему.
- Но наше дело не закончено, мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения?
- Что нужно сделать мальчикам, если их мнения не сходятся?
- Составим гипотезу: «Наверное, сложности в работе над совместным делом случаются, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания мальчиков».
- Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если мальчики сравнят свои точки зрения друг друга?
- Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему?
- Чем отличались ваши мнения?
- Сравнение точек зрения помогло вам лучше понять друг друга?
Вывод-правило:
- Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит?
- Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются.
| Дети отвечают
Дети отвечают
Дети пробуют третий способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.2
| - Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно?
- Что нужно сделать, чтобы всех участников дела удовлетворил его результат?
- Составим гипотезу: «Наверное, сложности при выполнении совместного дела возникают, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим обоих мальчиков».
- Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам решить совместное дело одно общее решение?
- Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте!
Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему?
- Зачем нужно одно решение проблемы?
Вывод-правило:
- Молодцы! Для того, чтобы выполнить совместное дело важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения. Важно последнее правило, как оно звучит, ребята?
- Всегда можно найти решение, которое устроит всех.
|
Дети отвечают
Дети пробуют четвертый способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
| 4.Обсуждение увиденных полученных результатов
| - Давайте обсудим, получилось ли у нас выполнить совместное дело мальчиков?
- Что нам помогло?
- «Правила дружных ребят» нам помогут только в конфликтных ситуациях?
- Как мы узнали, что правила нам помогут и в совместном деле?
| Дети отвечают
| Окончание таблицы Б.2
5.Формулировка выводов
| - Отлично, значит для того, чтобы решить любой конфликт нужно использовать 4 правила, какие?
1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого;
2) не согласен – объясни почему;
3) все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются;
4) всегда можно найти решение, которое устроит всех.
- Сегодня мы с вами доказали, что наши «Правила дружных ребят» можно применять не только в ссорах, конфликтах, но и при выполнении совместных дел с друзьями и близкими. Молодцы!
|
Дети отвечают
|
Образовательная ситуация №3 «Краски»
Задачи:
1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы
Таблица В.3 – Конспект образовательной ситуации «Краски» с использованием экспериментирования, №3
Этап работы
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| 1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации
| - Ребята, посмотрите на доску, что это? (Рисунки)
- Эти рисунки нарисовали три девочки. Что необычного вы в них видите? (В каждом рисунке используется только один цвет)
- Я расскажу вам историю, а вы ответите, почему же у девочек получились такие интересные рисунки? Нина, Лена и Ксюша говорили всем, что они настоящие подруги. Однажды воспитатель дала им задание,
| Дети сидят полукругом
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.3
| нарисовать рисунки на тему «Осень». Девочки сели за один стол, взяли бумагу, кисточки, поставили баночки с красной, желтой и синей красками. Когда воспитательница ушла, Нина схватила баночку с красной краской и сказала: «Это будет моя краска!», «А эта — моя!» — сказала Лена и взяла себе желтую краску, тогда Ксюша забрала синюю краску. Девочки стали рисовать, когда воспитатель просмотрела на их рисунки, она очень удивилась, покачала головой и сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить».
|
| 2.Поиск путей решения проблемы
| - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию, которая произошла с девочками?
Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам)
Педагог объясняет детям, что им предстоит делать:
- Ты будешь Ниной, ты Леной, а ты Ксюшей. Садитесь за столы, я буду играть роль воспитателя и дам вам задание. Поняли?
- Остальные ребята смотрят.
Педагог подсказывает детям реплики и действия, если она затрудняются.
Обсуждение ситуации:
- Почему воспитательница удивилась, когда увидела рисунки девочек?
- Почему воспитательница сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить»?
- Девочек можно назвать настоящими друзьями? Почему?
- А у вас есть настоящие друзья? Какие они?
- Нужно ли в дружбе использовать какие-либо правила или это не обязательно? Почему?
Воспитатель поощряет активность детей:
- Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты.
- Это интересный вариант, ты хорошо придумал.
|
Дети поднимают руки и выходят
Дети проигрывают ситуацию
Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)
| Продолжение таблицы В.3
3.Проверка гипотез, предположений
| - Ребята для того, чтобы получить хороший результат своей работы нужно знать несколько правил-помощников при общении с другими людьми. Давайте проверим это?
- Как вы думаете, что нужно сделать каждому из участников, чтобы его поняли другие?
- Составим гипотезу: «Наверное, хорошего результата работы не получается, потому что люди не высказывают свое мнение».
- Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей)
- Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает наводящие вопросы детям:
- Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему?
- Что вы почувствовали, когда высказались?
- Почему было важно каждой девочке высказать свое мнение по поводу работы?
Педагог старается спросить мнение каждого ребенка.
Вывод-правило:
- Молодцы! Как звучит наше первое правило?
- Верно! Оно будет звучит так - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого.
- Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно?
- Высказать свое мнение недостаточно для получения желаемого результата своей работы.
- Что нужно сделать девочкам, чтобы лучше понять друг друга?
- Составим гипотезу: «Наверное, человек не может получить желаемый результат, потому что не только не высказывает свое мнение, но и не объясняет его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков».
|
Дети отвечают
Дети пробуют первый способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.3
| - Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли?
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему?
- Что вы чувствовали, когда слушали собеседников?
- Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны?
- Почему важно объяснить свое поведение другому человеку?
Вывод-правило:
- Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое поможет в достижении наилучшего результата в работе с другими людьми. Как оно звучит?
- Если ты не согласен – объясни почему.
- Мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения?
- Что нужно сделать девочкам, если их мнения не сходятся?
- Составим гипотезу: «Наверное, сложности в работе над хорошим результатом случаются, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания девочек».
- Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если девочки сравнят свои точки зрения друг друга?
- Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
|
Дети пробуют второй способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети пробуют третий способ воздействия
| Продолжение таблицы В.3
| Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему?
- Чем отличались их мнения?
- Сравнение точек зрения помогло лучше понять друг друга? Почему?
Вывод-правило:
- Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит?
- Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются.
- Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно?
- Что нужно сделать, чтобы все участники работы были удовлетворены своими результатами?
- Составим гипотезу: «Наверное, у каждого участника работы отсутствует хороший результат, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим всех девочек».
- Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам удовлетворить всех участников одно общее решение?
- Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте!
Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему?
- Зачем нужно одно решение проблемы?
- Нужно ли думать о том, чтобы получить хороший результат не только самому, но и остальным участникам работы? Почему?
Вывод-правило:
- Молодцы! Для того, чтобы всем получить наилучший результат важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения.
|
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети пробуют четвертый способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
| Окончание таблицы В.3
| Важно последнее правило, как оно звучит, ребята?
- Всегда можно найти решение, которое устроит всех.
|
| 4.Обсуждение увиденных полученных результатов
| - Давайте обсудим, нужно ли в работе, для получения наилучших результатов использовать правила?
- Что нам помогло?
- Наши «Правила дружных ребят» нужно использовать настоящим друзьям? Почему?
| Дети отвечают
| 5.Формулировка выводов
| - Отлично, значит для того, чтобы в своей работе добиться лучшего результата нужно использовать 4 правила, какие?
1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого;
2) не согласен – объясни почему;
3) все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются;
4) всегда можно найти решение, которое устроит всех.
- Сегодня мы с вами доказали, что наши «Правила дружных ребят» можно применять не только в ссорах, конфликтах, при выполнении совместных дел, но и для получения наилучших результатов в работе. Молодцы!
|
Дети отвечают
|
Образовательная ситуация №4 «Прогулка»
Задачи:
1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы:
Таблица В.4 – Конспект образовательной ситуации «Прогулка» с использованием экспериментирования, №4
Этап работы
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| 1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации
| - Ребята, сегодня очень хорошая погода и скоро мы с вами отправимся на прогулку. Я хочу, чтобы вы все вместе самостоятельно выбрали две игры, в которые мы будем играть на улице, но это нужно сделать так, чтобы играть могли и хотели все дети. И мальчики, и девочки.
| Дети сидят полукругом
| 2.Поиск путей решения проблемы
| - Попробуйте сейчас решить сами, во что хотите играть.
(Если дети сразу предлагают воспользоваться «Правилами дружных ребят», то педагог переходит к этапу 3)
Обсуждение ситуации:
- Вам удалось договориться и выбрать две игры?
- Все ребята согласны с выбором? Как вы это поняли?
- Честно ли произошел выбор игр? Почему?
|
Дети отвечают
| 3.Проверка гипотез, предположений
| - Ребята, когда вам предстоит сложный выбор, который должен удовлетворить всех участников нужно выбрать правильный ход действий. Мы с вами знаем «Правила дружных ребят», могут они помочь нам в этой ситуации? Давайте проверим это?
- Как вы думаете, что нужно сделать каждому из вас, чтобы его поняли другие?
- Составим гипотезу: «Наверное, людям не получится договориться так, чтобы все были довольны, потому что они не высказывают свое мнение».
- Давайте проверим наше предположение. Попробуем и посмотрим, что будет, если каждый выскажет свою точку зрения и выслушает остальных.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает наводящие вопросы детям:
- Вам удалось решить задачу? Все
|
Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)
| Продолжение таблицы В.4
| довольны результатом? Почему?
- Что вы почувствовали, когда высказались?
- Почему было важно каждому высказать свое мнение?
Педагог старается спросить мнение каждого ребенка.
Вывод-правило:
- Молодцы! Как звучит наше первое правило?
- Верно! Оно звучит - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого.
- Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно?
- Недостаточно каждому высказать свое мнение, чтобы сделать выбор, который будет нравиться всем.
- Что нужно сделать, чтобы лучше понять друг друга?
- Составим гипотезу: «Наверное, люди не могут сделать выбор, который понравится им всем, потому что не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы все объяснили причины выбора своих игр».
- Давайте проверим наше второе предположение. Вам нужно сделать тоже самое, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а затем попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли?
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему?
- Что вы чувствовали, когда слушали собеседников?
- Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны?
- Почему важно объяснить свое поведение другому человеку?
Вывод-правило:
| Дети пробуют первый способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети пробуют второй способ воздействия
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.4
| - Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое важно при обсуждении сложного выбора. Как оно звучит?
- Если ты не согласен – объясни почему.
- Мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения?
- Что нужно сделать, если ваши мнения не сходятся?
- Составим гипотезу: «Наверное, сложности при выборе, который должен удовлетворить всех, возникают, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить, чем отличаются ваши желания».
- Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если вы сравните точки зрения друг друга?
- Вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте.
Педагог помогает детям в ситуации затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему?
- Чем отличались ваши мнения?
- Сравнение точек зрения помогло лучше понять друг друга? Почему?
Вывод-правило:
- Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит?
- Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются.
- Вы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему вы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно?
- Что нужно сделать, чтобы все были удовлетворены выбором?
- Составим гипотезу: «Наверное, людям не нравится сделанный выбор,
|
Дети отвечают
Дети пробуют третий способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
| Продолжение таблицы В.4
| потому что они не могут найти одно решение, которое понравится всем. Давайте попробуем найти решение, которое устроим всех».
- Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам удовлетворить всех участников одно общее решение?
- Вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте!
Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения.
Обсуждение:
Педагог задает вопросы:
- Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему?
- Зачем нужно одно решение проблемы?
- Нужно ли думать о том, чтобы выбором были довольны все? Почему?
Вывод-правило:
- Молодцы! Для того, чтобы всем нравился выбор важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения. Важно последнее правило, как оно звучит, ребята?
- Всегда можно найти решение, которое устроит всех.
|
Дети пробуют четвертый способ воздействия
Дети отвечают
Дети отвечают
| 4.Обсуждение увиденных полученных результатов
| - Давайте обсудим, когда вам предстоит сложный выбор, который должен удовлетворить всех участников, нужно ли использовать правила?
- Что нам помогло это понять?
- Наши «Правила дружных ребят» помогли решить вашу задачу? Почему?
| Дети отвечают
| 5.Формулировка выводов
| - Отлично, значит для того, чтобы сделать выбор, который понравится всем участникам, нужно использовать 4 правила, какие?
1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого;
2) не согласен – объясни почему;
|
Дети отвечают
| Окончание таблицы В.4
|